Экологическая направленность уроков трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:57, дипломная работа

Описание

Цель нашей работы заключается в том, чтобы исследовать влияние уроков труда с экологическим компонентом на формирование знаний об окружающей действительности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и разработать серию занятий по трудовому обучению с экологической направленностью.
Для достижения намеченной цели нами были определены следующие задачи:
Изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования;
Разработать и провести констатирующий эксперимент;
Проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
Разработать и провести серию внеурочных занятий по трудовому обучению с экологическим компонентом;
Провести контрольный эксперимент и проанализировать полученные данные.

Содержание

Введение.……………………………………………………………………………..3

Глава 1 Проблема экологической направленности трудового обучения в младших классах ……………………………………………………..……………..6
Экологическое образование, воспитание и формирование экологических знаний………………………………………………………………………….6
Особенности применения принципа межпредметной интеграции на уроках в начальной школе……………… ….. …………………………......12
Особенности трудовой деятельности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………..18
Экологическая направленность уроков труда. ………………………. …..20

Глава 2 Сформированность экологических знаний учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………………25
2.1. Методика констатирующего эксперимента………………………………….25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………………29
Глава 3. Экологическая направленность трудового обучения младших школьников с нарушением интеллекта…………………………………………...37
3.1. Методика формирующего эксперимента…………………………………….37
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента…………………………47
Заключение………………………………………………………………………...55
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом Надя.doc

— 396.50 Кб (Скачать документ)

            Создание здоровой экологической  обстановки – одна из важнейших  целей каждого урока, будь то традиционный урок в кабинете, на пришкольном участке, либо урок-экскурсия. Окружающая среда – это и взаимоотношения между людьми, поэтому эмоциональный настрой и добрые межличностные отношения – залог успеха практической деятельности и создания комфортного микроклимата внутри детского коллектива.

            Уроки труда, таким образом,  формируют и экологическую культуру, наглядно и убедительно показывают  поведение каждого ученика в  отношениях со сверстниками, с  природными объектами, побуждают  к охране своего здоровья и здоровья окружающих [14, с.92]. 
 

       

 

      

      Глава 2. Сформированность экологических знаний учеников младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

      2.1. Методика констатирующего эксперимента

           Целью констатирующего этапа эксперимента является изучение влияния трудового обучения с экологической направленностью на формирование знаний у учащихся младшего школьного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии.

      Экспериментальное исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида № 1 и № 2 г. Пскова. В эксперименте приняли участие 18 школьников младших классов с диагнозом умственная отсталость в степени дебильности в возрасте 9-11 лет. Из них 8 человек в возрасте 9-10 лет - учащиеся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида № 1 г. Пскова и 10 человек в возрасте 9-11 лет – учащиеся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида № 2 г. Пскова.

         Работа на этапе констатирующего эксперимента проводилась в 2 этапа. На первом этапе было проведено анкетирование, направленное на выявление знаний по следующим темам: (см. Приложение 1)

  • «Природа. Живая и неживая природа»;
  • «Осенние и зимние изменения в растительном мире»;
  • «Лиственные растения»;
  • «Хвойные растения».

      I этап

        Детям предлагалось ответить на вопросы, которые имели следующее содержание:

      1.1. Цель: выявить знание термина  «природа».

      Учащемуся предлагалось выбрать верное определение  понятия «природа»

  • природа –  то, что окружает человека;
  • природа – то, что сделано руками человека;
  • природа – то, что окружает человека и не сделано его руками.

      1.2. Цель: выявить знания об изменениях  в растительном мире осенью.

      Вопрос: Какие изменения происходят с растениями осенью?

        Предлагались следующие варианты  ответов:

  • листья распускаются и зеленеют;
  • листья желтеют и опадают;
  • у деревьев вообще нет листьев.

      1.3. Цель: выявить знания об изменениях  в жизни травянистых растений зимой.

      Вопрос: Что происходит с травянистыми растениями зимой?

      Были  предложены следующие варианты ответов:

  • замерзают;
  • остаются зелеными под снегом;
  • одни замерзают, другие остаются зелеными под снегом.

      1.4. Цель: выявить знания об отличительных признаках хвойных и лиственных растений.    

      Вопрос: Чем отличаются хвойные растения от лиственных?

      Детям предлагались следующие варианты ответов:

  • хвойные растения вообще ничем не покрыты;
  • хвойные растения не имеют листьев – у них хвоинки;
  • хвойные растения тоже покрыты листьями.

      1.5. Цель: выявить знания о внешнем  виде хвойных растений зимой.

      Вопрос: Как выглядят хвойные растения зимой?

      Были  предложены следующие варианты ответов:

  • листья у хвойных деревьев опадают;
  • сбросили хвою;
  • не сбросили хвою, стоят зеленые.

      1.6. Цель: выявить знания о семенах  сосны.

      Вопрос: На каком из деревьев растут шишки?

      Варианты ответов:

  • сосна;
  • яблоня;
  • береза.

      1.7. Цель: выявить знания о плодах  дуба.

      Вопрос: На каком из деревьев растут желуди?

        Варианты ответов:

  • клен;
  • дуб;
  • сосна.

      1.8. Цель: выявить знание о названии  коры березы.

      Вопрос: Кора какого дерева называется – береста?

      Варианты  ответов:

  • клен;
  • береза;
  • дуб.

      1.9. Цель: выявить знания понятий  живой природы. 

      Вопрос: Какие понятия относятся к живой природе?

      Предлагалось выбрать два варианта из нижеследующих:

  • человек;
  • камень;
  • дерево.

      1.10. Цель: выявить знания понятий  неживой природы.

      Вопрос: Какие понятия относятся к неживой природе?

      Предлагалось  выбрать два варианта из нижеследующих:

  • гриб;
  • облако;
  • дождь.

      1.11. Цель: выявить знание лиственных растений.

      Укажи лиственные растения.

      Учащийся должен был верно указать два варианта:

  • ель;
  • дуб;
  • береза.

      1.12. Цель: выявить знание хвойных растений.

      Укажи хвойные растения.

      Учащийся  должен был верно указать два  варианта:

  • сосна;
  • ива;
  • ель.

      II этап

      На  втором этапе учащимся было предложено 4 задания, где выполнялись следующие  предметные действия:

      2.1. Учащемуся предлагалось соотнести натуральный лист с его названием. Были предложены следующие натуральные листья:

  •      дуб;
  •       клен;
  •      береза.

      2.2. Учащемуся предлагались контуры листьев. Необходимо было соотнести контур листа с его названием.

      2.3. Учащемуся нужно было назвать дерево по его листу. Предлагались натуральные листья следующих деревьев:

  •      дуб;
  •      клен;
  •      береза.

      2.4. Необходимо назвать дерево по контуру листа. Предлагались контуры листьев следующих деревьев:

  • дуб;
  • клен;
  • береза.

           Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента работа проводилась в 2 этапа:

      I. Каждый ребенок, прослушав инструкцию, индивидуально отвечал на вопросы, используя бланк ответа. (с 1 по 12 вопрос анкеты)

      II. На втором этапе экспериментатор индивидуально работал с каждым ребенком, показывая натуральные листья и их контуры. Учащиеся, в свою очередь, соотносили и называли, предложенные им материалы (вопросы 13, 14, 15, 16). 
 

      2.2.  Анализ результатов констатирующего эксперимента

           Предложенные задания, после их  выполнения учащимся специальных  (коррекционных) школ № 1 и №  2, оценивались по следующей схеме:

      В вопросах анкеты 1 - 8 необходимо было выбрать только один вариант ответа. Таким образом:

      0 баллов – ребенок получал за неверный ответ;

      2 балла – за правильный ответ.

      В вопросах с 9 по 12 требовалось выбрать 2 правильных ответа. Таким образом:

      0 баллов – ребенок получал за неверный ответ;

      1 балл, если верно указывал один  ответ из двух;

      2 балла, если ответил верно, и выбрал два верных варианта.

      Вопросы 13, 14 оценивались следующим образом:

      0 баллов ребенок получал, если  неверно соотносил все предложенные материалы;

      1 балл, если соотносил только один из предложенных материалов;

      2 балла, если соотносил только  два из предложенных материалов;

      3 балла, если верно соотнес все  предложенные материалы.

      Вопросы 15, 16 оценивались следующим образом:

      0 баллов ребенок получал, если  неверно называл все предложенные материалы;

      1 балл, если называл только один  из предложенных материалов;

      2 балла, если называл только  два из предложенных материалов;

      3 балла, если верно назвал все  предложенные материалы.

           Анализ анкет, проведенных на этапе констатирующего эксперимента в специальных (коррекционных) школах VIII вида № 1 и № 2 г. Пскова, позволил составить таблицы, по которым можно судить о сформированности представлений учащихся младших классов с проблемами в интеллектуальном развитии по темам исследования.

      Анализ  данных таблиц 1 и 2 показал (см. Приложение  ), что учащиеся специальных (коррекционных) школ № 1 и № 2 по уровню сформированности представлений по темам эксперимента, находятся приблизительно на одном уровне, (средний балл учащихся специальной (коррекционной) школы № 1 составляет 10,6 балла, а средний балл  учащихся специальной (коррекционной) школы № 2 – 10,2 балла). Наиболее сложными оказались вопросы анкеты № 1, 8, так как они предполагают выбор четкого, единственно верного ответа и, исходя из анализа учебной программы для специальных (коррекционных) школ VIII вида, подробно не изучались учащимися. Наиболее прочно у учащихся 4 классов сформированы знания о лиственных растениях (вопросы анкеты №2, 11),так как именно они, чаще всего, изучаются на предмете «Живой мир». Практически никто из детей не смог назвать отличительную черту лиственных и хвойных растений (вопрос № 4), хотя учащиеся верно выбирают хвойные растения и знают, на каком из деревьев растут шишки (вопрос № 6, 12). У учащихся младших классов с проблемами в интеллектуальном развитии существуют трудности в дифференциации понятий, относящихся к живой и неживой природе; они путают данные категории (вопросы анкеты № 9, 10). Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятия, над которыми ведется систематическая работа на предмете «Живой мир», сформированы лучше и знания по этим вопросам прочнее, чем те, которым в ходе освоения программы, не отводится должного внимания.

           Анализ результатов таблиц 3 и 4 (см. Приложение  ) позволил сделать вывод о том, что учащиеся специальных (коррекционных) школ № 1 и № 2, имеют приблизительно один уровень сформированности умения называть и соотносить натуральные листья и их контуры. Безусловно, учащимся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида проще соотносить и называть натуральные листья. Это факт связан с особенностями зрительного восприятия и внимания лиц данной категории. Работа  же с контурами листьев вызвала большие затруднения, так как для выполнения этого задания необходим достаточно высокий уровень сформированности зрительных образов, представлений и мыслительных операций. Учащимся младших классов с проблемами в интеллектуальном развитии проще назвать листья, а  не соотносить их.

Информация о работе Экологическая направленность уроков трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида