Взаимоотношения Руси и Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:17, реферат

Описание

Одной из особенностей правления этого императора-воина было то, что 32 года он непрерывно вел войны на всех рубежах обширной Византийской империи: войны с арабо-мусульманским миром, войны с Западом, войны с печенегами, с персами, со славянами. При Юстиниане достаточно интенсивно начинается вторжение славян на территорию Византийской империи, которое происходило в контексте Великого переселения народов.

Содержание

Введение
История отношений Руси и Византии
Появление православия на Руси
Внешняя политика Киевской Руси
Военная связь Руси и Византии
Торговые отношения
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Министерство транспорта РФ.docx

— 55.12 Кб (Скачать документ)

    Министерство  транспорта РФ

    СПбГУВК 
     
     
     
     

Тема: Взаимоотношения Руси и Византии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнила студентка

    Группы  ЭФ-18

    Белякова  М.В. 
     

    Проверил  преподаватель

    Котов А.Э. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Санкт-Петербург  2010

     Содержание:

  1. Введение
  2. История отношений Руси и Византии
  3. Появление православия на Руси
  4. Внешняя политика Киевской Руси
  5. Военная связь Руси и Византии
  6. Торговые отношения
  7. Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Более 5 столетий Русь находилась в тесных отношениях с Византией. Само становление древнерусского государства протекало при самых многообразных контактах и столкновениях с византийцами. Византия всегда привлекала русских купцов. Чтобы добиться от Византии более высокого признания и льгот на торговлю, на Константинополь ходили русская рать, военные корабли. Русские заключали с греками договоры и иногда помогали военными силами.  Но если говорить о культурном взаимодействии  между Русью и Византией, то самым главным результатом взаимоотношений между двумя государствами стало принятие Русью православия — одной из важнейших основ византийской культуры. 

Прежде чем непосредственно подойти к этой теме, нужно вернуться на насколько столетий вглубь, в эпоху правления византийских императоров Юстина и Юстиниана. Именно в правления этих императоров, особенно Юстиниана, начала формироваться пока еще не дипломатия Византии со славянским миром, в то время разобщенным, а определенное отношение, которое впоследствии ляжет в основу дипломатических отношений с Русью.

Одной из особенностей правления этого императора-воина  было то, что 32 года он непрерывно вел  войны на всех рубежах обширной Византийской империи: войны с арабо-мусульманским  миром, войны с Западом, войны  с печенегами, с персами, со славянами. При Юстиниане достаточно интенсивно начинается вторжение славян на территорию Византийской империи, которое происходило  в контексте Великого переселения  народов.  

Сначала славяне  осели на нижнем и среднем Дунае  и оттуда делали набеги на Византию, возвращаясь обратно на Дунай  с богатой добычей. Позже они  заселили территорию империи: Балканы  — Македонию, побережье Эгейского  и Адриатического морей и их острова. Юстиниан был встревожен этой ситуацией, поэтому по всей береговой территории Дуная, примыкавшей к границам Византийской империи, он строит систему крепостей  против славян. Но эта мера оказалась  мало эффективна: славяне по-прежнему продолжали проникать на территорию империи, все более и более  широко заселяя территорию Балкан. Постепенно славяне становятся вторым этносом Византийской империи на Балканах, после греков,  и начинают играть заметную роль в жизни Византийской империи.

 
     Стратегия и тактика славян, их расселение на территории Византии, постепенное  ославянивание завоеванных регионов формируют у императора отношение  неприятия славянского этноса и враждебную настороженность. Это отношение ляжет в дальнейшем в основу византийско-русской дипломатии, определит политику Византии по отношению к Киевской и, правда в меньшей степени, к Московской Руси.

 
     О восточных славянах византийцы имели  представление лишь из сочинений  византийских писателей-историков, в  частности, Прокопия Кесарийского. С  восточными славянами Византия столкнулась  вплотную в VIII-IX вв, когда руссы начали нападать на византийские территории в Крыму и на побережье Черного  моря. Существует мнение, что легендарный  поход Аскольда в Константинополь  в 860 г. значительно изменил русско-византийские отношения. По преданию, Аскольд и его свита приняли крещение в Византии. Вернувшись в Киев, этот князь начинает первые шаги по пути христианизации населения древнего русского государства. Таким образом, можно считать, что уже с IX века начинаются первые, еще очень робкие и почти незаметные, попытки к мирным контактам Киевской Руси и Византии. Эти попытки предпринимались не только верховной властью того и другого государства, но и купцами, воинами, которые в X веке постоянно появлялись на побережье Малой Азии и стремились к установлению стабильных торговых и политических отношений с Константинополем.
 

Византия была не только наследницей античной культуры. Обогатившись православием, Византия «подарила» миру православную культуру. Благодаря Византии православие стало достоянием не только Древней Руси, но также Болгарии, Сербии, Албании и многих других стран. С начала второго тысячелетия христианской эры православная культура приобретает уже общемировое значение. 

Вместе с православием русский народ принял от Византии не только догматы и каноны  православной веры. Греки научили наших  предков  также тому, что догматы новой  веры лучше всего могут быть выражены в богослужении, в храмоздательстве, в церковном пении, в иконописи  и в христианской подвижнической жизни. Именно эти аспекты православия  более всего привлекали крещеную Русь и развивались с наибольшей активностью и самостоятельностью. 

«История человеческой культуры, — писал академик Д.С. Лихачев, — знает периоды, когда человек  открывает в мире какие-то стороны, до того им не замеченные. Обычно такими были периоды возникновения нового взгляда на мир, появления нового мировоззрения и нового великого стиля в искусстве и литературе. Каждый вновь появляющийся стиль  — это своего рода новый, свежий взгляд на мир. Это не только эстетическое обобщение в произведении, но и новое эстетическое восприятие действительности. Человек открывает в окружающей его вселенной какую-то не замечавшуюся им раньше стилистическую систему — научную, религиозную, художественную. В свете этой самой системы он воспринимает все окружающее, и обычно это открывает собой период радостного удивления перед миром.  

Так было и в  раннем периоде древней русской культуры. Христианство пришло на смену древнерусскому язычеству, характерному для родового общества. В этом язычестве существовал страх перед могуществом природы, сознание бессилия человека перед стихийными силами. Христианство в своей богословской концепции мира ставило человека в центр природы, а природу воспринимало как служанку людей, открывало мироустройство в природе и божественную целесообразность» 

Первые  произведения и памятники православной культуры Древней Руси наполнены восхищением перед миротворением и радостью от созерцания в мире и человеке спасительной красоты и доброты соответственно как самого характерного мировоззренческого признака православия, воспринятого из Византии. Недаром послы князя Владимира, побывав на богослужении в Софии Константинопольской, свидетельствовали, что такой красоты, как у греков, они нигде и никогда не видели! 

Из Византии в Русь доставляли первые книги. Просветителями славян стали выдающиеся деятели  византийской православной культуры —  святые братья Кирилл и Мефодий. Первые школы в Киеве, Новгороде и  других городах Руси были устроены по византийским образцам. Византийские мастера учили русских строить  каменные храмы, украшать эти храмы  мозаиками и фресками, писать иконы, создавать книжные миниатюры. Заимствовалась не только греческая церковная терминология, но и церковные имена из православных святых. Даже в наше время большая  часть широко распространенных в  России имен (Андрей, Петр, Александр, Галина, Ирина и др.) имеют древнегреческое происхождение. 

Судя по летописным свидетельствам, наиболее важное значение для установления культурных связей между Византией и молодым  древнерусским государством имели: поездка в Константинополь великой княгини Ольги для принятия крещения, православная миссия, посланная ко двору князя Владимира и посольство русских «в греки», после которого состоялся судьбоносный для Руси диалог князя Владимира со своими послами перед боярами и старцами:

«Пришли мы в  Греческую землю, — говорили перед  государственным советом послы  князя, — и ввели нас туда, где  служат они Богу своему, и не знали  — на небе или на земле мы, ибо  нет на земле такого зрелища и  красоты такой, и не знаем, как  и рассказать об этом, — знаем  мы только, что пребывает там Бог  с людьми, и служба их лучше, чем  во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо». 

Так приняла  Русь «закон греческий», то есть православие, которое определило культурно-историческое развитие нашего Отечества.

Крещение Руси летописи относят к 988 году. Уже в 989 году в Великом  Новгороде был  построен деревянный Софийский собор  «о тринадесяти версех», то есть с  тринадцатью куполами. К середине XI века на Руси имелось несколько  каменных Софийских соборов, самыми знаменитыми из которых являлись: София Киевская (1037–1043) и София  Новгородская (1045–1052). Они стоят  до сегодняшнего дня и являются самыми достоверными свидетельствами духовных и культурных связей между Византией  и Древней Русью в те давние времена. В Киевской Софии до сих  пор сохранились прекрасные образцы  византийского искусства XI века —  мозаичные иконы. О создании Софии  Киевской до нас дошло следующее  летописное свидетельство: «Заложил Ярослав  город великий, у того же града  Золотые врата; заложил и церковь  Святой Софии». Это свидетельство  относится к 1037 году. 

На Руси среди  выходцев из Византии славились строители  церквей, иконописцы, писатели и ученые. Величайший вклад в формирование православной культуры России внесли мастера-греки, строившие в 1073–1089 годах  Успенскую церковь Киево-Печерского монастыря, а также великий иконописец Феофан Грек, писавший во второй половине XIV — начале XV века иконы в храмах Новгорода и Москвы, великий писатель и переводчик Максим Грек, а также  великие педагоги братья Лихуды —  Иоанникий и Софроний (в миру —  Иоанн и Спиридон). 

Во время правления  киевского князя Олега (882-912), создателя  древнерусского государства, внешняя  политика Киевской Руси по отношению  к Византии отличалась довольно легко  прослеживаемой двойственностью: вражды и мира. Эта двойственность пройдет  через всю историю дипломатии Руси и Византии. 

 Князь Олег  дважды предпринимал походы на  Византию — в 907 г. и в  911 г. И последующие великие  киевские князья также будут  либо совершать походы, либо возглавлять  (или снаряжать) посольства в  Византию. В результате этих походов  подписывался двусторонний договор,  в который включались торговые, военные и политические статьи.  

Договоры, заключенные  в результате походов князя Олега, были выгодными для Руси. По договору 911 г. Русь получала право беспошлинно  торговать на рынках Константинополя. Византийская сторона обязывалась  содержать за свой счет купцов и  послов Руси во время их пребывания на территории империи, а также снабжать их всем необходимым для обратного  пути в Киевскую Русь. После заключения договоров 907 и 911 гг. руссы стали  принимать активное участие в  византийских военных экспедициях, в частности, против Хазарского каганата, печенегов, половцев и арабов. Византия вела многочисленные войны и остро  нуждалась в русских воинах. После  походов Олега Русь и Византия, разделенные морем, стали ближе  друг другу — по крымским и причерноморским  владениям Византии.

 Торговые  связи Византии и Руси стали приобретать регулярность. Ежегодно, летом флот руссов появлялась в Босфорском проливе. Купцы поселялись не в самом Констатинополе, а в пригороде, но торговать они имели право и в самой столице. Особенно высоким спросом купцов из Руси пользовались богатейшие шелковые ткани, которые Византия получала из Китая и Средней Азии.       

В 941 г. великий  киевский князь Игорь (912-945) совершил абсолютно неудачный поход на Византию. Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению, зачем же после такого серьезного поражения Игорю в 944 г. понадобилось снова отправляться в Византию — возможно, это был поход-реванш. Скорее всего, Игорь учел все недостатки своего первого похода, и второй его поход был подготовлен даже очень тщательно. Он шел в Византию с огромной флотилией и большими сухопутными силами. Узнав о том, что в Византию движется русское войско, император отдает приказ встретить руссов на Дунае, не дожидаясь, когда они подойдут к столице империи. На Дунае Игоря встречают византийские послы с богатыми дарами и с почестями сопровождают его в Константинополь. В 944 г. в Константинополе князь Игорь и византийский император подписывают договор, который был для Руси столь же удачным, как и договор 911 г. Он также включал в себя торговые и военно-политические статьи. Русские купцы получили еще более широкие права и привилегии на территории Византийской империи, а византийским купцам предоставлялись такие же права на территории Киевской Руси. Договор 944 г. впервые признает Русь суверенным государством. Признание суверенности Руси Византией, несомненно, явилось значительным достижением русской дипломатии.  

Информация о работе Взаимоотношения Руси и Византии