Контрольная работа по "Русский язык"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:59, контрольная работа

Описание

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и

Работа состоит из  1 файл

russky_kontrosha.docx

— 39.37 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный

инженерно-экономический  университет»

 

 

 

Кафедра русского языка

 

 

Контрольная работа по дисциплине

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

 

Выполнил____________________________________________________

(Фамилия  И.О.)

студент ____курса______________специальность__________________

(срок  обучения)

группа______________ № зачетной книжки________________________

Подпись:______________________________________________________

Преподаватель:_______________________________________________

(Фамилия  И.О.)

Должность____________________________________________________

уч.степень, уч. звание

Оценка:___________________________Дата:_______________________

Подпись:______________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

200_

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Часть 1.

1.Подберите текст на  интересующую Вас тему объемом  не более 1-2 страниц (формата А 4)

 

 

1.      Был  прекрасный июльский день, один  из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величава, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они также лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…

                                                                 (И.С.Тургенев «Бежин луг»)

 

2. Определите тему, идею, проблематику выбранного Вами  текста.

Тема: июльский день

Идея: увидеть, услышать, почувствовать красоту слова, красоту русского языка и красоту нашей Родины.

Проблематика: чем так  прекрасен июльский день?

3.Охарактеризуйте композицию  текста. Составьте его план. Подготовьте устный пересказ.

Данный отрывок состоит  из одного абзаца, но можно выделить следующие микротемы: 

- краски дня (небо  ясное, румянец, солнце – не  огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое);

- запахи июльского дня. 

Данный отрывок является экспозицией (Экспозиция - это изображение  положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия).

План :

- краски дня ;

- запахи июльского дня

4.Раскройте смысл заглавия. Если  выбранный Вами текст – фрагмент  какого-либо произведения, то дайте ему свое заглавие, обоснуйте Ваше предложение.

Бежин луг – это место событий. Данный отрывок можно было бы назвать  «Июльский день».

Картина описания летнего дня  представляет собой вступление. Тургенев описывает  ясный, светлый, но не яркий летний день с печатью «какой-то трогательной кротости». Почему писатель выбрал именно такой день? Тургеневу важно показать спокойствие, безмятежность жизни природы, пока ее не тревожит появление человека.

5.Проанализируйте лексический  состав текста. Выпишите, если таковые  имеются, 

- термины (определите их значение  по специальному словарю);

- слова иноязычного происхождения  (приведите их толкование и  язык – первоисточник (латин., греч.,…), пользуясь словарем иностранных слов);

- слова с абстрактным значением;

- стилистически окрашенные слова  (в толковом словаре рядом с  такими словами Вы найдете стилистические пометы: книжн., разг., офиц., спец., простор., высок., арх., и т.д.);

- слова и выражения, употребленные  в переносном значении, указав вид тропа ( эпитет, метафора, сравнение, оксюморон и т.д.);

- синонимы, омонимы, антонимы, паронимы, обосновав необходимость их употребления;

- многозначные слова, укажите  в каком из значений это  слово употреблено в данном тексте;

- выберите 2-3 слова разных частей  речи и, пользуясь толковым  словарем, найдите фразеологизм, в состав которого входит это слово; объясните значение данного фразеологизма (например, слово рукава входит в состав фразеологизма работать спустя рукава, т.е. работать плохо).

 

В данном отрывке нет терминов, их использование здесь было бы неуместным, т.к. это художественный стиль.

-абстрактные слова: зной, жара, синева, красота;

-стилистически окрашенные слова:  прекрасный, черноватый, приветное;

-Тропы (слова в переносном  значении):

 

Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное»,  «играющие лучи»,  «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…

Сравнение:  «блеск подобен блеску кованого серебра»,  «сами они…  лазурны, как небо»,  «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

- Синонимы: огнистое, раскаленное;  зной, жар; разгоняет, раздвигает.

Использованы для разнообразия речи, показать красоту русского языка.

- Фразеологизмы: ЗАРЯ ( ни свет ни заря),ЗЕМЛЯ (как сквозь землю провалиться),ЧИСТЫЙ (вывести на чистую воду),ГУЛЯТЬ (гуляй смело)

6.Морфологический анализ. Выпишите по 2-3 примера знаменательных и служебных частей речи, приведя из грамматические характеристики (например: род, число, падеж – для существительных; наклонение, спряжение, вид – для глаголов; лицо, число – для местоимений и т.д.). Найдите в тексте причастия и деепричастия, определите их форму.

 

Пожаром – имя существительное; ед.ч., м.р., Т.п.

Заря – имя существительное; ед.ч., ж.р., И.п.

В сухом – имя прилагательное, ед.ч., м.р., П.п.

Нашей – местоимение; ед.ч., 1 лицо.

По – предлог, простой, непроизводный.

Но – союз, сочинительный, противительный.

Играющие – причастие;полной формы, действительное,невозвратн., наст.вр., мн.ч., И.п.

Взлетая – деепричастие, несов.вида, наст.вр., невозвр.

Разлившейся – причастие, полной формы, действительное,возвратное, прош.вр., ед.ч., П.п.

Растянутого – причастие, полной формы, страдательное, ед.ч., прош.вр.,ед.ч., Р.п.

Проникнуты – причастие, полной формы., страдат., мн.ч.

Потемневшей – причастие, полной формы, действительное,невозвратн., прош.вр., ед.ч., Т.п.

Мигая – деепричастие, несов.в., наст., невозвр.

Накопившийся – причастие, полной формы, действительное, возврат.,прош.вр., ед.ч., м.р., И.п.

Сжатой – причастие, полной формы, страдательное, ед.ч., ж.р., Т.п.

Смягчены – причастие, краткой формы, страдательное, мн.ч.

 

7.Анализ синтаксического  строя текста. Выпишите по одному  примеру различных видов простых  и сложных предложений. Дайте  их полную характеристику.

 

Около полудня обыкновенно  появляется множество круглых высоких  облаков, золотисто-серых, с нежными  белыми краями.(Повест., невосклиц., простое, двусоставное, распростр., осложнено обособленным определением)

 

В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости.(Повест., невосклиц., сложное, бессоюзное, состоит из двух предложений: 1. Односоставное, безличное, осложнено однородными определениями и дополнениями; 2. Двусоставное., распростр.)

 

      Был прекрасный  июльский день, один из тех  дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. (Сложное, сложноподчиненное, состоит из главного предложения и двух придаточных.

  1. Главное, двусоставное, распространенное;
  2. Придаточное, определительное,связано с главным при помощи союзного слова КОТОРЫЕ, двусоставное;
  3. Придаточное, обстоятельственное времени, связано с предыдущим придаточным при помощи союзного слова КОГДА, двусоставное.

Предложения соединены последовательно)

 

8.Определите, к какому  стилю принадлежит данный текст. 

 

Стиль текста  : Художественный, т.к.

 Изображены  картины природы,  много средств

 Выразительности.

Тип текста  : Описание, т.к. в этом тексте

 изображается, описывается природа;  текст отвечает на

 вопрос, какой день в июле?

 

 

 

 

II. Составление текста

 

Подберите в литературе на интересующую Вас тему пример схемы, диаграммы, графика или таблицы. Составьте и запишите текст – описание приведенного материала, переведя все цифры – в числительные, графические изображения – в словесный материал.

 

«Слово о полку Игореве»

 

 История открытия  «Слова»

Кто сделал открытие

известный собиратель древних рукописей граф Мусин-Пушкин (один из переписанных экземпляров текста был отправлен Екатерине II)

Когда это произошло и где

начало 90-х годов XVIII века, списки найдены в Ярославле

К какому времени относят списки «Слова» 

к XVI веку

Когда вышло первое печатное издание 

1800 год

Пожар в Москве

1812 год, сгорела библиотека Мусина-Пушкина  и найденный в Ярославле сборник

Как текст «Слова» дошел до наших  дней 

сохранились первое печатное издание  и рукописный экземпляр, посланный Екатерине II


 

Из таблицы «История открытия «Слова о полку Игореве» черпаем следующую информацию:

 

Рукопись «Слова»  была приобретёна  в начале девяностых годов восемнадцатого века одним из наиболее известных и удачливых коллекционеров памятников русских древностей графом Алексеем Мусиным-Пушкиным у бывшего архимандрита упразднённого к тому времени Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле Иоиля. Один из переписанных экземпляров текста был отправлен Екатерине II.

 Списки «Слова» относят к  шестнадцатому  веку.

Печатное издание «Слова» вышло  в тысяча восьмисотом году . Во время  пожара в Москве тысяча восемьсот  двенадцатом  году дом Мусина-Пушкина  сгорел; сгорела и вся библиотека, в том числе и найденный  в Ярославле сборник. Сохранилось только первое печатное издание «Слова» и тот рукописный экземпляр, который был послан  ЕкатеринеII в Петербург.

 

 

Диаграмма . Степень выраженности личностных качеств у следователей в зависимости от пола.

  Полученные результаты подтверждают  зависимость значительного количества  личностных качеств специалистов  рассматриваемой профессиональной деятельности следователя от пола, что представлено на диаграмме.

 

 Следующим этапом исследования  стало выявление уровня развития  отдельных профессионально важных  качеств, в частности, уровня  раздражительности, определяемого по методике «Уверенность в себе», а также степени организованности, измеряемой с помощью теста «Организованный ли Вы человек?». Для показателя «уверенность в себе» в использованной методике применена шкала, в которой низкие баллы (от сорока  до семидесяти девяти) соответствуют высокой уверенности, а средние (от восьмидесяти  до ста девятнадцати) и высокие (более ста двадцати) – неуверенности. В эмпирической выборке высокий уровень показателя уверенности выявлен у тридцати восьми процентов следователей, что представлено на диаграмме .

 

 Следователи с высоким уровнем  показателей уверены в себе, крайне  редко сомневаются в правильности своих действий и поступков. Средний уровень уверенность в себе показали шестьдесят два процента респондентов. Они в большинстве ситуаций действуют достаточно уверенно, но бывают случаи, когда они сомневаются в правильности своих действий.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Русский язык"