Ценностные ориентации личности и особенности самоактуализации личности в период ранней зрелости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:29, курсовая работа

Описание

На разных стадиях индивидуального развития следование нормам и ценностям социального окружения последовательно определяется стремлением избежать наказания и получить поощрение, ориентацией на значимых других, действием внутренней автономной системы ценностей. Эти стадии не привязаны четко к определенному возрасту и последовательно сменяют друг друга на протяжении жизни человека. При этом каждая стадия может оказаться последней, и достигнутый к этому моменту уровень развития становится индивидуальным типом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты ценностных ориентаций
личности и особенности самоактуализации личности
в период ранней зрелости …………………………………………….………..6
Период ранней зрелости…………………………………………………….6
1.2 Понятие самоактуализации…………………………………………………13
1.3 Ценностные ориентации личности в разные периоды жизни…………… 20
Глава 2 Эмпирическое исследование ценностных ориентаций личности и особенности самоактуализации личности в период ранней зрелости……….31
2.1. Организация и методы исследования ……………………………………..31
2.2. Результаты исследования………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………................41
Список литературы………………………………………………………………43
Приложения……………………………………………………………………...45

Работа состоит из  1 файл

самоактуализация1.doc

— 435.50 Кб (Скачать документ)

     В подростковом возрасте главным новообразованием, по мнению практически всех отечественных авторов, начиная с Л. С. Выготского, является чувство взрослости, которое проявляется ориентацией на взрослые ценности. Такая ориентация, по справедливому замечанию И. С. Кона, отличается противоречивым характером. С одной стороны, для подростков исключительную значимость приобретают ценности, принятые в группе сверстников. С другой стороны, в этот период впервые появляется возможность формирования собственной связной и непротиворечивой ценностной системы, определяющаяся развитием способности к критической переоценке принципов внешней, «взрослой» морали. По словам Г. Крайга, в доподростковый период дети не в состоянии создать свою систему ценностей, даже если хотят этого, так как не обладают соответствующими когнитивными способностями [6, 622]. По мнению М. Хоффмана, процесс морального развития в подростковом возрасте, определяющийся построением и переоценкой системы ценностей, идет тремя различными, но не исключающими друг друга путями, основанными на новообразованиях подросткового возраста. Первый - это «основанное на тревоге сдерживание», то есть поведение, определяющееся сначала страхом наказания, затем, вследствие интернализации запретов, - чувством вины. Второй путь заключается в «основанной на эмпатии заботе», связанной с развитием способности понимать чувства других людей. Третий путь основан на развитии «мышления на уровне формальных операций», появлении способности к переоценке информации и переформулированию понятий [6].

     Создание  собственной ценностной системы  сопровождается обращением подростков к вечным философским проблемам, идеальным представлениям о нравственности. По мнению Е. Ф. Рыбалко, усложнение комплекса личностных свойств подростка происходит за счет включения в систему его ценностных ориентации различного рода нравственных качеств [11]. Осознание несоответствия провозглашаемых родителями (или даже обществом в целом) нравственных принципов реальной действительности проявляется в резкой и категоричной их критике, «бунтарстве», в ряде случаев - в идеализации морали своего поколения, выступающего для подростка образцом «совести общества». Эти и подобные им особенности подросткового поведения, описываемые, в частности, А. Е. Личко как проявления реакций группирования со сверстниками и эмансипации , чаще не воплощаются в реальные дела, оставаясь на уровне общих рассуждений.

     Предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складывается лишь в юношеском возрасте. Как обоснованно пишет Л. И. Божович, «только в юношеском возрасте моральное мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим побудителем, опосредствующем все их поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе». В основе приобретения ценностной системой реально действующего характера, по нашему мнению, лежит осознание человеком личностного смысла своей жизни. По мнению В. Франкла, именно в юношеском возрасте вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны [16]. Появление потребности в определении своих жизненных целей, нахождении своего места в жизни становится отличительной особенностью именно этого возраста. Как отмечает И. С. Кон, характерной чертой юношеского возраста является формирование жизненных планов, возникающих в результате обобщения личностных целей, иерархизации мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций. Появление жизненных планов, выступающих, по его мнению, как явления одновременно социального и этического порядка, характеризуется различением вопросов «Кем быть?» и «Каким быть?», т.е. обособлением процессов профессионального и морального самоопределения [1]. Тем самым в юношеском возрасте складывается собственное мировоззрение человека, создающее возможность формирования внутренней, автономной системы ценностей. Юношеский возраст, таким образом, является решающим в плане формирования ценностной системы личности.

     Однако  динамическая система ценностных ориентаций не останавливается на этом в своем развитии. Период взрослости характеризуется осуществлением намеченных ранее жизненных целей и планов, а также их корректировкой при затруднениях в достижении. В этот период человек создает собственную семью, реализует себя в профессиональной деятельности, карьере, общественной жизни. Особое место при этом занимают вопросы максимальной реализации собственных возможностей, личностного роста, саморазвития. Р. Коген, интегрирующий в своей теории «развивающегося «Я» подходы Ж. Пиаже, Л. Колберга, А. Маслоу, Э. Эриксона, Дж. Ловингер и др., делает акцент на развитии ценностно-смысловой сферы личности именно в период взрослости. По его мнению, человек продолжает структурировать и реструктурировать свое понимание мира, даже далеко перешагнув тридцатилетний рубеж. В качестве механизма такого развития Р. Коген выделяет, прежде всего, продолжающееся развитие смысловых систем, служащих источниками поведения личности [6, 96]. Говоря о роли смысла в личностном развитии, И. С. Кон отмечает, что «критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой является вопрос о смысле жизни, психологически, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми» [13, 283]. Соответственно, наиболее значительные изменения в зрелом возрасте система ценностей претерпевает в периоды кризисов развития. По справедливому замечанию А. Г. Асмолова, «кризисы развития зрелой личности неизбежно сопровождаются перестройкой системы ценностей» [1]. Характеризующиеся обращением к экзистенциальным вопросам кризисы развития приводят к переосмыслению жизненных целей, к смене характера деятельности и межличностных взаимоотношений и, тем самым, к определенной трансформации системы ценностей.

     Рассмотрим  несколько классификаций ценностей:

     Маслоу  А. приравнивает ценности к потребностям. Он говорит, что свойства конституции индивида определяют его ценности. Способности требуют того, чтобы их использовали, т.е. способности это потребности, и являются изначальными ценностями. Абсолютной наиглавнейшей ценностью человек считает ту потребность из иерархии потребностей, желание удовлетворить которую доминирует в нем в данное время.

     Мы  можем открыть ценности, которые  избирает человек, а не создать или  изобрести их. Они изначально присущи самой человеческой природе, у них имеется биологическая и генетическая основа, но их развивает также культура и цивилизация.

     Основная  мотивация дает человеку уже готовую  иерархию ценностей, где потребности  зависят друг от друга. Высшая природа  человека, его идеалы, стремления и способности опираются не на инстинктивное самоотречение, а на инстинктивное удовлетворение.

     Маслоу  предлагает описательный подход по отношению  к ценностям, предполагающий переход от вопросов о безоговорочных истин в терминах долженствования к более эмпирическим вопросам «когда, где, для кого, сколько?» Будь тем, кто ты есть.   

     Ценность  есть предмет потребностей человека. Всякая ценность характеризуется двумя свойствами - функциональным значением и личностным смыслом, т.е. ее отношением к потребностям человека. Смысл жизни - это прежде всего стратегическая цель жизни, т.е. задача на длительный период, в той или иной степени осознаваемая.

     Мы  можем рассматривать ценности как  ключевые жизненные ориентиры, определяющие способ и характер деятельности. Ценностные ориентации - понятие, выражающее то или иное отношение индивида к различным объектам и явлениям. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношения к окружающему миру, к другим людям к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и “философии жизни”.

     В личностном плане ценность может  быть определена как такое отношение к предметам и явлениям действительности, которое показывает человеку его истинное благо, раскрывает перед ним возможность жизни, способной принести наибольшее счастье. 

     Классификация ценностей  как смысловых универсалий на основе взглядов В. Франкла. Ценности Франкл представляет как смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу приходилось сталкиваться в истории. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:

     с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы);

     с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей);

     посредством позиции, которую мы занимаем по отношению  к судьбе, которую мы не в состоянии  изменить.

     Соответственно  этому выделяются три группы ценностей:

     ценности  творчества

     ценности  переживания

     ценности  отношения.

     Приоритет принадлежит ценностям творчества, основной формой реализации которых является труд. Смысл труда в том, что человек как личность вкладывает в эту работу.

     К ценностям переживания относится любовь, переживание другого человека в его неповторимости, познание его глубинной сущности. 

     К ценностям отношения человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые не в состоянии изменить. Но при любых обстоятельствах человек способен придать своему страданию жизненный смысл. 

     Ценности  в контексте психологии отношений  В.Н. Мясищева. 

     Как известно из его теории личность характеризуется  несколькими типами отношений, или, говоря иначе, выделяются подсистемы личности такие, как интраиндивидная, интериндивидная и метаиндивидная. Все ценности или аксиологическое “Я” человека имеют непосредственное отношение к этим подсистемам.

     Интрапсихические  отношения - “Человек - Я сам”. Здесь  выделяются три типа отношений:

     отношения к телу (соответствует ценности здоровья)

     к психическим способностям (познавательные процессы, интеллектуальные способности, знания, умения навыки)

     духовное  отношение к себе.

     Второй  пункт можно отнести к инструментальным ценностям, благодаря совершенствованию которых человек может достичь своих целей. Последний  характеризует ценности саморазвития, духовного роста, стремлением индивида обнаружить и реализовать смысл своей жизни.

     2. Интерпсихические отношения - “Человек - другой”

     микросоциальным отношениям соответствуют ценности такие, как любовь, семья, дружба

     мезасоциальным - работа, карьера, признание и т.д.

     макросоциальным отношениям соответствуют общечеловеческие ценности, затрагивающие политические и правовые идеалы, этические и эстетические нормы.

     3. Транспсихические отношения “Человек - мир объектов”

     отношения с вещами (материальный достаток и  финансовое благополучие)

     отношения к идеям (этические, эстетические, религиозные, философские ценности).

     Поскольку не может быть ценностей вне сфер взаимодействия личности, представляется правомерным рассматривать их с точки зрения обращенности их к тому или иному типу отношений человека. Система ценностных ориентаций в той или иной степени “привязана” к этим трем отношениям. Ценности некоторых типов могут преобладать у одних людей и быть неразвитыми у других. Ценностная ориентация личности представляет собой сложную сеть взаимодействий  различных ценностей, где одни  доминируют, являются ведущими для данного человека, другие служат для их достижения, третьи могут быть вовсе не активизированы, но потенциально присутствуют в аксиологическом “Я” индивида.

     Таким образом, система ценностных ориентации личности не остается неизменной на протяжении всей жизни человека, включая и зрелый возраст. Применительно к динамике системы ценностей в зрелом возрасте более адекватным является не термин «формирование», предполагающий некий конечный итог, а термин «развитие», как имеющий более широкое значение.  
 
 
 
 
 
 

 

       

       Глава 2  Эмпирическое исследование взаимосвязи 
самоактуализации личности и ценностных ориентаций 
в период ранней зрелости.
 

2.1. Организация и  методы исследования

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

  1. Подобрать методы и методики исследования;
  2. Определить в процессе эмпирического исследования, взаимосвязь самоактуализации личности и ценностных ориентаций 
    в период ранней зрелости.
  3. Произвести количественно-качественный анализ результатов исследования;
  4. Сделать выводы по проделанной работе.

     Эмпирическая  база исследования: 20 человек в возрасте от 20 до 40 лет, г.Уфа РБ

     Этапы исследования:

  1. Диагностика. Проведение методик:

- Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова.

Информация о работе Ценностные ориентации личности и особенности самоактуализации личности в период ранней зрелости