Воспитание доброты и милосердия в дошкольном детстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выяснить, что является педагогическим инструментарием в воспитании доброты и милосердия.
В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи данного исследования:
- изучить научно-педагогическую и методическую литературу по проблеме воспитания нравственных качеств у дошкольников;
- провести эмпирическое исследование по выявлению педагогического инструментария, используемого в воспитании доброты и милосердия;
- выяснить существует ли связь между используемым педагогическим инструментарием в воспитательно-образовательном процессе и воспитанием нравственных качеств доброты и милосердия;
- сделать выводы и обобщения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………5
1.1 Нравственное воспитание дошкольников………………………………5
1.2 Методы воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..13
1.3 Роль педагогического инструментария в воспитании доброты и милосердия……………………………………………………………………….24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МИЛОСЕРДИЯ И ДОБРОТЫ ……………...30
2.1 Организация исследования……………………………………………...30

2.2 Анализ и обсуждение результатов……………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…….39
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...43

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 180.57 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОСПИТАНИЕ  ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………5

 

     1.1 Нравственное воспитание дошкольников………………………………5

 

     1.2 Методы воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..13

 

     1.3 Роль педагогического инструментария в воспитании доброты и милосердия……………………………………………………………………….24

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МИЛОСЕРДИЯ И ДОБРОТЫ ……………...30

 

      2.1 Организация исследования……………………………………………...30

 

      2.2 Анализ и обсуждение результатов……………………………………...35

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...37

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…….39

 

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Выдающиеся  советские педагоги Надежда Константиновна Крупская и Антон Семенович Макаренко  неоднократно подчеркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным  в становлении нравственных черт характера. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти  годы при условии целенаправленного  воспитания закладываются основы моральных  качеств личности. К шести-семи годам  у ребенка могут быть воспитаны  довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и  правилам.

В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который  дает основания впервые назвать  ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Психофизиологические  особенности детей дошкольного  возраста создают благоприятные  возможности для морального воспитания. Дети дошкольного возраста отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено пластичностью  их нервной системы, ее способностью активно реагировать на воздействия, поступающие из окружающей среды. Очень  многое, что ребенок воспринимает, становится предметом его чувств, пристального внимания и подражания, осмысления. Однако в силу ограниченности жизненного опыта, большой эмоциональности, недостаточного умения дать верную оценку воспринимаемому, дошкольникам, особенно младшего возраста, часто бывает не под силу отчленить хорошее от дурного, определить верный путь поведения. Поэтому так важно, во-первых, чтобы близкие ребенку люди были для него образцом, и чтобы он хотел им подражать, во-вторых, чтобы они организовывали нравственно направленную деятельность ребенка, систематически упражняли его в нравственных поступках.

Данная  проблема актуальна в современной  педагогике, так как воспитанию в  детях таких нравственных качеств, как доброта и милосердие особого  внимания не уделяется.

Таким образом, объектом исследования является процесс нравственного воспитания дошкольников.

Предмет исследования: воспитание доброты и милосердия в дошкольном детстве.

Цель исследования: выяснить, что является педагогическим инструментарием в воспитании доброты и милосердия.

Гипотеза исследования: использование разнообразного педагогического инструментария, в формировании нравственной компетентности дошкольника, способствуют воспитанию доброты и милосердия.

В связи  с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи данного исследования:

- изучить  научно-педагогическую и методическую  литературу по проблеме воспитания  нравственных качеств у дошкольников;

- провести  эмпирическое исследование по  выявлению педагогического инструментария, используемого в воспитании доброты  и милосердия;

- выяснить  существует ли связь между  используемым педагогическим инструментарием  в воспитательно-образовательном процессе и воспитанием нравственных качеств доброты и милосердия;

- сделать  выводы и обобщения.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К НРАВСТВЕННОМУ  ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

    1. Нравственное воспитание дошкольников

 

 

Нравственное  воспитание - это:

 

- одна  из форм воспроизводства, наследования  нравственности;

- целенаправленный  процесс приобщения детей к  моральным ценностям человечества  и конкретного общества;

- формирование  моральных качеств, черт характера,  навыков и привычек поведения.

Основой нравственного воспитания является мораль.

Под моралью  понимают исторически сложившиеся  нормы и правила поведения  человека, определяющие его отношение  к обществу, труду, людям.

Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает  в себя все человеческое: способы  общения, поведения, отношения, используя  для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем  проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

Освоение  морали начинается  с раннего  детства. Дошкольный возраст – это  период первоначального фактического складывания личности (А. Н. Леонтьев). Нравственное развитие личности ребенка  определяется знанием норм и правил поведения, моральными привычками, эмоционально-положительным отношением  к нравственным нормам, внутренней позицией самого ребенка (В. С. Мухина). К концу дошкольного возраста под влиянием воспитания у детей формируется поведение, ориентированное на нравственную норму, развивается способность соотносить свои действия с этическими эталонами (С. Г. Якобсон).

Так как  формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве, от того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса строителя коммунизма, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина советского общества.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами  и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.

Нравственное  воспитание - основной стержень общей  системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно  связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.

Нравственное  воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни  и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в  кругу сверстников, на улице. Часто  это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Процесс нравственного воспитания сложен и  длителен. В нем условно можно  выделить три составляющие части: основную – воспитание и две сопутствующие – перевоспитание и самовоспитание. Нравственное воспитание имеет перспективный характер, т.е. в ходе его происходит «проектирование» личности воспитанника с учетом социального заказа общества, достигнутого уровня нравственного развития, намечающихся тенденций поведения. Прогнозируя развитие определенных  моральных качеств детей, педагог организует их разнообразную деятельность, в которой происходит  освоение определенного морального содержания (нравственных знаний, умений, способов поведения и пр.), формируются моральные мотивы и социальная активность, а также преодолеваются отрицательные черты поведения. Опора на активность воспитанников  является обязательным условием нравственного воспитания.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная  воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая  подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все эти  и другие моральные качества характеризуют  нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.

Правильное  воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков  и привычек поведения, что может  неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Особое  значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей. Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.

Сформированные  нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к  тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет  педагогу проникнуть в суть поведения  ребенка, понять причину того или  иного его поступка и выбрать  наиболее подходящий способ воздействия.

Воспитание  нравственных чувств, формирование моральных  представлений, привычек и мотивов  поведения осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Важным  принципом нравственного воспитания является принцип воспитания детей  в коллективе. Н. К. Крупская, подчеркивая  важность воспитания в коллективе, писала: «...Школа должна учить ребят  объединяться, ставить общие цели и общие задачи и общими усилиями эти задачи разрешать». Коллектив  является действенным средством  воспитания у ребенка чувства  товарищества, уважения к окружающим, гуманности и взаимопомощи, т. е. основных принципов взаимоотношений между  советскими людьми.

Коллектив - это школа формирования общественной направленности личности ребенка. Здесь  наиболее ярко раскрывается его индивидуальность, способности и нравственные качества. Моральная ценность человека проявляется прежде всего в поступках. В коллективе ребенок получает возможность проявить свои знания, отношение к окружающим, к деятельности: стремление оказать помощь, добиться результата, позаботиться о сверстниках, проявить доброту, скромность, трудолюбие.

Принцип воспитания в коллективе обязывает  педагогов объединять детей в  разных видах совместной деятельности для благотворного влияния на личность каждого ребенка. Так, организуя  коллективный труд, воспитатель учит детей совместными, усилиями достигать  цели. Дошкольники вместе обсуждают  последовательность работы, помогают друг другу, что способствует формированию положительных взаимоотношений, начал  коллективизма.

В процессе общения происходит взаимовлияние  детей друг на друга. Знания одного становятся достоянием всей группы, а  положительная оценка робкого, застенчивого ребенка перед коллективом товарищей  поддерживает его стремление поделиться своими знаниями со сверстниками.

Определяя средства и методы воздействия на детей, педагог руководствуется  принципом требовательности к ребенку  в сочетании с уважением к  его личности. Это соответствует сущности морали, основанной на уважении к человеку и признании его личного достоинства. Этот принцип нашел педагогическое воплощение в системе А. С. Макаренко.

Применение  этого принципа в практике выражается в умении воспитателя сочетать доброту  с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, развитие, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Это позволяет  формировать у них основы нравственного  поведения, дисциплинированности, не подавляя инициативы и жизнерадостности, учить  уважительно относиться к установленному в группе порядку. От педагога, в свою очередь, требуется сдержанность, терпеливость, разумная строгость, уважительное отношение к воспитанникам.

Принцип единства воздействий на чувства, сознание и поведение вытекает из понятия  целостности процесса развития личности. Он требует комплексного подхода  при выборе средств и методов  нравственного воспитания. Определяя  содержание воспитательного воздействия, следует учитывать, вызовет ли оно  эмоциональный отклик у ребенка, будет ли понято, сформирует ли определенные представления о явлениях окружающей жизни, а также мотивы поступков, будет ли воспитывать осознанное поведение.

Систематичность и последовательность, единство требований к детям в детском саду и  семье обеспечивает прочное усвоение навыков поведения, формирование нравственных основ личности ребенка. Этот принцип  требует от педагога осуществлять всю  воспитательную работу систематически, последовательно усложняя задачи воспитания для всей группы в целом и для  каждого ребенка в отдельности (с учетом его особенностей и уровня усвоения вводимых моральных правил, опыта поведения). Необходимо также  создание условий, обеспечивающих наиболее полное решение воспитательных задач: для того, чтобы сформировать любое  нравственное качество, требуется обеспечить систематичность упражнений ребенка  в поступках, в которых оно  проявляется, а также обеспечить единство требований к нему со стороны  всех воспитывающих его лиц. В  противном случае у детей формируется  лишь умение подчиняться распоряжениям  того или иного взрослого, а не сознательное управление своим поведением. Возникает опасность формирования приспособленчества.

Информация о работе Воспитание доброты и милосердия в дошкольном детстве