Ценностная ориентация молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:52, реферат

Описание

Цель реферата: рассмотреть ценности с точки зрения философии и исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов и профессиональных предпочтений современной молодежи.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть мир ценностей в истории философского знания.
2) определить структуру общечеловеческих ценностей Россиян.
3) рассмотреть основные направления ценностной ориентации молодежи.

Содержание

Введение
Основная часть
1 Мир ценностей в истории философского знания
2 Особенности структуры общечеловеческих ценностей у россиян
3 Ценностная ориентация молодежи
4 Исследование предпочтений и ценностных ориентаций молодежи
Заключение
Приложение 1
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

философия .doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Сибирский  государственный индустриальный университет”

Кафедра философии 
 
 
 

                 

Реферат 

“Ценностная ориентация молодежи”. 
 
 
 

                                                                Выполнили ст. гр. АИС-08  

Даниленко К.О.

Мамонтов  С.К. 
 

                                                                         Проверила   к.ф.н. 

                                                                         Каймашникова Е.Б. 
 
 
 
 

                                            
 
 

Новокузнецк

2009 

Содержание: 

   Введение

  1. Основная часть

1 Мир ценностей в истории философского знания

2 Особенности структуры общечеловеческих ценностей у россиян

3 Ценностная  ориентация молодежи

4 Исследование  предпочтений и ценностных ориентаций  молодежи

  1. Заключение
  2. Приложение 1
  3. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Философия является наиболее адекватным средством самосознания и духовного самоопределения человечества. Но во всех случаях и во все времена у философии были и остались, естественно, общие характерные черты. Философия имеет возможность отвечать на такие вопросы, на которые в принципе нет и не может быть однозначного ответа. Эти вопросы, называемые вечными, и составляют главный нерв философии на протяжении всей ее истории. Но если каждый человек отвечает на такие вопросы всей своей жизнью, то в самой философии отвечать на них выпало на долю ее аксиологической функции и соответствующего раздела философского знания.

Аксиология (греч. аxia – ценность) – философская  дисциплина, занимающаяся исследованием  ценностей как исходных нравственных, эстетических и др. принципов, задающих жизни людей направленность к  конкретным деяниям и мотивирующих человеческие поступки. Возникновение в конце 18 в. понятия «ценность» было связано с пересмотром традиционного натурфилософского обоснования этики, предлагавшего тождество природного бытия и блага.

    Цель реферата: рассмотреть ценности с точки зрения  философии и исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов и профессиональных предпочтений современной молодежи.

Сформулированная  цель предполагает решение следующих  задач:

1) рассмотреть мир ценностей в истории философского знания.

2) определить структуру общечеловеческих ценностей Россиян.

3) рассмотреть основные направления ценностной ориентации молодежи. 
 
 
 
 
 
 
 

1 Мир ценностей в истории философского знания 

          Теория ценности как самостоятельная философская дисциплина возникла в середине- второй половине XIX столетия  с появления трех частей книги Р.Г. Лотце “Микрокосмос” (1856-1864 гг.), хотя ценностная проблематика рассматривалась в философии со времени её возникновения. Термин "аксиология" - (греч. axios - ценный, logos - понятие, учение) - вошел в оборот в начале ХХ века. Авторство принадлежит П. Лапи и Э. Гартману, они обозначили им новый и ставший самостоятельным раздел философии, занимающийся ценностной проблематикой. Они ввели в качестве самостоятельного понятия “значимость” в отличие от существования, которое не зависит от опыта и играет роль критерия истины в познании, положив тем самым начало разработке ценностной проблематики.

      Со времени Г. Лотце аксиология связывает ценность со “значимостью” и определяет ценность через “значение”.

   Существует как объективное, так и субъективное “значение”. А.Леонтьев отмечал, что для психологии необходимо различать “объективное значение какого- либо явления и его значение для субъекта” – “личностный смысл”1.(“Смысл» психологи называют также “субъективной ценностью значения”2.)Не меньшая важность такого различения и в области аксиологии, в которой объективные значения характеризуют ценность, бытие ценности и ценность бытия, а субъективные значения - осознание этого бытия, ценностное сознание.  Ценностное сознание имеет несколько уровней. Первоначальный уровень - ценностная оценка. Оценка бывает как непосредственно- эмоциональной, так и рациональной. Над ней “надстраивается” интуитивная способность к оценочной деятельности. В нравственной форме это совесть, а  в эстетической форме- вкус. Третий уровень: у человека образуется осознанный критерий оценочной деятельности- идеал.

       Автор статьи: “Ценность как междисциплинарное понятие” рассматривает общечеловеческие ценности как обобщение конкретно- исторического опыта “совокупной жизнедеятельности человечества, хотя осознание человечеством своего единства и формирование мирового сообщества, вырабатывающего, в частности, общие ценностные ориентиры - процесс исторически весьма недавний, насчитывающий не более столетия.”3 По- видимому именно “осознание человечеством своего единства и формирование мирового сообщества, вырабатывающего, в частности, общие ценностные ориентиры”,и является важной причиной столь широкого распространения ценностных понятий и развитие самой аксиологии.

      По убеждению Н.С. Розова, “мифы, религии, идеологии будут продолжать жить в этом мире в качестве автономных стран или материков, но при необходимом  общении между собой  вынуждены будут говорить на языке ценностей”4. Ценностное сознание неслучайно возникает “в современную эпоху действительной мировой интеграции, настоятельно требующую новых глобальных ценностных ориентиров”5. Само же “ценностное сознание твёрдо стоит на страже общезначимых ценностей- витальных и гражданских прав человека, а также всех необходимых условий (политико- правовых, экологических, социально- экономических) для обеспечения этими правами современного и всех будущих поколений людей. Это и позволяет говорить о ценностном сознании как о глобальной этике новой исторической эпохи”.

Разнообразие  трактовок ценности было обусловлено  необычайной сложностью и многосторонностью  самого ценностного отношения и  различием философско-методических подходов к его теоретическому осмыслению.

Философы Баденской (В. Виндельбанд, Г. Риккер и др.) и Марбургской (Г. Коген и др.) школ неокатианства, развивая эту тенденцию, используют кроме понятия “значимость” понятия “долженствование” и “ценность» ( от лат. иметь значение). Весь реальный мир подразделяется ими на бытие (действительность, существование) и ценности, которые не существуют, находятся вне и над бытием, по ту сторону и объекта, и субъекта, являясь для последнего лишь объективной, общеобязательной значимостью и долженствованием. Сущность ценностей, писал Г. Риккерт, как раз и “состоит в их значимости, а не в их фактичности”6.

      По мнению Г. Когена, истина, происходит не из соответствия знания реальности, а из этических норм и ценностей, привносимых в познание. Поэтому, например, “тождество”, определяющее принцип непрерывности мышления, есть по сути своей ничто иное, как благо или ценности. Ценность и обеспечивает взаимосвязь трех собственно философских наук: логики, этики, эстетики в обосновании единства и целостности духовной культуры.

    В целом позицию ученых выше названных направлений можно выразить словами В. Виндельмана : “Я могу,- полагал он,- понимать философией в систематическом ее смысле только критическую науку об общеобязательных ценностях : это определяет предмет философии … ее метод”7. Но если Виндельбанд наряду с понятием “ценность” еще употребляет как однопорядковые понятия “всеобщий закон”, “норма”, “абсолютная оценка”, то его последователь Г. Риккерт возводит “ценность” в ранг системо- и смыслообразующей философской категории. Ибо, по его мнению, “то, что нельзя отнести к ценностям, не имеет абсолютно никакого смысла”8. Поэтому нельзя смешивать понятия, как “закон” и “ценность”, “неизбежность” и “долженствование”, “бытие” и ”смысл”, чем, по мнению Риккерта, грешили предшествующие философы, кроме И. Канта. Все великие мыслители, которые развивали учение о смысле человеческой жизни, создавали тем самым и систему ценностей.

       Смысложизненные, экзистенциальные, феноменологические, антропологические и религиозные философии, возникшие к концу XIX в., будучи ценностными, по своему содержанию, не занимались, как правило, специальным анализом ценностных категорий. Их отношение к ценностной проблематике можно определить словами Ф. Ницше, осуществившего в преддверии XX в. наиболее кардинальную переоценку отживших ценностей и устаревших идеалов: “Вопрос о ценностях,- утверждал он,- фундаментальнее вопроса о достоверности : последний обретает всю свою серьезность лишь при условии, что мы ответили на вопрос о ценностях”9.

   Субъективно-идеалистические теории, представленные логическим позитивизмом, эмотивизмом, лингвистическим анализом в этике, аффективно-волевой концепцией У. Эрбана, Д. Пролла, К. Льюиса и др., в ценности видят проявление психического настроя, субъективного отношения человека к оцениваемым им объектам. Ценности выступают в качестве движущей силы как идеи и как воля, обращенные к действительности.

        Для диалектического материализма ценности - специфические явления материального и духовного характера, обладающие положительной значимостью для человека, класса и общества в целом.

        К началу XX в. не остается сколько-нибудь серьезной философии, которая не обозначила бы своего отношения к ценностям, их специфики и роли в жизни человека и общества. И вряд ли стоит удивляться тому, что в теоретическую разработку проблемы ценностей весьма заметный вклад внесли философы позитивного направления. Это относится к неореализму (Р.Б. Перри), натурализму (Т. Манро), прагматизму (Д. Дьюн), контекстуализму (Ст. Пепер) и эмотивизму (Ч. Огден, А. Ричардс). При этом неопозитивизм (от Б. Рассела до Л. Витгенштейна) окончательно определили ценностные и оценочные суждения как неверифицируемые и поэтому не имеющие отношения ни к истине, ни к науке.

      Однако подлинным открытием ценностного видения стала философия религиозного ренессанса. Она раскрывала в общечеловеческих ценностях их духовное содержание как внутреннюю основу человеческого всеединства. Увидев ценностные начала человеческого бытия не в познающем разуме, пусть и мировом, а в божественной духовности, русские философы (от В.С. Соловьева до Н.О. Лосского) показали глубинную взаимосвязь и органическое единство триады XX века! Дух-Свобода-Личность.

    “Духовность несет с собой освобождение, она несет с собой человечность”,- писал Н.А. Бердяев, поэтому “дух, свобода, личность имеют номинальное значение … Возможен прорыв духовности в социальную жизнь, и все лучшее в социальной жизни исходит из этого источника. Нужно оставить совершенно ложную идею второй половины XIX века, что человек есть создание социальной среды. Наоборот, социальная среда есть создание человека”10. Этот преобразующий человека порыв божественной духовности в социуме и реализуется в виде общечеловеческих и духовных ценностей. Поэтому, по словам Н.О. Лосского, “вся жизнь движется любовью к ценностям”11.    Русская философия нашла и показала человечеству в целом и каждому человеку в отдельности путь духовного возрождения в его земной жизни.

          В   первой трети ХХ века интерес к “философии ценности”возрастает лавинообразно. Необычайный интерес к проблематике ценности в ХХ столетии, которое своими многочисленными войнами, в том числе двумя мировыми, и политическими переворотами, тотальными режимами растопило такое множество ценностей культуры и ценностей миллионов человеческих жизней, как никакое другое предыдущее столетие.

           ХХ век не только цинически  переоценил и уничтожил многое  из того, что считалось ценным  в предшествующих столетиях, но  и обострил ценностный раскол  в обществе, которое состоит из множества уникальных индивидов, различных рас и народов, социальных слоев и государств, имеющих свои ценности, нередко противоречащие друг другу.

        Однако, как это не парадоксально, именно такое цинически пренебрежительное и реально - уничтожительное отношение к ценностям жизни и культуры, ценностный раскол в обществе предельно обостряет интерес и внимание к ценностям, как практическое, так и теоретическое. Уничтожение явлений, обладающих ценностью, не есть уничтожение самих ценностей.

   Еще в преддверии великой американской депрессии 30-х годов была высказана мысль о том, что “ценности, возможно, дадут ключ, который, в конечном счете, освободит все гуманитарные науки от их современного положения патетической… поверхности. Таким образом, ко второй половине XX в. аксиология прочно заняла свое место во всех сферах современного социогуманитарного знания. В России вплоть до начала 60-х годов аксиология находилась под официальным запретом как буржуазная “лженаука”. И только в 1960 г. была опубликована монография В.П. Тугаринова “О ценностях жизни и культуры”, положившая начало разработке основных аксиологических понятий с марксистских, естественно, позиций. Затем появились десятки статей на эту тему, а в 1964 г. на украинском языке вышла книга В.А. Василенко “Ценность и оценка”. Исследования ученых утверждали “правомерность” рассмотрения понятий “ценность” и “оценка” в качестве категорий марксистско-ленинской философии; термин же “аксиология” использовалась лишь при критике буржуазных концепций.

Информация о работе Ценностная ориентация молодежи