Шпаргалка по "Психогенетика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на экзаменационные билеты по курсу "Психогенетике".

Работа состоит из  1 файл

психогенетика шпоры.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)

          степенью   выраженности(   например,   баллы   IQ),    возможность

          количественно оценить сходство  и различие в парах людей   с  разной

          степенью  родства  приобретает   решающее   значение.   Корреляции

          Пирсона, а затем работы Фишера  и  Райта  обеспечили  решение   этой

          задачи.

Их  работы   вмести   с   работами   Гальтона   положили   начало   генетики

количественных  признаков (биометрической генетики),  предполагающей  решение

генетических проблем  вариационно- статистическими методами. Это  был  важный

момент в истории  генетики поведения, ибо нормальные поведенческие  признаки,

контролируемые  большим числом генов, просто  не  могли  изучаться  в  рамках

менделевской  генетики,  имевшей  дело  с   качественными,   альтернативными

признаками.

В  те  же  десятилетия  появилась  и   стала   развиваться   психологическая

диагностика.

Немецкий психогенетик Х.фон Браккен  отметил  еще  один  методический  успех

того периода  – появление метода сравнения  раздельно  выросших  монозиготных

близнецов (своеобразного  «критического эксперимента» психогенетики).

В то же время интенсивно шли работы по генетике поведения  животных. 

III фаза – до  конца 60-х годов.  Этап накопления  имперических данных.

В 1958 вышла работа «Среда, наследственность и  вопрос  «как»»  американской

исследовательницы А.Анастази. она сыграла важную  роль  в  оформлении  самой

постановки вопроса: от бытовавшего ранее стремления (хотя  не  всегда  четко

формулируемого) выяснить, что в психике ч-ка от наследственности,  а  что  –

от среды. Анастази предложила перейти к вопросу  о том,  как  взаимодействуют

эти два фактора  в формировании тех или иных психологических  функций.

На третьем этапе  проводились генетические исследования интеллекта  и  разных

форм  умственных  дефектов  и   психиатрических   заболеваний,   интенсивно

изучалась генетика поведения животных. Вышли четыре больших публикации.

IV этап современного  развития. Переосмысление данных.

По мере  интенсификации  исследований  не  только  накапливаются  позитивные

знания, но и  обнаруживаются  ограничения  экспериментальных  математических

методов, противоречия в эмпирическом  материале,  появляются  новые  объекты

изучения. Последние  десятилетия в  психогенетике  ознаменовались  и  строгим

выявлением  дефектов  некоторых  методов(  н\р  близнецового)  и   серьезной

экспериментальной  проверкой  этих  сомнений.   Доминировавший   интерес   к

психогенетическому   исследованию   интеллекта,    постепенно    вытесняется

изучением изменчивости других  характеристик  индивидуальности:  когнитивных

стиле,   особенностей   темперамента   и   личности,    психофизиологических

признаков, а главное  – генетических и средовых  детерминант  индивидуального

развития.

Средовые условия  понимаются широко, зависит от  того  с  т.зр.  какой  науки

рассматриваются. В ПГ – все типы  средовых  влияний:  и  психологическое,  и

экономическое и  т.д. есть среда, делающая людей внутри семьи похожими  и  не

похожими:

       1.  Общая  среда  –   те  типы  влияний,  к-е  одинаковые  для  членов

          одинаковых пар родственников. Что для семьи общая среда – соц.

          Экономический статус семьи. Для  детей – общее отношение   родителей

          к детям, школа (если она  общая для обоих) и т.д.

       2. Индивидуальная среда – типы  среды, к-е различны  у  разных  членов

          одной  семьи.  Если  девочка   и  мальчик  –  у   родителей   разные

          требования, ожидания к ним, разный  возраст, разные друзья  и   р.д.

          если МЗ – влияние среды  будет и отношение друг к  другу.

Формируются   новые   методы,   совершенствуется   статистический   аппарат,

создаются общие  модели влияния на различных людей. 

В нашей стране.

Первое  в  России   исследование   наследуемости   психологических   качеств

принадлежит академику  Петербургской Академии наук К.Ф.Вольфу (1834 –  1894).

Он занимался  «теорией уродов», в частности,  вопросом  о  передаче  дефектов

потомству, но  писал  и  о  возможности  наследования  других  особенностей,

прежде всего  темперамента.

1891г  –   первая   русская  работа  о  близнецах,  приват-доцент   педиатрии

Московского университета Н.Ф.Миллер, «О гомологических близнецах».

Происхождение индивидуальных особенностей интересовало и крупных  российских

антропологов  и  педагогов.  В  двухтомнике  Ушинского  есть   спец.   Глава

«Наследственность привычек и развитие инстинктов». Он признавал  возможность

наследования  приобретенных  привычек.  К  характеру  же  Ушинский   относил

индивидуальные  особенности «в мыслях, наклонностях, желаниях и поступках»  и

считал, что среди  них есть и продукты его собственной жизни ч-ка и  продукты

наследственных  наклонностей  и  особенностей.  Позднее  Ушинский  пришел  к

выводу, что наследственно  передается не сама  привычка,  а  нервные  задатки

ее,  которые  могут  впоследствии,  в  зависимости  от  обстоятельств,  либо

развиться, либо заглохнуть.

Как самостоятельная  экспериментальная научная дисциплина генетика  в  России

стала развиваться  после 1917г. когда появились  первые  научные  учреждения,

специализированные  журналы, фундаментальные труды  российских  генетиков.  К

1919г. в Петроградском  университете была создана   первая  в  России  кафедра

экспериментальной  зоологии   и   генетики,   руководителем   которой   стал

Ю.А.Филипченко (1882  –  1930)  –  один  из  основоположников  отечественной

генетики.

Изучение наследственности психологических особенностей человека  проводилось

в двух исследовательский  учреждениях: в созданном в 1921г. Бюро по  евгенике

(Петроград) и  в Медико – биологическом институте,  организованном в Москве  в

1924г. Руководителем Бюро по евгенике также был Филипченко.

В 1922г. вышел первый номер «Известий Бюро по  евгенике!,  посвященный  100-

летич  Гальтона.  В  нем  сформулировали  задачи  Бюро:  изучение   вопросов

наследственности  с помощью анкет, обследований, экспедиций;  распространение

в широких народных массах сведений о законах наследственности  у  ч-ка  и  о

целях и задачах  евгеники; советы евгенического характера  желающим  вступить

в брак и вообще  всем  интересующимся  своей  наследственностью.  Сотрудники

Бюро разработали  анкеты для сбора генеалогических  сведений  у  разных  групп

населения.

Всего было три  выпуска журнала.

В  1928г   в  Медико-биологическом  институте  была  организована   Кабинет-

лаборатория  наследственности  и   конституции   ч-ка,   которую   возглавил

С.Г.Левит. в 1935 институт был преобразован в  Медико-генетический  институт

им. Горького, Левит  стал  его  директором,  но  в  1937  был  арестован,  а

институт расформирован. В институте был разработан новый  и  впервые  истинно

научный подход к генетике ч-ка вообще  его  психологических  особенностей  в

частности. Левит  начал с утверждения о том, что генетика ч-ка, кк  и  другие

частные главы  генетики,  способна  обогатить  общую  генетику.  Достоинства

человека как  генетического объекта автор усматривал в следующем:

        .  В  почти  полном  отсутствии  естественного  отбора,  что   должно

          привести к «огромному накоплению»  менделирующих признаков

        . В возможности  относительно  точно  изучать  генетику  психических

          особенностей, главным образом психических  аномалий

        . В гораздо большей изученности  физиологии и морфологии.

Далее Левит проанализировал  преимущества близнецового метода по сравнению  с

генеалогическим и статистическим.

Одну из задач  института Левит видел во  всестороннем  развитии  близнецового

метода, предполагая  при этом, что работа с близнецами будет  «бессрочной»  -

от  рождения  до  смерти,  и  изучаться  будут  все  доступные  исследованию

признаки. Такая  работа началась  в 1929г.

Близнецовым  исследованиям  анатомии,  физиологии,  патологии  и  психологии

полностью посвящен том  3  «Трудов»  института  1934г.  основные  результаты

работы были опубликованы в  1936  в  четвертом  томе  «Трудов»,  теперь  уже

Медико-генетического  института им. Горького. судя по данным, содержащимся  в

частности в статье Левита, исследованиями, проводившимися в институте,  были

охвачены 1350 пар  близнецов;  использовались  и  развивались  три  основных

метода:    клинико-гениалогический,    патологический,    близнецовый,     и

соответственно  три основных  области  исследований:  патология.  Биология  и

психология.

Эти суммировавшие  и  обозначавшие  перспективу  работы  Левита  существенно

отличны от  всего  предыдущего.  Именно  они,  вместе  с  экспериментальными

исследованиями  этого  института,  положили  начало  науки  психогенетики  в

России.

В экспериментальных  исследованиях наиболее систематических  и  психологически

содержательных  было два:

        1.  Начатое  А.Р.Лурия  –   целью   было   выяснение   тренируемости

           комбинаторных функций ребенка,  влияние их  тренировки  на  другие

           психические процессы, устойчивость  полученных эффектов.

        2.  работа  М.С.Лебединского,  это   первая  отечественная  работа  с

           определенным  психологическим  контекстом,  содержащая  анализ  и

           общей  методологии,   и   конкретных   методов   психологического

           исследования. Здесь обзор проведенных  к тому времени  близнецовых

           исследований.  Продемонстрированы  все  ограничения  близнецового

           метода вообще  и  применительно   к  психологическим  признакам   в

           частности.

Работа Лебединского вместе с другими работами,  был  очень  хорошим  началом

Информация о работе Шпаргалка по "Психогенетика"