Ценностные ориентации личности и особенности самоактуализации личности в период ранней зрелости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:29, курсовая работа

Описание

На разных стадиях индивидуального развития следование нормам и ценностям социального окружения последовательно определяется стремлением избежать наказания и получить поощрение, ориентацией на значимых других, действием внутренней автономной системы ценностей. Эти стадии не привязаны четко к определенному возрасту и последовательно сменяют друг друга на протяжении жизни человека. При этом каждая стадия может оказаться последней, и достигнутый к этому моменту уровень развития становится индивидуальным типом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты ценностных ориентаций
личности и особенности самоактуализации личности
в период ранней зрелости …………………………………………….………..6
Период ранней зрелости…………………………………………………….6
1.2 Понятие самоактуализации…………………………………………………13
1.3 Ценностные ориентации личности в разные периоды жизни…………… 20
Глава 2 Эмпирическое исследование ценностных ориентаций личности и особенности самоактуализации личности в период ранней зрелости……….31
2.1. Организация и методы исследования ……………………………………..31
2.2. Результаты исследования………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………................41
Список литературы………………………………………………………………43
Приложения……………………………………………………………………...45

Работа состоит из  1 файл

самоактуализация1.doc

— 435.50 Кб (Скачать документ)

     Ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи.

1.2. Понятие самоактуализации личности

     Создатель теории самоактуализации личности А. Маслоу определяет потребность в самоактуализации как «желание человека самоосуществиться» [7, 92]. Человек должен быть тем, кем он может быть: музыкант должен создавать музыку, художник рисовать. «А. Маслоу называл самоактуализирующимися личностями тех, кто живет полной жизнью, более полной, чем средний индивид. Речь идет …об умении использовать свой внутренний потенциал» [7, ЗЗ].

     Сам термин «самоактуализация» впервые использовал К.Гольдштейн. Маслоу рассматривал самоактуализацию не только как конечное состояние, но и как процесс выявления и реализации своих возможностей. Он считал, что «человек всегда хочет быть первоклассным или настолько хорошим, насколько он может быть» [8, 113]. Мы видим, что Маслоу ориентирует самоактуализацию на высшие достижения, максимальные в той сфере, к которой человек потенциально предрасположен. Дело в том, что он проводил биографические исследования пожилых людей с высокими успехами в избранной ими области - Эйнштейна, Торо, Джефферсона, Линкольна, Рузвельта, У. Джеймса, Уитмена и др. Изучал особенности личности «прекрасных, здоровых, сильных, творческих, добродетельных, проницательных людей» [8, 109]. Это люди с высоким уровнем самоактуализации. Им присущи такие черты как ориентация в большей степени на настоящее, внутренний локус контроля, высокая значимость ценностей роста и духовных ценностей, спонтанность, терпимость, автономия и независимость от окружения, чувство общности с человечеством в целом, сильная деловая направленность, оптимизм, устойчивые внутренние моральные нормы, демократичность в отношениях, наличие интимной среды, включающей немногих близких людей, креативность, критичность по отношению к своей культуре (нередко оказываются в изоляции в непринимаемой ими культурной среде), высокое самопринятие и принятие других [17, 114, 5]. Под личностью в данном случае понимается в широком смысле мотивационно-эмоциональная сфера психики человека. Личностью и рождаются, и становятся. Изначальный, природный потенциал личности имеет сложную структуру и включает как минимум три взаимосвязанных компонента: базовые метастремления (базовые потребности) и первичные эмоции, характерологический потенциал (стилевые потребности и значимые схемы их осуществления) и культурологический потенциал.

     Природный потенциал является каркасом личности, который в течение жизни обрастает новыми оболочками: Я-личностью в виде Я-Я концепции, Я-Вы и Я-Мы концепций (отношениями с микро- и макросоциумом), Я-Земная природа и Я-Мир концепций. Кроме того, на границе с внешним и внутриличностным мирами существует оперативный ситуативно-личностный блок (субъект в узком смысле). В целом личность содержит природный постоянный базовый потенциал, относительно устойчивый блок Я-личности и оперативный блок субъекта, имеющий в своем оперативном поле дело только с ситуативными, «сиюминутными» целями здесь и теперь, а также с ярлыками базовых и стилевых потребностей.

     Четыре  базовых стремления делятся на первично адаптивные:

     I - к сохранению и продолжению  жизни - к саморазрушению, смерти;

     II - к силе личности (уверенности  и высокой самооценке) - к слабости  личности (неуверенности, занижаемой  самооценке);

     И вторично адаптивные базовые стремления:

     III - к свободе, опоре на себя - несвободе, опоре на других;

     IY - к развитию, самореализации, самоактуализации - к привычному, стереотипному функционированию.

     Характерологические тенденции включают в себя мотивационные составляющие черт темперамента и характера (стилевые потребности). Черты характера созревают к 15-16 годам и в некоторой степени поддаются воспитанию и самовоспитанию (некоторые черты созревают окончательно лишь к 30 годам); они модулируют, придают индивидуальный рисунок процессу реализации базовых и всех остальных мотивационных образований. Такую же функцию осуществляют и культурологические мотивации.

     Культурологические  мотивации - это первичные нравственные - безнравственные, эстетические - неэстетические, познавательные - непознавательные, психорегулятивые - непсихорегулятивные, телеснорегулятивные - нетелеснорегулятивные отношения личности. На их основе образуются ценности, в том числе и духовные.

     Все мотивации личности имеют полярную, двойственную природу. Любым стремлениям находятся противоположные по направленности побуждения.

     Кроме того, все стремления и тенденции находятся в потенциальном, либо в актуальном (готовом к осуществлению), либо в уже актуализирующемся состоянии.

     С базовым стремлением IV (к развитию, самоактуализации) внутренне связана  также изначально заданная система жизненных предназначений человека. Она ориентирует развитие на определенные виды деятельности. То есть она также является модулятором процесса самореализации и саморазвития личности. Часто эта система находится в скрытом состоянии и требует усилий по ее самоопределению, осознанию. Смысл жизни многих людей заключается в гармоничной самореализации своих жизненных предназначений.

     Все компоненты базовой личности, а речь будет идти в первую очередь о  ней, вносят свой вклад в процесс  развития. Однако часто эти компоненты разрозненны, несбалансированны, противоречивы внутри себя и между собой. Особой задачей развития, самоактуализации является «психосинтез» всех отделов личности между собой, их интеграция в общую целостность. Существуют оптимальные для данного человека балансы различных мотиваций. Система внутренних оптимальных балансов личности создает внутреннюю гармонию [14, 189].

     Оптимальные балансы личности могут быть установлены  и со средой, в которой личность живет и действует. Такая внешняя гармония собственно личности развивается в ее отношениях с исполнительной психикой (способностями, психическими процессами), с телом, с микро-макросоциумом, с живой и неживой земной природой, с различными аспектами Космоса, первоосновами бытия. Процесс установления таких оптимальных балансов внутри личности и с аспектами окружающей ее среды будем называть гармонизацией личности. Результат этого процесса - определенный уровень гармоничности личности. Внутренняя гармоничность, согласие с самим собой выражается в оптимальных балансах отрицательных и положительных базовых стремлений, адаптивно первичных и вторичных стремлений, оптимальных межкомпонентных соотношениях и др. Кроме того, она выражается в оптимальных психических состояниях, эмоциональных переживаниях. Внешняя гармоничность проявляет себя в оптимальном уровне реализации побуждений, в оптимальном образе жизни и функционировании.

     Возникает законный вопрос: что же является критерием  гармоничности и оптимальности  внутренних и внешних соотношений, согласованности личности? Было выделено несколько критериев:

     1) гармоничность - несколько выше средней степень интеграции, целостности личности (внутренняя и внешняя интеграция определяется соотношением оптимальных и неоптимальных балансов в компонентах личности, в образе жизни и в самореализации);

     2) оптимальность - обеспечение длительной  и устойчивой самореализации развития, так как только такое развитие может создать условия для более полной отработки всех природных потенциалов человека, всей системы его жизненных предназначений (приходится подчиняться законам последовательной реализации целей личности во времени и закону гетерохронии роста - неравномерного возрастного созревания самих потенциалов и неравномерной их возможной актуализации; развитие поэтому - это и накопление отдельных адаптаций, увеличение в связи с этим комплексности, целостности системы ориентирования поведения, усложнение и оптимизация функционирования, увеличение, при гармоничном развитии, мудрости жизни);

     3) устойчивое преобладание позитивного  эмоционального тона, хорошего самочувствия, позитивных переживаний;

     4) несколько выше средней удовлетворенность  своей жизнью (положением в семье, на работе, жизнью в целом);

     5) наличие большинства позитивных  культурных ориентаций из набора  основных ориентаций (в том числе  и духовных) и большинства адаптивно необходимых видов деятельности, составляющих оптимальный образ жизни.

     1.3  Ценностные ориентации личности

     Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ценностных ориентации личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения стимулируя постановку новых значимых целей. В свою очередь, достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентации. В этой связи примечательна точка зрения Р. Хейвигхерста, по мнению которого главной задачей развития личности является самоопределение в сферах общечеловеческих ценностей и выработка собственной ценностной системы [18, 52]. Этапность формирования системы ценностных ориентации, занимая важное место в ряде теорий развития, соответствует общей периодизации индивидуального развития.

     Одной из важнейших предпосылок формирования системы ценностных ориентации личности является определенный уровень интеллектуального развития. Ж. Пиаже однозначно полагал, что смена стадий морального развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями. Моральные суждения, проявляющиеся, по его словам, в «уважении индивидуума к нормам общественного строя и его чувстве справедливости», у детей формируются на основе взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом [6, 532]. По мнению Пиаже, нравственное развитие, подобно умственному, носит прогрессивный, стадиальный характер. Пиаже выделяет две основные стадии морального развития. На первоначальной стадии «нравственного реализма» дети считают, что все моральные нормы поведения реальны, неизменны, обязательны для исполнения и не имеют исключений. Критерием нравственной оценки поступка являются только его последствия. Позднее, в период от 5 до 12 лет, в процессе развития абстрактного мышления у ребенка на первый план вместо категории действительности выходит категория возможности. Тем самым у ребенка формируется способность оценивать намерения поступка, абстрагируясь от его конкретных последствий. Эту стадию, которую Пиаже обозначает как «нравственный релятивизм», характеризует понимание относительности моральных норм, как созданных на основе взаимной договоренности между людьми, которые при необходимости могут их изменять. Критерием нравственной оценки на этой стадии выступают уже намерения человека [15, 11]. Наиболее последовательно роль смены деятельности в развитии ценностных ориентации раскрывается в работах отечественных авторов, прежде всего в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, В. И. Слободчикова и др. Содержанием любого вида деятельности, по Л. С. Выготскому, является создание духовных и материальных ценностей [4]. Начиная с его работ в отечественной психологии в основу возрастной периодизации ставится ведущая деятельность, определяющая формирование определенных способностей, которые и являются основными психологическими новообразованиями соответствующих стадий развития. Переход от одного вида деятельности к другому в терминологии Л. С. Выготского называется «критическим возрастом», т. е. кризисом развития. В основе известной классификации возрастных периодов Д. Б. Эльконина лежит ступенчатая смена следующих видов ведущей деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивное действие, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личностное общение и учебно-профессиональная деятельность. По словам Д. Б. Эльконина, в этом процессе смены видов деятельности закономерно чередуются периоды освоения общественных норм, целей, мотивов деятельности и т.д. И периоды освоения способов действий, формирования интеллектуально-познавательных сил. Соответственно, развитие личности, в том числе и ее ценностных ориентации, разделяется им натри основные «эпохи», включающие в себя периоды преимущественного развития мотивационно-потребностной сферы либо формирования «операционно-технических», когнитивных способностей. Переход от эпохи к эпохе характеризуется резким кризисом, который определяется возникновением несоответствия между актуальными задачами деятельности и существующими возможностями ребенка [19, 175-191].

     В. И. Слободчиков в основу периодизации стадий возрастного развития ставит смену «человеческих общностей», являющихся, по его мнению, предельно общим понятием, включающим одновременно и объект, и источник развития. Каждая человеческая общность характеризуется той или иной совместной деятельностью, смена партнеров в осуществлении которой определяет выделение пяти базовых ступеней развития. На ступени «оживления» ребенок строит общение с матерью, на ступени «одушевления» он осуществляет совместную деятельность с близкими взрослыми. Ступень «персонализации» характеризуется освоением социальных норм и принципов в общении с общественным взрослым - учителем, наставником и т.п. На ступени «индивидуализации» взрослеющий человек вступает в отношения со всем человечеством, опосредованные индивидуальным принятием системы ценностей общества в целом. Существующая теоретически высшая ступень «универсализации» отличается принятием духовных, экзистенциальных ценностей, партнером в осмыслении которых становится так называемое «Богочеловечество». Переход от одной ступени к другой проявляется в кризисе рождения, который определяется противоречием между актуальной и потенциальной (вследствие появившейся новой способности) формой совместной деятельности. По мнению В. И. Слободчикова, каждая ступень развития включает в себя «стадию принятия» и «стадию освоения» данной общности. На стадии принятия происходит совместное освоение способов взаимодействия, «построение» соответствующего типа общности. В конце этой стадии взрослый подталкивает ребенка, стремящегося к сохранению status quo, к поиску новых способов самоопределения, что проявляется кризисом развития данной общности, преодоление которого знаменует начало стадии освоения ребенком собственной отдельности в рамках этой ступени развития [12, 18, 53-62]. По нашему мнению, такая позиция содержит излишний крен в сторону действия внешних социальных факторов и недооценивает способность человека к самостоятельной постановке целей и задач развития, к выработке собственной системы ценностей.

     При анализе описанных разными авторами закономерностей смены стадий ценностного  развития личности возникает четкая параллель с социально-историческими стадиями развития общества. Так, периодизация Д. Б. Эльконина вызывает явные ассоциации со сменой общественно-экономических формаций посредством революций, возникающих, по К. Марксу, при несоответствии уровней развития производительных сил и производственных отношений. Приведенные нами в предыдущей главе характеристики исторических типов социального характера Д. Рисмена прямо соответствуют этапам развития «автономной морали» отдельной личности. В этой связи представляется уместным привести точку зрения В. Г. Морогина и Г. В. Залевского, которые понимают индивидуальные ценности как «проявление в конкретной личности уровней коллективного бессознательного - общечеловеческого, расового, национального и группового» [10, 74], отождествляя их тем самым с архетипами К. Юнга. По нашему мнению, представление Л. С. Выготского о культурно-исторической обусловленности поведения в этом контексте может быть понято как последовательное возникновение в процессе развития общества предпосылок для появления новых, более высоких уровней развития личности, для достижения все большим числом людей высших стадий развития.

Информация о работе Ценностные ориентации личности и особенности самоактуализации личности в период ранней зрелости