Ценностные ориентации современных студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:36, контрольная работа

Описание

Цель данной работы проанализировать социальные и профессиональных ориентации современных студентов.
Этой цели подчинены следующие задачи:
1. Рассмотреть политические пристрастия и предпочтения современного студента;
2. Выяснить проблемы рынка труда и занятости;
3. Исследовать проблемы престижа профессий и влияние социальных различий на отношение к ним.
4. Проанализировать результаты социологического исследования на предмет ценностных ориентаций студентов.

Содержание

Введение
1. Ценностные ориентации студенческой молодежи
1.1 Политические пристрастия и предпочтения
1.2 Рынок труда и занятость
1.3 Изучение престижа профессий и влияние социальных различий на отношение к профессиям
2. Проблемы становления и жизненные пути студентов
2.1 Обретение занятия и статуса и самоопределение социальных позиций
2.2 Ценностные ориентации личности: социологическое исследование
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 58.81 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1. Ценностные ориентации  студенческой молодежи

1.1 Политические пристрастия  и предпочтения

1.2 Рынок труда и занятость

1.3 Изучение престижа профессий  и влияние социальных различий  на отношение к профессиям

2. Проблемы становления  и жизненные пути студентов

2.1 Обретение занятия и  статуса и самоопределение социальных  позиций

2.2 Ценностные ориентации  личности: социологическое исследование

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение 

 

Радикальные перемены, которые  произошли в жизни россиян  за последние десятилетия, оказали  большое влияние на различные  группы молодежи, особенно на их ценности, ориентации и жизненные пути. Черты  и свойства, выражающиеся в оценках, предпочтениях и поведении молодежи сегодня в значительной мере будут  определять облик России в XXI веке.

Сегодняшняя молодежь вступает в самостоятельную жизнь в  очень сложное и динамичное время. Произошли кардинальные перемены в  политической жизни страны, развиваются  процессы демократизации общества, восстановлена  и широко распространяется частная  собственность, расширяется рынок  труда, противоречиво протекает  социально-экономическое развитие, нарастает социальная дифференциация общества, невиданными темпами развиваются  система массовых коммуникаций и  компьютеризация. Что касается молодежи, то ей еще труднее понять проблемы, с которыми она сталкивается, вступая  в жизнь, определяя свое место  и призвание.

Вот почему нужны комплексные  исследования социальных проблем российской молодежи в начале третьего тысячелетия. Такие исследования имеют очевидное  прогностическое значение, создают  необходимую основу для того, чтобы  своевременно воздействовать на социальные процессы, разрешать конфликты и  противоречия. В особенности необходимо изучение современных социальных и  профессиональных ориентаций и жизненных  путей молодежи.

Осуществить свои социальные ориентации, воплотив их в жизненные  пути, молодежь не может без посредства разнообразных каналов, микро- и макроинститутов системы образования. Различные учреждения системы образования не только транслируют подрастающему поколению объем знаний, воспитывают трудовые навыки и передают специальные умения, они же формируют дальнейшие ценностные ориентации, в частности на продолжение образования и приобретение профессиональной подготовки, предопределяют ту или иную социальную позицию, к которой будет принадлежать подготовленный специалист. Поэтому изучение социальных ориентаций и жизненных путей молодежи становится чрезвычайно актуальным.

Объектом данного исследования является студенческая молодежь.

Предметом данного исследования являются ее ценности, ориентации и жизненные пути.

Цель данной работы проанализировать социальные и профессиональных ориентации современных студентов.

Этой цели подчинены следующие задачи:

1. Рассмотреть политические  пристрастия и предпочтения современного  студента;

2. Выяснить проблемы рынка  труда и занятости;

3. Исследовать проблемы  престижа профессий и влияние  социальных различий на отношение  к ним.

4. Проанализировать результаты  социологического исследования  на предмет ценностных ориентаций  студентов.

Практическая  значимость данной работы обусловлена возможностью применения результатов исследования в конкретной жизненной ситуации, связанной с исследованием ценностных ориентаций студентов.

Структура курсовой работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.

 

1. Ценностные ориентации  студенческой молодежи 

 

1.1 Политические  пристрастия и предпочтения.

В самой системе образования  в последние годы интенсивно происходят процессы плюрализации, нарастает разнообразие форм, методов обучения, возникают новые специализации. Все это неизбежно сопровождается усилением социальной дифференциации, которая существенно затрагивает учащуюся молодежь. Изучение субъективных ориентаций и реального поведения молодежи в сфере образования, исследование процессов социального воспроизводства через ее институты, формирования подсистем элитного и массового образования, изучение неизбежной социальной селекции – все это составляет объект анаиза многих ученых-социологов, занимающихся проблемами сегодняшней молодежи [10, с. 21].

Уже в первых исследованиях, посвященных проблемам социальной и профессиональной мобильности  молодежи, были установлены определенные закономерности переходов молодых  людей разного социального происхождения  из одной социальной группы в другую, влияние социальной принадлежности, уровня образования, профессии, должности  родителей, а также таких социальных факторов, как школа, местожительство, корпоративная принадлежность на направленность и характер этих переходов. Можно полагать, что социальная и профессиональная мобильность сегодняшней молодежи будет представлять собой исключительный исследовательский объект, позволяющий изучить более общие тенденции социальных перемещений, складывающихся в результате изменения характера собственности в обществе, усиления социальной дифференциации и поляризации, перехода к рынку труда.

Проблема вступления молодежи в самостоятельную жизнь непосредственно  связана с состоянием рынка труда, поскольку оно предполагает ее трудоустройство. Возникший в стране рынок труда  привел к тому, что уменьшилась  доля занятого населения, а безработица  существенно выросла. Причем наиболее сильно оказались затронуты безработицей именно молодые люди, вступающие на рынок труда впервые. Рынок труда  коренным образом поменял экономическую  и социальную приоритетность секторов экономики, отраслей, предприятий, профессий. Поменялись и модели получения доходов. Все это в совокупности существенно  воздействует на формирование социальных и профессиональных ориентаций молодежи и на их конкретные решения о выборе профессии. Следует учесть, что рынок  труда наряду с другими социальными  подсистемами общества — системой образования, демографическими процессами — развивается относительно автономно  и воздействие данных факторов на начало самостоятельной жизни молодежи весьма противоречиво усложняет  сам этот процесс. [10, с. 39].

Задачи изучения социальных и профессиональных ориентаций молодежи ставили перед собой многие зарубежные ученые, поэтому проблематика неравенства  жизненных шансов, социальной мобильности  молодежи, противоречий выхода на рынок  труда находит широкий отклик в их публикациях. Сегодня как  за рубежом, так и у нас, как  справедливо отмечается в связи  с появлением множества тем, более  волнующих общественное мнение, изучение проблем молодого поколения, вступающего  в жизнь, существенно сократилось. Внимание исследователей в последние  годы перенесено на изучение роли молодежи в общественном воспроизводстве, индивидуальных жизненных стратегий, молодежного  рынка труда и безработицы, новых  форм потребительского поведения и  т.д.

Студенческая молодежь, как  правило, оказывается в эпицентре  всего того, что происходит в социуме. Поэтому изучение ее социальных проблем  вносит свой вклад в приращение социологических  знаний об актуальных проблемах общества, обогащает информированность общества о своем состоянии. Поэтому они  имеют возможность создавать  заделы для формирования государственной  политики при решении проблем  экономического роста, сглаживания  социального неравенства, развития демократии, наследования культуры. Молодые  поколения сегодня испытывают на себе кардинальные трансформации в  социально-политической и экономической  жизни, которые происходят очень  быстро. Социализация сегодняшних выпускников  школ, техникумов, колледжей, профтехучилищ  происходила на фоне падения тоталитарной государственной системы. В своем  непосредственном окружении юноши  и девушки сталкиваются с элементами разрушения и разложения прежних  общественных структур и с проявлениями сложных форм, которые принимают новые структуры, в частности сегодняшний рынок. На их глазах происходит значительное нарастание социальной дифференциации общества и поляризация доходов населения. Существенны многообразные трансформации системы образования. Наряду с увеличением свободы выбора, связанной с дифференциацией содержания обучения, наряду с демократизацией строя школьной жизни отчетливо проявляются новые социальные ограничения. Возникновение негосударственных учебных заведений, появление платных образовательных услуг в средней и высшей школе, а также элитных учебных заведений, плюрализация обучения в общеобразовательной школе, фактическое снижение срока обязательного обучения до уровня 9-летней школы, отсев из школы по ходу обучения ведут к росту неравенства шансов различных социальных групп молодежи в возможности доступа к разным видам обучения и ступеням образования. С возникновением рынка труда кардинально изменились условия трудоустройства молодежи. В связи с тем, что были отменены государственные гарантии получения рабочего места, отныне молодой человек сам ответственен за поиски работы и свое трудоустройство. В условиях появления безработицы и в связи со структурными переменами и перспективами ее дальнейшего роста трудоустройство молодежи вырастает в небывалую доныне проблему.

Социализация молодежи в  современной России проходит в сложных  условиях, на фоне трансформации ценностных ориентаций, резко возросшей дифференциации населения, изменения условий самореализации молодежи. Формирование социально-политического  сознания происходит в условиях переоценки и становления новой системы  ценностей, под влиянием различных  факторов. В этой связи возникает  необходимость изучения политического  поведения и ценностных ориентации молодежи, её политических и социальных настроений и представлений, позволяющих  понять логику политических действий, предпочтений и устремлений молодого поколения. Актуальность изучения социально-политического  поведения молодежи, её политических ориентации возрастает в связи со значимостью молодежи как субъекта политических перемен в современной  России [8, с.12].

На формирование социально-политического  сознания молодежи оказывают влияние  культурно-исторические, духовно-нравственные особенности сознания, а также  особенности регионального социума. На специфику социально-политических ориентации молодежи влияют, прежде всего, факторы традиционного российского сознания (патернализм, мифологичность сознания, вера в лидеров в сочетании с бунтарскими настроениями и т.п.

Хотя политика не является приоритетной сферой сегодняшних интересов  молодежи, учащаяся молодежь проявляет  интерес к политическим событиям. Сегодня интерес к политическим событиям в основном связан с получением информации из официальных источников.

Несмотря на интерес к  политике, реальная вовлеченность молодежи в политические действия крайне низка, а политическая и гражданская  активность не являются приоритетной сферой интересов молодого поколения. Так, по результатам социологических  опросов, 39,1% студентов вузов, учащихся техникумов, колледжей и ПТУ на вопрос анкеты о причинах гражданской  пассивности молодежи ответили, что  «молодежи не до гражданской активности, важнее завершить учебу и найти  работу». Свыше 26% опрошенных объясняют  гражданскую пассивность молодежи тем, что «деятельность государства  и правительства — обман, нажива для политиков», т.е. налицо кризис доверия  молодых к деятельности властных структур. Свыше 22% студенческой и учащейся молодежи уверены, что нынешнее государство и общество ничего не делают для решения молодежных проблем. По данным исследования, молодежь видит выход из создавшегося положения в поисках дополнительного заработка.

Кроме того, важнейшей составляющей сегодняшнего отношения к политике стало ухудшение материального  положения населения. Чем ниже уровень  материального благополучия в семьях, тем более негативно молодежь оценивает деятельность государства  и правительства. Подобное положение  порождает не только изменения в  установках молодежи, ее жизненных  ориентирах, но и негативное отношение  к российской политике и деятельности властей, которые не могут кардинально  улучшить показатели уровня жизни населения.

Нельзя не отметить и то, что сегодня, когда участие молодежи в общественной работе, членство в  политических организациях, не являются мерилом ее общественно-политической активности, нивелировались, либо свелись  к минимуму любые формы участия  молодежи в политической деятельности. Отсюда понятны будущие трудности  молодежного движения, являющиеся результатом  сегодняшних социально-политических ориентаций молодого поколения. Сегодняшняя  молодежь не склонна слепо доверять каким бы то ни было официальным структурам, партиям, религиозным и национальным организациям. Новые политические условия внесли существенные коррективы в процессы политической социализации и адаптации молодежи, что нашло отражение в специфике ее политических предпочтений [8, с.12].

Как показывают результаты опроса студенческой молодежи, общая  направленность ее политических интересов  — демократическая. Большинство  респондентов отдают предпочтение демократическим  реформам даже в условиях негативных последствий этих реформ. Довольно высокий рейтинг неполитических движений и объединений, в частности  экологических (25% опрошенных), вероятно, можно объяснить процессами деидеологизации  общества, крушением веры в политизированные иллюзии и стереотипы.

Свое отношение к политике, когда становится реальностью все  большее неучастие в ней, молодежь зачастую соотносит с готовностью  и умением властных структур решать проблемы социального развития. Происходит переоценка ценностей молодежного  сознания с ценностей глобального  уровня на конкретные нерешенные проблемы. В этой связи все большее значение приобретают не столько общественные, сколько личностные ориентиры. Наиболее наглядно это проявляется в представлениях молодых людей об успехе в жизни.

В ряду наиболее значимых ценностей  молодых: связи, поддержка влиятельных  лиц; качественное образование; трудолюбие, добросовестность; предприимчивость, находчивость; умение устраивать свои дела любым способом. Последнее говорит  о том, что современная молодежь в основной части надеется только на себя, на свои знания и умения, через  которые она надеется добиться высокого уровня жизни. Молодежь не тешит себя иллюзиями о необходимости таланта, способностей личности. Она видит, что  умные люди сегодня не в цене. В то же время ценность образования  растет. Данные нашего исследования подтверждаются и различными общероссийскими источниками, в которых отмечается, что до 85% выпускников школ хотели бы иметь  высшее образование. Подростки понимают, что высшее образование дает более  широкий выбор видов деятельности, развивает способность приспосабливаться  к жизни.

Информация о работе Ценностные ориентации современных студентов