Шпаргалка по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:36, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Логика".

Работа состоит из  1 файл

Контрольная логика(конспект лекций).doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)
Тема 1.

Логика – это  наука о формах и законах правильного  мышления.

Гераклит  «логос»: Слово, истина, единое, закон.

Аристотель(метафизика àлогика).

Софисты развивали  исскуство красиво говорить и  вести беседу в соответствии с  законами диалектики.

  1. Предмет изучения – мышление.
  2. Формы мышления:
  3. 1)понятие – форма мышления о предмете или множестве одномерных предметов, перечисляющая их существенные признаки.
2)суждение – мысль,  удовлетворяющая закономерным условиям:

1. Она должна быть  выражена в повествовательной  форме.

2.Она  должна что-то утверждать или  отрицать.

3.Она должна быть  либо истинной, либо ложной.

3)Умозаключение –  форма мышления, при которой из  одного или нескольких истинных  суждений по логическим правилам  вывода получают новое истинное  суждение.

Понятия могут быть также выражены словосочетаниями.

Тема 2: Структура логики.

1.Формальная логика  – изучает формы мышления, как  изолированные образования.

2.Гносеология –  «норма познания» - изучает в  целом процесс познания, который  проходит в два этапа. 1)Начинается с чувственного познания (ощущение, восприятие, представление).

2)Абстрактное мышление  – когда чувственное восприятие  преобразуется в формы мышления  и человек

человек делает выводы о предмете.

3)Методология –  учение о методах познания.

Методы делятся на два вида:

*1*:Общефилософские(метафизика(знание, которое не развивается) и диалектика).

*2*:Общенаучные(в  каждой науке свой метод).

Задачи логики:

1.Научиться правильно  формировать мысль с помощью  языка. 

2.Научить  проверять свой логический вывод.

3.Сформировать собственную  мировезренческую позицию относительно  мышления. 

Тема 3: Язык и мышление. Средства и различия.

Любое понятие начинается с получения информации о предмете.

(информация существует  в виде знака(или совокупности  знаков).

Знак – материальный объект, используемый для обозначения других объектов и однозначно распознаваемый существом.

Язык – совокупность знаков, имеющих значение. В разговорном  языке функцию знаков выполняют  слова и словосочетания.

Любое имя имеет  свой денотат и концепт.

Денотат(значение), Концепт(смысл).

Денотат – прдемет  или явление, описываемое

именем.

Концепт – путь или  способ с помощью которого имя  обозначает предмет.

Вывод – между  языком и мышлением существуют расхождение  по следующим причинам:

1) Слово может не иметь денотата вообще, а мысль никогда.

2)Один и тотже  предмет может называться разными  именами. 

Тема 4:Понятие, как форма мышления.

Понятие выражается в языке с помощью имён.

При их построении используется четыри логических операции:

1.Анализ - это когда, мы берём отдельное понятие. Расчленение предмета или явления на состовляющие с целью выделения существеных признаков.

2.Синтез – «соединение»  знаний.

3.Обобщение  – существенные признаки.

4.Абстрагирование  – уходим от мелочей.

Тема5:Содержание и  объём понятий. Закон обратного соответсвия между содержанием и объёмом понятий.

Каждое понятие  имеет собственный объём и  содержание.

Объём – количечтво предметов, описываемых данным понятием.

V=1, единичное; V =0, пустое; V>1, общее.

Родина(V=1). Красивый студент(V>1).

Содержание –  перечень существенных признаков, характеризующих  предметов.

Ребёнок: маленький  человек…

Закон обратного соответсвия  между содержанием  и объёмом  понятий: чем больше объём понятия, тем меньше его содержание и наооборот.

Тема 6: Операции обобщения и ограничения понятий.

Пусть а – некоторое  понятие. Пусть a,b,c,d его признаки.

     A

     Ab

     Abc

     Abcd

(огрнч. – сверху  вниз, обощение – снизу вверх)

Обобщить  понятие – значит, путём отбрасывания существенных признаков содержание увеличить объём этого понятия.

(Студент-Человек-Разумное  существо).

(Шкаф – Мебель-Изделие).

Ограничить понятие  – значит, путём добавления существенных признаков содержания уменьшить  его объём.

Тема 7: Сравнение понятий.

Сравнимыми –  понятия, имеющие общий существенный признак в содержании.

Сравнимые делятся  на:

Совместимые (имеют  общий элемент в объёме – (дерево – трава)).

Несовместимые (не имеют  общих элементов

(человек-стол).

Отношения между  понятиями выражается в кругах Эйлера

Эйлера.

Круги Эйлера:

Для совместимых  понятий – 

3 вида отношений.

1.Тождества –  отношения, когда два или несколько  понятий имеют один и тот  же объём, но разное содержание(S).

                            А                          B

Столица России –  Москва.

2. Пересечение – объёмы двух или нескольких понятий имеют общие элементы.

А – пожилая женщина, В – сотрудник ДГМА.

Круги Эйлера – пересечение  множеств. 

3.Подчинение –  такое отношение между понятиями,  когда объём одного понятия  полностью  входит в объём  другого понятия, но не  исчерпывает его.

Круги Эйлера – А включает В.

Например, Цветок включает Розу.

Несовместимые понятия  – такие понятия, которые не имеют  общих элементов в объёме.

1.Сопоставимые –  Соподчинённые  (А – учащийся,

В – курсант, С  – студент.

Соподчинение возникает, когда два или несколько не пересекающихся понятий входят в состав нового.

Круги Эйлера – В и С входят в А.

2.Отношение противоположности  – объём одного понятия по  ряду признаков противоположен  другому.

Рисунок(в лекции):

Отношение противоречия – возникает, когда одно из понятий указывает на признак, а другое его отбрасывает не заменяя другим.

   Рисунок (там  же, где и предыдущий):

                                                   Бедный – Не бедный,

                                                   Голодный – Не голодный

                                                   Сильный – Не сильный

Тема 8: Деление понятий.

Деление – логическая операция разделения объёма родового понятия на конкретное число видовых  понятий по определённому признаку.

Делимое – родовое  понятие.

Делитель – признак.

Результат – виды деления. 

                       Правила деления

1.Видовое понятие  должно полностью исчерпывать  объём рода.

2.Деление должно  происходить по одному признаку.

3. Объёмы видовых  понятий не должны пересекаться.

Выделяют два вида деления:

 

1. Простое  дихотомическое деление:

А-  не А,  Умный  – Не умный.

2. Деление по видообразному  признаку:

Студент хорошист, двоечник, отличник. 

   Тема 9: Определение  понятий.

Определение понятий  – логическая операция, которая раскрывает содержание понятия.

Определение понятия (реальное и номинальное).

Реальное  определение понятия – раскрывает содержание понятия путём перечисления существенных признаков. Барометр – прибор, измеритель атмосферного давления.

Номинальное определение  понятия – определение раскрывающее значение термина, обозначающего понятия. Человеком называют живое существо, потому что… 

С другой стороны определения:

Явные (реальные и  номинальные).

Не явные –  допускают при определении подстановку вместо родового понятия алгоритма или любого способа определения. (4 – два умножить на два). 

Тема 10: Суждения.

Все суждения делятся  на простые и сложные.

Простое суждения состоят  из двух понятий, и называется простым  категорически. Поскольку что- либо категорически утверждает или отрицает.

Термины – понятия, входящие в состав простого суждения.

Субъект(S) – понятие  по поводу которого, что-либо утверждается или отрицается.

Предикат  – понятие о свойстве субъекта. О том, что утверждается или отрицается по поводу субъекта.

Например, Мобильный  телефон марки Сименс очень плох. Телефон – субъект, очень плох – предикат.

Для определения  вида суждения вводят дополнительные словак, которые не являются видами суждения.

Квантор и Связка.

Квантор – количественная характеристика суждения (всеобщность, частность).

Всеобщность: (все, всякий, каждый(       )).

                          (ни один, не каждый, не всякий(      )).

Частность (существование): Некоторые, кое-кто(    ). 

Связка – качественная характеристика суждения – соединяет субъект и предикат. Утверждает или отрицает наличия некоторых свойств у субъекта.

   «+»: является, есть; Все дельфины  рыбы.

   «-»: не  является, не есть;  

Тема 11: Распределение  суждений.

Абсолютно любое  суждение может быть сведено к одному из четырёх типов.

1. Все S есть P.

Симв.вариант:                        общеутвердительное(А).

2.Не  всe S есть  P                    

 Симв.вариант:                         общеотрицательное(Е).

3.Некоторые S есть P

Симв.вариант:                       частноутвердительное(У) 

4. Некоторые S не есть P

Симв.вариант:                        частноотрицательное(О) 

Распределённоть терминов в простых суждениях.

Термин  называется распределённым в суждении, если его объём полностью входит, или полностью исключается из объёма другого термина.

«Все люди разумные существа» - распределённый.

«Все люди богаты» - не распределённый.

Для проверки термина  на распределённость производят операцию обращения к суждению. Для этого  субъект и предикат меняют местами.

«Все разумные существа люди».

Тема 12: Исчисление суждений.

Пусть a,b,c,d  - простые  категорические суждения. Тогда A,B,C,D –  сложные суждения, которые состоят  из некоторого числа простых.

Простые суждения могут  быть рассмотрены с точки зрения истинности и ложности.

а (и;л).

Пусть а,в и с  – простые суждения. 

Таблицы истинности (а,в,с):
Сложное суждение получается из определённого  числа простых с помощью пяти логических связок, которые именуются  логическими постоянными.

1. Отрицание: 
 

2.Конъюнкция:

3.Дизъюнкция: 
 

4.Импликация: 
 

5.Эквиваленция:

Тема 13: Общее понятие умозаключение.

Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение, с необходимостью или определенной степенью вероятности следующее из них.

С помощью многообразных  видов умозаключений мы можем получать новые знания.

Пример  умозаключения:

Все углероды горючи

Алмаз – углерод

_______________

Алмаз горюч

Структура всякого  умозаключения включает посылки, заключение и логическую связь между посылками и заключением.

Логический переход от посылок к заключению называется выводом. В приведенном примере два первые суждения, стоящие над чертой, являются посылками; суждение “Алмаз горюч” является заключением.

Умозаключения делятся  на такие виды: дедуктивные, индуктивные, по аналогии. Умозаключения могут быть логически необходимыми, т. е. давать истинное заключение, и вероятностными (правдоподобными), т. е. давать

вероятностными (правдоподобными), т. е. давать не истинное заключение, а лишь с определенной степенью вероятности следующее из данных посылок (при этом в качестве  посылок могут быть и ложные суждения).

Процесс получения заключений из посылок  по правилам дедуктивных умозаключений называется выведением следствий.

Тема 14: Индуктивные и дедуктивные  умозаключения.

Дедуктивные умозаключения - те умозаключения, у которых между посылками и заключением имеется отношение логического следования.                                   

Определение дедуктивного умозаключения, данного в традиционной логике (т. е. Д1), - частный случай этого определения через логическое следование. Пример:

Все перепончатокрылые - насекомые

Все пчелы перепончатокрылые

_________________________________

Все пчёлы насекомые

Здесь первая посылка  “Все перепончатокрылые - насекомые” является общеутвердительным суждением  и выражает большую степень обобщения  по сравнению с заключением, также  являющимся общеутвердительным суждением:

“Все  пчелы - насекомые”. Мы строим умозаключение от признака, принадлежащего роду (“перепончатокрылые”), к его принадлежности к виду - “пчела”, т. е. от общего класса к его частному случаю, к подклассу. Частный случай при этом не надо путать с частными суждениями вида “Некоторые S суть Р” или “Некоторые S не суть Р”.
Индуктивные умозаключения обычно дают нам не достоверные, а лишь правдоподобные заключения. Полной индукцией называется такое умозаключение, в котором общее заключение о всех элементах класса предметов делается на основании рассмотрения каждого элемента этого класса. В полной индукции изучаются все предметы данного класса, а посылками служат единичные суждения. Например:
Земля вращается вокруг Солнца по эллиптической  орбите.

Марс вращается  вокруг Солнца по эллиптической орбите.

Посылками в полной индукции могут быть и общие суждения. Например:

Все моржи - водные млекопитающие.

Все ушастые тюлени - водные млекопитающие

  Полная  индукция дает достоверное заключение, поэтому она часто применяется в математических и в других самых строгих доказательствах. Чтобы использовать полную индукцию, надо выполнить следующие условия:

  1. Точно знать число предметов  или явлений, подлежащих рассмотрению.

  2. Убедиться, что признак принадлежит  каждому элементу этого класса.

  3. Число элементов изучаемого класса должно быть невелико.

  Виды  неполной индукции

Неполная  индукция применяется в тех случаях, когда мы, во-первых, не можем рассмотреть  все элементы интересующего нас класса явлений; во-вторых, если число объектов либо бесконечно, либо конечно, но достаточно велико;в-третьих, когда рассмотрение уничтожает объект (например: “Все деревья имеют корни”). 

  (например: “Все деревья имеют корни”).

  Математическая  индукция

Это один из важнейших  методов доказательства в математике, основанный на аксиоме (принципе) математической индукции.

Тема 15: Непосредственные умозаключения  и их классификация.

Непосредственными умозаключениями называются дедуктивные умозаключения, делаемые из одной посылки, являющейся категорическим суждением. К ним в традиционной логике относятся следующие: превращение, обращение, противопоставление предикату и умозаключения по “логическому квадрату”.

Превращение - вид непосредственного умозаключения, при котором изменяется качество посылки без изменения ее количества, при этом предикат заключения является отрицанием предиката посылки.

Схема:

S  не есть Р

__________

S не есть не  Р

  Обращением называется такое непосредственное умозаключение, в котором в заключении (в новом суждении) субъектом является предикат, а предикатом - субъект исходного суждения, т. е. происходит перемена мест субъекта и предиката при сохранении качества суждения. Схема обращения:

S есть Р(Р есть S).

  Пример: “Все дельфины - млекопитающие”. →  “Некоторые млекопитающие являются дельфинами”.

  Противопоставление  предикату - это такое непосредственное умозаключение, при котором (в заключении) предикатом является субъект, субъектом - понятие, противоречащее предикату исходного суждения, а связка меняется на противоположную.  Его схема:

    S есть Р

___________

Не Р не есть S.

Пример: “Все пихты - хвойные деревья”.

“Ни одно нехвойное дерево не является пихтой”.

  К непосредственным умозаключениям относятся  и умозаключения по “логическому квадрату”.

В качестве примеров приведем следующие суждения. А: “Все свидетели дают истинные

суждения. А: “Все свидетели дают истинные показания”; Е: “Ни один свидетель не дает истинные показания”; I: “Некоторые свидетели дают истинные показания”; О: “Некоторые свидетели не дают истинные показания”.

Из истинности общего суждения следует истин-

ность частного, подчиненного ему суждения (т. е. из истинности А следует истинность I, из истинности Е следует истинность О). Относительно противоречащих суждений А - О и Е -I можно заключить так: если одно из них истинно, то другое обязательно ложно. Они подчиняются закону исключенного третьего. 

Относительно противоречащих суждений А - О и Е -I можно заключить так: если одно из них истинно, то другое обязательно ложно. Они подчиняются закону исключенного третьего. 
Тема 16.Простой категорический силогизм.

Термин “силлогизм”  происходит от греческого syllogismos  (сосчитывание, выведение следствия),                    

Категорический  силлогизм - это вид дедуктивного умозаключения, построенного из двух истинных категорических суждений, в которых S и Р связаны средним термином.

В составе  категорического силлогизма имеются  две посылки и заключение.

Все кенгуру (M) есть сумчатые млекопитающие (Р) - бoльшая посылка.

Это животное (S) есть кенгуру (М) - меньшая посылка.________

Это животное (S) есть сумчатое млекопитающее (Р) - заключение.

  Понятия, входящие в состав силлогизма, называются терминами силлогизма. В приведенном примере терминами являются: Р (“сумчатое млекопитающее”) - больший термин, это предикат

заключения; М (“кенгуру”) - средний термин; S (“это животное”) - меньший термин, это субъект заключения. М служит в посылках для связывания S и Р и отсутствует в заключении.

   

Посылка, содержащая предикат заключения (т. е. больший термин), называется большей посылкой. Посылка, содержащая субъект заключения, (т. е. меньший термин), называется меньшей посылкой.

Фигурами  категорического  силлогизма называются формы силлогизма, различаемые по положению среднего термина (М) в посылках.

Примеры:

1) Все жидкости (М) теплопроводны (Р).

Вода(S)-жидкость(М).

Вода (S) – теплопроводна (Р)

2)Все  ужи (Р) –пресмыкающиеся (М).

Это животное (S) не является пресмыкающимся (М)

____________________

Это животное (S) не является ужом (Р). 

3) Все углероды (М)-

      простые тела (Р).

      Все углероды (М) – 

      электропроводны (S)

      Некоторые электропроводники 

      (S)- простые тела (Р).

4) Все киты (Р) -

      млекопитающие (М).

      Ни  одно млекопитающее (М)

      ни есть рыба (S)

Ни одна рыба (S) не есть кит (Р)

Особые  правила фигур

      I фигура. Большая посылка должна быть общей, меньшая - утвердительной.

      II фигура. Большая посылка общая и одна из посылок, а также заключение - отрицательные.

      .

III фигура. Меньшая посылка должна быть утвердительной, а заключение - частным.

IV фигура. Общеутвердительных заключений

не дает. Если большая  посылка утвердительная, то меньшая  посылка должна быть общей. Если одна из поссылок отрицательная, то большая посылка должна быть общей.

Тема 17: Сокращенный категорический силлогизм (энтимема).

Термин  “энтимема” в переводе с греческого языка означает “в уме”, “в мыслях”.

Энтимемои, или сокращенным категорическим силлогизмом, называется силлогизм, в котором пропущена одна из посылок или заключение.

Примером  энтимемы является такое 

умозаключение: “Все кашалоты - киты, следовательно, все кашалоты - млекопитающие”.

  Восстановим энтимему:

Все киты - млекопитающие.

Все кашалоты – киты

Все кашалоты - млекопитающие.

Посылка обычно стоит после союзов “так как”, “потому что”, “ибо” и т. п., а заключение стоит после слов “следовательно”, “поэтому”, “потому”. 

Тема 18: Условно-категорические умозаключения.

Условно-категорическое умозаключение - это такое дедуктивное умозаключение, в котором одна из посылок - условное суждение, а другая - простое категорическое суждение. Оно имеет два правильных модуса, дающих заключение, с необходимостью следующее из посылок.

I. Утверждающий модус  (modus ponens).

Структура его:                  Схема:

Если  а, то b.                    а →b

пример: Если ты хочешь наслаждаться искусством,

то ты должен быть художественно образованным

человеком.

II. Отрицающий  модус (modus tollens).

Структура его:                   Схема:

Если а,то                         а→b

Не-b  

Не-а  ā

Пример:

Если  река выходит из берегов, то вода заливает прилежащие территории.

 Вода реки не залила прилежащие территории.

Вода  не вышла из берегов

Тема 18: Понятие доказательство. И его  структура.

Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности тезиса. Доказательство связано с убеждением, но не тождественно ему: доказательства должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны, например,  

на  религиозной вере, на предрассудках, на неосведомленности людей вопросах экономики и политики, на видимости доказательности, основанной на различного рода софизмах. Поэтому убедить еще не значит доказать. Структура доказательства: Тезис - это суждение, истинность которого надо доказать. Аргументы - это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.
Формой  доказательства, ил демонстрацией, называется способ логической связи между тезисом и аргументами.

                     Виды аргументов

1. Удостоверенные единичные  факты.

2. Определения как  аргументы доказательства.

3. Аксиомы.

4. Ранее доказанные  законы науки и  теоремы как аргументы доказательства.

Тема 19. Сущность софизмов.

Преднамеренная  ошибка с целью запутать своего противника и выдать ложное суждение за истинное называется софизмом. Софистами называют людей, которые ложь пытаются выдать за истину путем различных ухищрений.

В математике имеются  математические софизмы.

математические софизмы:

1) “5 = 6”;

2) “2  • 2 = 5”;

3) “2 = 3”;

4) “Все  числа равны между собой”;

Длины всех окружностей равны” и многие другие. 2*2=5. Требуется найти ошибку в следующих рассуждениях. Имеем числовое тождество: 4:4=5:5. числа 5 и 1. Где ошибка?2 

Вынесем за скобки в каждой части этого  тождества общий множитель. Получим 4(1 : 1) = 5(1 : 1). Числа в скобках равны. Поэтому 4 =5, или 2 *2=5.

5 =1. Желая  доказать, что 5 = 1, будем рассуждать  так. Из чисел 5 и 1 по отдельности  вычтем одно и то же число  3. Получим числа 2 и -2. При возведении в квадрат этих чисел получаются равные числа 4 и 4. Значит, должны быть равны и исходные числа 5 и 1. Где ошибка?2

Тема 20. Сущность логических парадоксов.

Парадокс - это рассуждение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого суждения или (иными словами) доказывающее как это суждение, так и его отрицание. Парадоксы

были  известны еще в древности.  

Рассмотрим  некоторые из них.

Парадокс  “Куча”. Разница между кучей и не-кучей - не в одной песчинке. Пусть у нас есть куча (например, песка). Начинаем из нее брать каждый раз по одной песчинке, и куча остается кучей. Продолжаем этот процесс. Если 100 песчинок - куча, то 99 - тоже куча и т. д. 10 песчинок - куча, 9 - куча,... 3 песчинки - куча, 2 песчинки - куча, 1 песчинка - куча.

Итак, суть парадокса в том, что постепенные количественные изменения (убавление на 1 песчинку) не приводят к качественным изменениям.
Тема1:Что  такое логика. Предмет изучения логики.

Формы мышления.

Тема 2: Структура  логики.

Тема 3: Язык и мышление. Средства и различия.

Тема 4:Понятие, как  форма мышления.

Тема5:Содержание и  объём понятий. Закон обратного соответсвия между содержанием и объёмом понятий. 
 

 
Тема 5.

Тема 6: Операции обобщения  и ограничения понятий.

Тема 7: Сравнение  понятий.

Тема 8: Деление понятий. 

 
 
Тема 8.

Тема 9: Определение  понятий.

Тема 10: Суждения.

Тема 11: Распределение суждений. 

.

 
 
Тема 12: Исчисление суждений.

Тема 13: Общее понятие  умозаключение.

Тема 14: Индуктивные  и дедуктивные умозаключения.

 
 
 
Тема 14.

Тема 15: Непосредственные умозаключения и их классификация.

 
 
Тема 15.

Тема 16.Простой категорический силогизм.

 
Тема 16.

Тема17:Сокращенный категорический силлогизм (энтимема).

Тема 18: Условно-категорические умозаключения.

 
Тема 18.

Тема 19: Понятие доказательство. И его  структура.

Тема 20. Сущность софизмов.

Тема 21. Сущность логических парадоксов.

 
 
 
 
 
 
 
 

.

Информация о работе Шпаргалка по "Логике"