Шпаргалка по "Управлению образовательными системами"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 01:03, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Управлению образовательными системами"

Работа состоит из  1 файл

Карточки.doc

— 53.00 Кб (Скачать документ)

 

Психологическая поддержка – обеспечение отношений в системе человек-человек; признание человека как уникальной личности; одобрение даже незначительных успехов; преодоление личностных комплексов и трудностей в обучении и общении и их раннюю коррекцию.

Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцев. – М., 2003.


 

Оценка альтернатив – выбор наиболее реалистических и рациональных способов решения, и оценка выбора по следующим критериям:

- осуществимость решения;

- затраты на выполнение решения;

- уровень эмоционального удовлетворения  от процесса поиска и решения  проблемы;

- прогнозирование результата, которые  может быть достигнут в результате  выбранного решения;

- возможность замены решения.

Адаптивное управление педагогическими  системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцев. – М., 2003.


 

 

Социальная поддержка – предоставление всем равных стартовых возможностей в образовании в соответствии с их потребностями; помощь в выборе морально-эстетических ориентиров поведения и эмоционального реагирования; организация рабочего быта (рабочего места) и обеспечение необходимыми средствами обучения; определение пространства ученика в обучении; раскрытие и совершенствование личностных качеств субъекта управления.

Адаптивное управление педагогическими  системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцев. – М., 2003.


 

Правовая поддержка – признание прав каждого человека как равноправного участника педагогического процесса; реализация Конвенции о правах ребёнка; предоставление свободы как высшей формы дисциплины и ответственности; уважение каждого с его достоинствами и недостатками; акцент на положительных особенностях каждого и позитивных сторонах педагогического общения.

Адаптивное управление педагогическими  системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцев. – М., 2003.


 

 

Педагогическая поддержка – организация процесса обучения на основе принципа свободного выбора профиля, уровня, темпов обучения таким образом, чтобы его составляющие соответствовали рефлексивной природе человеческого сознания; в оказании помощи в освоении учебной информации и решении учебный проблем и задач; в построении гуманных взаимодействий в классных коллективах; в повышении самооценки и ответственности учеников за результаты учения; в обучении учащихся соизмерению, оптимизации своих сил и возможностей в учебно-воспитательном процессе.

Адаптивное управление педагогическими  системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцев. – М., 2003.


 

 

 

 

 

Валеологическая поддержка – создание удобных (комфортных) условий проведения учебных занятий (создание гигиенических норм, создание психологически благоприятного климата и оптимальной организации учебной деятельности); в проявлении интереса и эмпатического внимания к самочувствию и состоянию здоровья; в оптимистическом настрое и стремлении к совместному достижению успеха в деятельности.

Адаптивное управление педагогическими  системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцев. – М., 2003.


 

Создание установки у личности, испытывающей проблемы – все проблемы поддаются решению. Успех в их решении зависит от желания «решателя» и его активной позиции. Существует множество путей решения проблемы, но из них есть наиболее рациональные, их нужно искать. Некоторые проблемы не следует решать немедленно, т.е. как попало. Решение проблемы требует основательного обдумывания.

Адаптивное управление педагогическими  системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцев. – М., 2003.


 

Субъективное изложение  проблемы педагогом или руководителем – предложить проблему и попросить принять ее как собственную. Для постановки проблем и выяснения субъективной точки зрения субъекта управления необходимо установить: субъективные представления (гипотез и ожидания) о причине проблемы; способы и пути её успешного решения.

Адаптивное управление педагогическими  системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцев. – М., 2003.


 

Совместный анализ проблемы педагога и личности, испытывающей проблемы – выяснение всех обстоятельств, связанных с проблемой. Определение теоретической или практической значимости поставленной проблемы. Установление взаимосвязи между имеющимся опытом и возможностью получить новые знания для решения проблемы. Поиск ресурсов для её решения.

Адаптивное управление педагогическими  системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцев. – М., 2003.


 

Определение или формулировка проблемы – точное определение проблемы и представление её в виде противоречия, которое должно включать предполагаемое решение. Формулировка противоречия – это наполовину решённая проблема.

Адаптивное управление педагогическими  системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцев. – М., 2003.


 

Совместный поиск альтернатив – изучение разнообразных альтернативных путей решения проблемы. Можно использовать метод «мозгового штурма», в результате которого может бть найдено лучшее решение.

Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцев. – М., 2003.


 

 

Принятие решения и  его осуществление – проигрывание решения в воображении, проигрывание этапов действий, реализация действий шаг за шагом (по этапам).

Адаптивное управление педагогическими  системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцев. – М., 2003.


 

Проверка результатов – оценка по выработанным критериям не только полученного результата в решении проблемы (задачи), но и процесса, т.е. самого хода принимаемого и осуществляемого решения, на основании чего можно скорректировать деятельность в реально и будущей ситуации.

Адаптивное управление педагогическими  системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцев. – М., 2003.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шаг за шагом (или поэтапное  научение какой-либо деятельности) – субъекту управления предлагается система заданий; задания ранжируются по степени трудности; каждое последующее задание должно соответствовать его способностям и быть доступным для выполнения; при условии возникновения затруднений должна быть предусмотрена система помощи сначала опосредованной, в крайнем случае, непосредственной.

Требования к выполнению заданий  должны соответствовать их уровню и  назначению. Внешние условия должны быть направлены на усиление эффекта  успеха и уменьшение отрицательного воздействия возможной неудачи. Ведущее внушение со стороны педагога: «С этим Вы наверняка справитесь»

Адаптивное управление педагогическими  системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцев. – М., 2003.


 

Одобрение и влияние  переживания успеха («подкрепление») – в начале необходимо на каждое положительное проявление поведения отвечать подкреплением. Поощрение, похвала одобрение или выражения признательности со стороны руководителя – одно из самых эффективных подкреплений, вселяющих уверенность. Необходимо укреплять самооценку партнера указаниями на его качества, способности и достижения. Даже незначительные успехи заслуживают соответствующего признания. Критика, порицание или лишение одобрения могут применяться лишь в ограниченном объёме и после тщательного обдумывания. В качестве подкрепления должны быть задействованы и стимулы в виде оценки, приза и др. Важно, чтобы это воспринималось не как подарок, а как заслуженная плата за достижения. Побудить партнёра давать себе желаемое подкрепление за достижение поставленной цели – научить «подкреплять» самого себя.

Адаптивное управление педагогическими  системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцев. – М., 2003.


 

Дидактическая игра – активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Предмет – человеческая деятельность. Основной тип деятельности – учебная. Она вплетается в игровую, приобретая черты совместной игровой учебной деятельности. Цель – обучение, развитие и воспитание. Сущность – моделирование и имитация. В игре в упрощённом виде воспроизводится, моделируется деятельность, поведение участников имитирует реальные деятельность.

Адаптивное управление педагогическими  системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцев. – М., 2003.



Информация о работе Шпаргалка по "Управлению образовательными системами"