Экологическая направленность уроков трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:57, дипломная работа

Описание

Цель нашей работы заключается в том, чтобы исследовать влияние уроков труда с экологическим компонентом на формирование знаний об окружающей действительности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и разработать серию занятий по трудовому обучению с экологической направленностью.
Для достижения намеченной цели нами были определены следующие задачи:
Изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования;
Разработать и провести констатирующий эксперимент;
Проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
Разработать и провести серию внеурочных занятий по трудовому обучению с экологическим компонентом;
Провести контрольный эксперимент и проанализировать полученные данные.

Содержание

Введение.……………………………………………………………………………..3

Глава 1 Проблема экологической направленности трудового обучения в младших классах ……………………………………………………..……………..6
Экологическое образование, воспитание и формирование экологических знаний………………………………………………………………………….6
Особенности применения принципа межпредметной интеграции на уроках в начальной школе……………… ….. …………………………......12
Особенности трудовой деятельности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………..18
Экологическая направленность уроков труда. ………………………. …..20

Глава 2 Сформированность экологических знаний учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………………25
2.1. Методика констатирующего эксперимента………………………………….25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………………29
Глава 3. Экологическая направленность трудового обучения младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………...37
3.1. Методика формирующего эксперимента…………………………………….37
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента…………………………47
Заключение………………………………………………………………………...55
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом Надя.doc

— 396.50 Кб (Скачать документ)

 

     Заключение

        Многие столетия человек стремился  покорить природу, подчинить её  своей воле. Ещё совсем недавно  человечество считало, что ресурсы  земли неисчерпаемы, а воздействие человека на природу несущественно. Сегодня же обнаружилось, что наша планета не так велика и не настолько богата, чтобы можно было не считать и не беречь её запасы. Проблема «человек - общество - природа» завоевала сегодня первостепенное внимание в мировой науке.

        Анализ методической, психологической и педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что экологическое образование и воспитание человека всех возрастов имеет громадное значение в сложившейся ситуации, а межпредметная интеграция позволяет младшему школьнику узнать «немного обо всем». Именно поэтому, в начальной школе интеграцию целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.

      Цель  нашей работы заключалась в том, чтобы изучить влияние экологизированных  уроков труда на качество усвоения знаний учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы.

      Для достижения цели нами было проведено  экспериментальное исследование, которое  состояло из 3 основных этапов:

     1. На этапе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование.    Анализ данных позволил сделать вывод о том, что учащиеся с проблемами в развитии имеют определенные пробелы в знаниях по темам:

  • «Природа. Живая и неживая природа»;
  • «Изменения в растительном мире осенью и зимой»;
  • «Лиственные растения»;
  • «Хвойные растения».

      Необходимо  отметить, что уровень сформированности знаний учащихся 4 классов специальных (коррекционных) школ № 1 и № 2 г. Пскова. После проведения констатирующего эксперимента находится приблизительно на одном уровне. Дети допускают сходные ошибки, отвечают не полными ответами на одни и те же вопросы.

      2. Основной задачей формирующего эксперимента было проведение занятий труда с экологическим компонентом, которые были построены с учетом принципа интеграции. Учащиеся экспериментальной группы изготавливали разнообразные поделки из природного материала – листьев, шишек, веток. Данный вид работы увлек учащихся специальной школы своей новизной, разнообразием природного материала, освоением новых приемов и технологий, а также заданиями, направленными на активизацию познавательной деятельности детей.

      3. На этапе контрольного эксперимента нами было проведено повторное анкетирование как на базе экспериментальной, так и на базе контрольной групп. Анализ данных показал, что занятия с экологическим компонентом позволили повысить уровень знаний по темам исследования и уровневая динамика у учащихся экспериментальной группы значительно выше, чем у учащихся контрольной группы.

      Таким образом, выделенная гипотеза о том, что трудовое обучение с экологической направленностью позволяет прочнее сформировать знания у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы, подтвердилась.

      Проведенное нами исследование, дает возможность  для более  глубокого изучения проблемы использования межпредметной интеграции на уроках в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. 

 

Список литературы:

  1. Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: Академия, 2001.
  2. Антипов В. И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе. – М.: Педагогика, 1971.
  3. Апарова Т.Ф. Дидактические игры на уроках трудового обучения.//Начальная школа.-2003.-№10.-с. 92-95.
  4. Батурицкая Н. В. Дидактический материал по природоведению в 4 классе. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Бровкина Е.Т., Державина Т.Б. Экскурсии в природу.// Биология в школе.-1993. - № 5.- с.57-60.
  6. Бухарова Г. Н. Роль естествознания в развитии учащихся.// Начальная школа. - 1996. - №8. - с. 42-44.
  7. Веретенникова С.А. Методика ознакомления детей с природой. Учебное пособие. – М.: Педагогика, 1961.
  8. Верзина А.К., Низова А.М. Наблюдение природы и труда в начальной школе. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1962.
  9. Виноградова Н.Ф. Экологическое образование младших школьников. Проблемы и перспективы.//Начальная школа. - 1997. - №4. - с. 36-39.
  10. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1983. - Т. 5: Основы дефектологии.
  11. Гарцштейн Н. Г. Умственно отсталый ребенок. – М.: Учпедгиз, 1963.
  12. Горбунов Н.А. Практическое руководство по методике преподавания естествознания в начальной школе. – М.: Учпедгиз, 1954.
  13. Горина Л.В., Морозова Е.Е. Музыка на уроках естествознания.//Начальная школа. – 2003.- №10. -с. 82-84.
  14. Горощенко В.П. Методика преподавания естествознания. – М.: Просвещение, 1977.
  15. Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. – М.: Учпедгиз, 1961.
  16. Граборов А.Н. Экскурсии во вспомогательной школе. Бюллетень Московского научно-практического института, НКП РСФСР №7.
  17. Демина А. Е. Практическая направленность в обучении природоведению// Начальная школа. - 1987. - № 12. - с. 35-37.
  18. Дерим-оглу Е. Н., Фролова М. А. Экскурсия на берег реки.//Начальная школа. – 1995. - №9. -с. 56-59.
  19. Детская патопсихология. Хрестоматия. Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Владос, 2001.
  20. Дульнев Т.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1981.
  21. Завитаев П.А. Изучение природы в начальной школе. – М.: Педагогика, 1948.
  22. Запартович Б. Б. С любовью к природе: Дидактический материал по природоведению для начальной школы. – М.: Педагогика, 1989.
  23. Изергина Н.Э. Межпредметные связи в трудовой подготовке младших школьников.//Начальная школа.-1993.-№1.-с.54-57.
  24. Ильченко В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания. – М.: Просвещение, 1993.
  25. Клейменова Н. С. Взаимосвязь художественного слова, музыки и рисования как средство эстетического и нравственного развития младших школьников.//Начальная школа. - 1990. - №8. - с.24.
  26. Кузьмин Л. Л., Зырина С. В., Майгарова О. В. Проверочные задания по природоведению. – Владимир: Областное педагогическое общество,1992.
  27. Мачихина В. Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
  28. Минаева А.М. Внеклассная работа по природоведению в начальных классах. – Минск: Нар-асвета, 1980.
  29. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
  30. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания. – М.: Академия, 2001.
  31. Ниссанен Л. Г., Игнаткина Л. С. Практические занятия и задания к самостоятельной работе по курсу «Основы природоведения и методика ознакомления с природой». – М.: Педагогика, 1986.
  32. Обучение учащихся I – IV классов во вспомогательной школе./Под ред. Петровой В.Г. – М.: Просвещение, 1976.
  33. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. Психологические очерки под ред. Соловьева И.М. – М.: Дрофа, 1994.
  34. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. – М.: Просвещение, 1980.
  35. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. – М.: Учпедгиз, 1963.
  36. Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей. – М.: Просвещение, 1984.
  37. Петрова В.Г, Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии.-2-е изд. – М.: Академия, 2000.
  38. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Академия, 2002.
  39. Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1969.
  40. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1985.
  41. Плешаков А.С. Методические основы природоведения для 4 класса четырехлетней школы.//Начальная школа. - 1993. - №1. - с.63-67.
  42. Постовская В.А. Предметные уроки и экскурсии в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1962.
  43. Прохорова Е.П., Никишина Е.П. Развитие у учащихся умения наблюдать на экскурсии в природу.//Начальная школа. - 1990. - №8. - с.41-43.
  44. Радченко Л.А. Природа – источник творчества.//Начальная школа.-1995.-№4. - с.50-54.
  45. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1986.
  46. Сергеева С.Б. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках природоведения.//Начальная школа.- 1997.- №4.- с. 55-57.
  47. Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе.//Начальная школа. - 1998. - №6. - с. 13-16
  48. Скаткин М.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: Учпедгиз, 1959.
  49. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учеников вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1982.
  50. Твердякова Л.Г. О важности самооценивания учащимися своего труда.//Начальная школа.- 2003.- №10. - с.109-112.
  51. Титова В.В. Методики проверки знаний учащихся на уроках природоведения.//Начальная школа. - 1993. - №1. - с.50-53.
  52. Тихонова А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников.//Начальная школа. - 1991. - №9. - с.10-13.
  53. Уварина Н.В. Из опыта работы по формированию основ творческой деятельности младших школьников.//Начальная школа. - 1995. - №9. - с.50-52.
  54. Усвайская А.В. Изучение природы в младших классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1976.
  55. Формирование понятия о взаимосвязи человека и природы у учащихся 3-4 классов. Методические рекомендации./Сост. Блинова И.К. – Л.: ЛГПУ, 1972.
  56. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи на материале естественнонаучных дисциплин. – М: Педагогика, 1972.
  57. Шевырева Т.В. Методические рекомендации по использованию практических методов при обучении естествознанию в школах 8 вида.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - №3. - с.16-20.
  58. Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: Сб. науч. тр. – М.: Владос, 1993.
  59. Экспериментальные образовательные программы для учащихся подготовительных и 1-4 классов специального образовательного учреждения VIII вида. – М.: Дрофа, 1992.
  60. Яншин А.Л. Глобальные экологические проблемы.//Начальная школа.-1997. - №4. - с.31-34.

Информация о работе Экологическая направленность уроков трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида