Ценностные ориентации современных студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:36, контрольная работа

Описание

Цель данной работы проанализировать социальные и профессиональных ориентации современных студентов.
Этой цели подчинены следующие задачи:
1. Рассмотреть политические пристрастия и предпочтения современного студента;
2. Выяснить проблемы рынка труда и занятости;
3. Исследовать проблемы престижа профессий и влияние социальных различий на отношение к ним.
4. Проанализировать результаты социологического исследования на предмет ценностных ориентаций студентов.

Содержание

Введение
1. Ценностные ориентации студенческой молодежи
1.1 Политические пристрастия и предпочтения
1.2 Рынок труда и занятость
1.3 Изучение престижа профессий и влияние социальных различий на отношение к профессиям
2. Проблемы становления и жизненные пути студентов
2.1 Обретение занятия и статуса и самоопределение социальных позиций
2.2 Ценностные ориентации личности: социологическое исследование
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 58.81 Кб (Скачать документ)

Тенденция более позднего вступления молодежи в брак и распространение  конкубината — также одна из характеристик  удлинения процесса проживания молодости  вне определенного закрепления  статуса. С другой стороны, об увеличении периода проживания молодости в  промежуточном статусе говорят  данные о рассматриваемой нами группе молодежи, которую традиционно принято  считать благополучной — студенческой. Согласно результатам недавнего  обследования вторичной занятости  студентов, выяснилось, что в равной степени подрабатывают студенты как из малообеспеченных, так и из состоятельных семей. Дело в том, что приоритетные мотивы занятости у них несколько отличаются: первые работают прежде всего из-за необходимости обеспечивать себе средства существования, а вторые — чаще всего ради установления контактов, налаживания связей, которые могут пригодиться в будущем. Несмотря на некоторые различия, и для тех и для других сам факт вторичной занятости — свидетельство удлинения периода молодежной переходности.

Это только с одной стороны  длительное образование и профессиональная подготовка есть результат стремления молодежи обрести как можно более  «инвестиционно» ценные для рынка труда дипломы и свидетельства. С другой стороны, это есть сознательная политика государства: путем задерживания все большей части молодых когорт в стенах учебных заведений снизить тем самым давление ежегодных молодых поколений на рынок труда, чреватый и без того высокой молодежной безработицей. С этой точки зрения период молодости все в большей степени может быть определен как период откладывания. Такое откладывание, отсрочка, имеет целью отложить, перенести на несколько последовательных этапов процесс «прилаживания», «подгонки» диспозиций и позиций, или социально-профессиональных ориентации, и обретения реального (относительно завершенного) занятия и статуса. То есть отложить (смикшировать, сгладить, удлинить) на уровне общества разрешение конфликта между субъективными склонностями молодежи и объективными потребностями в занятиях.

На эту тенденцию молодежь отвечает своими социальными и социально-психологическими стратегиями. Здесь возможно индивидуальное или коллективное сопротивление, когда  молодые люди во что бы то ни стало ищут позицию, которая соответствовала бы их первоначальным социальным ориентациям. Это может происходить путем стратегии «ресколяризации» (возвращения к учебе): увеличивая свой образовательный капитал и/или переориентируясь на приоритетные на сегодняшнем рынке труда сектора, отрасли, профессии, молодой человек стремится достичь такого занятия и статуса, которые бы были лучше «подогнаны» к его диспозициям, первоначальным или уже еще более амбициозно трансформированным ориентациям. И наоборот, молодые люди могут приспособить свои диспозиции, снизить свои ориентации до предлагаемых занятий и статусов, то есть, по сути, предпринять работу по развенчанию своих иллюзий. Пережить последовательно процесс интериоризации того наличного соотношения имеющихся дипломов и предлагаемых с их получением занятий и мест работы, которые поначалу казались временными, промежуточными. То есть этот продолжительный период молодости уходит на то, чтобы привыкнуть к себе такому, каков ты реально есть.

Расширяющийся для многих период удлинения молодости, о котором  идет речь, предполагает определенные меры по его институционализации. Необходимы диверсификация и умножение структур «приема» молодежи обществом в период ее вступления в самостоятельную  жизнь. Нужна система институций, сквозь которые бы «транзитом» проходили  юноши и девушки: особые статусы  труда молодежи, различного рода и  всевозможных названий (и льгот) трудовые и учебные стажи, система предупреждения безработицы и т. п. Сегодня молодежь до 25 лет несет наиболее тяжелое  бремя безработицы. И парадокс заключается  в том, что общество из года в год  лишает себя возрастных групп, наиболее способных обеспечить ему динамизм и выживание.

Кризис занятости, стабильный дефицит работы в обществе, во всяком случае, такой, которая соответствовала бы запросам молодых, способствует тому, что меняется само отношение к ее характеру. Все чаще удовлетворяет сам факт наличия работы как хотя бы частичного источника материального существования. Отсюда — высокая степень удовлетворенности своей работой, даже такой, которая не отвечает полученной специальности. В сознании поколения постоянные перемены в жизни, непредсказуемая конъюнктура на рынке труда, императивы непрерывного образования и перманентной переквалификации девальвируют традиционные механизмы взросления, которые гарантировали бы стабилизацию в будущем, окончательность социально-профессиональной интеграции в общество.

Кризис оплаты массовых, непривилегированных видов труда  уже давно вынуждает население  аккумулировать различные источники  существования, ибо ни один из них  по отдельности не обеспечивает искомого прожиточного уровня. Совмещение нескольких работ в рамках профессии или  находящихся на ее периферии, подработки, лежащие вне сферы профессионального труда, совмещение всевозможных социальных выплат с любыми видами подработок и т. д. — такова типичная структура источников существования большей части семей. Молодые поколения не исключение, наоборот, дискриминация в оплате труда дебютантов на рынке труда — явление повсеместное. Материальное существование работающей молодежи в значительной степени обеспечивается родительскими семьями. Эта, общая для разных поколений, ситуация облегчает ее психологическое усвоение, создает некий межпоколенческий консенсус. Несамостоятельность молодых с точки зрения материального самообеспечения не воспринимается ни самими молодыми, ни их социальным окружением как показатель социальной незрелости современной молодежи. Впрочем, и в советские времена помощь и поддержка родителей сопровождала детей в течение долгих лет их жизни.

Что касается браков и рождения детей, то для современной демографической  культуры в целом характерно более  позднее вступление в брак. Тем  более, такое поведение может  быть оправдано российской спецификой, когда начало жизненного пути молодых  отягощено целым комплексом экономических  и социальных трудностей. [5, с.25].

Ценность образования, то есть приобретение знаний в качестве высших ценностей для культурного  человека, может процветать там и  тогда, где и когда образование  именно в таком виде и предоставляется. Если образованию сообщаются свойства товара, то и ценности образования  приобретают инструменталистский  характер. Не столь важны собственно знания, вернее диплом, их подтверждающий, важно, что они могут дать, — помогут найти хорошую работу, отодвинуть на более поздний срок проблемы трудоустройства, которые нелегко решить сегодня, получить отсрочку от службы в армии и т. п. В условиях кризиса занятости образовательные ориентации инструменталистского характера приобретают гипертрофированный характер панацеи от всех препятствий и способствуют стратегиям пролонгирования обучения.

Одновременно складывается специфический рынок молодежных мест труда, который включает в себя самые разные виды временной, краткосрочной, непостоянной работы, той, которую можно  совмещать с учебой в учебных  заведениях. Есть разнообразные виды работ, а скорее подработки, которые  позволяют как-то поддерживать свое существование молодым людям, фактически не имеющим постоянной занятости. Распространяются такие графики труда, когда молодые  люди, преимущественно студенты, нанимаются последовательно на работу в рамках системы краткосрочных договоров, заказов, грантов. По сути, речь идет о  формировании некоего конгломерата молодежного труда и учебы, молодежного  досуга и молодежного потребления, который является паллиативом жизненной  стратегии, связанной с постоянной занятостью, перспективами профессионального  совершенствования и карьеры. Он складывается по принципу замещения, в  результате того, что общество не в  состоянии предоставить всему молодому поколению условия реализации важнейших  жизненных ценностей труда в  традиционной модели. Все это, удлиняя  время молодости для самих  молодых людей, а для общества снимая излишнее давление молодых поколений  на рынок труда, становится неизбежной приметой современного состояния общественных условий, в которых складываются жизненные пути молодежи.

2.2 Ценностные  ориентации личности: социологическое  исследование

Анкетный опрос проводился в малой группе из 30 студентов  разных высших учебных заведений, обучающихся  различным специальностям, как техническим, так и гуманитарным. Возраст варьировался от 17 до 20 лет. Социальное положение  студентов также разное, это выходцы  как из благополучных семей со средним материальным достатком, так и детей из достаточно низкообеспеченных семей. Было задано 63 вопроса на выявление ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

1.         Любите ли вы лежать на диване и ничего не делать?

2.         Любите ли вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?

3.         Часто ли вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?

4.         Часто ли вы помогаете близким по хозяйству?

5.         Считаете ли вы, что любовь - определяющее чувство в жизни?

6.         Любите ли вы читать книги о чем-то новом, еще неизвестном вам?

7.         Хотите ли вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)?

8.         Хотите ли вы, чтобы вас уважали друзья за ваши личностные качества?

9.         Хотите ли вы сами принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях (митингах, забастовках) в пользу близкого вам слоя населения?

10.      Считаете ли вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и безрадостной?

11.      Считаете ли вы, что было бы здоровье, а все остальное приложится?

12.      Часто ли вам хочется расслабиться (послушать легкую музыку, например?

13.      Вы выбираете свою профессию в основном потому, что она может вам приносить большой материальный достаток?

14.      Считаете ли вы, что в жизни важно уметь играть на музыкальных инструментах, рисовать и т. п.?

15.      Если кто-то из ваших знакомых заболел, выберете ли вы время, чтобы его навестить?

16.      Ваш брак заключен (будет заключен) по любви?

17.      Любите ли вы читать научно-популярные книги?

18.      Хотели вы в школе стать каким-либо организатором?

19.      Если вы совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям или сотрудникам, будете ли вы переживать по этому поводу?

20.      Считаете ли вы, что путем общественных действий (митингов, собраний) можно что-либо изменить в общественной жизни?

21.      Можете ли вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми?

22.      Считаете ли вы, что необходимо каким-либо образом укреплять свое здоровье (плавать, бегать, играть в теннис и т. д.)?

23.      Главное для вас - ваше настроение в данный момент, а что будет потом - не так важно?

24.      Считаете ли вы, что главное - это приобрести дом (квартиру), машину и другие материальные блага?

25.      Любите ли вы гулять по лесу, парку?

26.      Как вы считаете, нужно ли помогать материально тем, кто просит милостыню, или нет?

27.      Любовь - это чувство, которое рождается и умирает?

28.      Хотели бы вы стать ученым или научным сотрудником?

29.      Власть - это почетно и значимо или от нее больше хлопот и всяких неприятностей?

30.      Хотели бы вы, чтобы у вас было больше друзей?

31.      Приходило ли вам в голову заняться переустройством какой-либо общественной организации (клуба, консультационного пункта, института)?

32.      Часто ли вы задумываетесь о своем здоровье?

33.      Считаете ли вы, что очень важно уметь доставлять себе удовольствие?

34.      Хотели бы вы заняться фотографией?

35.      Считаете ли вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку?

36.      Чувство любви для вас - это первооснова жизни или нет?

37.      Часто ли вы задаете себе вопрос: «А почему именно так?»

38.      Хотели бы вы «делать» политику?

39.      Часто ли ваш внутренний голос задает вам вопрос: «А уважают ли меня окружающие?»

40.      Являются ли для вас общественные явления предметом обсуждений дома или на работе?

41.      Если вы три дня проведете на необитаемом острове, умрете ли вы от одиночества?

42.      Катаетесь ли вы на лыжах, чтобы укрепить свое здоровье?

43.      Часто ли вы подолгу мечтаете, лежа с закрытыми глазами?

44.      Главное в жизни - это делать деньги и создавать собственный бизнес?

45.      Часто ли вы покупаете картины и другие художественные изделия или хотели бы их купить?

46.      Если кто-то из близких довольно долго болеет, будете ли вы за него выполнять его обязанности по хозяйству смиренно и безропотно?

47.      Любите ли вы маленьких детей?

48.      Хотели бы вы создать какую-нибудь свою «теорию» (относительности, таблицу и т. п.)?

49.      Хотите ли вы быть похожим на какого-либо известного человека (актера, политика, бизнесмена)?

50.      Важно ли вам, чтобы вас уважали сослуживцы за ваши профессиональные знания?

51.      Хотели бы вы в настоящее время что-либо сами предпринять в политике?

52.      Вы человек решительный?

53.      Ходите ли вы в сауну, бассейн, баню, занимаетесь ли аэробикой для поддержания хорошего физического состояния?

54.      Нормальный отдых - это чрезвычайно важно, не так ли?

55.      В жизни чрезвычайно важно накопить материальные средства и передать их детям?

56.      Хотелось ли вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку?

57.      Когда маленький ребенок плачет - это «крик о помощи»?

58.      Для вас важнее любить самому, чем быть любимым?

59.      «Во всем хочется дойти до самой сути» - это про вас?

60.      Вы хотели бы, чтобы ваши дети стали знаменитыми людьми?

61.      Хотели бы вы, чтобы сослуживцы обращались к вам за помощью в личном плане, как к человеку?

62.      В общественной жизни пусть остается все как есть?

63.      Общение - это лишь пустая трата времени?

В результате обработки данных выяснилось, что наиболее значимые ценности для студенческой молодежи в обобщенном виде следующие: (в процентном соотношении от общего числа респондентов):

Ø  Приятное времяпрепровождение, отдых – 12%

Ø  Высокое материальное благосостояние – 30%

Информация о работе Ценностные ориентации современных студентов