Шпаргалка по "Психогенетика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на экзаменационные билеты по курсу "Психогенетике".

Работа состоит из  1 файл

психогенетика шпоры.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)

Психогенетика

Билет № 1.

Предмет психогенетики. Место психогенетики в системе  наук. 

Психогенетика  –   междисциплинарная   область   знаний,   пограничная   м\у

психологией (точнее, дифференциальной психологией)  и  генетикой.  Предметом

ее  исследований являются  относительная роль  и взаимодействие  факторов

наследственности  и  среды  в  формировании   индивидуальных   различий   по

психологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы  в  сферу

психогенетических  исследований  включается  и  индивидуальное  развитие:  и

механизмы перехода с этапа на этап, и индивидуальные траектории развития.

Она  решает  вопрос  о  происхождении   человеческой   индивидуальности,   о

существовании   «первичных»,   «исходных»   особенностей    психики   ч-ка,

предшествующих  приобретаемому опыту, во-первых, и  о возможном влиянии  генов

на динамику психического  развития,  его  индивидуальные  траектории,  смену

возрастных периодов и т.д. во-вторых .

Решение этих вопросов  определяет  конкретно-научную  методологию  и,  кроме

того, оказывается  встроенным в общее мировоззрение  ч-ка.  Оно  важно  и  для

решения прикладных задач, связанных с диагностикой и с учетом индивидуально-

психологических   особенностей   р-ка   и   взрослого.   Неверное   решение,

неправильное понимание экспериментальных  данных  психогенетики  приводит  к

социально  нежелательным   последствиям   –   от   игнорирования   педагогом

индивидуальности  ученика до расистских теорий.

Психогенетика  изучает  вопросы  наследования  поведенческих   признаков   и

психологических функций в популяциях, и по определению  эта  наука  озабочена

не отдельными индивидуальностями, а  их  разнообразием,  т.е.  популяционной

изменчивостью   (вариативностью,   дисперсией)   изучаемого   признака.   Ее

интересуют вопросы, касающиеся хар-к распределения  индивидуальных  значений

по изучаемому  признаку  в  популяции,  +  вопросы  о  том,  влиянием  каких

факторов  –  генетических  или  средовых  –  можно   объяснить   наблюдаемую

изменчивость.

БИЛЕТ № 2.

История развития психогенетики в России и за рубежом. 

Психогенетика (ПГ) сложилась недавно, но имеет истоки:

Теория эволюции Дарвина: 3 мех-ма эволюции:

       1.  У  особей  внутри  каждого   вида   существует   изменчивость   по

          морфологическим и физиологическим признакам,  +  эта  изменчивость

          возникает случайным образом.

       2. Эта изменчивость наследуется  – предается от поколения к   поколению

          (наследственность).

       3. Существует  ограниченность ресурсов  необходимых  данной  популяции

          =>  борьба  за  выживание.  Выживает   наиболее   приспособленный,

          оставляет более приспособленное  потомство (естественный отбор).

Эта теория вначале  не была принята.  Была  слитная  теория  –  если  человек

высокий + низкий – потомство среднее. Наследственное в-во  – кровь,  отсюда

чистокровный, полукровка.

В 1859 г. Дарвин издает  книгу  о  происхождении  вида  путем  естественного

отбора. Книга –  основа определения движущих сил  психики  животных  и  ч-ка.

Тогда же история развития генетики ч-ка.

I ЭТАП 1865 – 1900гг.

Начало психогенетики  как науки об этиологии индивидуальных  различий  больше

всего связано  с именем английского  ученого  Ф.Гальтона,  двоюродного  брата

Ч.Дарвина, разносторонне  образованного ч-ка. В 1865  он  опубликовал  статью

«Наследственный  талант  и  характер»,  положившую  начало  серии  работ  по

наследственности  у  ч-ка.  В  том  же  году,  когда  Г.Мендель  в  Брюннском

обществе   естествоиспытателей    доложил    об    открытых    им    законах

наследственности. А в 1869  вышла  в  свет  книга  Гальтона  «Наследственный

гений: исследование его законов и последствий».  В  этой  книге  он  пытался

решить   проблему   наследуемости   одаренности,   анализируя    родословные

выдающихся деятелей науки, юриспруденции, спорта, военного  дела,  искусства

и т.д. с помощью  генеалогического метода психогенетики.

Выделив три степени  даровитости и одновременно  использовав  экзаменационные

оценки, полученные поступавшими в Королевскую военную  коллегию, он  применил

к этому материалу  уже существовавший тогда закон  Кетле «закон  уклонения  от

средних величин».

Результаты: люди выдающейся  даровитости  по  отношению  к  посредственности

стоят настолько  же высоко,  насколько  идиоты  стоят  ниже  ее.  Мало  людей

сильно одаренных и слабоумных – в основном одинаковое кол-во. Второй факт  –

снижение  числа  даровитых  со  снижением  степени  родства  –  это  Гальтон

констатировал вполне отчетливо, как  доказательство  наследственной  природы

таланта.

Биологической теорией для объяснения полученных  свидетельств  наследуемости

послужила теория пангенезиса Дарвина. Согласно ей, ч-к, как  и  любой  живой

организм, состоит  из  бесчисленного  кол-ва  независимых  частиц  –  геммул,

которые  управляются  исключительно естественным  сродством  друг  с  другом,

что и определяет   строение живущей формы.

Проблема наследственности стала центральной в научных  интересах Гальтона.  В

1876 – статья  «История близнецов как критерий  относительной силы  природы   и

воспитания»,  утверждавшая  метод близнецов в психогенетике.  В    статье

обсуждаются и  вопросы биологии многоплодия, близнецовый  метод  генетики,  и

полученные  с  его  помощью  данные  о  роли   природы    и   воспитания   в

формировании  индивидуальных  особенностей  людей. К   тому   времени   уже

существовали гипотетические представления о том, что  близнецы  бывают  двух

типов моно- и дизиготные. Гальтону эти работы были, очевидно, неизвестны,  и

он самостоятельно  сформулировал  гипотезу  о  том,  что  слово   «близнецы»

объединяются двумя  совсем разными феноменами: развитие детей из  разных  или

из одного яйца.  Т.е  речь  идет  о  монозиготных  (МЗ)  и  дизиготных  (ДЗ)

близнецах. Факт их существования Гальтон и  использовал,  впервые  в  науке,

как метод для  оценки влияния природы и воспитания.

В 1884 в  Лондоне  проходила  международная  выставка.  Гальтон  открыл  там

антропометрическую  лабораторию за год туда  вошло  93337  человек  –  первое

массовое исследование. Он измеряет:

- конституциональные  параметры (рост, вес, пропорции)

- сенсомоторные  (время реакций на визуальные  и  звуковые  стимулы,  острота

зрения и слуха)

по каждому параметру  им  были  получены  три  показателя:  низкий,  средний,

высокий. Вставал  вопрос, что делать с полученными  данными. В итоге получаем

       1.  З-н  распределения  Гаускую  (Гаус)  прямую  –  межиндивидуальная

          вариативность  –  базовая   описательная  статистика,   позволяющая

          сравнивать группы.

       2. Далее, возможность рассмотреть   взаимосвязь  м\у  характерами  при

          помощи  коэффициента  корреляции  (находка  Гальтона),  разработан

          учениками Гальтона. Коэффициент   корреляции  позволяет  посмотреть

          взаимовлияние. Изменяется от    -1 до 1. если  =  1,  то  ранговые

          места совпадают – ч-к имеющий большой рост имеет и большой вес.

          Если –1, то чем ниже рост,  тем  больше  вес  –   нет  соответствия

          рангов, нет взаимосвязи.

       3. Факторный анализ – путем  математической процедуры можно  попытаться

          вычленить некие факторы, к-е мы не измеряем, но к-е могут влиять

          на измеряемые факторы. Сведение  всех хар-к  к  некоторым   факторам

          (меньшему кол-ву) – фактор, лежащий  в основе. 

В 1883 Евгеника –  наука  о  рождении  лучшего,  соотношение  науки  и  этики

(Гальтон) метод  искусственной селекции ч-ка. Делится  на:

       1. Позитивную (Гальтон) – больше  помощи бракам,  дающим  ценное  для

          общества потомство.

       2. Негативное  (Флоренский)  –   создавать  препятствия  для  браков,

          дающих дефектное потомство. Очерк  Флоренского «Усовершенствование

          и вырождение ч-го рода». Подбор  супруга д.б.  сознательным,  если

          дефекту  противопоставить  нормальность  –  можем  избавиться  от

          дефекта.

Евгеника –  социальная программа. Информированность  о дефектах  генетических.

Если  ч-ка  информировать  –  он,  возможно  не  захочет  оставлять  большое

потомство.

В  начале  нашего  века  Евгеника  претерпевает  деформацию:   в   24г.    –

эмиграционный з-н об ограничении въезда латинцев  в штате Индиана,  з-н о

стерилизации шизофреников, алкоголиков… Подобные з-ны в 33-е г. –  Германия.

Далее геноцид  евреев, русских, поляков. В этом  проявлении  Евгеники  ничего

не остается от изначальной идеи.

Все эти работы позволили В.Томпсону и Г.Уайльду утверждать, что Ф.Гальтон  с

большим правом, чем  кто-либо другой, может быть назван основателем  генетики

поведения, а его  работы вместе с работой  Дарвина  отнесены  ими  к  I  фазе

истории генетики поведения. 

II ФАЗА – до конца 30-х годов нашего  столетия  замечательна  успехами  в

методологии психогенетического исследования. Главное здесь:

       1.  Появление надежных  способов  диагностики  зиготности  близнецов,

          благодаря   чему   стало   возможным    оформление    современного

          близнецового метода как сопоставления   моно – и дизиготных пар.

       2.   Развитие   статистических   способов   оценки    сходства    м\у

          родственниками, в частности   появление  продукт-момент  корреляции

          К.Пирсона.  Когда  речи  идет  не   об   альтернативном   признаке

          (например, шестипалости у  людей),  а  о  количественном,  т.е.  о

          таком, который присущ  всем  членам  популяции,  только  с  разной

Информация о работе Шпаргалка по "Психогенетика"