Система муниципального управления в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:21, доклад

Описание

По форме административно-территориального устройства КНР является централизованным унитарным государством, включающим в себя автономные национально-территориальные образования.

Работа состоит из  1 файл

система мсу в Китае.doc

— 47.00 Кб (Скачать документ)

 По форме административно-территориального устройства КНР является централизованным унитарным государством, включающим в себя автономные национально-территориальные образования.

В настоящее время  территория КНР состоит из 23 провинций, 5 автономных районов, 4 городов центрального подчинения.

В свою очередь провинции  и автономные районы делятся на автономные округа, автономные уезды и города; уезды и автономные уезды делятся  на волости, национальные волости и  поселки; города центрального подчинения и крупные города делятся на районы и уезды; автономные округа — на уезды, автономные уезды и города. Автономные районы, автономные округа и автономные уезды являются районами национальной автономии.

В соответствии с  Конституцией (ст. 31) в КНР могут  создаваться "особые административные районы", правовой статус которых определяется специальными законами. Так, в 1997 году в состав КНР был включен Сянган (Гонконг), получивший статус "особого административного района". Запланировано и в будущем создание подобных новых административно-территориальных единиц в соответствии с концепцией "одно государство — две системы" в качестве основы для решения вопроса мирного воссоединения китайских территорий с материковым Китаем. В частности, в

декабре 1999 года статус "особого административного района"

должен получить Аомынь (Макао), передача которого под  суверенитет КНР предусмотрена  соглашением между правительствами  КНР и Португалии.

Структура современного административного деления КНР  закрепляется в Конституции (ст. 30). Изменения в территориальную организацию страны могут быть внесены только решениями

Всекитайского собрания народных представителей или Государственного совета КНР. Так, согласно Конституции, образование провинций, автономных районов и городов центрального подчинения утверждается ВСНП. Вместе с тем административно-территориальное деление провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, а также территориальное деление автономных округов, уездов, городов утверждается Госсоветом КНР.

Система местных государственных органов

В соответствии со структурой административно-территориального деления  строится система местных государственных  органов — собраний народных представителей (СНП), которые

определяются в  Конституции как органы государственной  власти на местах (ст. 96) и местных народных правительств как исполнительных органов местных органов государственной власти — СНП, государственных административных органов на местах (ст. 105).

Правовой статус местных органов власти и управления определяется Конституцией (Глава III, раздел 5) и Законом об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств 1982 г. (в редакции 1995 г.).

Местные собрания народных представителей являются органами государственной  власти на местах и рассматриваются как составная часть единой системы представительных учреждений,

возглавляемых ВСНП. Депутаты СНП уездов, городов (без  районного деления), городских районов, волостей, национальных волостей и  поселков избираются непосредственно  населением, вышестоящие местные СНП (провинций, автономных районов и округов, городов центрального подчинения и городов с районным делением) избираются нижестоящими СНП.

К компетенции местных  СНП относится: обеспечение в  соответствующей административной единице исполнения: Конституции, законов, политических установок, указов, постановлений и

решений вышестоящих  органов власти; рассмотрение и утверждение  народнохозяйственных планов и бюджета  для данной территории, а также  отчетов об их исполнении; решение  наиболее важных вопросов в политической, экономической и культурной

областях, в деятельности гражданской администрации и  межнациональных отношениях; формирование ряда других местных органов; охрана социалистической собственности, поддержание  общественного порядка, защита прав граждан, прав национальных меньшинств, обеспечение равенства мужчины и женщины и т. д.

Местные СНП также  имеют право отменить или изменить ненадлежащие постановления местных  правительств данного административного  уровня. Осуществляя свои полномочия, местные СНП

принимают решения, а СНП провинций, автономных районов  и городов центрального подчинения вырабатывают местные установления, о которых уведомляют Постоянный комитет ВСНП и Государственный  совет КНР. 

В компетенцию постоянных комитетов СНП входит руководство выборами депутатов в СНП соответствующей ступени, они созывают сессии местных СНП данной ступени, решают наиболее

важные вопросы  политической, экономической, культурной и иных сфер деятельности, вопросы  в области межнациональных отношений, деятельности гражданской администрации, контролируют работу народных правительств, народных судов и народных прокуратур, осуществляют связь с депутатами соответствующих собраний народных представителей, принимают на рассмотрение

жалобы и предложения  населения, присваивают местные почетные звания.

В 1995 г. в КНР была проведена существенная реформа  местных органов власти и, в частности, в волостном звене была введена  должность председателей СНП  волостей, национальных волостей и  поселков (ранее функции этих должностей выполняли соответственно волостные старшины и поселковые старосты), что должно способствовать совершенствованию государственного механизма на низовом уровне и более четкому разделению полномочий между

органами власти и управления. Председатели СНП волостного звена и его заместители организуют работу депутатов в период между сессиями, поддерживают с ними постоянную связь, реализуют предложения, критические замечания и мнения населения. Местные СНП создают в качестве своих исполнительных органов, государственных административных органов на местах местные народные правительства. Законодательство устанавливает систему "двойного подчинения" местных правительств: с одной стороны, они ответственны перед избравшими их собраниями народных представителей, а с другой — перед вышестоящими народными правительствами. Все местные народные правительства как государственные административные органы находятся под единым руководством Государственного совета и ему подчиняются.

Местные народные правительства, реализуя решения местных СНП и их постоянных комитетов, а также вышестоящих органов государственной администрации, принимают необходимые

меры по выполнению местных народнохозяйственных планов, осуществляют всю административно-управленческую работу на соответствующей территории в области экономики, образования, культуры, общественной безопасности, национальных отношений и т. д.

Местные народные правительства, как правило, имеют целую систему  своих рабочих органов и многочисленный штат сотрудников, например, на провинциальном уровне число различных канцелярий, департаментов, комиссий и управлений может доходить до 50—60. Несколько меньший рабочий аппарат имеется в уездном правительственном звене. Некоторые уезды в свою

очередь могут делиться на районы, в которых создаются  управы, являющиеся делегированными органами народных правительств. В кварталах (микрорайонах) городских районов и городов, не имеющих районного деления, создаются квартальные

канцелярии —  делегированные органы районных правительств, в задачи которых входит работа среди населения по поручению местных правительств, руководство работой комитетов населения, передача предложения населения в низовые органы государственного управления. На уровне кварталов функционируют организации самоуправления ("самодеятельные организации")

комитеты городского и комитеты сельского населения  по месту жительства, действующие  под руководством создаваемых в  них партячеек КПК. Эти организации, с одной стороны, решают все

местные вопросы  самоуправления в данном квартале, а с другой — местные правительства возлагают на них некоторые административные функции, например, охраны общественного порядка, закупки зерна, набора в армию, помощи особо нуждающимся, разрешения возникающих между жителями споров, передачи предложений и пожеланий населения в народные правительства и т. д.

Что касается низового (волостного) звена, то состав правительства  здесь невелик и включает в  себя главу администрации (волостной  старшина или поселковый староста), его заместителей

и ответственного секретаря, в необходимых случаях может создаваться небольшой аппарат сотрудников.

Районы  национальной автономии

Создание автономии  для компактно проживающих национальных меньшинств является важнейшей формой решения национального вопроса  в КНР. Как известно, в Китае  наряду с ханьцами (92% населения) проживают многочисленные неханьские народы (тибетцы, уйгуры, монголы, чжуаны, корейцы, казахи идр. — всего более 55 различных национальностей), которые расселены на территории, занимающей не менее 60% всей площади КНР. Национальная районная автономия официально трактуется в КНР как "основная политическая форма марксистско-ленинского разрешения Коммунистической партией Китая национального вопроса в КНР, одним из важнейших институтов политической системы страны" (Закон КНР о национальной районной автономии).

Главной особенностью национальной автономии в КНР  является то, что она не обладает чертами национальной государственности  и выступает лишь в качестве административной автономии, как неотъемлемой части унитарного государства. Вместе с тем национальная автономия рассматривается в КНР не только как основная форма решения национального вопроса, но и как

важнейший элемент  политической системы страны.

Основными нормативно-правовыми  актами, определяющими

формы национальной автономии в Китае и статус национальных автономных административно-территориальных единиц, являются Конституция 1982 г.

Районы национальной автономии создаются на территориях  с компактным проживанием неханьских национальностей и включают в  себя три вида автономных образований: автономный район, автономный округ и автономный уезд. В КНР существует пять автономных районов (Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский, Нинся-Хуэйский, Тибетский, Гуанси-Чжуанский), 30 автономных

округов и более 120 автономных уездов. Все другие национальные меньшинства могут создавать внутри данного района свои автономные единицы соответствующей ступени или национальные во-

лости. Все районы национальной автономии являются неотъемлемыми  частями КНР.

Решения об образовании  районов национальной автономии,их разграничении и наименовании принимаются вышестоящими государственными органами вместе с соответствующими органами

автономий после "всесторонних консультаций" с представителями  соответствующих национальностей (например, утверждение образования автономных районов относится к компетенции ВСНП).

Органы  районов национальной автономии (собрания народных представителей, их постоянные комитеты, местные народные правительства) наделены не только функциями обычных ор-

ганов власти и управления соответствующей ступени, но и явлются также органами самоуправления, которое осуществляется в

пределах, установленных  Конституцией и законами, а также  проводят в жизнь законы государства  и политические установки с

учетом конкретных местных условий. Так, органы национальной автономии осуществляют экономическое строительство, принимают меры по регулированию общественных отношений, по рациональному использованию местных природных ресурсов и охране природы.


Информация о работе Система муниципального управления в Китае