Взаимоотношения между детьми в младших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 19:42, контрольная работа

Описание

Целью моей работы является изучение взаимоотношений мальчиков и девочек в младших классах. В своей работе я использовала такую литературу, как “ Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания ”, “Мир детства: младший школьник» / Под ред. А.Г. Хрипковой. и другие источники. Также я провела практическое исследование среди детей младших классов.

Содержание

Введение



Мир эмоций.


Взаимоотношения между мальчиками и девочками в младших классах


Психологические особенности взаимоотношений мальчиков и девочек в младших классах.


Практическая часть



Заключение


Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Взаимоотношения между детьми.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

  М. Кинег (1974) приводит данные, опровергающие представления о сексуальной латентности ребенка 7—М лет. Дети или не осознают, или скрывают свои сексуальные интересы и их проявления. «Как уже указывалось, эта скрытность может значительно усиливаться и поддерживаться упущениями воспитания в тенденции постепенного учащения в этом возрасте мастурбации, гетеросексуальных и реже—ковальных игр у мальчиков. Сходные данные получены для девочек, сексуальная активность которых, однако, ниже. В 10—12 лет мальчики переходят от высказываний желания жениться на ком-нибудь к желанию любить будущую подругу и, наконец, к совместной социальной активности, к увеличению количества друзей другого пола.

  Опрошенные  нами матери указывали на наличие  вопросов о различии между полами, подробностях зачатия и рождения, менструациях и поллюциях, половом акте. Одни дети боялись утратить половые отличия, другие высказывали желание изменить свой пол. Некоторые матери определенно говорили о влюбленности детей, о мастурбации, об условно сексуальных проявлениях (сосание пальцев, кусание губ и ногтей, ковыряние в носу, вырывание волос, постоянное держание рук в карманах). Преобладающими источниками информации детей о поле были сверстники и литература, у девочек—часто мать и значительно реже отец—у мальчиков»[2].

  «Весьма показательны данные проведенного нами опроса молодежи, относящиеся к младшему школьному возрасту. Треть мальчиков  и девочек в этом возрасте впервые  услышали о различии полов, причем 4 из 5 получали сведения от сверстников  и старших детей и каждый 6—7-й воспринимали их эмоционально. Из аналогичных источников получили информацию о родах 36% мальчиков и 68% девочек этого возраста. Для каждого 4-го мальчика и каждой 5-й девочки это было эмоционально значимо. В половине случаев мальчики и несколько чаще девочки уяснили роль отца. почти все мальчики и половина девочек—из объяснений сверстников и старших детей, 15% —от родителей; эти сведения воспринимались многими с волнением, часто как нечто потрясающее. Сущность беременности раскрылась для 60% мальчиков и 52% девочек, из них благодаря родителям—9% мальчиков и 24% девочек  от специалистов—5—7% детей.' Сущности полового акта родители не разъясняли, сведения же о нем получили 63% мальчиков и 43% девочек, причем из наблюдения полового акта соответственно—30% и 19%, от сверстников и старших детей—65%  и 68%, из литературы—20 °/о и 24 % «У трети мальчиков и двух третей девочек это вызвало эмоциональное, часто с отвращением, реагирование. О менструациях и поллюциях узнали 40% мальчиков (9% от отцов) и 66% девочек (61% от матерей). О противозачаточных средствах узнали 45% мальчиков и 6% девочек (лишь единицы—от специалистов и родителей). Если о мастурбации сообщили 10% юношей и 1% девушек, то узнали о ней 33% ч 10%' соответственно: каждый десятый—наглядно, каждый пятый мальчик и каждая вторая девочка—из литературы, примерно каждый второй—от сверстников ч каждый десятый—от посторонних взрослых. Заслуживают внимания основные словесные фермы полученных знаний о поле: в медицинской терминологии — 27% мальчиков и 43% девочек и соответственно в обывательских выражениях—52% и 42%, в циничных и бранных выражениях—26 и 2%, в «детских» выражениях—3% и 5%. Двое юношей и три девушки сообщили о начале половой жизни до 12 лет, трое юношей и две девушки — о гомосексуальный влюбленности, 56% юношей и 36% девушек—о гетеросексуальной влюбленности. В единичных случаях у мальчиков и девочек было стремление обнажаться. За интимными отправлениями лиц другого пола подглядывали каждый третий мальчик и каждая 16-я девочка»[2].

  Приведенные данные свидетельствуют об ошибочности представления о сексуальной латентности младшего школьника. Различия сведений родителей о сексуальном поведении и интересах детей, с одной стороны, и молодежи о своем детстве — с другой. отражают, по-видимому, не только тенденции возраста, но и погрешности предшествующего полового воспитания. Разное время осведомленности в вопросах секса со слов родителей и со слов молодежи лишь усиливает это предположение.

  Отсутствие  должного внимания со стороны родителей, педагогов и врачей к половому воспитанию, преобладание мнения об асексуальности младшего школьника приводят в ряде случаев к тому, что половое воспитание осуществляется тайными совоспитателями, проблемы пола обсуждаются с применением матных языковых средств, затрудняющих последующее правильное знакомство с ними и способствующих загрязнению представлений о сексуальности, восприятию ее как постыдной, запретной стороны человеческой жизни. Это неизбежно контрастирует с закономерным развитием половой идентификации и оформлением мужских и женских социальных ролей, что может нередко вести к возникновению конфликтно-невротического напряжения, иногда к невротической дезадаптации детей.

  Хотя  в этом возрасте многие социально-психологические  характеристики мальчиков и девочек совпадают, ряд из них обнаруживает различия [Коломинский Я. Л., 1971]. Пол учеников не влияет на их статус в классе. Социометрическим исследования показали, что процент взаимных выборов мальчиков ч девочек невысок, при этом девочки несколько чаще выбирают мальчиков, чем мальчики девочек. Устойчивость предпочтений, в том числе и выбора друзей, у мальчиков слабее, у девочек тесно коррелирует с общей устойчивостью. Школьницы, нуждающиеся в одобрении, были наиболее популярны среди сверстниц, ибо для девочек важнее быть социально приемлемыми. У мальчиков же такие лица наименее популярны.

  «В  возрасте 10 лет девочки менее  искренни и более невротичны, мальчики более экстравертировнны»4. Ряд различий связан с процессом обучения: в развитии речи девочки успешнее мальчиков. мальчики же успешнее в математических суждениях. пространственных операциях; чаще мальчики лучше выполняют задания в одиночку, а девочки - в группе, причем лучше в смешанной по полу; девочки лучше справляются с заданиями, допускающими обыденный или трафаретный метод решения; уже в начальных классах мальчики выше по способности продуцировать творческие идеи; влияние специальных факторов (уровень образования в семье, помощь педагога) на девочек значительно выше; у мальчиков чаще возникают поведенческие и учебные трудности: волевая задержка двигательных реакции больше у девочек5; у мальчиков меньше время словесно-ассоциативных реакций. 
 

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ   МАЛЬЧИКОВ И  ДЕВОЧЕК В МЛАДШИХ  КЛАССАХ. 

   Психологические особенности мужского пола, пусть еще и в неразвитой форме, выявляются уже с раннего возраста. По мере развития ребенка они становятся все более отчетливыми. В каждом конкретном случае воспитание может способствовать их выявлению и развитию или же, напротив, сглаживать; при этом индивидуальная устойчивость к такому сглаживающему влиянию различна: одни мальчики вопреки любым воздействиям окружающих демонстрируют типичные для мужского пола черты. другие же поддаются этим воздействиям, и поведение их становится менее контрастным в сравнении с поведением их сверстниц. Следует учитывать также и относительный характер половых психологических особенностей: общечеловеческие черты, качества, свойства более широки и полностью перекрывают специфически половые особенности; поэтому можно говорить лить о преобладании каких-либо из них у представителей мужского или женского пола, причем это преобладание подразумевает, во-первых, большую частоту какого-либо свойства у представителей определенного пола и, во-вторых, большую его выраженность при наличии такого свойства у представителей обоего пола.

  Мальчики  развиваются как физически, так  и психологически несколько более  медленными темпами, чем девочки. Известно, что говорить они начинают в среднем  на 2—4 месяца позже девочек, позже  у них вырабатываются и многие понятия, связанные с взаимоотношениями между людьми; к началу обучения в школе они. как правило, подходят менее подготовленными, чем девочки. У мальчиков медленнее и труднее вырабатываются такие качества, как ответственность, добросовестность, исполнительность; даже при правильном воспитании выработать у представителей мужского пола эти качества в среднем труднее.

  Характерно, что девушки, например, чувствуют  себя в обращении с юношами  более свободно, чем юноши с  девушками. В любом возрасте представители женского пола более склочны обращаться к авторитетам в определении своей позиции, при каких-либо затруднениях более склонны придерживаться установленных норм поведения. Девочек в школе легче заставить выполнять какие-либо поручения. Видимо, поэтому педагоги (в большинстве своем жен-шины) более, охотно дают поручения девочками недооценивают возможностей мальчиков в выполнении таких поручений. И нередко совершенно удивительным и неожиданным для них является способность мальчиков серьезно отнестись к делу, проявить активность и самостоятельность; характерно, что последнее нередко обнаруживается именно во внешкольных делах — например, в походе. куда отправляется класс. Именно здесь выясняется, что мальчики могут быть и серьезными, и деловыми, и активными. и в данной ситуации явно продуктивнее девочек. Частично это связано с тем. что сама школьная деятельность по своему характеру ближе к привычной дома деятельности девочек, чем мальчиков. и с тем, что последние всегда склонны к более неожиданным и выходящим за привычные рамки делам, которые девочек. напротив, нередко настораживают

   Если юноши в общении ориентируются  преимущественно на сверстниц,  то девушки в значительной  их части — на более старших  представителей мужского пола (студенты, военнослужащие и т. д.). Как отмечает И. С. Кон ("Психология юношеской дружбы". М., 1973), на вопрос: «Какого возраста друга вы бы предпочли?» — юноши отдают предпочтение сверстнику (до 80% ответов), реже   старшему (до 20%) и очень редко— младшему. У девушек на первом месте тоже находятся сверстницы (до 50—60%), но они очень часто отдают предпочтение старшим (до 40—50%)  и не выбирают никого моложе себя. Вместе с тем именно лица женского пола склонны к попечительской деятельности, они более охотно наставляют, опекают младших детей, ухаживают за ними и т.д.

  Интересы  и склонности представителей мужского пола часто направлены на относительно отдаленные предметы и явления, порою  далекие от того, что могло бы входить в прямые обязанности  мальчика, подростка, юноши. Отсюда более выраженная у мужского пола склонность отвлекаться на посторонние дела, заниматься не тем, что непосредственно требуется. Если в центре внимания девочки, начиная с раннего возраста, находится человек и сфера его непосредственного бытия — взаимоотношения между людьми, окружающие предметы, то внимание мальчиков привлекают в значительно большей степени отдаленные предметы и явления. С этим связаны лучшие знания девочек о себе, их большее внимание к своей внешности и к особенностям внешности и поведения окружающих, больший интерес к внутреннему миру, большая чуткость к чувствам и переживаниям человека. Не случайно девочки в 3—4 раза чаще чем мальчики, ведут дневник.

  Различия  в интересах и склонностях  определяют некоторые важные преимущества мужского пола   большую широту мышления, более широкий кругозор, "лучшую способность сопоставления отдаленных предметов и явлений, большую объективность обобщения и вместе с тем важные недостатки — меньшую бытовую приспособленность, худшее понимание необходимого в сравнении с пониманием возможного.

   Заметны различия в восприятии  времени и пространства Представителей  женского пола больше привлекает  то, что расположено непосредственно  около человека — дом, обстановка, непосредственное окружение, люди, с которыми приходится общаться. т. е. все непосредственно взаимосвязанное; представителей же мужского пола, независимо от непосредственной необходимости, от повседневных дел. часто интересуют предметы и явления удаленные, никак не связанные между собой. Внимание представителей женского пола не распределяется столь широко, зато в пределах воспринимаемого все отражается в сознании более тщательно и детально. Поэтому в незнакомой обстановке (новая местность, новый маршрут движения и т. д.) мальчики, подростки. юноши держатся увереннее, чем их сверстницы. Если вы хотите - узнать, как пройти или проехать куда-либо, где находится тот или иной объект и т. д., лучше спрашивать у мальчиков: их объяснения всегда более полезны, а нередко и более толковы, чем объяснения взрослых.

  Однако лица женского пола нередко увереннее чувствуют себя и проявляют большую активность в ситуациях, связанных с общением. Если же объект, местность, предмет в целом достаточно известен и мальчикам, и девочкам, то последние лучше его знают. Не случайно они в среднем лучше пишут изложения и сочинения: у них больше связности и описательности, больше внимания к деталям, хотя и не больше фантазии. В восприятии самого течения времени представители женского пола уступают мужскому, что, правда, не всегда заметно в связи с более ответственным, в среднем, их отношением к своим обязанностям.

  Характерна  большая рискованность, "размашистость" поведения, большая подвижность  и непоседливость мальчиков, подростков, юношей в сравнении с их сверстницами. Правда, нередко это мирно сосуществует с большей инертностью некоторой части представителей мужского пола в быту, в семейных делах. Видимо, последнее связано с особенностями воспитания и отношением к этим делам. Как справедливо отмечает С. Шейнкман ("Мы — мужчины". М., 1977), ив отличие от женщин, вся жизнь которых загружена постоянным кропотливым трудом, мужчинам всегда было свойственно резко сменять сверхактивную деятельность пассивным времяпрепровождением, опасность которого особенно велика в паши дни". Заметим, однако, что многие женщины и рады бы отдохнуть, да некогда, а мужчины имеют возможность такой отдых себе позволить.

   Все эти особенности психологии  мальчиков, подростков, юношей в  различных ситуациях определяют  существенные различия в поведении  их в сравнении со сверстницами. Особенно отчетливо меньшая зрелость мальчиков в сравнении с девочками проявляется в младших классах. Они больше отвлекаются от уроков, и мысли их чаще блуждают далеко от того, чем они должны заниматься. Если от девочек приходится требовать, чтобы они делали уроки, то мальчиков проходится заставлять их делать. Девочки в среднем аккуратнее, прилежнее, добросовестнее, исполнительнее. Даже если вообще мальчик соображает не хуже. а лучше девочки, заставить его соображать именно на уроке труднее, чем девочку. Непоседливость мальчиков, их меньшая способность переносить статическую нагрузку проявляется в более частом нарушении ими дисциплины на уроке, в более шумном поведении на переменах. Меньшее внимание к себе и повседневным занятиям находит выражение в том, что мальчика намного труднее приучить держать в порядке свое рабочее место, а приходя с улицы. аккуратно складывать одежду и ставить обувь. Мальчики значительно меньше, чем девочки, обращают внимание на свою одежду, кроме лишь тех случаев, когда особенности предлагаемой одежды как-то затрагивают их представления о том, как должен одеваться мальчик (в отличие от девочки), — здесь может быть сильный протест, а то, что одежда грязная или порванная, их интересует и затрагивает меньше, чем девочек.

Информация о работе Взаимоотношения между детьми в младших классах