Технология проблемного обучения на уроках русского языка. Внутришкольный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:06, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы стоит изучение и раскрытие теоретических аспектов проблемного обучения в школе.
Объектом работы является процесс обучения школьников.
Предметом – проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка.
Исходя из объекта и предмета, для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Содержание

Глава I. Технология проблемного обучения на уроках русского языка.

Введение. 3
Проблемное обучение как педагогическое явление. 4
Особенности и виды проблемного обучения. 7
Организация проблемного обучения в средней школе. 10
1.3.1. Способы создания проблемных ситуаций. 11
1.3.2. Правила создания проблемных ситуаций. 12
1.3.3. Процесс решения учебной проблемы. 14
1.4. Организация уроков русского языка с элементами проблемного обучения. 15
Заключение. 18
Список литературы. 19
Приложение 1 20
Приложение 2 24


Глава II. Внутришкольный контроль.

Введение. 24
2.1. Школа как объект научного управления. 25
2.2. Управление учебно-воспитательным процессом в школе. 29
2.3. Виды, формы, методы внутришкольного контроля. 34
2.4. Содержание и современные требования к организации
внутришкольного контроля. 37
Заключение. 44
Список литературы. 46

Работа состоит из  1 файл

Педагогика контрольная 6 семестр.docx

— 117.79 Кб (Скачать документ)

Чтобы избежать этих и других недостатков или недоразумений  в организации внутришкольного  контроля, важно знать некоторые  общие требования15. К числу таких требований относятся: систематичность - данное требование направлено на регулярное проведение контроля, на создание в школе системы контроля, позволяющей управлять всем ходом педагогического процесса, это постоянное, планомерное и последовательное изучение состояния образовательного процесса. Но этого недостаточно, требование систематичности реализуется в выборе наиболее существенного явления и рассмотрении его как самостоятельно развивающейся подсистемы в системе других явлений и на том ее этапе, который является наиболее показательным в каждом конкретном случае. Так, контролируя качество знаний по какому-либо предмету с помощью контрольных работ, необходимо: во-первых, определить их место наряду с устным опросом, лабораторными и практическими работами, зачетами; во-вторых, определить те ключевые, этапные, опорные темы, которые важны как для усвоения какого-либо предмета, так и других предметов, и именно по этим темам провести контрольные работы. Систематичность предполагает также, что результаты контроля педагогического явления не должны быть разрозненными, хаотичными, а должны представлять собой систему «сводимых» данных для последующего их анализа, так и других предметов; объективность - проверка деятельности учителя или педагогического коллектива в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ, на основе выработанных и согласованных критериев; требование объективности контроля представляется важным, поскольку лишь ясное и точное представление о реально существующем положении дел в учреждении, о тенденциях протекания учебно-воспитательного процесса дает возможность принять оптимальное управленческое решение. Реализация этого принципа может быть обеспечена соблюдением следующих условий:

  • профессиональная компетентность проверяющего, отличное знание им объектов контроля; компетентность проверяющего - знание предмета контроля, владение методикой контроля, умение увидеть достоинства в работе и возможные недостатки, умение прогнозировать развитие результатов контроля;
  • верный выбор объектов и сроков контроля над ними;
  • стремление установить истину, непредвзятое отношение к субъектам контроля;
  • своевременность первичного подведения итогов проверки, чтобы конечные выводы были точно сформулированы и своевременно приняты членами коллектива.
  • действенность - результаты проведенного контроля должны привести к позитивным изменениям, к устранению выявленных недостатков; гласность контроля в настоящее время приобретает особое значение и становится прочным рычагом совершенствования работы педагогического коллектива. Гласность предполагает не только наличие своевременного информирования членов коллектива о предполагаемых сроках, целях и объектах контроля, но и открытое подведение его итогов.

Рассматривая конкретные условия жизнедеятельности образовательного учреждения, необходимо принимать во внимание следующее.

  • Администрация учреждения контролирует учебные занятия, проверяет планирующую документацию, следит за состоянием учебных кабинетов, заранее не предупреждая проверяемого, поставив в известность проверяемого лишь в день проверки.
  • Итоги контроля должны быть персонифицированы: в них указываются не только достижения или недостатки в работе коллектива, но и фамилии причастных к этому преподавателей. При этом используется индивидуальный подход, проверяющий проявляет подчеркнутую доброжелательность, конкретность и объективность в выводах и оценках, отмечаются положительные достижения преподавателей.
  • Подводятся итоги контроля за деятельностью администрации, указываются положительные стороны и просчеты в работе, при этом деятельность администрации учреждения рассматривается в контексте анализа общей деятельности всего образовательного учреждения. Так, подводя итоги контроля, отмечают отдельные недостатки в работе учреждения. Называют конкретных виновников этих недостатков, как членов коллектива, так и представителей администрации, в том числе и руководителя учреждения.

Одним из требований к организации  контроля является взаимосвязь с  педагогическим анализом, который является основой эффективности контроля. Вне педагогического анализа  контроль не просто формален – он создает  иллюзию его осуществления. Контроль должен не только выявлять достоинства  и недостатки учебно-воспитательного  процесса, но и устанавливать причины  и условия, их породившие, выявляя  основные тенденции процесса обучения и воспитания, а это осуществляется на основе педагогического анализа  всех контролируемых явлений. Разбор посещения  занятия и оформления учебного кабинета получится наиболее квалифицированным, если будет проведен глубокий анализ всех наблюдений и фактов, собранных  в ходе проверки. Для проверяющего важно знать не только различные  объекты педагогического анализа  и их соотнесенность с направлениями  контроля, но и представлять оптимальную  модель состояния каждого анализируемого объекта в тесной взаимосвязи  с самой педагогической системой.

Являясь самостоятельным  компонентом управления образовательным  учреждением, процесс контроля имеет  свои тесно взаимосвязанные последовательные этапы:

  • определение целей и задач контроля;
  • составление плана контроля и его программы;
  • сбор фактического материала;
  • педагогический анализ собранного материала;
  • подготовка выводов и предложений по совершенствованию учебного процесса;
  • доведение результатов контроля до работников;
  • определение сроков и форм проверки исполнения.

Каждый из этих этапов имеет  свое содержание и назначение. Этап педагогического анализа самый  трудоемкий и самый сложный, поскольку  требует от проверяющего глубокого  и всестороннего знания всех контролируемых явлений. Таким образом, педагогический анализ выступает как обязательное условие эффективности контроля, как его этап и как важнейший  метод.

В литературе по педагогическому  управлению (М.Л. Портнов, Т. И. Шамова, Н.А. Шубин и др.) в содержание внутришкольного  контроля включаются следующие направления: выполнение организационно-педагогических вопросов всеобучения; качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов; качество знаний, умений и навыков учащихся; уровень воспитанности учащихся; состояние преподавания учебных дисциплин, реализующих образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения; состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; работа с педагогическими кадрами; эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся; исполнение нормативных документов и принятых решений16.

В специальных памятках, инструкциях, рекомендациях, подготовленных государственными органами управления образованием или администрацией школы, конкретизируется каждое указанное  направление контроля.

Функция контроля тесно связана  с регулированием целостного педагогического  процесса. Это обусловлено тем, что  целостный педагогический процесс, как любая система, характеризуется  стремлением к организации, направляемой деятельностью педагогов и ученического коллектива, с другой - к дезорганизации, в силу воздействия на нее различных  внешних и внутренних факторов. С  целью устранения противоречия между  организацией и дезорганизацией  и противодействия случайным  факторам и возникает необходимость  в регулировании педагогической системы. Причинами дезорганизации педагогического процесса может  быть привнесение в его структуру  нового содержания, форм, методов, что  вызывает нарушение устоявшегося порядка, требует изменения условий, типа мышления субъекта и объекта управления. Необходимость в регулировании  возникает также в силу постоянного  изменения, развития компонентов системы. Изменяющийся уровень профессионально-педагогической культуры учителей, изменение ценностных ориентаций учащихся и многое другое требует со стороны управляющей  системы обоснованного регулирования. Такое регулирование возможно на объективных данных контроля и педагогического  анализа. В то же время регулирование  позволяет видеть эффективность  проведенного контроля, его необходимость  и целесообразность.

Перестройка инспектирования, внутришкольного контроля и регулирования  заключается в изменении отношений, развитии самоуправленческих начал, гуманизации  контроля. Сейчас происходит преобразование системы школы в субъект самоуправления. Объектом управления при этом выступает  педагогический процесс. Соответственно объектом инспектирования (экспертизы) органами образования становится именно управленческая деятельность руководителей школы, а не работа учителя. Качество работы учителя, знаний учащихся и их воспитанности должно изучаться и оцениваться на уровне самой школы. Таким образом, в этой ситуации особое значение приобретает обучение аппарата управления новым подходам к инспектированию школ.

Процесс управления требует  надежной обратной связи между управляющей  и управляемой подсистемами на любом  уровне. Именно контроль как технологическая  профессиональная услуга в различных  его формах и методах (способах, средствах  и воздействиях) обеспечивает такую  обратную связь, являясь важнейшим  источником информации, необходимой  для успешного функционирования системы управления в целом17.

Необходимость организации  прямой и обратной связи между  структурами школы требует создания информационного банка данных о  школе (подсистемы учета); выявления  характерных и весьма существенных для жизнеобеспечения школы параметров, определения их допустимых величин  и создания механизма сравнения (подсистема контроля); оценки эффективности  отклонений показателей от запланированных (подсистема анализа).

Внутришкольный контроль (самоконтроль) представляет вид деятельности руководителей совместно с представителями  общественных организаций по установлению соответствия всей системы учебно-воспитательной работы школы общегосударственным  требованиям (нормативам).

При этом управленческая деятельность руководителей выступает как  главный объект государственно-общественной экспертизы. Ее виды: тематическая, фронтальная; формы – комплексно-обобщающая, тематически-обобщающая; методы – сбор информации об объекте управления: беседа, наблюдение, изучение школьной документации, графиков, таблиц, диаграмм, хронометрирование, анкетирование, проведение диагностических работ.

Контроль способен сыграть  большую роль в образовательном  процессе, если опираться на самопознание учащегося, осуществляемое на основе рефлексии. При такой самооценке (построенной  на рефлексивной основе) учащийся (а  также преподаватель, руководитель ОУ) определяет свои затруднения (успехи), находит причины их вызвавшие  и намечает пути их преодоления (или  закрепления успеха).

Рефлексия обеспечивает повышение  качества образовательного процесса за счет того, что каждый участник образовательного процесса, оценив достигнутый уровень, может определить сам дальнейшую траекторию своего движения к цели:

  • учащийся – к более высокому уровню усвоения знаний;
  • преподаватель – к повышению своего профессионального мастерства;
  • руководитель ОУ – к повышению качества управленческой деятельности.

Так, работа по контролю преобразуется  в функцию лишь в том случае, если данные контроля служат основой  для реализации функции педагогического  анализа, а через нее и функции  регулирования, осуществление которой, в свою очередь, должно привести к  усвоению результатов контроля всем управленческим циклом 18.

Роль контроля в совершенствовании  учебно-воспитательного процесса общепризнанна. Он дает возможность систематически получать информацию об уровне преподавания, знаний и навыков учащегося, проводить  сравнение между заданным состоянием учебного процесса, определяемым нормативными документами, и реально существующим. Но сам по себе контроль без анализа  данных малоэффективен. Итоги контроля обычно фиксируют те или иные факты  и явления, не вскрывая их причин. Вот  почему для их выявления необходимо провести аналитическую обработку  фактического материала, так как  нередко за общими благоприятными показателями, скрываются серьезные недостатки. Анализ дает возможность обнаружить их, определить влияние на общий результат. Там, где контроль не взаимодействует  с педагогическим анализом, он является формальным, поверхностным, неэффективным19.

Таким образом, если контроль способствует получению информации о состоянии управляемого объекта, то педагогический анализ обеспечивает глубину познания этой информации. В его задачу в общей системе  управления входит выяснение трех основных вопросов: почему это произошло? Как  ликвидировать причину данного  негативного явления? Какими способами  развивать положительные явления?

школа контроль учебный  воспитательный

 

 

Заключение

 

В педагогической науке и  практике все более усиливается  стремление осмыслить целостный  педагогический процесс с позиций  науки управления, придать ему  строгий научно обоснованный характер. Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку  решений, организацию, контроль, регулирование  объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Информация о работе Технология проблемного обучения на уроках русского языка. Внутришкольный контроль