Управление образовательными системами в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:09, контрольная работа

Описание

Период с конца нынешнего и до начала следующего века является чрезвычайно важным для социально-экономического развития Китая. Китайское правительство, исходя из стратегии "подъем страны за счет науки и образования" и стратегии продолжительного развития, придает приоритетное значение развитию образования и повышению культурного уровня граждан. По мере наступления эпохи "взрыва информации" в Китае все убедительнее проявляется приоритетное значение образования для социально-экономического развития страны.

Содержание

1. Реформа и развитие образования 3
2. Дошкольное воспитание 4
3. Дошкольное образование предназначено для детей в возрасте 1-6 лет 5
4. Начальное и среднее образование 5
5. Особое образование 6
6. Профессиональное обучение. 7
7. Образование на селе 9
9. Образования для взрослых 11
11. Сетевое образование 14
Список используемых источников 15

Работа состоит из  1 файл

к.р.1.docx

— 38.59 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Содержание. 2

1. Реформа  и развитие образования 3

2. Дошкольное  воспитание 4

3. Дошкольное  образование предназначено для  детей в возрасте 1-6 лет 5

4. Начальное  и среднее образование 5

5. Особое  образование 6

6. Профессиональное  обучение. 7

7. Образование  на селе 9

9. Образования  для взрослых 11

11. Сетевое  образование 14

Список используемых источников 15

 

 

1. Реформа и развитие образования

 

Уже в первые годы после образования  КНР китайское правительство  рассматривало просвещение как  дело первостепенной важности, а повышение  культурного уровня народа - как  краеугольную стратегию государственного строительства. До 1949 года 80 процентов 500-миллионного населения Китая  было неграмотными. Китайской правительство  приложило огромные усилия для преобразования старой системы образования, упорядочения политического курса и установок  в области образования, в результате быстро возросло число обучающихся  в стране. К настоящему времени 91 процент районов страны охвачен  обязательным начальным обучением, 99 процентов детей школьного возраста ходят в школу, сокращается число  детей, который по той или иной причине прервали учебу. В масштабе страны неграмотных среди людей  молодого и среднего возраста сократилось  до 7 процентов. С 1978 года по мере проведения политики реформ и открытости и в  результате возобновления системы  государственных экзаменов при  приеме в вузы дело образования в  Китае получило бурное развитие. Признав  образование стратегически важным для социально-экономического развития страны, китайское правительство  выработало курс развития народного  образования: "В развитии образования - лицом к модернизации, к внешнему миру, у будущему".

На  конец 1998 г. в стране насчитывалось 1022 вузов, где обучалось 3,41 млн. человек, в том числе 1,08 млн. первокурсников; при 736 вузах открыты отделения  аспирантуры, где обучается 199 тыс. соискателей, из них 73 тыс. были приняты в том  же году; открыто 962 высших учебных заведений  для взрослых, где обучаются 2,82 млн. человек, в том числе 1 млн. новичков. Одновременно в стране насчитывается 13948 общеобразовательных средних  школ высшей ступени, где обучаются 9,38 млн. человек; открыто 17106 средних  профессиональных школ всех типов и  уровней, учащихся в которых насчитывается 11,26 млн. (включая 1,73 млн. студентов техникумов) или 55 процентов всех учащихся средних  школ высшей ступени. В средних школах первой ступени всей страны обучалось 54,5 млн. человек, поступившие в средние  школы составили 87,3 процента абитуриентов, окончивших начальные школы. Число  учащихся в начальных школах страны достигло 139,54 млн., 98,9 процентов детей  школьного возраста ходят в школу. Школьники, по той или иной причине  прервавшие учебу в общеобразовательных  средних школах первой ступени и  начальных школах, составили соответственно 3,23 и 0,93 процента от общего числа учащихся. В средних профессиональных школах для взрослых обучаются 2,51 млн. человек, а число людей, проходивших курсы  технической подготовки для взрослых, составило 86,82 млн. В 1998 г. была искоренена неграмотность еще для 3,21 млн. человек. Эти данные говорят об отрадных успехах Китай в народном образовании.

Период  с конца нынешнего и до начала следующего века является чрезвычайно  важным для социально-экономического развития Китая. Китайское правительство, исходя из стратегии "подъем страны за счет науки и образования" и  стратегии продолжительного развития, придает приоритетное значение развитию образования и повышению культурного  уровня граждан. По мере наступления  эпохи "взрыва информации" в Китае  все убедительнее проявляется приоритетное значение образования для социально-экономического развития страны.

 

 

2. Дошкольное воспитание

 

Дошкольное  воспитание в Китае осуществляется совместными усилиями всего общества в разных формах и по разным каналам. Помимо административных органов просвещения  разных ступеней, государство поощряет предприятия, непроизводственные и  общественные организации, а также  отдельные лица на открытие детских  садов согласно соответствующим  правилам. Придерживаясь принципа "сочетания  воспитания с физическим развитием", все детские сады помогают детям  всесторонне развиваться в физическом, умственном, эстетическом и других отношениях, чтобы с юного возраста обеспечить гармоничное развитие личности. В детсадах основным средством воспитания служит игра, там созданы благоприятные  условия для развития детей, им обеспечена возможность показать себя и проявлять  способности.

Государство выработало цензы квалификации и  порядок аттестации воспитателей детсадов. В стране открыто 67 педагогических училищ дошкольного воспитания, в  части профессиональных школ учреждены  специальности дошкольного воспитания, в результате в основном сформировалась система подготовки и повышения  квалификации педагогов дошкольного  воспитания. Благодаря принятым государством "Правилам управления детскими садами", "Порядку работы в детских садах" и другим документам управление детсадами  поставлено на научную и систематизированную  основу.

 

 

 

 

 

3. Дошкольное образование предназначено  для детей в возрасте 1-6 лет

 

Согласно  физическому развитию и психологическим  особенностях детей разных возрастов  Министерство образования Китая  разработало специальную программу  образования для детей грудного возраста, согласно которой учреждения дошкольного воспитания ведут обучение в области тактильного познания мира, развитие языковых навыков, арифметики, жизненных навыков и т.д.

В Китайские  детские сады обычно принимаются  дети в возрасте 3-6 лет. Ныне в Китае  насчитывается около 150 тыс. детских  садов, поэтому только 30% детей соответствующего возраста проходят в них обучение.

Детские сады делятся на государственные  и частные. Государственные детские  сады обладают богатым педагогическим и управленческим опытом, плата за обучение в них достаточно низкая, а частные сады сформировались лишь за последние несколько лет, плата  за обучение в таких учреждениях  сравнительно высокая. По мере развития рыночной экономики постепенно увеличивается  число частных садов. Ныне их количество составляет 30% от всех детских садов.

 

 

4. Начальное и среднее образование

 

В Китае  срок начального образования составляет 6 лет, среднего образования первой ступени - 3 года, среднего образования  высшей ступени - 3 года. Первые 9 лет  обучения (включая начальное и  среднее образование первой ступени) относится к обязательному. Все  дети в возрасте 6 лет должны ходить в школу. В районах, где в основном осуществлено всеобщее среднее образование  первой ступени, все дети, окончившие начальную школу, могут без приемных экзаменов поступить в средние  школы, близлежащие от их мест жительства. Чтобы поступить в среднюю  школу высшей ступени, выпускники средней  школы первой ступени должны сдать  вступительные экзамены, организованные местными просветительско-административными  органами в едином порядке, после  чего отбираются лучшие из них.

С 1986 года - года принятия "Закона КНР  об обязательном обучении" - правительства  разных ступеней приложили огромные усилия для реализации 9-летнего  обязательного обучения и добились заметных успехов. Примерно в 1500 уездах (уездных городах и районах) страны осуществлено 9-летнее обязательное обучение, которым охвачено 50 процентов населения страны. В крупных и средних городах, а также в экономически более развитых приморских районах осуществлено всеобщее полное среднее образование.

Начальные и средние школы принимают  разные меры для повышения нравственного  уровня учащихся, развития их трудовых навыков и организации внешкольных  мероприятий, с тем, чтобы стимулировать  всестороннее - нравственное, умственное, физическое и эстетическое развитие питомцев.

Базовое образование включает дошкольное обучение, обязательное девятилетнее образование  от начальной школы до средней  школы низшей ступени, обучение в  средней школе высшей ступени, специальное  образование для детей-инвалидов  и образование в рамках ликвидации неграмотности.

В настоящее  время в Китае свыше 200 млн. учащихся начальных и средних школ, а  с детьми дошкольного возраста это  шестая часть всего населения. Поэтому  развитие базового образования является приоритетом правительства и  рассматривается как важная сфера  социальной инфраструктуры и всей системы  просвещения.

В последние  годы уверенными шагами развивается  обучение в средних школах высшей ступени, в 2003 г. в них приняты 7,52 млн. учащихся, т. е. в 3,1 раза больше, чем  в 1988 г. В настоящее время удельный вес учащихся средних школ высшей ступени составляет только 42,8% -- налицо значительный разрыв между Китаем и  развитыми странами в гарантиях  полного всеобщего среднего образования.

Государство выделяет целевые средства на школьное строительство для заметного  улучшения условий обучения. Кроме  нового строительства и расширения школьных помещений, правительство  вложило капитал в реконструкцию  ветхих зданий начальных и средних  школ в многочисленных сельских районах. Значительно возросли бюджетные  средства в среднем на школьника, ежегодно обновляются и пополняются  учебные лаборатории и учебники во всех школах страны.

Правительство Китая обозначило цели развития базового образования: к 2010 г. приблизиться или  достичь по общему уровню базового образования положения среднеразвитых стран мира.

 

 

5. Особое образование

 

Особое  образование в Китае постоянно  находится в центре внимания правительства. 1978 год - год начала реформ и открытости - стал вехой в истории развития особого образования. Государство  приняло целый ряд законов  и правовых актов, обеспечивающих право инвалидов на образование. Были разработаны основной курс и политические установки по развитию особого образования, создан специальный фонд развития особого образования. Все это стимулирует быстрое развитие особого образования. В стране действует 1426 учебных заведений для детей с дефектами зрения, слуха, или умственного развития, открыто 5400 классов особого образования при общеобразовательных школах, в них учатся 320 тыс. человек. Более того, много детей-инвалидов учится в обычных школах вместе с физически полноценными ровесниками. В стране создано более 1700 центров по реабилитации глухих детей, где 70 тыс. детей прошли курсы лечения и обучения, открыто свыше 1000 заведения для профессиональной подготовки инвалидов. В Китае особому образованию постоянно уделяется большое внимание, принят ряд законов и постановлений, которые гарантируют права инвалидов на получение образования. В настоящее время насчитывается 1655 учебных заведений специального образования, в них обучается более 365 тыс. человек; в стране работают 1029 профессиональных подготовительных курсов для инвалидов и 2898 обычных подготовительных курсов, создано более 1700 оздоровительных центров для глухонемых детей, где уже прошли или еще проходят подготовку свыше 70 тыс. детей. В 2003 г. более 3 тыс. инвалидов поступили в обычные вузы.

 

 

6. Профессиональное обучение.

 

В "Законе КНР о профессиональном образовании", принятом в 1996 г., четко регламентированы значение, структура, основные задачи, управленческий аппарат и финансовые источники профессионального образования. Принятие этого документа означает, что профессиональное образование  в Китае поставлено на правовую основу.

В систему  профессионального образования  Китая входят высшие и средние  профессиональные школы, средние техникумы, средние школы профессиональной ориентации, центры профессиональной подготовки, школы технической подготовки для взрослых и другие подобные заведения, созданные на силы общественности. Они относятся к высшей, средней  и начальной ступеням и тесно  связаны друг с другом.

Высшее  профессиональное образование, осуществляющееся на базе среднего образования высшей ступни и являющееся важной частью высшего образования, пока находится  в первоначальной стадии развития. Оно ведется главным образом  в 87 профессионально-технических институтах, краткосрочных профессиональных университетах, специальных техникумах; десятках высших специальных учебных заведениях, претерпевающих перестройку; 133 вузах для взрослых, где в опытном порядке дается высшее профессиональное образование по 188 специальностям. Более того, в 18 средних техникумах учреждены группы высшего профессионального образования. Все эти высшие профессиональные учебные заведения готовят квалифицированных технических работников прикладного и технологического назначения. Согласно программе развития профессионального образование, в ближайшее время Китай ускорит реформу системы высшего профессионального образования, упорядочит свои высшие профессиональные школы, с тем чтобы превратить их в нормальные профессиональные институты.

Среднее профессиональное образование - главная  часть профессионального образования  Китая, включает средние профессионально-технические  школы, полные средние школы профессиональной ориентации и средние техникумы. Они готовят для производства технических и управленческих работников среднего уровня. К настоящему времени  в стране насчитывается 3026 средних  профессиональных школ.

Полные  средние школы профессиональной ориентации восстановлены в начале 80-х гг. и, глубоко отвечая требованиям  подъема национальной экономики  и структурной реформы системы  среднего образования, получили стремительное  развитие. Сегодня в 8500 таких школах учатся 4 млн. человек. Задача полных средних  школ профессиональной ориентации сводится к подготовке работников широкого профиля, имеющих полное среднее образование  и владеющих определенными профессиональными  знаниями и навыками. Если в 80-х гг. школы такой категории часто  испытывали дефицит в преподавателях-предметниках, учебных пособиях, лабораториях и  производственных базах, то теперь все  они преодолели эти узкие места, превратившись в школы нового типа с определенным масштабом, качество обучения в них значительно повысилось.

Информация о работе Управление образовательными системами в Китае