Воспитание доброты и милосердия в дошкольном детстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выяснить, что является педагогическим инструментарием в воспитании доброты и милосердия.
В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи данного исследования:
- изучить научно-педагогическую и методическую литературу по проблеме воспитания нравственных качеств у дошкольников;
- провести эмпирическое исследование по выявлению педагогического инструментария, используемого в воспитании доброты и милосердия;
- выяснить существует ли связь между используемым педагогическим инструментарием в воспитательно-образовательном процессе и воспитанием нравственных качеств доброты и милосердия;
- сделать выводы и обобщения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………5
1.1 Нравственное воспитание дошкольников………………………………5
1.2 Методы воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..13
1.3 Роль педагогического инструментария в воспитании доброты и милосердия……………………………………………………………………….24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МИЛОСЕРДИЯ И ДОБРОТЫ ……………...30
2.1 Организация исследования……………………………………………...30

2.2 Анализ и обсуждение результатов……………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…….39
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...43

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 180.57 Кб (Скачать документ)

Учет  этого принципа в воспитательной работе требует от педагога установления тесной связи с семьей, проведения большой разъяснительной работы, разработки рекомендаций в адрес  родителей, выработки общих, единых методов воздействия на детей. Воспитание детей в коллективе сверстников  осуществляется также в соответствии с принципом индивидуального  подхода, учета возрастных особенностей, уровня нравственных представлений  и опыта поведения ребенка. Осуществление  этого принципа требует от педагога глубоких знаний психофизиологических особенностей данного возраста и  индивидуальных особенностей развития каждого из воспитанников.

Учитывая  этот принцип, педагог определяет задачи и методы индивидуального подхода  к ребенку. Например, решая общую задачу воспитания положительных взаимоотношений в группе, он формирует у одного ребенка умение уступить, поделиться, у другого - инициативу, умение отстаивать свое мнение, у третьего - сдерживать свои желания, учитывая интересы сверстников, у четвертого - умение спокойно и дружелюбно договариваться о совместном пользовании игрушкой, о ролях в коллективной игре и у всего коллектива детей - положительные взаимоотношения.

Педагогу  важно понимать мотивы детских поступков  и правильно их оценивать. Под  его влиянием у дошкольников растет способность самостоятельно решить, как поступить в той или  иной ситуации. В силу конкретного  мышления, недостаточной объективности  в оценке поступков сверстников, а также импульсивности поведения  и подражательности дети, особенно малыши, могут совершать неправильные поступки. Однако не всякий отрицательный  поступок является следствием невоспитанности  дошкольника. Поэтому очень важно  выявить, какие мотивы побуждали  ребенка к действию. Только при  этом условии педагог может правильно  понять поступок, дать ему верную оценку и выбрать соответствующие методы воздействия на ребенка. Например, малыш  отнял игрушку у сверстника. Можно  предположить, что он не воспитан; но оказывается, он просто хотел успокоить другого плачущего ребенка той игрушкой, которой накануне воспитательница забавляла его самого. Еще пример. Ребенок ударил сверстника. Педагог осуждает его поведение, но оказывается, что этот поступок совершен в ответ на обиду, нанесенную ему или его товарищу. Конечно, подобный поступок не может быть оправдан, но мотив объясняет его причину. Поэтому следует объяснить ребенку, что так поступать нельзя, и подсказать (или вместе обсудить), как следовало бы действовать в подобной ситуации.

Ни один метод воспитания не может быть универсальным, пригодным для всех ситуаций, которые  возникают в работе с детьми. Воспитатель  сочетает разные методы, учитывая при  этом особенности возраста, индивидуальные проявления, уровень воспитанности  каждого ребенка и всей группы в целом. Одни и те же методы приобретают своеобразие в зависимости от их использования в воспитании детей разного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методы воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста

 

 

Методы воспитания - это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.

В педагогике существует несколько  подходов к классификации методов  воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый – в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова – в дошкольной педагогике).

Для классификации методов исследователи  определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного  воспитания.

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

- методы формирования нравственного  поведения: упражнения, поручение,  требование, воспитывающие ситуации;

- методы формирования нравственного  сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

- методы стимулирования: поощрение,  соревнование, одобрение, награждение,  субъективно-прагматический.

 

Принципы отбора методов нравственного  воспитания:

- соответствие метода цели и  задачам воспитания;

- гуманный характер метода;

- реальность метода;

- подготовленность условий и  средств для использования метода;

- избирательность отбора метода;

- тактичность применения метода;

- планирование возможного результата  воздействия метода;

- терпение и терпимость педагога  при использовании метода;

- преобладающая практическая направленность  метода в нравственном воспитании  дошкольников.

Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями  для подбора методов, которые  можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение  и т. п.).

Воспитание детей требует комплекса  различных методов. В дошкольной педагогике принята такая классификация  методов нравственного воспитания детей:

- методы формирования навыков  и привычек поведения;

- методы Формирования нравственных  представлений, суждений, сценок;

- методы коррекции поведения.

 

I, Методы формирования навыков  и привычек поведения. Эта группа  методов обеспечивает накопление  у детей практического опыта  общественного поведения.

Сюда относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п.). К этому они приучаются с помощью упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях). Приучение широко применяется в нравственном воспитании детей уже с раннего возраста: малышей приучают  к режиму питания, сна, бодрствования, к формам и правилам общения, деятельности. Главный результат – формирование навыков и умений поведения. Повторяясь ежедневно, эти умения и навыки превращаются  в привычные способы поведения.

Для того, чтобы приручение было действенным и эффективным, используются в комплексе следующие приемы: указание, что делать; определение результата – что и зачем; показ и объяснение  или только объяснение способа действия или способа поведения (много различных действий в последовательности); повторность (организация учреждений); контроль и оценка. В процессе самообслуживания и общения педагоги показывают детям на конкретных примерах, как войти, поздороваться, обратиться к взрослому или сверстнику, попросить у него игрушку и т. д.

Поручение – это специально организованная взрослым ситуация  для многократных упражнений в тех или иных формах поведения. Метод поручения дает наибольший аффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значения и активном влиянии на личность ребенка.

Большое значение имеет метод целенаправленного наблюдения, организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.

Очень важен метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.). Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и правил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания.

2. Методы Формирования нравственных  представлений, суждений. оценок включают:

  • Беседы на этические темы. Этическая беседа – это беседа на моральные темы. Функция ее – моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных моральных представлений и понятий, на основе которых воспитывается убежденность. Большое значение  имеет этическая беседа и для развития у детей умения правильно оценивать свое отношение к поступкам товарищей и к своим собственным. Источниками для этических бесед в детском саду являются факты, явления, события в жизни самого детского коллектива, поступки детей, их взаимоотношения, поступки героев художественных произведений, кинофильмов, спектаклей.

Проведение бесед на этические  темы требует тщательной подготовки, глубокого продумывания каждого  вопроса, с тем, чтобы не допустить голого морализирования, безосновательных требований, запретов, осуждения отдельных детей. Все эти просчеты могут привести к появлению у дошкольников формальных знаний или вызвать у них протест, что будет препятствовать положительному отношению к обсуждаемой теме, возникновению соответствующих чувств.

К этическим беседам  предъявляются  определенные требования: идейная направленность содержания, тесная связь с жизнью данного детского коллектива и с  жизнью страны, соответствие содержания и методики проведения беседы возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей, закрепление моральных представлений, понятий, норм, правил в ходе живого обмена мнениями.

  • Метод убеждения. Убеждение рассматривается в педагогике как метод педагогического воздействия на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в характере и поведении. При помощи убеждения воспитатель формирует у детей моральные представления и понятия, руководствуясь  которыми, дети вырабатывают  правильные суждения, оценочные отношения к поступкам людей, к общественным событиями к самому себе, овладевают моральными нормами и правилами поведения в быту, в обществе, в своем коллективе.
  • Разъяснение применяется в соответствии с возрастом детей и уровнем развития  нравственного сознания. Уже при формировании у детей дошкольного возраста элементарно моральных представлений и понятий о нормах и правилах поведения применяется разъяснение. Воспитатель не только сообщает им правила поведения, но и разъясняет значение каждого правила, подчеркивает необходимость обязательного его выполнения. Постепенно у ребенка формируется представление об общественной значимости его поведения. При разъяснении воспитатель пользуется  также указанием: он рассказывает, что нужно делать и как нужно поступить.

Разъяснение позволяет детям понять моральный смысл конкретных поступков  и правил поведения, осознать значение необходимости их выполнения для  нормальной жизни в коллективе. В  разъяснении всегда раскрывается мотивация  поступка, дается доказательство необходимости  и пользы конкретных действий, суть которых - выражение внимания к окружающим, умение подчинить свое поведение  требованиям взрослых. Мотивированное требование, обращенное к ребенку, имеет  целью убедить его в необходимости  выполнения того или иного правила  или недопустимости в будущем  повторения совершенного поступка.

Разъяснением необходимо сопровождать введение новых правил, требований, чтобы предупредить их нарушение. Разъяснение  применяется при обсуждении отрицательных  действий, поступков детей и при  одобрении, поощрении, вызывая у  детей положительные переживания  и чувства. При разъяснении применяется  показ способов и образцов действий и отношений, которыми дети должны овладеть. Особенно это необходимо в дошкольном и младшем школьном возрасте. Разъяснение, указание, показ формируют у детей осознание своего поведения, убежденность, т.е. уверенность в том, что поступать нужно именно так, а не иначе.

  • Внушение используется на всех ступенях возрастного развития детей. Особенно действенное значение этот метод имеет в дошкольном и младшем школьном возрасте. Впечатлительность детей этих возрастов делает их податливыми к внушению

Применение внушения должно основываться на уважении к личности ребенка, на глубокой вере в его силы и возможности. Дети со слабой волей особенно нуждаются в таком внушении. В них вселяют уверенность в том, что они могут быть смелее, добрее, что они в состоянии выполнить требования, предъявляемые к ним воспитателем, учителем, коллективом. Им советуют, что нужно делать и как надо поступать, чтобы заслужить уважение  товарищей. Отдельных детей путем внушения предостерегают от зазнайства, хвастовства, эгоизма.

Эффективность применения данного  метода зависит от того, насколько  воспитатель и учитель опираются  на жизненный опыт детей. Внушение применяется  по отношению к группе сверстников  и к отдельным  детям с учетом их индивидуальных особенностей (застенчивость, робость, неуверенность, беспомощность).

Эти методы широко используются как  на замятиях, так и в повседневной жизни детей. При этом воспитатель  должен избегать морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на фоне их положительного эмоционального состояния. Формирование у детей  правильных оценок поведения и отношений  людей способствует превращению  моральных представлений в мотивы поведения.

Информация о работе Воспитание доброты и милосердия в дошкольном детстве