Влияние зависимости ролевых компьютерных игр на социализацию подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:45, дипломная работа

Описание

Объект исследования – зависимость от компьютерных игр как социально-педагогическая проблема.

Предмет исследования – социализация подростков имеющих компьютерную зависимость.

Цель исследования – выявить и проанализировать влияние компьютерных игр на социализацию подростков.

Содержание

Глава 1. Социализация подростков как социально-педагогическая проблема
1.1. Особенности социализации в подростковом возрасте
1.2.Специфика формирования зависимости от ролевых компьютерных игр
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с подростками, испытывающими зависимость от ролевых компьютерных игр
2.1. Социально-педагогическая диагностика влияния зависимости от ролевых компьютерных игр на социализацию подростка
2.2. Социально-педагогическая коррекция зависимости от компьютерных игр в подростковом возрасте

Работа состоит из  1 файл

влияние зависимости от комп игр.doc

— 617.50 Кб (Скачать документ)
 

    Нормативные таблицы для определения стандартных значений (для возрастной группы 18-55 лет)

    Стандзначения     Субтесты      Компо- зитная оценка
            1     2     3     4        
    1     0 - 2     0 - 2     0 - 2     0 - 1     0 - 12
    2     3 - 5     3 - 5     3 - 5     2 - 4     13 - 26
    3     6 - 9     6 - 9     6 - 9     5 - 8     27 - 37
    4     10 - 12     10 - 12     10 - 11     9 - 11     38 - 46
    5     13 - 14     13 - 15     12     12 - 14     47 -55

    Интерпретация результатов 

    Интерпретация отдельных субтестов 

    После завершения процедуры обработки  результатов получаются стандартные  баллы по каждому субтесту, отражающие уровень развития соответствующих способностей к познанию поведения. При этом общий смысл стандартных баллов можно определить следующим образом:

    1 балл - низкие способности к познанию  поведения; 

    2 балла - способности к познанию  поведения ниже среднего (среднеслабые);

    3 балла - средние способности к  познанию поведения (средневыборочная  норма);

    4 балла - способности к познанию  поведения выше среднего (среднесильные);

    5 баллов - высокие способности к  познанию поведения. 

    При получении стандартной оценки 1 балл по какому-либо субтесту необходимо прежде всего проверить, правильно ли обследуемый понял инструкцию.

    Субтест N 1 - "Истории с завершением"

    Лица  с высокими оценками по субтесту умеют  предвидеть последствия поведения. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Их прогнозы могут оказаться ошибочными, если они будут иметь дело с людьми, ведущими самым неожиданным, нетипичным образом. Такие люди умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели. Успешное выполнение субтеста предполагает умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание нормо-ролевых моделей и правил, регулирующих поведение людей.

    Лица  с низкими оценками по субтесту плохо  понимают связь между поведением и его последствиями. Такие люди могут часто совершать ошибки (в том числе и противоправные действия), попадать в конфликтные, а возможно, и в опасные ситуации потому, что неверно представляют себе результаты своих действий или поступков других. Они плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения.

    Успешность  выполнения данного субтеста положительно коррелируют со следующими психологическими особенностями:

    -способностью  полно и точно описывать личность  незнакомого человека по фотографии;

    -способностью  к расшифровке невербальных сообщений; 

    -дифференцированностью  Я-концепции, насыщенностью Я-образа  пониманием интеллектуальных, волевых  характеристик, а также описанием  особенностей духовной организации  личности.

    Субтест N 2 - "Группы экспрессии"

    Лица  с высокими оценками по субтесту способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. Такие  люди, скорее всего, придают большое  значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других. Способность читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и сравнивать с вербальными, по мнению А. Пиза, лежит в основе "шестого чувства" - интуиции. В психологии широко известны исследования, доказывающие большое значение невербальных средств общения. Так, Р. Бедсвилл обнаружил, что в беседе словесное общение занимает менее 35%, а более 65% информации передается невербально.

    Лица  с низкими оценками по субтесту плохо  владеют языком телодвижений, взглядов и жестов, который раньше осваивается  в онтогенезе и вызывает больше доверия, чем вербальный язык). В общении  такие люди в большей степени  ориентируются на вербальное содержание сообщений. И они могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника потому, что не учитывают (или неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции.

    Успешность  выполнения субтеста положительно коррелирует:

    -с  точностью, полнотой, нестереотипностью и пластичностью при описании личности незнакомого человека по фотографии;

    -с  чувствительностью к эмоциональным  состояниям других в ситуациях  делового общения; 

    -с  разнообразием экспрессивного репертуара  в общении; 

    - с открытостью и проявлением дружелюбия в общении;

    -с  эмоциональной стабильностью; 

    -с  сенситивностью к обратной связи  в общении, восприимчивостью к  критике, совестливостью;

    -с  высокой самооценкой и степенью  принятия себя;

    -с  насыщенностью Я-образа описанием волевых характеристик личности, активности, стеничности;

    -с  глубиной рефлексии; 

    -с  точностью понимания того, каким  образом собственное эмоциональное  состояние человека воспринимается  его партнерами по общению,  что является показателем конгруэнтности коммуникативного поведения, предпосылкой успешной самопрезентации;

    -с  эмпатией, с невербальной чувствительностью. 

    Субтест N 3 - "Вербальная экспрессия"

    Лица  с высокими оценками по субтесту обладают высокой чувствительностью к  характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения (то есть они проявляют ролевую пластичность).

    Лица  с низкими оценками по субтесту плохо  распознают различные смыслы, которые  могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Такие люди часто "говорят невпопад" и ошибаются в интерпретации слов собеседника.

    Успешность  выполнения субтеста также положительно коррелирует с точностью описания личности незнакомого человека по фотографии, насыщенностью Я-образа описанием духовных ценностей и шкалой эмпатии.

    Субтест N 4 "Истории с дополнением"

    Лица  с высокими оценками по субтесту способны распознавать структуру межличностных  ситуаций в динамике. Они умеют  анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения. Например, субтест позволяет прогнозировать успешность построения следователем целостной картины преступления на основе неполных данных. Успешное выполнение субтеста предполагает способность адекватно отражать цели, намерения, потребности участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения. Кроме этого, требуется умение ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе.

    Лица  с низкими оценками по субтесту испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как  следствие, плохо адаптируются к  разного рода взаимоотношениям между  людьми (семейным, деловым, дружеским и другим).

    Субтест является наиболее комплексным и  информативным по общему факторному весу в структуре социального  интеллекта.

    Успешность  выполнения субтеста положительно коррелирует  с точностью, полнотой, дифференцированностью  и гибкостью описания незнакомого человека по фотографии, с дифференцированностью Я-концепции, глубиной рефлексии, с принятием себя, чувством собственного достоинства, с интересом к социальным проблемам, общественной активностью, с экзаменационной успешностью.

    Интерпретация композитной оценки социального интеллекта

    Общий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) определяется на основе композитной  оценки. Смысл композитной оценки, выраженной в стандартных баллах, можно определить следующим образом:

    1 балл - низкий социальный интеллект; 

    2 балла - социальный интеллект  ниже среднего (среднеслабый);

    3 балла - средний социальный интеллект  (средневыборочная норма);

    4 балла - социальный интеллект  выше среднего (среднесильный);

    5 баллов - высокий социальный интеллект.  
 
 

    Приложение 4

    Программа занятий с элементами тренинга направленных на избавление от зависимости от  ролевых компьютерных игр

    Занятие 1. Постановочная лекция-беседа «Человек и компьютер».

    Основная  задача занятия - проблематизация учеников, активизация интереса к проблеме.

    Начало  занятия. Расскажите ученикам об истории появления и распространения персональных компьютеров и компьютерных сетей, о тех возможностях, которые они предоставляют. Дайте понятие компьютерной аддикции, ее признаков и опасностях. Обратите внимание учеников на двойственный характер современной вычислительной техники: это множество и новых возможностей, и новых опасностей для человека. 

    Далее, занятие продолжается обсуждением  того отношения, которое сложилось у современной молодежи по отношению к компьютерам и работе с ними. Предложите учащимся характеризовать двух людей: один из них постоянно имеет дело с компьютером, а другой - не знаком с вычислительной техникой. Кто из них скорее умный, а кто - неумный? Кто современный, а кто - отсталый? Кто кажется более интересным, а кто - скучным? Можно использовать также пары антонимов: уважаемый - нелепый, сильный - слабый, богатый - бедный, счастливый - несчастный. Результаты обсуждения записываются на доске в виде двух столбиков, состоящих из ключевых слов.

    Зафиксируйте  вывод о том, какое отношение  преобладает. В подавляющем большинстве  случаев выясняется, что сидящий  за компьютером человек вызывает положительную оценку независимо от его реальных достоинств. Обратите внимание учеников на неразумный, предубежденный характер отношения к компьютерам. Действительно ли достаточно сесть за компьютер, чтобы стать умным, современным и т.д.? Действительно ли компьютер - это всегда лучше, чем его отсутствие?

    Предложите  детям возможную альтернативу компьютерным играм.

Информация о работе Влияние зависимости ролевых компьютерных игр на социализацию подростка