Влияние зависимости ролевых компьютерных игр на социализацию подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:45, дипломная работа

Описание

Объект исследования – зависимость от компьютерных игр как социально-педагогическая проблема.

Предмет исследования – социализация подростков имеющих компьютерную зависимость.

Цель исследования – выявить и проанализировать влияние компьютерных игр на социализацию подростков.

Содержание

Глава 1. Социализация подростков как социально-педагогическая проблема
1.1. Особенности социализации в подростковом возрасте
1.2.Специфика формирования зависимости от ролевых компьютерных игр
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с подростками, испытывающими зависимость от ролевых компьютерных игр
2.1. Социально-педагогическая диагностика влияния зависимости от ролевых компьютерных игр на социализацию подростка
2.2. Социально-педагогическая коррекция зависимости от компьютерных игр в подростковом возрасте

Работа состоит из  1 файл

влияние зависимости от комп игр.doc

— 617.50 Кб (Скачать документ)
 

    Здесь мы видим что, уровень межличностной  и школьной тревоги у школьников из контрольной группы значительно  выше, чем у подавляющего большинства  остальных испытуемых. Межличностная  тревога так же свидетельствует  о проблемах в процессе социализации. Особое внимание следует обратить на школьника, характеризующегося «чрезмерным спокойствием». Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное благополучие в этом случае охраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.

    Следующим диагностируемым компонентом стал социальный интеллект. По нашему убеждению социальный интеллект является одной из важнейших характеристик социализированной личности.

      Социальный интеллект – способность  правильно понимать поведение  людей. Эта способность необходима  для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект выполняет следующие основный функции:

  • Познавательно-оценочная: выражается в определении индивидуальных возможностей для достижения результатов деятельности, реальной помощи окружающих, в определении содержания межличностных взаимодействий, обусловленных процессом социализации.
  • Социальный интеллект обеспечивает переработку информации, необходимой для прогнозирования результатов деятельности. С одной стороны, человек, получая информацию о характере деятельности других людей, осознает ее и происходит подчинение ей выполняемых умственных операций. А с другой стороны, в процессе переработки информации происходит формирование суждений о значении происходящего.
  • Коммуникативно-ценностная функция социального интеллекта связана с потребностью понимать окружающих, и в свою очередь быть понятым ими. Познавая себя в постоянном общении с другими людьми, начинается процесс при котором человек активно выделяет и усваивает нормы и эталоны взаимоотношений. Н.И. Чуприкова отмечает, что общение реализуется в способности передавать смысл содержания о чем-либо, выражать собственное состояние, отношение к сообщаемому и слушателю; наконец, проявлять намерения и целевые установки сообщения.

      Кроме того, мы рассматриваем коммуникацию, с одной стороны, как способ установления связи между человеком и социальной средой, с другой стороны – как процесс поиска смыслов среди ценностей жизни. Соответственно, мы выделяем следующие два основных проявления коммуникативно-ценностной функции:

1) создание  идеально-содержательного плана,  связанного с определением ситуации  социального действия (мыслекоммуникация)  способствует пониманию данного  человека. Человек не просто контактирует  и воспринимает информацию, но и преобразует ее, выдвигая задачи, проблемы, касающиеся социальных отношений;

2) акт  обнаружения себя в другом  человеке (экзистенциональная коммуникация) реализуется в способности понимать, воспринимать личностные и социально-психологические  позиции людей, в анализе особенностей поведения, представить другого человека на своем месте.

      С коммуникативно-ценностной функцией  тесно связана рефлексивно-коррекционная  функция социального интеллекта, которая находит с одной стороны  свое отражение в самопознании и в осознании достоинств и недостатков учебно-познавательной деятельности, с другой обеспечивает внесение изменений в процесс взаимодействия, направленного на уменьшение внутреннего конфликта, позволяющего контролировать эмоции, потребности.

    Для диагностики показателя социального интеллекта нами, совместно со школьным психологом, была проведена «Методика исследования социального интеллекта». Выявленные показатели можно увидеть в таб. 5:

    Таблица 5. Результаты «Методики  исследования социального  интеллекта». 

Испытуемый Показатель  социального интеллекта
Испытуемый 1 высокий
Испытуемый 2 средний
Испытуемый 3 высокий
Испытуемый 4 низкий
Испытуемый 5 выше среднего
Испытуемый 6 выше среднего
Испытуемый 7 высокий
Испытуемый 8 Ниже  среднего
Испытуемый 9 высокий
Испытуемый 10 Ниже среднего
Испытуемый 11 выше среднего
Испытуемый 12 низкий
Испытуемый 13 выше среднего
Испытуемый 14 ниже среднего
Испытуемый 15 низкий
Испытуемый 16 высокий
Испытуемый 17 средний
Испытуемый 18 высокий
Испытуемый 19 выше среднего
Испытуемый 20- высокий
 

    Полученные  данные свидетельствуют о том  среди всей массы испытуемых самые  низкие показатели социального интеллекта у подростков, имеющих зависимость  от ролевых компьютерных игр. Это  связано, прежде всего, с недостаточным взаимодействием с окружением, может свидетельствовать о социальной дезадаптации. У подростков отсутствует способность понимать, воспринимать личностные и социально-психологические позиции людей, способность адекватно воспринимать информацию и контролировать себя в процессе взаимодействия.

    Также нами был использован метод контроля за успеваемостью который показал  что средний балл у школьников из контрольной группы несколько  ниже, чем у основной массы класса. Такой результат говорит о  том, что подростки, имеющие зависимость от компьютерных игр не заинтересованы в учебно-познавательной деятельности, с трудом включаются в учебный процесс.

    В результате проведённых исследований (которые можно наблюдать в  сводной таблице 6), мы выявили, что  у всех испытуемых, у которых была выявлена зависимость от компьютерных игр (20%) существуют значительные проблемы в процессе социализации, причём, у  школьника с  социализированной формой зависимость положение несколько лучше, чем у  остальных ребят из контрольной группы, что может свидетельствовать о том, что зависимость от ролевых  компьютерных зависимость негативно влияет  на процесс социализации подростка, причём индивидуализированная зависимость представляет большую опасность нежели социализированная, при которой связи с обществом более или менее сохраняются, хотя и с такими же игроками как они сами.

Код

респондента

Показатель  зависимости от компьютерных игр Социальный  статус в классе Уровень владения коммуникативными умениями Уровень межличностной и  школьной тревожности Показатель  социального интеллекта
Исп.

4

Выявлена зависимость изолированный низкий «чрезмерное спокойствие» низкий
Исп.

8

Выявлена зависимость принимаемый ниже среднего высокий Ниже среднего
Исп. 12 Выявлена зависимость изолированный низкий очень высокий низкий
Исп. 15 Выявлена зависимость изолированный низкий очень высокий низкий
 

    Качественный  и количественный анализ зависимости  подростков от ролевых компьютерных игр позволил нам определить цели и задачи следующего этапа опытно-экспериментальной работы.   

2.2 Социально педагогическая  работа с подростками,  впавшими в зависимость  от  компьютерных  игр 

    В данном параграфе представлены материалы опытно-экспериментальной работы.. Базой опытно-экспериментальной работы была МОУ СОШ №35 г.Волгорада.

    Социально-педагогическая деятельность с подростками, имеющими зависимость от ролевых компьютерных игр, опирается на следующие принципы: приоритет интересов ребенка и его благополучие; индивидуально-личностный подход к ребенку;   опора на позитивные начала в духовном и физическом развитии ребенка; объективность подхода к ребенку; осуществление коррекционно-реабилитационной деятельности на основе контактного взаимодействия с детьми; конфиденциальность.

    Значимую  роль в решении проблем этих подростков играют родители, так как именно они могут оказать наибольшие влияние на ребёнка, социально-педагогические, образовательные учреждения в которых  обучаются дети. 

    Рассмотрим  основные направления деятельности социального педагога в работе с  детьми зависимыми от компьютерных игр:

  1. Диагностика социально-педагогической и психолого-педагогической ситуации  в семье (изучение социальной микросреды, социального статуса ребенка, направленности личности).
  2. Образовательная помощь родителям для формирования правильного  отношения к возникшей проблеме.
  3. Содействие средовой адаптации ребенка.
  4. Создание правильного представления детей на компьютер как на инструмент помогающий работать.
  5. Предоставление детям информации о возможных альтернативах проведения времени (брошюра, беседа).
  6. Проведение тренингов по избавлению от зависимости от компьютерных игр, замкнутости, тревожности и устранение нежелательных зависимости  на психику ребенка.

    Первым  этапом нашей работы стала совместная  беседа с родителями несовершеннолетних, и самими подростками из контрольной  группы. Они были проинформированы о возникшей проблеме, также им была предоставлена информация в  виде лекции о  компьютерной аддикции. В результате проведенной беседы дети и родители согласились участвовать в нашей работе по коррекции зависимости от компьютерных игр, и первым шагом стало то, что все испытуемые решили на время нашей работы отказаться от компьютерных игр. Для этой цели компьютеры испытуемых были убраны в недосягаемое для детей место.

      Далее, на основе полученных  результатов исследования подростков, нами  была разработана коррекционная  программа с элементами тренинга направленная на избавление от зависимости от  ролевых компьютерных игр.

    Социальная  коррекция — это деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.  Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях. Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения. Стимулирование направлено на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, формирование определенных ценностных ориентации, установок отдельных клиентов, создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме. Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные.

       Основные цели коррекционной программы – коррекция основных выявленных негативных эмоциональных проявлений: агрессивности, замкнутости, тревожности и создание психолого-педагогических условий для улучшения социальной адаптации подростков к жизни.

       Задачи коррекционной программы многогранны: избавить подростка от зависимости от компьютера, снять остроту психического напряжения, провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социально здоровой среде, восстановить или компенсировать утраченные социальные связи,  помочь подростку в выработке жизненных ценностей, установок и целей, формирование позитивных взаимоотношений подростков с  родителями, учителями и сверстниками, коррекция тревожности, замкнутости и агрессивных форм поведения у подростков, создать определенный запас нравственно-этических и эстетических знаний и впечатлени, помочь в формировании таких этических, эстетических и духовных качеств личности несовершеннолетнего, которые будут способствовать положительным эмоциональным контактам с окружающим миром и обществом. x

    В качестве основной формы работы была выбрана групповая, когда существует возможность использования всего  многообразия взаимоотношений и  взаимодействий, возникающих между  участниками. Весьма эффективны формы  групповой работы в стиле групп самоанализа, где участники получают возможность  сравнения мнений всех членов группы. Немаловажным преимуществом групповых форм работы является и то, что одним из ее продуктов может быть создание новых средств анализа, большим достоинством которых является их явная представленность в процессе их формирования, а следовательно, и возможность изначального корректирования. Более того, с помощью группового анализа могут осуществляться единые процедуры диагностики: члены группы могут выполнять роль экспертов в процессе решения тренировочных заданий. Это важно с точки зрения проведения заключительной диагностики, являющейся показателем эффективности опытно-экспериментальной работы.

Информация о работе Влияние зависимости ролевых компьютерных игр на социализацию подростка