Управление образовательными системами в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:09, контрольная работа

Описание

Период с конца нынешнего и до начала следующего века является чрезвычайно важным для социально-экономического развития Китая. Китайское правительство, исходя из стратегии "подъем страны за счет науки и образования" и стратегии продолжительного развития, придает приоритетное значение развитию образования и повышению культурного уровня граждан. По мере наступления эпохи "взрыва информации" в Китае все убедительнее проявляется приоритетное значение образования для социально-экономического развития страны.

Содержание

1. Реформа и развитие образования 3
2. Дошкольное воспитание 4
3. Дошкольное образование предназначено для детей в возрасте 1-6 лет 5
4. Начальное и среднее образование 5
5. Особое образование 6
6. Профессиональное обучение. 7
7. Образование на селе 9
9. Образования для взрослых 11
11. Сетевое образование 14
Список используемых источников 15

Работа состоит из  1 файл

к.р.1.docx

— 38.59 Кб (Скачать документ)

Средние технические училища (техникумы), появившиеся  впервые в Китае в 1949 г., предназначены  для подготовки рабочих высокой  квалификации. Их насчитывается 4467, в  них учатся 1,863 млн. человек по более  чем 400 специальностям.

В настоящее  время в стране открыто более 17 тыс. профессиональных учебных заведений  разного типа и разных ступеней, 2090 центров профессиональной подготовки, более 400 тыс. центров повышение квалификации рабочих и служащих, курсов технической  подготовки для взрослых и т.п. Ежегодно несколько десятков миллионов человек  проходят подготовку в них. Все это  говорит о том, что в Китае  в основном сформировалась система  профессионального образования, включающая высший, средний и начальный уровни и охватывающие широкие направление  и профили.

 

7. Образование на селе

 

В Китае  большая часть населения проживает  в сельских районах. В деревнях (уездах, поселках) обязательное образование  охватывает 160 млн. человек. С 2003 г. образованию  на селе стало уделяться небывалое  внимание. На 1-м Всекитайском рабочем  совещании по вопросу образования  на селе, созванном Госсоветом в  сентябре, была выдвинута конкретная цель развития образования на селе и намечены важные политические установки  и меры.

В 2003 г. увеличилась финансовая помощь центрального правительства обязательному образованию  на селе, под Государственный проект распространения обязательного  образованию в бедных сельских районах  уже выделено 3 млрд. юаней; из 6 млрд. юаней, предназначенных для реконструкции  ветхих зданий сельских средних и  начальных школ, уже выделено 2 млрд. юаней; на создание экспериментальных  точек по современному дистанционному обучению в сельских средних и  начальных школах выделено около 1,4 млрд. юаней, в число образцовых объектов современного дистанционного обучения вошли в первую очередь средние  и начальные школы западного  региона -- образцовые точки уже созданы  в 10000 сельских средних и начальных  школах. Правительство также увеличит ассигнования, предназначенные на бесплатную выдачу учебных материалов с 200 до 400 млн. юаней в год; все местные  финансовые органы тоже в соответствующей  степени увеличили ассигнования на образование на селе.

Согласно  плану Министерства по делам образования  КНР в последующие пять лет  правительство прибегнет к мерам, направленным на осуществление в  основном распространения в западном регионе обязательного девятилетнего  образования и ликвидации неграмотности  среди молодежи и людей зрелого  возраста, в отношении центральной  части и восточного региона правительство  требует распространения обязательного  девятилетнего образования высокого уровня и качества; одновременно активно  продвигается развитие современного дистанционного обучения в сельских средних и  начальных школах, продолжает оздоровляться  и совершенствоваться система управления обязательным образованием на селе.

 

 

8. Высшее образование

 

После 1978 г. путем перестройки и регулирования  системы в основном сформировалась многоступенчатая, многообразная система  высшего образования с полным объемом дисциплин. Число обычных вузов возросло с 598 в 1978 г. до 1002 в 1998 г. По мере непрерывного углубления реформы управленческой системы высшего образования расширяется масштаб высших учебных заведений, заметно повышается эффективность обучения. Постепенно рационализируется пропорция выпускников разных специальностей и разных звеньев, оптимизируется структура специальностей. Все это позволяет вузам ежегодно в большом количестве готовить высококвалифицированных специалистов.

В последние  годы бурное развитие получили предприятия  при вузах, занимающихся главным  образом освоением высоких и  новых технологий. Часть техноемких видов продукции этих предприятий  нашла сбыт на международном рынке. Ныне государство сосредоточенно содействует  реализации "Программы-211", согласно которой в 100 наиболее важных вузах, в ряде приоритетных дисциплин и  специальностей на самый высокий  уровень должна быть выведена преподавательская, научно-исследовательская, управленческая и хозяйственная деятельность, чтобы  в ХХI веке эти вузы стояли в ряду наилучших вузов мира.

На  фоне утверждения системы социалистической рыночной экономики и углубления реформы во всех отраслях народного  хозяйства перестройка старой системы  управления высшими учебными заведениями  стала ключевым моментом реформы  высшего образования в целом. Реформа предполагает взаимодействие между правительством, обществом  и вузами, создание и совершенствование  нового механизма управления вузами, при котором правительство в  едином порядке осуществляет планирование и макрорегулирование, вузы, обращаясь  лицом к обществу, самостоятельно строят учебный процесс в соответствии с законами. В последние годы отмечены положительные результаты в перестройке  механизма ведения высшего образования, системы управления вузами, способов финансирования, системы управления кадрами и системы распределения. В реформе порядка приема студентов  и распределения выпускников  также сделаны большие шаги вперед. С 1997 г. отменен старый порядок приема в вузы, разделявший студентов  на категорию, принятую по директивному плану государства, и категорию, принятую по регулируемому плану. Ныне все студенты принимаются в едино  порядке и должны платить за обучение. Для тех студентов, кто переживает финансовые трудности, открывается  банковский кредит и предоставляются  стипендии. Трудоустройство выпускников  вузов осуществляется путем "встречного движения вузов и организаций-работодателей", по принципу "обоюдного выбора", учитывающего интересы как выпускников, так и организаций, нуждающихся  в кадрах. Отныне все выпускники вузов согласно политическим установкам государства самостоятельно находят  себе работу за исключением тех немногих, кто ранее заключили контракт о трудоустройстве после окончания вуза.

Небывалое развитие получила аспирантура. До 1949 г. китайские специалисты высшего  звена проходили подготовку главным  образом в зарубежье, лишь немногие из них вышли из стен отечественных  вузов. За всю историю эти вузы подготовили всего 200 с лишним магистров  и ни одного доктора наук. Однако после 1978 г. 63 тыс. человек держали  экзамены в аспирантуру, из них 10 тыс. победили в конкурсе. В одном только 1998 г. в стране 8957 соискателям было присуждена ученая степень доктора, 38051 человек стали магистрами. Ныне в стране в основном сформировалась система аспирантского образования, характеризующаяся сравнительно полным охватом научных дисциплин и  высоким качество обучения; создана  система присуждения ученых степеней. Все это обеспечивает стране подготовку специалистов разного профиля высшего  звена, способствует научным исследованиям  в высших учебных заведениях и  научно-исследовательских институтах и развитию высшего образования  в целом.

Китай принимает на учебу зарубежных студентов, одновременно посылает за границу своих  студентов на учебу и стажировку. В одном лишь 1998 г. было принято 43084 гражданина из 164 стран мира, пожелавших учиться в Китае. Число людей, выехавших в том же году из Китая  в другие страны на учебу, установило новый рекорд - 23 тыс.

 

 

9. Образования для взрослых

 

В первые годы после образования КНР, когда  неграмотные составили более 80 процентов  населения страны, народное правительство  призывало "учиться грамоте, ликвидировать  неграмотность". С тех пор стало  повсеместно распространяться образования  для взрослых.

Образование для взрослых предполагает популяризацию  культурных знаний главным образом  среди занятых на работе лиц, профессиональную подготовку безработных или желающих сменить профессию, повышения уровня их квалификации; ликвидацию неграмотности; удовлетворение запросов тех, кто имеет  определенное образование (в том  числе высшее), но нуждается в  продолжительном обучении или технической  подготовке для пополнения знаний; удовлетворение духовных запросов граждан  в условиях многообразия социально-культурной жизни, внедрение здорового и  культурного образа жизни.

В систему  образования для взрослых входят радио- и телеуниверситеты, вузы для  рабочих, служащих и крестьян, институты  для управленческих кадров, институты  для педагогов, заочные институты, разные курсы для взрослых при  вузах (например, заочные курсы, вечерние курсы, курсы переподготовки учителей), курсы "дистанционного обучения" с помощью средства спутниковой  связи, самообразовательные курсы  для последующей сдачи государственных  экзаменов и т.п.; средние специальные  курсы для рабочих и служащих, средние школы для взрослых и  средние школы технической подготовки, культурно-технические школы для  крестьян при средних специальных  школах для взрослых или средних  общеобразовательных школах, радиотелешколы для крестьян и т.д. Образование  для взрослых осуществляется в разных формах: аудиторное обучение с полным учебным днем, заочное обучение с  обеспечением аудиовизуальными учебными пособиями, обучение с полным или  частичным отрывом от производства, вечернее обучение и т.д.

Образование для взрослых по своей постановке можно разделить на две категории: с выдачей аттестата об образовании  и без выдачи такового. Первая категория  предполагает вузовский курс с полным сроком обучения, курс с сокращенным  сроком обучения, среднее специальное  и среднее общее образование; вторая же категория представлена курсами  по ликвидации неграмотности, по распространению  прикладных технологий в деревне, курсами  повышения квалификации на рабочем  месте, курсами по обучению отдельным  дисциплинам и курсами поствузовского образования.

В последние  годы обновлены учебные помещения, лабораторное оборудование, повышена квалификация преподавательского состава  в учебных заведениях для взрослых, значительно улучшено качество и  эффективность обучения. Обучение взрослых стало одной из важных частей народного  образования в Китае. Ныне в стране помимо государственных учебных  заведений для взрослых действует  более 1200 высших школ, созданных на общественные средства, 21 из них имеет  право выдачи дипломом выпускникам. Свыше 30 тыс. вузов открыли краткосрочные  курсы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Стабильно развивается высшее образование. К  концу 2003 г. во всей стране насчитывалось 2003 вуза, число обучающихся в них -- 19 млн. человек, валовой коэффициент  охвата высшим образованием составляет около 17%, по международно-признанным стандартам Китай вступил в этап массового  обучения. В опубликованном 23 июня 2003 г. ЮНЕСКО «Докладе о положении в  области высшего образования  в мире» указывается: число обучающихся  в китайских вузах за чрезвычайно  короткий срок увеличилось в два раза, по масштабам высшего образования Китай стоит на первом месте в мире.

Благодаря последовательным реформам в последние  годы продолжают усовершенствоваться  первоначальные масштабы системы высшего  образования. В 1993 г. началось создание системы 100 университетов первоклассного мирового уровня, 708 вузов были слиты  в 302 многопрофильных универсальных  вуза, в частности, Центральная академия прикладного искусства была слита  с самым авторитетным храмом науки  Китая -- университетом «Цинхуа». Пекинский  университет, существующий более ста  лет, слился с самым лучшим в стране медицинским вузом -- Пекинской медицинской  академией. Слияние вузов позволило  осуществить глубокие перемены в  системе управления высшим образованием, оптимизировать и рационально расставить педагогические ресурсы, повысить качество преподавания и уровень учебного процесса. Создан специальный государственный  фонд поддержки свыше 30 вузов, входящих в число передовых высших учебных  заведений мира.

Много лет подряд расширяется прием  студентов в вузы. В 1999 -- 2002 гг. число  поступивших в вузы с 1,6 млн. возросло до 3,2 млн. студентов. В 2003 г. принято  в обычные вузы 3,82 млн. студентов, на 620 тыс. больше предыдущего года; в аспирантуры вузов и исследовательских  институтов -- 269 тыс. соискателей, на 66 тыс. больше предыдущего года. В 2004 г. продолжается расширение приема в аспирантуры  вузов, по государственному плану принято 330 тыс. соискателей, на 22,7% больше предыдущего  года.

Заметно крепнет научно-исследовательский  потенциал вузов, их вклад в экономическое  строительство и социальное развитие с каждым днем становится заметней. Укрепляется сотрудничество в области  производства, обучения и исследований, что способствует ускорению темпов внедрения научно-технических достижений, появились новые наукоемкие отрасли  и новая научно-техническая продукция. К концу 2003 г. в стране насчитывалось 43 научно-технического парка, некоторые  из них стали важной базой внедрения  наукоемких достижений.

 

 

10. Негосударственные образовательные  учреждения

 

Государство всеми силами оказывает поддержку  созданию образовательных учреждений на общественных началах. Закон КНР  о содействии развитию негосударственного образования опубликован 28 декабря 2002 г., и вступил в силу 1 сентября 2003 г. На конец 2003 г. в Китае насчитывалось 60 тыс. негосударственных учебных заведений и учреждений просвещения, в которых обучались более 11,16 млн. человек. В их числе было1202 вуза (не включая 133 негосударственных вуза, обладающих правом выдавать дипломы государственного образца) с 1,4 млн. студентов.

Созданные на общественных началах учебные  заведения первыми проложили  путь к учреждению учебных заведений  совместно с зарубежными странами. Многие иностранные университеты именно через этот канал утвердились  в Китае. Создание совместное с другими  странами на общественных началах учебных  заведений обогатило образовательную  систему Китая и предоставило молодежи еще один канал для получения  образования.

 

 

11. Сетевое образование

 

Сетевое образование развивается уже  не первый год и постепенно обретает свои масштабы. Объединение вокруг него крупных фирм превратило сетевое  образование в горячую точку  инвестирования в образование. Самую  большую пользу от сетевого обучения получают студенты отдаленных районов  и районов с неразвитым просвещением, а провалившиеся на вступительных  экзаменах абитуриенты и работающие с помощью онлайновых университетов  также получают возможность получить образование и профессиональную подготовку.

Информация о работе Управление образовательными системами в Китае