Воспитание доброты и милосердия в дошкольном детстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выяснить, что является педагогическим инструментарием в воспитании доброты и милосердия.
В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи данного исследования:
- изучить научно-педагогическую и методическую литературу по проблеме воспитания нравственных качеств у дошкольников;
- провести эмпирическое исследование по выявлению педагогического инструментария, используемого в воспитании доброты и милосердия;
- выяснить существует ли связь между используемым педагогическим инструментарием в воспитательно-образовательном процессе и воспитанием нравственных качеств доброты и милосердия;
- сделать выводы и обобщения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………5
1.1 Нравственное воспитание дошкольников………………………………5
1.2 Методы воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..13
1.3 Роль педагогического инструментария в воспитании доброты и милосердия……………………………………………………………………….24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МИЛОСЕРДИЯ И ДОБРОТЫ ……………...30
2.1 Организация исследования……………………………………………...30

2.2 Анализ и обсуждение результатов……………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…….39
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...43

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 180.57 Кб (Скачать документ)

Специальные исследования воспитательной практики различных категорий педагогов  показали, что в технике реализации методов воспитания можно выделить две стороны: объективную, когда  речь идет об общих методах педагогической деятельности всех педагогов, и субъективную (индивидуальную), когда имеется  в виду умение отдельных педагогов  реализовывать методы в своей  воспитательной деятельности. Иными  словами, объективная область техники  применения методов воспитания является одним из компонентов решения  педагогических задач. Субъективная же проявляется в виде профессиональных навыков и умений педагога.

Сферу функционирования техники применения методов воспитания правомерно определить на основе выделенных ранее этапов педагогической деятельности, т.е. в  зависимости от этапов решения педагогических задач, наличия педагогического  взаимодействия воспитателя и воспитуемых:

•      этап подготовки к предстоящему воспитательному взаимодействию, предусматривающий реализацию методов моделирования предстоящей педагогической деятельности, включая выбор наиболее целесообразных методов воспитания по отношению к конкретному воспитуемому;

•       этап непосредственного  воспитательного взаимодействия, в  рамках которого осуществляется реализация избранных (отобранных) педагогом на этапе моделирования методов воспитания;

•   этап оценки эффективности осуществленного воспитательного взаимодействия, на котором решаются задачи диагностики достигнутого уровня сформированности личностных свойств и качеств объектов воспитания. Это весьма важный элемент воспитательной технологии в связи с чем он заслуживает отдельного специального рассмотрения.

 

 

Вывод

 

 

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного  развития детей. В этот период расширяется  и перестраивается система взаимоотношений  ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

В преодолении ребенком внешних  и внутренних противоречий заключается  сама суть нравственного становления  личности. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой  и ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются черты характера, нравственные качества. Нравственное воспитание –  не заучивание моральных норм и бездумная  отработка привычек поведения. Оно  – активный жизненный процесс  отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно – процесс постоянных и  систематических решений, выборов  волевых усилий в пользу моральных  норм, процесс самоопределения и  самоуправления в соответствии с  ними. Таким образом, педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление  и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться  на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в  этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного  поведения.

В воспитании любого нравственного  качества применяются различные  средства воспитания. В общей системе  нравственного воспитания важное место  занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся  этические беседы, лекции, диспуты  по этическим проблемам.

Процесс нравственного воспитания имеет  свою специфику и трудности в  организации, однако, освоив необходимые  психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка  и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения.

Таким образом, в результате планомерного нравственного  воспитания поведение детей , их отношения с окружающими людьми приобретают черты нравственной направленности, развивается способность произвольно управлять поступками и чувствами на основе моральных требований. Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и взаимоотношений детей с окружающими. Активно формируются самостоятельность, основы организованности, дисциплинированности, элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного нравственного развития и обеспечивает необходимую нравственно-волевую готовность к школьному обучению.

Следовательно, роль педагогического инструментария играет значительную роль в формировании нравственного воспитания, в частности воспитании доброты и милосердии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МИЛОСЕРДИЯ И ДОБРОТЫ

 

 

      2.1 Организация  исследования

 

 

Цель исследования: выяснить роль педагогического инструментария в воспитании доброты и милосердия.

Гипотеза исследования: использование разнообразного педагогического инструментария, в формировании нравственной компетентности дошкольника, способствуют воспитанию доброты и милосердия.

База исследования: г.Альметьевск ДОУ №56

Выборка исследования: 25 детей дошкольного возраста.

 

Исследование проводилось в  несколько взаимосвязанных этапов: На первом этапе был проведен поисково-теоретический  анализ научной и методической литературы, накапливался практический опыт, определялись методологические и методические подходы к проблеме. На этом этапе формировалась теоретическая концепция исследования, разрабатывалась программа её опытно-экспериментальной проверки.

На втором этапе осуществлялась экспериментальная работа, на основе которой производилось уточнение  рабочей гипотезы, велась апробация  педагогических средств, оптимизирующих процесс нравственного воспитания дошкольников.

На третьем этапе анализировались  и обобщались результаты исследования, осуществлялась литературная обработка материала, подготовка и внедрение в практику научно-методических рекомендаций по результатам исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, комплексов эмпирических и теоретических  методов, использованных на основе системного подхода и адекватных задачам  исследования, проведением повторных  экспериментов.

На этапе контрольного эксперимента проводилось сопоставление диагностических  срезов констатирующего и формирующего эксперимента. В качестве контрольной группы были взято 25 детей из дошкольного учреждения (дети воспитываются в одних и тех же условиях, по одной программе воспитания и обучения, что обеспечивает достоверность полученных данных).

Исследование осуществлялось поэтапно

В когнитивном компоненте (выявление  знаний в процессе решения шести  проблемных заданий) выявлялись нравственные качества, позитивные мотивы поведения  и характер действий с разными  предметами. С этой целью применяли  метод наблюдения Я.Л. Коломинского. Результаты показали: дети перечисляют предметы, определяют их функции, но мало употребляют слов нравственного значения. Для сказочных персонажей используются этические понятия: хорошо-плохо, добро-зло, печаль (внесение наглядности позволило проявлять механизм рефлексии). Отдельные ответы обозначают элементы нравственной мотивации (механизм идентификации).

Детям были предложено 6 заданий (Приложение 1).

Задание 1. Для чего на кухне кастрюля?: варить - 15, чтобы готовить -2, варить суп — 4, что-то другое -1, варить еду -1, готовить папе обед, завтрак, ужин - 1, готовить пюре — 1.

 2. Для чего нужна рукавица на кухне?: брать кастрюлю и горячий чайник -7, чтобы не обжечься- 6, чтобы из духовки пироги вытаскивать - 4, чтобы держать горячие предметы - 3, чтобы надевать на руку -2, таскать еду- 1, чтобы зимой одевать, когда холодно -1, чтобы не замараться -1.

Для чего нужен фартук на кухне?: когда стряпают - 7, чтобы не марать одежду -4 , чтобы не испачкаться - 4, чтобы мыть посуду - 3, чтобы не запачкать халат -2, чтобы не брызнул жир горячий -2, чтобы раздавать еду-2, фартук одевают, когда рисуют красками -1.

Картинки были расположены вместе, чтобы подсказать детям, что все  эти принадлежности нужны кому-то одному, чтобы готовить обед для  своих родных — забота о ближних. На все вопросы дети отвечали исходя из назначения предмета и действия с ним, не вникая в нравственную сферу, частично затронув характер поведения ребенка.

Задание 2. Вспомнить и определить имена сказочных героев по картинке и обозначить, кто из них радостный (радость), скучающий (скука),

Были изображены:

а) Василиса прекрасная. Её не знают -2, это царевна Анна-1, Снегурочка -1, Алёнушка -1, царская дочка-2, королева -2, царевна-3, дочь Василиса- 4, Принцесса-9. 22 ребёнка определили, что у неё весёлое настроение, 2 сказали, что она хорошая. На вопрос: Почему? – по лицу видно -1, смеётся-1, что она добрая -1, ей нравится, как себя ведёт Иванушка-1, что она улыбается- 3.

б) О Кощее Бессмертном сказали: это дедушка старый -1, отец -1, волшебник -1, Бабка Ёжка -1, Змей Горыныч -1, не знаю -1, баба Яга -3, царь -4, король -4, Кощей Бессмертный -8. 15 детей отметили, что их герой грустный, что он злой -2, сердитый -1, печальный -1, плохой -1, не знают -4.

в) О Шамаханской царице сказали, что она: принцесса -1, волшебница -1, девица -1, женщина -1, царевна -1, служанка -2, царица -2, королева -3, не знаю-12. Об её качествах: плохая -1, злая -5, грустная -6, не знаю -10. В этих ответах упоминаются отдельные нравственные качества: хорошо-плохо, добро-зло, печаль. Это стало возможным за счёт наглядности — картинок с персонажами сказки, рефлексии.

Задание З. Раскрасить на картинке «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя? Выявлялся характер эмоций и их  мотив. Результаты: печальное (мама не купила мне шоколадку) -1, как всегда -1, сердитое (я обиделся на маму и папу)-1, красивое -1, нормальное (со мной играют девочки)-1, радостное (день рождения у меня) -1, хорошее (выспался и папа за мной придёт)-3, грустное (мама обидела, жду, когда за мной придут, если я упала и стукнулась, хотелось спать) -4, весёлое (сегодня приезжает папа из командировки, мама купила игрушку, в группе весело, все со мной играют, тётя приезжает из лагеря, у меня есть свои подруги, мы идем в сад) -7, не знаю-5. В отдельных ответах детей обозначаются элементы нравственной мотивации (механизм идентификации). Часть детей, обозначив своё настроение, не сумели его мотивировать, дети цвет выбирали сами, использовали все основные цвета, кроме чёрного.

Задание 4. К тебе пришли гости. Как будешь угощать своих гостей, если у тебя день рождения? (по картинке нужно отобрать и раскрасить блюда и напитки, специально внедряется нравственный мотив во вторую часть задания.) Угощать буду салатом -1, фруктами-1, сладостями -1, водой -1, вином -1, курицей-2, мороженым -2, бананом-2, шоколадом -2, конфетами -3, пивом -3, газировкой -3, яблоками-3, тортом -6, не знаю -7.

Как будешь развлекать своих гостей? Будем играть с ними в разные игры -2, показывать сказку -1, танцевать и  смотреть театр-1, буду конкурсы проверять -1, дарить подарки-1, песни петь, танцевать -1, играть в шахматы -1, у меня есть палатка, они в ней будут сидеть -1. Не знаю -2. Практически в данном задании выявлялось гостеприимство, которое оказалось детям присуще.

Задание 5. Посмотри на рисунок и скажи: правильно ли поступил мальчик? (на рисунке аптечка с лекарствами и мальчик, который достает сам лекарство). Правильно сказали — 6 детей. Мотив: если научился сам доставать, то можно. Нет, сказали - 22 воспитанника. Мотивы: можно отравиться, могут забрать в больницу, без спроса нельзя, мама скажет, ещё маленький, мальчик не знает что брать, могут поругать, это для взрослых и старших детей, вдруг умрёт (познавательного и нравственного характера).

Задание 6. Нарисуй семью (положение ребёнка в семье и его переживания, связанные с семейными отношениями). На вопрос: Кто нарисован? - 10 детей обозначили семью из трёх членов (мама, папа и я), 7 -нарисовали свою бабушку, которая живёт с ними или приезжает в гости, 5-нарисовали свою сестру, 4 - вспомнили о брате, 4 живу с бабушкой и дедушкой, 3 - живут с другом или подругой, 1 - живёт только с мамой. Трое детей не нарисовали членов своей семьи. Трое сказали: есть кролик, кошка с собакой и попугаем, есть аквариум с рыбками. На вопрос: люди на рисунке весёлые или грустные? только - 4 детей отметили, что в доме всегда хорошее настроении и все весёлые, в то время как - 21 ребёнок не сумел определить настроение членов семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ и обсуждение  результатов

 

 

Анализ наблюдения за поведением и выявление содержания отношений к себе и другим, с учетом проявления справедливости, уважительного отношения, проявления искренности, позволил выявить и распределить детей по уровню сформированности позитивного поведении: дети высокого уровня (10%) проявляли доброжелательное отношение к себе и другим в разных ситуациях, по собственному желанию оказывали помощь, сверстнику, адекватно реагировали на успех и неудачу; дети среднего уровни (20%) оказывали помощь только после просьбы. При успехе и неудаче сверстников проявляли равнодушие; дети низкого уровня (70%) проявляли неадекватную реакцию на успех и неудачу сверстников.

Понимание настойчивости и самостоятельности в поручениях –  высокий уровень — 18 %; 34'% -средний; 48 % -низкий уровень. Понимание чуткости характеризовалось - 16 % - высокий уровень, 18 %.- средний, 66 % - низкий уровень; отзывчивости — 22 % высокий уровень, 32 % - средний, 46 % -низкий уровень.

Информация о работе Воспитание доброты и милосердия в дошкольном детстве