Ценностные ориентации личности и особенности самоактуализации личности в период ранней зрелости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:29, курсовая работа

Описание

На разных стадиях индивидуального развития следование нормам и ценностям социального окружения последовательно определяется стремлением избежать наказания и получить поощрение, ориентацией на значимых других, действием внутренней автономной системы ценностей. Эти стадии не привязаны четко к определенному возрасту и последовательно сменяют друг друга на протяжении жизни человека. При этом каждая стадия может оказаться последней, и достигнутый к этому моменту уровень развития становится индивидуальным типом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты ценностных ориентаций
личности и особенности самоактуализации личности
в период ранней зрелости …………………………………………….………..6
Период ранней зрелости…………………………………………………….6
1.2 Понятие самоактуализации…………………………………………………13
1.3 Ценностные ориентации личности в разные периоды жизни…………… 20
Глава 2 Эмпирическое исследование ценностных ориентаций личности и особенности самоактуализации личности в период ранней зрелости……….31
2.1. Организация и методы исследования ……………………………………..31
2.2. Результаты исследования………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………................41
Список литературы………………………………………………………………43
Приложения……………………………………………………………………...45

Работа состоит из  1 файл

самоактуализация1.doc

— 435.50 Кб (Скачать документ)

http://thepsy.narod.ru/index.files/ucheb_mat/06.html

  1. Бороздина Л.В., Спиридонова И.А. Возрастные изменения временной транспективы субъекта. – М., 2008.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  3. Гамезо М.В., Герасимов В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. – Возрастная психология: личность от молодости до старости; уч. пособие. – М.: Пед. общество России, Изд. дом . «Ноосфера», 2009.
  4. Крайг Г. Психология развития. 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005 - 940 с. (Серия "Мастера психологии") 
  5. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. - СПб: Питер, 2003.
  6. Маслоу А. Самоактуализация// Психология личности. Тексты. М., 1997. - 204 с.
  7. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  8. Морогин В. Г., Залевский Г. В. Ценностно-потребностная сфера личности осужденных, переживших смертный приговор // Психол. журн. - 1999. - №2. -С.73-81
  9. Рыбалко Е. А. Становление личности // Социальная психология личности.—Л., 1974.
  10. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопр. психол. 1991. № 2. С. 37-50.
  11. Степанова Е.И. Психология взрослых. – СПб.: «Алетейя», 2007.
  12. Ферруччи П.  Кем мы можем быть : Психосинтез как метод психолог. и духовного роста / Пьеро Ферруччи. - М., 1992.

http://psylib.org.ua/books/psyntez/psy02/index.htm

  1. Флейвелл Д.Х. Генетическая психология Ж. Пиаже.- М.: Просвещение, 1967. – 623 с. 11.
  2. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990.
  3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность//Мастера психологии, Изд. : Питер, 2003. 859 с.
  4. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — М., 1995, 287 с.
  5. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Хрестоматия по возрастной псиъхологии/Сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1994. – с. 269-175

http://refak.ru/referat/1928/

  1. http://www.ahmerov.com/book_556_chapter_12_%22SPRAVEDLIVOE_SOOBSHHESTVO%22_L.KOLBERGA.html
 
 
 

 

Приложение:

Диагностика самоактуализации личности  
А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина

Шкалы: ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность (стремление к творчеству), автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении

Инструкция: из двух вариантов утверждений выберите тот, который вам больше нравится или лучше согласуется с вашими представлениями, точнее отражает ваши мнения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается по первому побуждению.

1.а) Придет  время, когда я заживу по-настоящему, не так, как сейчас. 
б) Я уверен, что живу по-настоящему уже сейчас.

2.а) Я очень  увлечен своим профессиональным  делом. 
б) Не могу сказать, что мне нравится моя работа и то, чем я занимаюсь.

3.а)  Если незнакомый человек окажет  мне услугу, я чувствую себя  ему обязанным. 
б) Принимая услугу незнакомого человека, я не чувствую себя обязанным ему.

4.а) Мне бывает  трудно разобраться в своих  чувствах. 
б) Я всегда могу разобраться в собственных чувствах.

5.а)  Я часто задумываюсь над тем,  правильно ли я вел себя  в той или иной ситуации. 
б) Я редко задумываюсь над тем, насколько правильно мое поведение.

6.а) Я внутренне  смущаюсь, когда мне говорят комплименты. 
б) Я редко смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

7.а) Способность  к творчеству – природное свойство  человека. 
б) Далеко не все люди одарены способностью к творчеству.

8.а) У меня  не всегда хватает времени  на то, чтобы следить за новостями  литературы и искусства. 
б) Я прилагаю силы, стараясь следить за новостями литературы и искусства.

9.а) Я часто  принимаю рискованные решения. 
б) Мне трудно принимать рискованные решения.

10.а)  Иногда я могу дать собеседнику  понять, что он кажется мне  глупым и неинтересным. 
б) Я считаю недопустимым дать понять человеку, что он мне кажется глупым и неинтересным.

11.а) Я люблю  оставлять приятное «на потом». 
б) Я не оставляю приятное «на потом».

12.а) Я считаю  невежливым прерывать разговор, если он интересен только моему собеседнику. 
б) Я могу быстро и непринужденно прервать разговор, интересный только одной стороне.

13.а) Я стремлюсь  к достижению внутренней гармонии. 
б) Состояние внутренней гармонии, скорее всего, недостижимо.

14.а) Не могу  сказать, что я себе нравлюсь. 
б) Я себе нравлюсь.

15.а) Я думаю,  что большинству людей можно  доверять. 
б) Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.

16.а)  Плохо оплачиваемая работа не  может приносить удовлетворения. 
б) Интересное, творческое содержание работы – само по себе награда.

17.а) Довольно  часто мне бывает скучно. 
б) Мне никогда не бывает скучно.

18.а)  Я не стану отступать от  своих принципов даже ради  полезных дел, которые могли  бы рассчитывать на людскую  благодарность. 
б) Я бы предпочел отступить от своих принципов ради дел, за которые люди были бы мне благодарны.

19.а) Иногда  мне трудно быть искренним. 
б) Мне всегда удается быть искренним.

20.а)  Когда я нравлюсь себе, мне  кажется, что я нравлюсь и  окружающим. 
б) Даже когда я себе нравлюсь, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.

21.а) Я доверяю  своим внезапно возникшим желаниям. 
б) Свои внезапные желания я всегда стараюсь обдумать.

22.а) Я должен  добиваться совершенства во всем, что я делаю. 
б) Я не слишком расстраиваюсь, если мне это не удается.

23.а) Эгоизм – естественное свойство любого человека. 
б) Большинству людей эгоизм не свойственен.

24.а) Если я  не сразу нахожу ответ на  вопрос, то могу отложить его  на неопределенное время. 
б) Я буду искать ответ на интересующий меня вопрос, не считаясь с затратами времени.

25.а) Я люблю  перечитывать понравившиеся мне  книги. 
б) Лучше прочесть новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанной.

26.а) Я стараюсь  поступать так, как ожидают  окружающие. 
б) Я не склонен задумываться о том, чего ждут от меня окружающие.

27.а)  Прошлое, настоящее и будущее  представляются мне единым целым. 
б) Думаю, мое настоящее не очень-то связано с прошлым или будущим.

28.а) Большая  часть того, что я делаю, доставляет  мне удовольствие. 
б) Лишь немногие из моих занятий по-настоящему меня радуют.

29.а) Стремясь  разобраться в характере и  чувствах окружающих, люди часто  бывают бестактным. 
б) Стремление разобраться в окружающих людях вполне естественно и оправдывает некоторую бестактность.

30.а) Я хорошо  знаю, какие чувства я способен  испытывать, а какие нет. 
б) Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать.

31.а) Я чувствую  угрызения совести, если сержусь  на тех, кого люблю. 
б) Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

32.а) Человек  должен спокойно относиться к тому, что он может услышать о себе от других. 
б) Вполне естественно обидеться, услышав неприятное мнение о себе.

33.а) Усилия, которых  требует познание истины, стоят  того, ибо приносят пользу. 
б) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо доставляют удовольствие.

34.а) В сложных  ситуациях надо действовать испытанными  способами – это гарантирует  успех. 
б) В сложных ситуациях надо находить принципиально новые решения.

35.а) Люди редко  раздражают меня. 
б) Люди часто меня раздражают.

36.а) Если бы была возможность вернуть прошлое, я бы там многое изменил. 
б) Я доволен своим прошлым и не хочу в нем ничего менять.

37.а) Главное  в жизни – приносить пользу  и нравиться людям. 
б) Главное в жизни – делать добро и служить истине.

38.а) Иногда  я боюсь показаться слишком нежным. 
б) Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.

39.а) Я считаю, что выразить свои чувства  обычно важнее, чем обдумывать  ситуацию. 
б) Не стоит необдуманно выражать свои чувства, не взвесив ситуацию.

40.а) Я верю  в себя, когда чувствую, что способен справиться с задачами, стоящими передо мной. 
б) Я верю в себя даже тогда, когда неспособен справиться со своими проблемами.

41.а) Совершая  поступки, люди руководствуются  взаимными интересами. 
б) По своей природе люди склонны заботиться лишь о собственных интересах.

42.а) Меня интересуют  все новшества в моей профессиональной  сфере. 
б) Я скептически отношусь к большинству нововведений в своей профессиональной области.

43.а) Я думаю,  что творчество должно приносить  пользу людям. 
б) Я полагаю, что творчество должно приносить человеку удовольствие.

44.а) У меня  всегда есть своя собственная  точка зрения по важным вопросам. 
б) Формируя свою точку зрения, я склонен прислушиваться к мнениям уважаемых и авторитетных людей.

45.а) Секс без  любви не является ценностью. 
б) Даже без любви секс – очень значимая ценность.

46.а) Я чувствую  себя ответственным за настроение  собеседника. 
б) Я не чувствую себя ответственным за это.

47.а) Я легко  мирюсь со своими слабостями. 
б) Смириться со своими слабостями мне нелегко.

48.а) Успех  в общении зависит от того, насколько человек способен раскрыть  себя другому. 
б) Успех в общении зависит от умения подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки.

49.а) Мое чувство  самоуважения зависит от того, чего я достиг. 
б) Мое самоуважение не зависит от моих достижений.

50.а) Большинство  людей привыкли действовать «по линии наименьшего сопротивления». 
б) Думаю, что большинство людей к этому не склонны.

51.а) Узкая  специализация необходима для  настоящего ученого. 
б) Углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.

52.а) Очень  важно, есть ли у человека  в жизни радость познания и  творчества. 
б) В жизни очень важно приносить пользу людям.

53.а) Мне нравится  участвовать в жарких спорах. 
б) Я не люблю споров.

54.а) Я интересуюсь предсказаниями, гороскопами, астрологическими прогнозами. 
б) Подобные вещи меня не интересуют.

55.а) Человек  должен трудиться ради удовлетворения  своих потребностей и блага  своей семьи. 
б) Человек должен трудиться, чтобы реализовать свои способности и желания.

56.а) В решении  личных проблем я руководствуюсь  общепринятыми представлениями. 
б) Свои проблемы я решаю так, как считаю нужным.

57.а) Воля нужна  для того, чтобы сдерживать желания  и контролировать чувства. 
б) Главное назначение воли – подхлестывать усилия и увеличивать энергию человека.

58.а) Я не  стесняюсь своих слабостей перед  друзьями. 
б) Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.

Информация о работе Ценностные ориентации личности и особенности самоактуализации личности в период ранней зрелости