Экологическая направленность уроков трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:57, дипломная работа

Описание

Цель нашей работы заключается в том, чтобы исследовать влияние уроков труда с экологическим компонентом на формирование знаний об окружающей действительности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и разработать серию занятий по трудовому обучению с экологической направленностью.
Для достижения намеченной цели нами были определены следующие задачи:
Изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования;
Разработать и провести констатирующий эксперимент;
Проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
Разработать и провести серию внеурочных занятий по трудовому обучению с экологическим компонентом;
Провести контрольный эксперимент и проанализировать полученные данные.

Содержание

Введение.……………………………………………………………………………..3

Глава 1 Проблема экологической направленности трудового обучения в младших классах ……………………………………………………..……………..6
Экологическое образование, воспитание и формирование экологических знаний………………………………………………………………………….6
Особенности применения принципа межпредметной интеграции на уроках в начальной школе……………… ….. …………………………......12
Особенности трудовой деятельности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………..18
Экологическая направленность уроков труда. ………………………. …..20

Глава 2 Сформированность экологических знаний учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………………25
2.1. Методика констатирующего эксперимента………………………………….25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………………29
Глава 3. Экологическая направленность трудового обучения младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………...37
3.1. Методика формирующего эксперимента…………………………………….37
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента…………………………47
Заключение………………………………………………………………………...55
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом Надя.doc

— 396.50 Кб (Скачать документ)

      На  экскурсии учащиеся с трудом смогли назвать зимние месяцы и отличительные  черты осени и зимы. Их увлек  сбор природного материала, особенно сбор шишек, т.к. они являются наиболее доступными при сборе.

      Занятия.

      Занятие 1.

      Тема: «Филин»

      Цель: учить использовать разнообразный природный материал для изготовления одной поделки.

      Оборудование  и материалы: шишка, две чашечки  желудя, кусок любой породы дерева в виде небольшого пенька, клей.

      Педагог показывает учащимся шишку и пенек, выясняет у ребят, что это за материал, а затем, поставив тонким концом шишку  на пенек, предлагает детям подумать, что можно сделать, если соединить вместе эти детали. Если учащиеся затрудняются ответить, следует к верхнему, утолщенному концу шишки приложить две чашки желудя – сова, филин.

        Затем педагог объясняет последовательность  работы, учащиеся подбирают соответствующие  материалы. Педагог показывает  приемы выполнения данной поделки. Тонкий конец шишки аккуратно срезают и приклеивают на пенек. В чашки желудей вкладывают туго скатанные комочки ваты, смазывают клеем и приклеивают к верхней чашке шишки. Между чашечками желудя вклеивают клюв, сделанный из кусочка дерева. Наибольшие трудности возникли при срезании конца шишки и приклеивание желудя к верхней части шишки. Это связано с особенностями самих природных материалов, их поверхностей, а также с недостатком усидчивости и терпения.

      Занятие 2.

      Тема: «Еж»

      Цель: учить детей изготавливать ежа, используя сосновую шишку и дополнительные вспомогательные средства.

      Оборудование  и материалы: сосновая шишка, сосновая кора, пластилин, проволока.

      Педагог показывает детям шишку сосны  в различных положениях и предлагает учащимся подумать и сказать, что можно из нее делать. Дети могут предлагать различные варианты, но педагог должен умело подвести их к ответу – «еж». Согласившись с этим предложением, педагог просит учащихся рассказать, в какой последовательности надо вести работу. Предполагается, что дети не смогут верно объяснить весь процесс изготовления ежа. Педагог исправляет все неточности, предлагает детям образец и изготавливает ежа на глазах у детей, комментируя каждое свое действие. Работу начинают с того, что к сосновой шишке прикрепляют два куска мягкой проволоки. Концами этой проволоки отмечают на коре места для отверстий, прокалывают кору шилом, пропускают в отверстия концы проволоки и закрепляют в коре. Шишка прочно укреплена и затем ежа обрабатывают пластилином. На проволоке лепят ножки ежа, а на основании шишки – мордочку. Работа оказалась достаточно сложной для учащихся данной категории, т.к. является очень разнообразной по содержанию, использованию материалов и формам работы

       -  работа  с шилом, пластилином,. Возможно для наибольшей заинтересованности нужно было разбить данное занятие на несколько.

      Обобщающее  занятие.

      Учащиеся  делятся впечатлениями о том, что им понравилось, что их заинтересовало в ходе занятий, какое занятие  понравилось больше всего, что было сложно. Происходит выбор лучшей работы. Дети самостоятельно описывают работы своих одноклассников.

         В ходе работы  мы столкнулись  с рядом трудностей:

  • Учащиеся не всегда верно определяли те породы деревьев, которым принадлежали листья и которые использовались в ходе занятий;
  • Учащиеся не могли описать листья (даже по плану), что связано с бедностью словарного запаса;
  • Учащиеся не всегда верно работали со вспомогательным материалом (ножницы, клей);
  • Учащиеся не следили за своим рабочим местом в ходе занятия и после него.

          Однако необходимо отметить, что данный вид работы привлек внимание детей своей новизной, яркостью. Этому способствовала индивидуальная работа учащихся по сбору природного материала на экскурсии, содержание занятий, манера их ведения педагогом, результативность (см. Приложение  )

           Для достижения цели исследования, улучшения знаний по темам анкеты, развития активного и пассивного словаря в ходе проведения занятий были использованы  задания, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся:

      № 1. «Найди лист».

      Ребенку предлагалось среди многообразия листьев  найти лист такого же цвета, размера, формы.

      № 2. «Выбери меня».

      Учащемуся нужно выбрать листья определенной породы, но разные по цвету, величине; или  одного цвета, но разной породы и величины; или приблизительно одинаковой формы, но различной породы и величины.

      № 3. «Описание».

      Необходимо  выбрать лист и описать его  по вопросам. Какого он цвета, формы, породы? Где был найден лист? Почему он упал с дерева?

      № 4. « 4 лишний».

      Среди листьев выбрать тот, который является «лишним»; другой породы, цвета, формы, нежели другие.

      № 5. «Путаница».

      Учащимся  предлагаются реальные листья, контуры  листьев и их названия, которые  неверно соотнесены между собой. Нужно исправить, верно образовать пару из листа (или его контура) и названия.

      № 6. «Скажи правильно».

      Учащемуся дается лист и его название. Нужно  верно назвать лист и то дерево, которому он принадлежит.

      № 7. «Заполни таблицу».

      Назвать отличительные признаки лиственных и хвойных растений. Заполнить  таблицу.

      № 8 «На что похоже».

      Задание творческого характера, где нужно  сказать, на что похож тот или  иной лист.

      № 9 «Листопад».

      Учащиеся  обводят натуральные листья и  вырезают их по контуру, раскрашивают в различные цвета.

      № 10 «3 лишний».

      Учащимся  предлагаются тройки картинок, на которых изображены два хвойных и одно лиственное растение. Нужно выбрать лишнего.

      № 11. «Сядет тот…»

      Данное  задание используется на организационном моменте занятия. Учитель предлагает различные признаки (назови осенний месяц, день недели, отличительные признаки осени и зимы, лиственных и хвойных растений, названия деревьев, цвета, которых могут быть листья, по контуру назвать дерево).

      Из  данных видов заданий учащихся привлекло  задание № 4, 5, 8, 9, 10, 11. Эти задания  являются  творческими, способствуют развитию познавательных функций и в этих заданиях учащиеся проявляют наибольшую самостоятельность. 
 

      3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента

      После проведения экскурсий и серии занятий с экспериментальной группой, был сделан контрольный срез знаний как на базе экспериментальной, так и на базе контрольной групп, в которой систематические занятия не проводились. Учащиеся выполняли задания аналогичные заданиям на этапе констатирующего эксперимента. После анализа анкет (анкеты см. Приложение ), который проводился по той же схеме что и на этапе констатирующего эксперимента, были составлены таблицы, по которым можно судить о сформированности представлений учащихся экспериментальной и контрольной группы.

      Анализ данных таблиц 14 и 15 (см. Приложение  ) показал, что учащиеся экспериментальной и контрольной групп после проведения контрольного эксперимента находятся на разных уровнях сформированности представлений по темам исследования (средний балл экспериментальной группы составляет – 17,5 балла, а контрольной группы -13,8). У учащихся экспериментальной группы вызвали трудности вопросы анкеты № 1, 3, 12. практически никто из учащихся не смог дать верное определение понятию «природа» и определить, что происходит с травянистыми растениями зимой. Кроме этого, учащиеся выбирают хвойные растения хуже, чем лиственные. У учащихся контрольной группы возникли такие же трудности. Дети также не понимают разницу между хвойными и лиственными растениями, не могут определить, как выглядят хвойные растения зимой. Большие трудности вызвало задание № 7. Учащиеся не знают, а, соответственно, не могут определить на каком дереве растут шишки. Лучше всего учащиеся справились с вопросами анкеты № 2, 6, 11. Все учащиеся знают, на каком из деревьев растут шишки и практически все осведомлены о сезонных изменениях в растительном мире осенью.

      Анализ  результатов второго этапа контрольного эксперимента можно представить  в следующих таблицах 16 и 17 (см. Приложение  ).

      Уровневое распределение учащихся экспериментальной и контрольной группы на первом этапе контрольного эксперимента представлены в таблицах 18 и 19.

Таблица 18

Уровневое распределение учащихся экспериментальной  группы на I этапе

контрольного  эксперимента

ФИ учащегося Количество  баллов Уровень
1. Алена А. 18 высокий I
2. Ростик А. 14 средний  III
3. Юра Г. 18 высокий I
4. Саша Ж. 19 высокий I
5. Артем З. 17 выше среднего II
6. Саша К. 21 высокий I
7. Руслан П. 17 выше среднего II
8. Сергей П. 16 выше среднего II
 

     Из  таблицы 18 видно, что 1 учащийся находится на III уровне (средний), 3 учащихся на II уровне (выше среднего), 4 учащихся на I уровне (высокий). 
 
 
 
 
 

Таблица 19

Уровневое распределение учащихся контрольной  группы на I этапе

контрольного  эксперимента

ФИ учащегося Количество  баллов Уровень
1. Айкун А. 9 ниже среднего IV
2. Кристина В. 14 средний III
3. Лера В. 14 средний III
4. Нина Г. 10 ниже среднего IV
5. Нелли К. 17 выше среднего II
6. Анна М. 14 средний III
7. Олег Н. 11 средний III
8. Саша Н. 16 выше среднего II
9. Рома Р. 20 высокий I
10. Лена Ч 13 средний III
 

     Из  таблицы 19 видно, что 2 учащихся находится на IV уровне (ниже среднего), 5 учащихся на III уровне (средний), 2 учащихся на II уровне (выше среднего), 1 учащийся на I уровне (высокий).

Информация о работе Экологическая направленность уроков трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида