Ценностные ориентации личности и особенности самоактуализации личности в период ранней зрелости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:29, курсовая работа

Описание

На разных стадиях индивидуального развития следование нормам и ценностям социального окружения последовательно определяется стремлением избежать наказания и получить поощрение, ориентацией на значимых других, действием внутренней автономной системы ценностей. Эти стадии не привязаны четко к определенному возрасту и последовательно сменяют друг друга на протяжении жизни человека. При этом каждая стадия может оказаться последней, и достигнутый к этому моменту уровень развития становится индивидуальным типом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты ценностных ориентаций
личности и особенности самоактуализации личности
в период ранней зрелости …………………………………………….………..6
Период ранней зрелости…………………………………………………….6
1.2 Понятие самоактуализации…………………………………………………13
1.3 Ценностные ориентации личности в разные периоды жизни…………… 20
Глава 2 Эмпирическое исследование ценностных ориентаций личности и особенности самоактуализации личности в период ранней зрелости……….31
2.1. Организация и методы исследования ……………………………………..31
2.2. Результаты исследования………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………................41
Список литературы………………………………………………………………43
Приложения……………………………………………………………………...45

Работа состоит из  1 файл

самоактуализация1.doc

— 435.50 Кб (Скачать документ)

59.а) Человеку  свойственно стремиться к новому. 
б) Люди стремятся к новому лишь по необходимости.

60.а) Я думаю,  что неверно выражение «Век живи – век учись». 
б) Выражение «Век живи – век учись» я считаю правильным.

61.а) Я думаю,  что смысл жизни заключается  в творчестве. 
б) Вряд ли в творчестве можно найти смысл жизни.

62.а) Мне бывает  непросто познакомиться с человеком, который мне симпатичен. 
б) Я не испытываю трудностей, знакомясь с людьми.

63.а) Меня огорчает, что значительная часть жизни  проходит впустую. 
б) Не могу сказать, что какая-то часть моей жизни проходит впустую.

64.а) Одаренному  человеку непростительно пренебрегать своим долгом. 
б) Талант и способности значат больше, чем долг.

65.а) Мне хорошо  удается манипулировать людьми. 
б) Я полагаю, что манипулировать людьми неэтично.

66.а) Я стараюсь  избегать огорчений. 
б) Я делаю то, что полагаю нужным, не считаясь с возможными огорчениями.

67.а) В большинстве  ситуаций я не могу позволить  себе дурачиться. 
б) Существует множество ситуаций, где я могу позволить себе дурачиться.

68.а) Критика  в мой адрес снижает мою  самооценку. 
б) Критика практически не влияет на мою самооценку.

69.а) Зависть  свойственна только неудачникам,  которые считают, что их обошли. 
б) Большинство людей завистливы, хотя и пытаются это скрыть.

70.а) Выбирая  для себя занятие, человек должен  учитывать его общественную значимость. 
б) Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему интересно.

71.а) Я думаю,  что для творчества необходимы  знания в избранной области. 
б) Я думаю, что знания для этого совсем не обязательны.

72.а) Пожалуй,  я могу сказать, что живу  с ощущением счастья. 
б) Я не могу сказать, что живу с ощущением счастья.

73.а) Я думаю,  что люди должны анализировать  себя и свою жизнь. 
б) Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы.

74.а) Я пытаюсь  найти основания даже для тех  своих поступков, которые совершаю просто потому, что мне этого хочется. 
б) Я не ищу оснований для своих действий и поступков.

75.а) Я уверен, что любой может прожить свою  жизнь так, как ему хочется. 
б) Я думаю, что у человека мало шансов прожить свою жизнь, как хотелось бы.

76.а) О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, добрый он или злой. 
б) Обычно оценить человека очень легко.

77.а) Для творчества  нужно очень много свободного  времени. 
б) Мне кажется, что в жизни всегда можно найти время для творчества.

78.а) Обычно  мне легко убедить собеседника в своей правоте. 
б) В споре я пытаюсь понять точку зрения собеседника, а не переубедить его.

79.а) Если я  делаю что-либо исключительно  для себя, мне бывает неловко. 
б) Я не испытываю неловкости в такой ситуации.

80.а) Я считаю  себя творцом своего будущего. 
б) Вряд ли я сильно влияю на собственное будущее.

81.а) Выражение  «Добро должно быть с кулаками» я считаю правильным. 
б) Вряд ли верно выражение «Добро должно быть с кулаками».

82.а) По-моему,  недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства. 
б) Достоинства человека увидеть гораздо легче, чем его недостатки.

83.а) Иногда  я боюсь быть самим собой. 
б) Я никогда не боюсь быть самим собой.

84.а) Я стараюсь  не вспоминать о своих былых  неприятностях. 
б) Время от времени я склонен возвращаться к воспоминаниям о прошлых неудачах.

85.а) Я считаю, что целью жизни должно быть  нечто значительное. 
б) Я вовсе не считаю, что целью жизни непременно должно быть что-то значительное.

86.а) Люди стремятся  к тому, чтобы понимать и доверять  друг другу. 
б) Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не понимают окружающих.

87.а) Я стараюсь  не быть «белой вороной». 
б) Я позволяю себе быть «белой вороной».

88.а) В доверительной  беседе люди обычно искренни. 
б) Даже в доверительной беседе человеку трудно быть искренним.

89.а) Бывает, что  я стыжусь проявлять свои чувства. 
б) Я никогда этого не стыжусь.

90.а) Я могу  делать что-либо для других, не  требуя, чтобы они это оценили. 
б) Я вправе ожидать от людей, что они оценят то, что я для них делаю.

91.а) Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того, взаимно ли оно. 
б) Я редко проявляю свое расположение к людям, не будучи уверенным, что оно взаимно.

92.а) Я думаю,  что в общении нужно открыто  проявлять свое недовольство  другими. 
б) Мне кажется, что в общении люди должны скрывать взаимное недовольство.

93.а) Я мирюсь  с противоречиями в самом себе. 
б) Внутренние противоречия снижают мою самооценку.

94.а) Я стремлюсь  открыто выражать свои чувства. 
б) Думаю, что в открытом выражении чувств всегда есть элемент несдержанности.

95.а) Я уверен  в себе. 
б) Не могу сказать, что я уверен в себе.

96.а) Достижение  счастья не может быть главной  целью человеческих отношений. 
б) Достижение счастья – главная цель человеческих отношений.

97.а) Меня любят,  потому что я этого заслуживаю. 
б) Меня любят, потому что я сам способен любить.

98.а) Неразделенная  любовь способна сделать жизнь  невыносимой. 
б) Жизнь без любви хуже, чем неразделенная любовь в жизни.

99.а) Если разговор  не удался, я пробую выстроить  его по-иному. 
б) Обычно в том, что разговор не сложился, виновата невнимательность собеседника.

100.а) Я стараюсь  производить на людей хорошее  впечатление. 
б) Люди видят меня таким, каков я на самом деле.

Обработка и интерпретация  результатов теста

Стремление  к самоактуализации выражается следующими пунктами теста:

1б 
2а 
36 
4б 
5б 
66 
7а 
86 
9а 
10а 
11а 
12б 
13а 
14б 
15а 
166 
176 
18а 
196 
206 
21а 
226 
236 
246 
25а
26б 
27а 
28а 
296 
30а 
316 
32а 
336 
346 
35а 
366 
376 
386 
39а 
406 
41а 
42а 
436 
44а 
45а 
466 
47а 
48а 
496 
506
51б 
52а 
53а 
54б 
55б 
56б 
57б 
58а 
59а 
60б 
61а 
62б 
63б 
64б 
65б 
66б 
67б 
68б 
69а 
70б 
71б 
72а 
73а 
74б 
75а
76а 
776 
78б 
796 
80а 
81б 
826 
836 
84а 
85а 
86а 
876 
88а 
896 
90а 
91а 
92а 
93а 
94а 
95а 
966 
976 
986 
99а 
1006

Обработка и интерпретация  результатов теста

Отдельные шкалы вопросника САМОАЛ представлены следующими пунктами:

  • Ориентация во времени: 1б, 11а, 17б, 24б, 27а, 36б, 546, 63б, 73а, 80а.
  • Ценности: 2а, 16б, 18а, 25а, 28а, 37б, 45а, 55б, 61а, 64б,72а, 81б, 85а, 96б, 98б.
  • Взгляд на природу человека: 7а, 15а, 23б, 41а, 50б, 59а, 69а,76а,82б,86а.
  • Потребность в познании: 8б, 24б, 29б, 33б, 42а, 51б, 53а, 54б, 60б,70б.
  • Креативность (стремление к творчеству): 9а, 13а, 16б, 25а, 28а, 33б, 34б, 43б, 52а, 55б, 61а, 64б, 70б, 71б, 77б.
  • Автономность: 56, 9а, 10а, 26б, 31б, 32а, 37б, 44а, 56б, 66б,68б, 746,75а, 876, 92а.
  • Спонтанность: 5б, 21а, 31б, 38б, 39а, 48а, 57б, 67б, 74б, 83б, 87б, 89б, 91а, 92а,94а.
  • Самопонимание: 4б, 13а, 20б, 30а, 31б, 38б,47а,66б, 79б, 93а.
  • Аутосимпатия: 6б, 146, 21а, 22б, 32а, 40б, 49б, 58а, 67б, 68б, 79б, 84а, 89б, 95а, 97б.
  • Контактность: 10а, 29б, 35а, 46б, 48а, 53а, 62б, 78б, 90а, 92а.
  • Гибкость в общении: 3б, 10а, 12б, 19б, 29б, 32а, 46б, 48а, 65б, 99а.

Примечание: Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в то время как остальные – по 15. Для получения сопоставимых результатов количество баллов по указанным шкалам следует умножить на 1,5.

Можно получить результаты в процентах, решив  следующую пропорцию:

15 баллов (максимум по каждой шкале)  составляют 100%, а число набранных  баллов составляет х%.

1. Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий результат – это люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе.

2. Шкала ценностей. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.

3. Взгляд  на природу человека может быть положительным (высокая оценка) или негативным (низкая). Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность.

4. Высокая  потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает А. Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это.

5. Стремление к творчеству или креативность – непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни.

6. Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность (aliveness) и самоподдержка (self- support) у Ф.Перлза, направляемость изнутри (inner- directed) у Д.Рисмена, зрелость (ripeness) у К.Роджерса. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества. В терминах Э.Фромма автономность – это позитивная «свобода для» в отличие от негативной «свободы от».

7. Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия.

8. Самопонимание. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Показатели по шкалам самопонимания, спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих. Д.Рисмен называл таких людей «ориентированными извне» в отличие от «ориентированных изнутри».

Информация о работе Ценностные ориентации личности и особенности самоактуализации личности в период ранней зрелости