Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:15, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 38 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Работа состоит из  1 файл

пед.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

     6) методика Гончаровой – синтез  большого педагогического знания, теоретического и практического,  переломленного в личном многолетнем  творчестве. Урок-диспут, урок-беседа, урок-семинар. 

     7) методика Лысенковой. Фундаментальные педагогические средства – это опорные схемы и комментированное управление. Опорная схема – это инструмент обучения, проверки и закрепления знаний. Комментированные упражнения – фунд. пед. средство, с помощью которого синтезируется главные функции урока – обучение. Закрепление и проверка знаний.

     8) методика Шаталова. Опорные сигналы  – понятийная форма средства. Сущность этого средства –  способность сознания к ассоциативному  мышлению.  

     21. Педагогический прием. 
- это кратчайшая и наименьшая пространственно-временная единица пед. процесса, единая с ним, а соответственно единая своей природой с пед. методом. При этом пед.прием не тождественен методу.

     Пед. прием - это та или иная часть единого, целостного пед.процесса как практики, выдаваемая по признаку пед.ср-ва. Существенными отличительным знаком приема от метода является его прерывность, дискретность, непродолжительность непосредственного воздействия на объект фор-я. Пед.прием в целостном пед.процессе может выполнять как самостоятельные, так и подчиненные процессуальные задачи. Прием - явление прежде всего процессуально-педагогическое, т е в первую очередь служащее обеспечению, созданию организационно-психологических предпосылок для последующего систматического формирования личности ученика. 
ряд приемов, применявшихся В.Ф. Шаталовым: 
1.Пед. прием, названный "маленькие учителя". Содержание: для проверки магнитных записей привлекаются способные учащиеся из других классов. Цель: экономия времени учителя, повышение интенсивности работы сильных учащихся, закрепление, повторение материала, тд.

     2.преимущ.  право дополнить ответ товарища, высказаться по поводу решения  той или иной задачи- предоставляется  на первых порах ученикам которых  до этого относили к разряду  слабых или безнадежных.

     3.Работа  с учеником 1 на 1- при решении затрудняющих его вопросов; работа перед классом- предвидя сильный ответ слабого ученика. Здесь – зеркальное отражение и развитие щадящей педагогики в педагогику целенаправленного формирования чувства человеч. достоинства каждой отдельной личности.  

     22.Процессуально-педагогические  цели урока 
- это такие цели, к-ые находятся на пути к пед. целям: к образованности, воспитанности, культуре личности. Их следует понимать, например, как предвосхищение формирующих организационно-педагогических рез-тов образовательного процесса; или, например, формирующих эмоциональных состояний личности, ее поведения, поступков. Иными словами, достижение той или иной цели пед. развития и фор-я личности предполагает относительно длинный пед.процесс. 
Цель обучения всегда ближе цели нравственного, эстетического или умственного форм-я личности. Дать знания можно за урок, а для развития интеллекта нужны годы. Для каждого конкретного урока в кач-ве цели следует выдвигать внимание учащихся на уроке как формирующее это и другие кач-ва состояние.  
Универсальной и многофункциональной процессуально-пед. целью урока является "включенность" каждого ученика в деят-ть на уроке.

     В деятельности формируются познавательный интерес и познавательные потребности, а в учебной деятельности происходит овладение знаниями, познават. умениями и навыками.

     Некот. возможные процессуально-пед. цели урока: 
Ежедневный личностный успех ученика на уроке - та ежедневная цель, называемая нами процессуально-педагогической, к-ая обязательно на каждом уроке должна воплощаться в рез-т. Личностный успех способствует форм-ию собственного достоинства, целеустремленности, познавательного интереса, настойчивости в поиске и пр) 
Доброжелательная атмосфера на уроке - одна из возможных процессуально-пед. целей урока или исходно цель урока. (учитель профессионал- доброжелателен,поэтому способен в нужный момент активно «ввести» доброжелательность в действие).  
Сотрудничество учителя и учащихся на уроке - особый принцип реализации пед.процесса, к-ый требует для своего воплощения большой предварительной работы учителя либо в отдельной группы учащихся, в классе, либо для завоевания высокого статуса, авторитета среди учащихся всей школы. Достижение сотрудничества дает уверенность в том, что пед.процесс начинает функционировать. Благодаря сотрудничеству формируется способность радоваться за успех окружающих, инициативность, способность преодолевать трудности и др.

     Другие  процесс-пед. цели- вера с себя, в  свои силы;вера ученика в учителя;заинтересованность;хор.настроение учащихся на уроке и пр. 

     23Классно-урочная  система образования

     В России 30-90х классно-урочное образование  стало универсальным и всеобъемлющим  методом обучения и воспитания, самой  массовой системой образования. 
Рассмотрение классно-урочного образования в качестве метода - нетипично. Преобладают главным образом система и форма. 
Классно-урочное образование берет свои истоки из фундаментального авторского метода "учить всех и всему". Суть метода - в системе.(Коменский). 
Система уроков представляет собой единую, постоянную, систематическую, продолжительную, регламентированную расписанием, организационно-временную форму образовательно-пед. процесса. Уроки обязательны для посещения. 
Плюсы:учитель может быть и "плохонький", но включенный в систему, начинает выполнять свои функции в меру сил и способностей,- массовость, -система ставит обучение на поток 
Минусы:массовый учитель тождественен учителю со средними способностями,-разделение учащихся на сильных, средних и слабых.

     К классно-урочной системе образования  человечество пришло в процессе развития индивидуального и группового обучения. Модернизация образования должна состоять в сочетании известных и новых форм и систем, а не в разрушении одних другими. 

     24. передовой опыт  в профессиональном  становлении учителя

     В  советской системе образования существовала такая практика: становится известным более или менее эффективно работающий учитель. Учителям старшего поколения хорошо известно такое понятие и практика, как «внедрение передового опыта».

     В 60-70е годы появился новый метод ( «выявление знаний и обучение – единый процесс», фронтальная работа, поурочный балл). На фоне этого метода академическая теория построения урока не выдерживала критики. Административная педагогика приложила все усилия, чтобы имя Москаленко было забыто. Его  методика вызывала скрытое отторжение.

     Учитель, желающий стать мастером, высоквалифицированным  профессионалом, должен знать разные методики. Учитель. Стремящийся к  совершенству всю свою профессиональную жизнь, должен познавать передовой  педагогический опыт, обязан постоянно знакомиться с методиками, отражающими успешную авторскую критику, авторские методы. Метод Волкова и его «творческая комната». Знать надо также те методики. Которые кажутся неприемлемыми и далекими от личной практики. От собственных взглядов и позиций.

     Свой  метод есть результат практики на основе реализующегося в этой практике методически насыщенного профессионального  сознания учителя. Из пустой головы метод  возникнуть не может. Он возникает как  динамический срез насыщенного профессионального сознания, помноженного на достаточный педагогический опыт, на относительно длительную педагогическую практику.

     Понятие «внедрение» должно быть переосмыслено. Внедрение в педагогике – это  внедрение в сознание профессионала  знаний о передовых методиках, методическое насыщение сознания учителя.  
 

     25Урок - основная форма  образовательно-педагогического  процесса в школе. 
Урок - основная организационно-временная форма обучения и воспитания в педагогическом процессе школы. Он концентрирует в себе всю суть системы. Это главная форма современной педагогической культуры, в которой осуществляется проф. педагогический процесс. Подавляющее число людей в мире получают общее образование и воспитание именно на уроках. Следует исходить из того, что урок по своему замыслу - форма пед.процесса, к-ая предназначена для выполнения основной функции - обучения. 
На уроке происходит познание бесспорного знания, прошедшего относительную проверку в человеческой практике. Учебное познание - двусторонний процесс, в к-ом следует различать учебную деятельность учащихся и пед. деятельность учителя, к-ая в аспекте образовательной ф-ии урока может рассматриваться как деятельность обучения. 
Структура процесса учебного познания(СПУП): восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение. Владение СПУП учителя позволяет понять теорию ступеней обучения, определяющую структуру любого урока. Теория была выдвинута в 18 веке в Германии И.Ф. Гербартом; единица обучения вкл. в себя обязательные 4 ступени познания: ясность, ассоциация, систему и метод. Или: внимание, ожидание, искание и действие. Пример: практика классно-урочного обучения в российской школе 30-40 и начала 50х 20го века(на долгие годы режим неизменной структуры урока: опрос(проверка дз), новый материал, обучение (ясность, понимание), формулировка обобщений и выводов(ассоциация, искание), закрепление знаний(система, ожидание), домашнее задание(метод,действие, практика).

     В 50-х гг - свободная структура урока(в  классно-урочном обучении) 

     26.Ученический  класс, сущностные  свойства и признаки 
Ученический класс – это форма организации детей в образовательно-педагогическом процессе. Это группа детей одного уровня и одного уровня образовательной подготовки. Количество детей может быть от 22 до 47 и более, если это не вариант малокомплектной школы(частной). Проблема массовой школы: туда идут все подряд. Помогает собеседование, на основе которого формируются сильные (учащиеся с хорошими природными данными и уровнем дошкольного развития выше среднего и высоким составляют более половины) и слабые (более половины учащихся составляют дети среднего и ниже уровня развития) классы. Немаловажный фактор - подобранность учащихся в классе – обуславливает методику работы учителя на уроке (количество учащихся и качество их интеллектуального развития). Методика обучения в конкретном классе обуславливается его способностью развиваться. 
Класс как группа обладает рядом социально-психологических св-в. Она возникает, когда её члены либо испытывают в этом потребность, либо под влиянием внешних факторов. 
Класс в совр. рос. шк. – это системный компонент классно-урочного развития, принятого обществом в качестве основного инструмента образовательной саморегуляции, поэтому включение их в совместную деятельность происходит в силу внешней организации; формирование целей происходит организованно. Признак класса (один из) – отношения детей в группе. Ещё ценностная мотивация и психологическая совместимость. Как и в любом коллективе, наблюдаются лидеры.

     Малые группы- особое явление в общей  группе.Это самые подвижные, быстро возникающие и очень часто  быстро изменяющиеся по своему составу объединения лиц. Как правило 3-5 человек.

     Коллектив (Макаренко) – группа лиц, объединённая нравственно ценными целями и  деятельностью, характеризующаяся  отношениями ответственной зависимости  и наличием органов самоуправления. Класс – это еще не коллектив, но в нем процесс развития и формирования личности обуславливается одними и теми же по своей сути факторами, используемыми в коллективном воспитании целенаправленно. 

     27. единство обучения  и воспитания в  учебной деятельности.

     Образование и воспитание - это субъективное усиление объективного и единого  процесса развития человека. Всегда рядом  стоят в любом вопросе, касающемся теоретической педагогики. Они едины  в том смысле, что поступки, действия, поведение человека могут стать следствием прочитанной литературы, впечатлений, полученных на основе новых знаний, в т.ч. в учебной деятельности.

     Образование. Понятие многозначно. 1. Культурное преобразование человека в соответствии с идеальными представлениями о  личности в целом или об отдельных сторонах, качества явления. Образование человека – это его преобразование в культурную личность. 2. Реальный образовательный процесс, в котором происходит умственное, нравственное, многостороннее развитие человека. 3. Образование как понятие выражает не только педагогически организованные реальные процессы образования детей, но и системы образовательных учреждений.  4. Самое широкое понятие, обозначающее процесс развития личности, её становления под влиянием природных, общественных и культурных факторов.

     Воспитание -  педагогически организуемое нравственное развитие человека на основе складывающихся и регулируемых отношений между  людьми.  

     28.Единство  и различие коллектива  и класса. 
Наличие группы людей (класс) не делает их коллективом. Коллектив – группа лиц, объединённая нравственно ценными целями и деятельностью, характеризующаяся отношениями ответственной зависимости и наличием органов самоуправления. Исходно коллектив – это не средство, а цель. По форме коллектив – группа, а, по сути, тоже группа, но отличающаяся от других групп коллективистскими отношениями. Коллективом можно назвать лишь такую группу лиц, в которой возникают соответствующего уровня отношения, отвечающие специфическим нравственным параметрам групповой морали. Сущностный признак группы – круговая порука(1 не выдает другого, потому что другой не выдаст первого) . Класс имеет потенциалы для развития отношений ответственной зависимости нравственно-ценной направленности. Но чаще всего отношения в классах вялотекущие в диапазоне от элементарных личных отношений приятельства, дружбы, повседневных интересов до фактического распада на малые группы, замкнутые на обособленные от класса интересы.

     К числу объективных факторов, обусловливающих  процесс развития группы, следует  отнести лидерство. Лидер- член группы, который выделяется явным либо скрытым превосходством над остальными, он задает тон в группе, к нему прислушиваются, часто сам или опосредованно управляет группой, ее делами, действиями и поступками отдельных членов группы. Это объективный, а поэтому и сильный фактор,кот. должен учитываться в условиях пед.организации жизни класса.

     Макаренко теория педагогич.требования. 1стадия развития пед. требования-педагог излагает, выдвигает всю программу и  перспективу жизни группы, ее морали,законов, требований и т.д. лидеры- дети, кот.немедленно реагируют на выдвигаемые требования и принимают их. 2стадия- косвенное управление группой и каждым ее членом, осущ. через лидеров. 3стадия характер.развитыми внутриколлективными отношениями, усложняющейся и утонч.педагог.инструментовкой работы с самоуправлением в детском объединении. Появляется множество пед.форм,ср-в,частных методов и приемов работы внутри коллектива(лидеры упражняются в подчинении и управлении).    

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"