Воспитание доброты и милосердия в дошкольном детстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выяснить, что является педагогическим инструментарием в воспитании доброты и милосердия.
В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи данного исследования:
- изучить научно-педагогическую и методическую литературу по проблеме воспитания нравственных качеств у дошкольников;
- провести эмпирическое исследование по выявлению педагогического инструментария, используемого в воспитании доброты и милосердия;
- выяснить существует ли связь между используемым педагогическим инструментарием в воспитательно-образовательном процессе и воспитанием нравственных качеств доброты и милосердия;
- сделать выводы и обобщения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………5
1.1 Нравственное воспитание дошкольников………………………………5
1.2 Методы воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..13
1.3 Роль педагогического инструментария в воспитании доброты и милосердия……………………………………………………………………….24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МИЛОСЕРДИЯ И ДОБРОТЫ ……………...30
2.1 Организация исследования……………………………………………...30

2.2 Анализ и обсуждение результатов……………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…….39
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...43

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 180.57 Кб (Скачать документ)

 

 

Выводы

 

 

В заключение исследования сделаны  следующие выводы:

1.Учёт педагогических условий с использованием комплекса методик, особенностей проявления нравственной воспитанности в педагогическом процессе, содержания представлений о нравственных нормах в микросоциуме, оптимизируют позитивную мотивационную направленность, повышая уровень развития нравственных качеств, и нравственную воспитанность дошкольника в целом.

2. Целенаправленная работа по развитию нравственной воспитанности привела к значительному увеличению количества детей, научившихся проявлять лучшие нравственные качества. Дети с низким уровнем нравственной воспитанности перешли на средний уровень, а дети со средним - на высокий уровень нравственной воспитанности личности. Усвоение дошкольниками нравственных чувств, отношений и нравственных качеств, предполагает переход социальных, внешних по отношению к ребёнку нравственных требований в его внутренние, этические инстанции, что определяет содержание нравственной воспитанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические  преобразования, происходящие в современном  обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение  можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко-нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Мышление дошкольника отличается предельной конкретностью, поэтому они нуждаются в помощи для осознания общих моральных принципов, таких как справедливость, доброта, заботливость, вежливость и т.д., являющихся основой нравственного воспитания детей. Родители, как и воспитатели дошкольных учреждений, должны постоянно отслеживать, правильно ли дети воспринимают основные моральных установки и соотносят ли с ними свои и чужие действия и поступки. Формальные знания, когда общие представления о правильном отношении к окружающим не трансформируются в конкретные поступки, могут навредить не меньше, чем отсутствие стройной системы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Предпосылкой создания педагогических основ нравственного развития личности является влияние на него различными методами, средствами, приемами, т.е. педагогическим инструментарием.

Таким образом, нами была подтверждена выдвинутая гипотеза исследования, проверка которой позволила решить поставленные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Е. А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». – М., 2003.

2. Бабанский Ю.К. «Педагогика». – М., - 1988.

3. Бархатова «Воспитание культуры поведения». // Д/в №11 – 1989.

4. «Беседы на этические темы». // Д/в №4 – 1988.

5. Болотина Л.Р. ,Комарова Т. С. , Баранов С. П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.  2-е изд.». – М: Издательский центр «Академия», 1997.

6. Буре Р. С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети». – М., 1985.

7. «Ваш ребенок воспитан?». // Д/в №10 - 1986.

8. «Воспитывать тактичного собеседника». // Д/в №8 - 1985.

9. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. – М. , 1984.

10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др.; Под. ред. Виноградовой А.М.

11. Гелло В. «Учите беречь книгу». // Д/в №1 - 1976 .

12. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

13. Ерофеева Т. «Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами». // Д/в №10 - 1980.

14. Зернова «Воспитание любви и уважения к книге». // Д/в №6 - 1989.

15. Иванова «Воспитание культуры речи». // Д/в №12 - 1988.

16. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. М.,-1982.- 445с

17. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998.

18. Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в современном мире». //Д/в № 9 – 2001.

19. Котырло В.К. Некоторые подходы к экспериментальному исследованию волевых действий у детей. – В кн.: Материалы 2-й международной научной конференции по проблемам психологии воли. – Рязань, - 1967, с. 28- 30

20. Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 1992. - 176 с.

21. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2001.

22. Курочкина И. Н. «О культуре поведения и этикете». //Д/в № 10 – 2003.

23. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М, 1992. – с. 463

24. Логинова В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. – М.- 1988. –

25. Макаренко А.С. Соч.т.5. – М.- 1951. – 404 с.

26. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М, - 1975. - 239 с.

27. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2004 – 96 с.

28. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А.

29. Одинцова Л. Г. «Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстника». //Д/в - №7 – 1975.

30. Островская Л. Ф. «Поведение – результат воспитания».// Д/в №5 –1977.

31. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М., 1990.

32. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М., 1987. – с. 143

33. Островская Л. Ф., Р. С. Буре Воспитатель и дети. – М., 1985.

34. Островская Л.Ф. «Азы воспитанности». // Д/в №8 - 1985.

35. Островская Л. Ф. «Приглашаем к разговору об этике и культуре поведения». //Д/в №10 – 1989.

36. Парамонова Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. – М,- 1987. - 160 с.

37. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.

38. Петрова И.А., Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. – М.- 1990. - 95 с.

39. Портянкина «Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения». // Д/в №1 - 1989 г.

40. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.

41. Русскова Л.В. Методические рекомендации к “программе воспитание и обучение в детском саду”. – М., - 1986. - 397 с.

42. Рычашкова «Упражнения по закреплению культуры поведения».// Д/в №3 - 1989.

43. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.- 1972. - 144 с.

44. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М,- 1972. - 96 с.

45. Теплюк С. «Об опрятности и аккуратности». //Д/в №9-88.

46. Ушинский К.Д. Соч., т. 9. –М, - 1950. - 775 с.

47. Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1990.

48. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение?. –М.- 1986.

49. Хорунженио К. М.. Педагогический словарь, М., 1997

50. Юдина «Уроки вежливости».// Д/в №4 - 1988.

51. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек.- М., 1986.

52. Яковенко Т., Ходонецких З. «О воспитании культурно-гигиенических навыков». // Д/в №8 – 79.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Задание 1

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2

А)

 

 

 

 

Б)

В)

 

 

 

 

 

 

Задание 3

 

 

Задание 4

 

 

Задание 6

 


Информация о работе Воспитание доброты и милосердия в дошкольном детстве