Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:29, курсовая работа
На разных стадиях индивидуального развития следование нормам и ценностям социального окружения последовательно определяется стремлением избежать наказания и получить поощрение, ориентацией на значимых других, действием внутренней автономной системы ценностей. Эти стадии не привязаны четко к определенному возрасту и последовательно сменяют друг друга на протяжении жизни человека. При этом каждая стадия может оказаться последней, и достигнутый к этому моменту уровень развития становится индивидуальным типом.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты ценностных ориентаций
личности и особенности самоактуализации личности
в период ранней зрелости …………………………………………….………..6
Период ранней зрелости…………………………………………………….6
1.2 Понятие самоактуализации…………………………………………………13
1.3 Ценностные ориентации личности в разные периоды жизни…………… 20
Глава 2 Эмпирическое исследование ценностных ориентаций личности и особенности самоактуализации личности в период ранней зрелости……….31
2.1. Организация и методы исследования ……………………………………..31
2.2. Результаты исследования………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………................41
Список литературы………………………………………………………………43
Приложения……………………………………………………………………...45
59.а) Человеку
свойственно стремиться к
б) Люди стремятся к новому лишь по необходимости.
60.а) Я думаю,
что неверно выражение «Век живи
– век учись».
б) Выражение «Век живи – век учись» я
считаю правильным.
61.а) Я думаю,
что смысл жизни заключается
в творчестве.
б) Вряд ли в творчестве можно найти смысл
жизни.
62.а) Мне бывает
непросто познакомиться с человеком, который
мне симпатичен.
б) Я не испытываю трудностей, знакомясь
с людьми.
63.а) Меня огорчает,
что значительная часть жизни
проходит впустую.
б) Не могу сказать, что какая-то часть
моей жизни проходит впустую.
64.а) Одаренному
человеку непростительно пренебрегать
своим долгом.
б) Талант и способности значат больше,
чем долг.
65.а) Мне хорошо
удается манипулировать людьми.
б) Я полагаю, что манипулировать людьми
неэтично.
66.а) Я стараюсь
избегать огорчений.
б) Я делаю то, что полагаю нужным, не считаясь
с возможными огорчениями.
67.а) В большинстве
ситуаций я не могу позволить
себе дурачиться.
б) Существует множество ситуаций, где
я могу позволить себе дурачиться.
68.а) Критика
в мой адрес снижает мою
самооценку.
б) Критика практически не влияет на мою
самооценку.
69.а) Зависть
свойственна только
б) Большинство людей завистливы, хотя
и пытаются это скрыть.
70.а) Выбирая
для себя занятие, человек
б) Человек должен заниматься прежде всего
тем, что ему интересно.
71.а) Я думаю,
что для творчества необходимы
знания в избранной области.
б) Я думаю, что знания для этого совсем
не обязательны.
72.а) Пожалуй,
я могу сказать, что живу
с ощущением счастья.
б) Я не могу сказать, что живу с ощущением
счастья.
73.а) Я думаю,
что люди должны анализировать
себя и свою жизнь.
б) Я считаю, что самоанализ приносит больше
вреда, чем пользы.
74.а) Я пытаюсь
найти основания даже для тех
своих поступков, которые
б) Я не ищу оснований для своих действий
и поступков.
75.а) Я уверен,
что любой может прожить свою
жизнь так, как ему хочется.
б) Я думаю, что у человека мало шансов
прожить свою жизнь, как хотелось бы.
76.а) О человеке
никогда нельзя сказать с уверенностью,
добрый он или злой.
б) Обычно оценить человека очень легко.
77.а) Для творчества
нужно очень много свободного
времени.
б) Мне кажется, что в жизни всегда можно
найти время для творчества.
78.а) Обычно
мне легко убедить собеседника в своей
правоте.
б) В споре я пытаюсь понять точку зрения
собеседника, а не переубедить его.
79.а) Если я
делаю что-либо исключительно
для себя, мне бывает неловко.
б) Я не испытываю неловкости в такой ситуации.
80.а) Я считаю
себя творцом своего будущего.
б) Вряд ли я сильно влияю на собственное
будущее.
81.а) Выражение
«Добро должно быть с кулаками» я считаю
правильным.
б) Вряд ли верно выражение «Добро должно
быть с кулаками».
82.а) По-моему,
недостатки людей гораздо
б) Достоинства человека увидеть гораздо
легче, чем его недостатки.
83.а) Иногда
я боюсь быть самим собой.
б) Я никогда не боюсь быть самим собой.
84.а) Я стараюсь
не вспоминать о своих былых
неприятностях.
б) Время от времени я склонен возвращаться
к воспоминаниям о прошлых неудачах.
85.а) Я считаю,
что целью жизни должно быть
нечто значительное.
б) Я вовсе не считаю, что целью жизни непременно
должно быть что-то значительное.
86.а) Люди стремятся
к тому, чтобы понимать и доверять
друг другу.
б) Замыкаясь в кругу собственных интересов,
люди не понимают окружающих.
87.а) Я стараюсь
не быть «белой вороной».
б) Я позволяю себе быть «белой вороной».
88.а) В доверительной
беседе люди обычно искренни.
б) Даже в доверительной беседе человеку
трудно быть искренним.
89.а) Бывает, что
я стыжусь проявлять свои
б) Я никогда этого не стыжусь.
90.а) Я могу
делать что-либо для других, не
требуя, чтобы они это оценили.
б) Я вправе ожидать от людей, что они оценят
то, что я для них делаю.
91.а) Я проявляю
свое расположение к человеку независимо
от того, взаимно ли оно.
б) Я редко проявляю свое расположение
к людям, не будучи уверенным, что оно взаимно.
92.а) Я думаю,
что в общении нужно открыто
проявлять свое недовольство
другими.
б) Мне кажется, что в общении люди должны
скрывать взаимное недовольство.
93.а) Я мирюсь
с противоречиями в самом себе.
б) Внутренние противоречия снижают мою
самооценку.
94.а) Я стремлюсь
открыто выражать свои чувства.
б) Думаю, что в открытом выражении чувств
всегда есть элемент несдержанности.
95.а) Я уверен
в себе.
б) Не могу сказать, что я уверен в себе.
96.а) Достижение
счастья не может быть главной
целью человеческих отношений.
б) Достижение счастья – главная цель
человеческих отношений.
97.а) Меня любят,
потому что я этого заслуживаю.
б) Меня любят, потому что я сам способен
любить.
98.а) Неразделенная
любовь способна сделать жизнь
невыносимой.
б) Жизнь без любви хуже, чем неразделенная
любовь в жизни.
99.а) Если разговор
не удался, я пробую выстроить
его по-иному.
б) Обычно в том, что разговор не сложился,
виновата невнимательность собеседника.
100.а) Я стараюсь
производить на людей хорошее
впечатление.
б) Люди видят меня таким, каков я на самом
деле.
1б 2а 36 4б 5б 66 7а 86 9а 10а 11а 12б 13а 14б 15а 166 176 18а 196 206 21а 226 236 246 25а |
26б 27а 28а 296 30а 316 32а 336 346 35а 366 376 386 39а 406 41а 42а 436 44а 45а 466 47а 48а 496 506 |
51б 52а 53а 54б 55б 56б 57б 58а 59а 60б 61а 62б 63б 64б 65б 66б 67б 68б 69а 70б 71б 72а 73а 74б 75а |
76а 776 78б 796 80а 81б 826 836 84а 85а 86а 876 88а 896 90а 91а 92а 93а 94а 95а 966 976 986 99а 1006 |
Отдельные шкалы вопросника САМОАЛ представлены следующими пунктами:
Примечание: Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в то время как остальные – по 15. Для получения сопоставимых результатов количество баллов по указанным шкалам следует умножить на 1,5.
Можно получить результаты в процентах, решив следующую пропорцию:
15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют 100%, а число набранных баллов составляет х%.
1. Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий результат – это люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе.
2. Шкала ценностей. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.
3. Взгляд на природу человека может быть положительным (высокая оценка) или негативным (низкая). Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность.
4. Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает А. Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это.
5. Стремление к творчеству или креативность – непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни.
6. Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность (aliveness) и самоподдержка (self- support) у Ф.Перлза, направляемость изнутри (inner- directed) у Д.Рисмена, зрелость (ripeness) у К.Роджерса. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества. В терминах Э.Фромма автономность – это позитивная «свобода для» в отличие от негативной «свободы от».
7. Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия.
8. Самопонимание. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Показатели по шкалам самопонимания, спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих. Д.Рисмен называл таких людей «ориентированными извне» в отличие от «ориентированных изнутри».