Ценностные ориентации современных студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:36, контрольная работа

Описание

Цель данной работы проанализировать социальные и профессиональных ориентации современных студентов.
Этой цели подчинены следующие задачи:
1. Рассмотреть политические пристрастия и предпочтения современного студента;
2. Выяснить проблемы рынка труда и занятости;
3. Исследовать проблемы престижа профессий и влияние социальных различий на отношение к ним.
4. Проанализировать результаты социологического исследования на предмет ценностных ориентаций студентов.

Содержание

Введение
1. Ценностные ориентации студенческой молодежи
1.1 Политические пристрастия и предпочтения
1.2 Рынок труда и занятость
1.3 Изучение престижа профессий и влияние социальных различий на отношение к профессиям
2. Проблемы становления и жизненные пути студентов
2.1 Обретение занятия и статуса и самоопределение социальных позиций
2.2 Ценностные ориентации личности: социологическое исследование
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 58.81 Кб (Скачать документ)

Ø  Поиск и наслаждение прекрасным – 5%

Ø  Помощь и милосердие к другим людям – 1%

Ø  Любовь – 9%

Ø  Познание нового в мире, природе, человеке – 2%

Ø  Высокий социальный статус и управление людьми – 19%

Ø  Признание, уважение людей и влияние на окружающих – 6%

Ø  Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе – 8,5%

Ø  Общение – 7%

Ø  Здоровье –0,5

Итак, в ряду наиболее значимых ценностей молодых: высокое материальное благосостояние и связи - 30%, высокий  социальный статус и управление людьми – 19%, приятное времяпрепровождение, отдых  – 12%, любовь – 9%.

 

Заключение

Социологическое изучение социальных ориентаций и жизненных путей  студенческой молодежи, со всей очевидностью показывает, что данные вопросы не сводятся к педагогическим аспектам, что это крупная общественная проблема, решение которой невозможно без учета экономической, социологической, демографической и социально-психологической  сторон и что субъективные планы  на выбор профессии тесно связаны  с реальностью выбора жизненного пути. Конфликт между субъективными склонностями молодежи и объективным выбором ею жизненного пути приобретает иные черты в современных условиях.

Итак, в ряду наиболее значимых ценностей молодых: связи, поддержка  влиятельных лиц; качественное образование; трудолюбие, добросовестность; предприимчивость, находчивость; умение устраивать свои дела любым способом. Для сегодняшней молодежи характерно то, что ее социальные ориентации, личные планы тесно связаны с привлекательностью для молодежи определенных занятий и статусов и, как правило, она при своей самореализации в значительной части руководствуется этими субъективными намерениями. Молодежь обычно ориентируется на самые привлекательные занятия и статусы.

Сегодня в структуре субъективных стремлений происходит их реструктуризация под влиянием, прежде всего такого фактора, как заработок, который  данная профессия может обеспечить. Сегодня молодому человеку трудно найти  не только работу по специальности, в  соответствии с квалификацией, перспективную  с точки зрения продвижения, но нередко  в определенные периоды жизни  для части молодых людей вообще любую работу найти трудно. В этих условиях завышенные стремления как  бы отодвигаются на второй план, приобретая характер желательной, но отложенной перспективы.

Жизненные пути молодежи сегодня  существенно дифференцируются. Сегодня  намечаются гораздо более разнообразные, в том числе полярные, потоки жизненных  путей. Мы уже отметили, что складывается поток элитного образования и  обретения соответствующих занятий  и статусов. Существует относительно массовый поток молодежи, получающий доступ к высококвалифицированным  профессиям, но которые не всегда связаны  с приоритетными сферами хозяйства, деятельности, занятиями. Очень широк  поток занятий, в который попадает молодежь после получения среднего и начального профессионального  образования и который пользуется популярностью у определенных социальных (по происхождению, месту жительства и учебному старту) групп молодежи. Это позиции, которые обеспечивают занятия в сфере торговли, посреднических услуг, различного сервиса и сферы  обслуживания, такой приобретшей  универсальное значение профессии, как бухгалтер, и т. п. Между тем  положение дел в еще одном  массовом потоке жизненных путей, который  должен вести молодых к получению  высококвалифицированных рабочих  специальностей, сегодня складывается не лучшим образом.

Следует отметить, что в  ориентациях на образование усилились  инструментальные мотивы, когда образование  ценится прежде всего как средство достижения других целей — доступа к престижным сферам деятельности, к обретению более высокого статуса и соответствующего материального вознаграждения.

Как можно видеть, социально-профессиональное самоопределение молодежи, реализация ею в ходе жизненных путей своих  социальных ориентации происходят сегодня  в жестких условиях. Автономно  и асинхронно развиваются основные подсистемы общества — экономические, демографические процессы, система  образования, рынок труда и т. д. В результате возникают противоречия, которые непосредственно затрагивают  общественное поведение молодежи в  период самоопределения. Оно сопровождается сложной адаптацией к реалиям  жизни, когда происходит пересмотр  стереотипов, замена заимствованных представлений  своими собственными, обретение личного трудового опыта. Проходят проверку основные ценности, вынесенные молодыми людьми из системы среднего образования.

Молодежь сталкивается с  дефицитом рабочих мест, с дисбалансами на рынке труда между спросом  и предложением, непосредственно  познает, что такое безработица. Рушатся, деформируются многие прежние  ценности жизни и социальные ориентации. Невозможность добиться намеченного, желаемого занятия и статуса  могут вести к перманентной неудовлетворенности  своим положением, к фрустрации. Молодежь может чувствовать себя отторгнутой, ущемленной, оттесненной  на обочину социальной жизни. Возникающее  недоверие к социальным институтам и социуму в целом может  явиться питательной средой для  экстремистских настроений. В целом  в таких условиях молодежь утрачивает свою субъектность и может стать объектом каких угодно манипуляций для негативных сил в обществе.

 

Список использованной литературы

1.    Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М., 2001.

2.    Константиновский Д. Л., Череднигенко Г. А., Вознесенская Е. Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М., 2002.

3.    Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М.: Наука, 1999.

4.    Коробкина З.В. У опасной черты: Социология и жизнь. — М.,2003.

5.    Кочубей Б.И. Ответственная должность // Семья и школа. 2001. №9.

6.    Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи)// Социс. 1998. №5.

7.    Лисовский В.Т., Иконникова С. Н. Молодежь вступает в жизнь. М.,2000;

8.    Молодежь Республики Марий Эл. – Йошкар-Ола, 2003.

9.    Труд и занятость в России: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001

10.  Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). – СПб.:Изд-во РХГИ, 2004.

11.  С. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 2003.

12.  Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.

13.  Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социс. 1998. № 3. С. 95;

14.  Чупров В.К., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.

15.  Шереги Ф.Э., Харгева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.


Информация о работе Ценностные ориентации современных студентов