Урок как основная форма обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание

Урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения. Урок многогранен и многопланов. Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного предмета и соответственно,занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решают свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по мтодике.docx

— 78.26 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

           Данная работа посвящена исследованию основной формы обучения –урока.

Урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения. Урок многогранен и многопланов. Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного предмета и соответственно,занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решают свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса. Урок – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся.

Актуальность исследования заключается в необходимости постоянного совершенствования системы и практики образования, обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания.

Реформирование школьного  образования и внедрение новых  педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать  как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного  развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

 Различные формы проведения  урока не только разнообразят  учебный процесс, но и вызывают  у учащихся удовлетворение от  самого процесса труда.

Предмет исследования: процесс обучения на уроках в школе.

Теоретическая и  практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики подготовки и проведения уроков. В рамках преподавания могут быть использованы разработанные конспекты уроков.

Гипотеза исследования заключается в следующем: если применять на уроках различные формы обучения, то это будет способствовать:

- формированию у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;

- мотивации подрастающего  поколения к эффективной трудовой  и учебной деятельности;

- повышения интереса школьников к обучению;

- более результативному  решению задач образования, развития  и воспитания личности учащегося.

Цель работы: доказать эффективность урока как наилучшей формы передачи детям знаний, умений, навыков.

Задачи:

  • изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
  • рассмотреть возможные формы организации  учебного процесса;
  • рассмотреть типологию и структуру урока;
  • раскрыть особенности современного урока;
  • рассмотреть другие формы обучения;
  • сформулировать выводы.

Методы исследования проблемы: теоретические (систематизация, обобщение), педагогической, психологической, методической литературы.

ГЛАВА 1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

1. 1 Понятие о формах организации учебного процесса в школе

       Демократические процессы в государстве требуют выработки новых общественных требований к образованию. Известно, что школа сегодня - это, прежде всего, школа самореализации и самоактуализации личности, поскольку ее главная цель - пробудить и выявить самостоятельные творческие способности ребенка. Задача педагога находить выход из нестандартной ситуации. Иными словами, научить искусству жить.

      Реформирование образования в Украине предусматривает: другой подход в конструировании содержания образования - ценность содержания ставится в зависимость от того, насколько он способствует применению методик, которые формируют творческую, мыслящую личность.

      Сегодня обучение видится как многоролевой процесс.  Делать акцент на этом исключительно важно для преодоления бытовой авторитарной парадигмы обучения, где царит монофункциональный подход к ребенку, рассматривается и оценивается со стороны учебных достижений.  Современная школа ищет гибкие формы организации обучения. Урок и другие занятия не могут оставаться неизменными и пути их совершенствования очень разнообразны. Используя различные организационные формы обучения, учитывают возраст учащихся, их статическую и умственню нагрузку, объективные возможности содержания предмета для смены видов деятельности, готовность детей к определенным видам труда.[9]

    Известный педагог Т. Ильина считает, что когда речь идет о классно-урочной системе обучения, об уроке и других учебных занятиях (экскурсии, семинары), индивидуальном и коллективном обучении, употребляется понятие "формы организации обучения". Ее позиция заключается в понимании сущности этого понятия: "Под формой организации обучения следует понимать специально организованную деятельность учителя и учащихся, которая протекает в установленном порядке и в определенном режиме". Но та же Т. Ильина принимает и срок организационная форма (не известно чего: обучение или учебной деятельности) в таком контексте: "Та или иная организационная форма характеризуется различными сочетаниями коллективного и индивидуального обучения, разной степенью самостоятельности учащихся, различными способами руководства учащимися со стороны учителя ".

     Можно сделать вывод , что термины "форма организации обучения" и "организационная форма обучения" по своей сути объединяют и учебные занятия различной формы проведения и организацию сотрудничества учителя и учащихся на этих занятиях.

     Другой педагог И. Харломов считает, что, к сожалению, понятие "форма организации обучения" как педагогическая категория не имеет в дидактике достаточно четкого определения, что многие ученые просто обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории. Стремясь внести ясность по этому вопросу, он пишет: "Понятие формы организации или, как еще говорят, организационной формы обучения имеет такой смысл. Латинское слово forma означает наружный вид, очертание. Итак, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса , которая связана с количеством обучаемых временем и местом обучения, а также порядком его осуществления".

      Можно согласиться с основными признаками, которые присущи именно формам организации обучения. Например, урок проводится с учащимися класса, в классной комнате и имеет постоянную временную регламентацию (45 мин), а экскурсия может проводиться с учениками двух параллельных классов (в зависимости от возможностей выбранного объекта) за пределами школы (завод, музей, природа и т.д.) и продолжается более 45 мин. Но не понятно то, почему одна и та же категория имеет несколько терминов: форма организации обучения, организационная форма обучения и форма обучения. Итак, в дидактике существует терминологическая путаница.

     Сущность форм организации обучения сводится к следующему: это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.

    В дидактике известные формы организации обучения по признаку места их проведения делятся на три группы:

- Занятия, проводимые в школе - урок, факультатив, семинар, практические и лабораторные занятия, занятия в учебных мастерских, собеседование, консультация, экзамен и т.п.;

-занятия, проводимые вне школы - экскурсии, олимпиады, конкурсы, кружки, студии, клубы, станции во внешкольных учебно-воспитательных учреждениях и т.п.;

-занятия дома - выполнение домашних заданий (самоподготовка).

    На любом учебном занятии, которое касается форм организации процесса обучения, учитель организует учебную деятельность учащихся различной степени включенности их в общение между собой и учителем.

    Внешним проявлением такого общения, сотрудничества субъектов учебного процесса выступают формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, общеклассная, фронтальная и их разнообразные сочетания.

    Итак, на уроке или факультативе как форме организации процесса обучения используются различные формы организации учебной деятельности учащихся под непосредственным или опосредованным руководством учителя.

    Что касается понятия «форма обучения», то следует иметь в виду такие его признаки, как уровень самостоятельности обучающихся при выполнении ими учебного плана и программ и использования контроля результатов. Эти признаки по-разному проявляются в таких формах обучения: стационарная (дневная), вечерняя, заочная, очно-заочная, дистанционная (посредством переписки, компьютерных сетей, кабельного и спутникового телевидения), домашнее образование с обязательной государственной аттестацией (для инвалидов).

    Таким образом, разнообразные дидактические понятия, касающиеся формальных признаков времени, места, стиля общения, можно отнести к одной из трех педагогических категорий: форма организации учебного процесса или учебы, форма организации учебной деятельности и формы обучения или образования.[2]

    Формы организации обучения классифицируются по различным критериям:

1) по количеству учеников -коллективные, групповые, микрогруппы, индивидуальные формы обучения;

2) по месту учебы - школьные  формы: урок, работа в мастерской, на пришкольном опытном участке,  в лаборатории и т.д.; внешкольные  формы: экскурсия, домашняя самостоятельная  работа, занятия на предприятии;

3) по дидактической цели - формы теоретического обучения (лекция, факультатив, кружок, конференция), комбинированного или смешанного обучения (урок, семинар, домашняя работа, консультация), практического (практикумы) и трудового обучения (работа в мастерских, в специальных классах , на пришкольных участках и т.п.);

4) по продолжительности времени  обучения - классический урок (45 мин.), спаренные занятия (90 мин.), спаренные сокращенные занятия (70 мин.), а также уроки "без звонков".

    Фронтальная работа. Учитель ставит проблемные вопросы или познавательные задачи, в решении которых участвуют все ученики. Они предлагают различные варианты решения, проверяют их, обосновывают, развивают удачные формы, отвергают неправильные. Учитель руководит коллективным поиском учащихся, направляет их познавательную активность. Такая работа обеспечивает одновременное управление всеми учениками, управление восприятием ивнформации, ее систематизацией и закреплением. Иногда она недостаточно учитывает индивидуальные особенности учащихся, в частности темп их учебно-познавательной деятельности, уровень предварительной подготовленности.

    Групповая работа. Заключается в совместных усилиях учащихся по решению поставленных учителем задач: совместное планирование работы, обсуждение и выбор способов решения учебно-познавательных задач, взаимопомощь и сотрудничество,взаимоконтроль и взаимооценивание. Учеников делят на группы по 4 - 6 человек (на семестр или учебный год). Группы формируют с одинаковым или смешанным составом учащихся за успеваемостью. Первые могут выполнять дифференцированные задания, вторые - одинаковы. Эффективнее группа со смешанным составом учащихся. Групповую учебную работу организуют при выполнении лабораторных и практических работ, работ на учебно-опытных участках, а также на уроках по основам наук - во время усвоения, повторения, применения, обобщения систематических знаний. Групповая работа эффективна, если группы возглавляют консультанты (ассистенты), предназначенные учителем.

    Типовая структура группового занятия: проверка домашнего задания, подготовка к групповой работе (инструктирование учащихся по последовательности работы, раздача карт с одинаковыми или дифференцированными заданиями, создание проблемной ситуации, установление проблемы) ознакомление с задачами, обсуждение и составление плана решения задачи, отчет о проделанной работе .Активному обучению в группах способствует также размещение парт в классе. Одноместные парты легко переставляются, что дает возможность моделировать, менять их расположение. Размещение в классе столов дугой или полукругом позволяет обеспечить лучшие условия для взаимодействия отдельных групп.

    Традиционное размещение парт в классе (ряды парт) не способствует активному обучению, учащиеся не имеют возможности видеть друг друга, отсутствует вербальное общение между ними.

    Преимущество групповой формы учебной деятельности - в возможности учета учебных интересов учащихся, кооперирования их познавательной деятельности, взаимоконтроля по ее результатам, формируется положительная мотивация к учебному сотрудничеству.

Информация о работе Урок как основная форма обучения в школе