Функции и направления деятельности классного руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание

Классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций: целевых, социально-психологических, организаторских и управленческих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…....3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Развитие классного руководства…………………………………………….6
1.2. Функции деятельности классного руководителя………………………….10
1.3. Направления работы классного руководителя…………………………… 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………………...21
Глава 2. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
2.1. Общая характеристика деятельности классного руководителя…………….22
2.2.Направления деятельности Светашовой Н.С. как классного руководителя……………………………..................................................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......31
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….......33

Работа состоит из  1 файл

Функции и направлениядеятельности классного руководителя.docx

— 55.62 Кб (Скачать документ)

   

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Именно  в школе должна быть сосредоточена  не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному  социальному институту, через который  проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного  состояния общества и государства.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив  к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному  развитию, гражданскому воспитанию. В  то же время недостатки развития и  воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы [11].

Работа  классного руководителя должна быть ориентирована на кодекс школы и  традиционные правила высокой общечеловеческой и национальной культуры.     

Выделяются  пять основных задач, решение которых  позволяет достичь данной цели:    

1. Создание  благоприятного социально-психологического  климата в учебной группе (классе) на основе: гуманистических взаимоотношений,  утверждения нравственных поведенческих  традиций, сплочения сообщества  детей в коллектив и ценностно-ориентированной  групповой деятельности.     

2. Организация  разносторонней групповой и индивидуальной  деятельности учащегося, вступающего  в сложные социальные отношения;  разные виды деятельности (познавательная, преобразовательная, художественная, общение) должны быть выстроены  так, чтобы включать каждого  школьника в широкое взаимодействие  с миром.     

3. Организация  духовно-нравственной деятельности  детей с целью понимания особенной  роли осмысления жизни (общественной  и личной) как таковой, а также  автономной роли личностного  «Я».     

4. Организация  педагогической поддержки школьников  с целью реализации потенциальных  творческих способностей каждого.      

5. Формирование  у школьника отношения к себе  как к представителю человечества, гражданину своего отечества,  члену общества, семьи, школьного  коллектива и индивидуальности, способной жить только в содружестве  с другими.     

Положительный результат при решении поставленных задач возможен при условии наполнения организуемой деятельности адекватным содержанием. Работа классного руководителя должна начинаться с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Зная особенности характеров, интересы и склонности учащихся, классному руководителю будет легче составить действенный план воспитательной работы.      

Основная  обязанность классного руководителя - организация и воспитание классного  коллектива. Организуя и сплачивая  коллектив, классный руководитель создает  условия и предпосылки для  успешного решения учебно-воспитательных задач.     

Классный  руководитель осуществляет координацию  деятельности учителей, обеспечивает тесное сотрудничество учителей-предметников, работающих в его классе, добивается единства требований и педагогических воздействий.      

А.С. Макаренко  справедливо указывал на то, что  ни один воспитатель не имеет права  действовать в одиночку. Каждый учитель  и весь педагогический коллектив  руководствуются едиными требованиями к учащимся, но вместе с тем используют индивидуальный подход к ним.

          По направлению «Повышение качества образования» классный руководитель призван проявлять постоянную заботу о повышении качества знаний и развитии познавательной активности учащихся. В тесном содружестве с учителями-предметниками он способствует становлению и развитию у школьников духовно-нравственных ценностей как основы мировоззренческих ценностей, формирует у детей сознательное отношение к учебным обязанностям, осуществляет контроль учебы, дисциплины, участия в общественной жизни класса и школы в целом и др.     

Разносторонняя  и многоплановая внеклассная  воспитательная работа ложится в  основном на плечи классного руководителя, который проводит ее совместно с  детскими организациями при активном участии учителей, родителей и  представителей общественности.     

Значительное  место в деятельности классного  руководителя занимают вопросы воспитания учащихся в духе сознательной дисциплины, приучения их к выполнению правил жизни в коллективе, в обществе [27].

Амонашвили  Ш.А. выделяет основные разделы работы классного руководителя:  организация  и воспитание классного ученического коллектива. Объединяя учащихся в  дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки  для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий  уровень знаний и сознательная дисциплина – важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет  заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и  второгодничество в своём классе.

Организация и проведение внеурочной и внеклассной  воспитательной работы – ещё один из важнейших разделов работы классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления – идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.

Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей. Классный руководитель должен координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. В Уставе школы записано, что в обязанности каждого  учителя входит не только вооружение учащихся знаниями, но и формирование мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей. Задача классного руководителя - обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе.

Каждый  учитель поддерживает контакт с  родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они  чаще общаются с родителями, информируют  их об учебной работе и поведении  детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию [1, с.13-88].

Таким образом, основные направления работы классного руководителя в своей совокупности составляют сложную систему, определяемую спецификой школы, особенностями класса, возрастными особенностями учащихся.

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

 

 

 

Основным  структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские  функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах  осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

 Институт  классного руководства сложился  очень давно, практически вместе  с возникновением учебных заведений. В России до 1917 года эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения. Функции современного классного руководителя дифференцируются на: организационно-координирующие, коммуникативные, аналитико-прогностические, контрольные.

Направлениями деятельности классного руководителя являются: изучение класса и каждого  ученика в отдельности, организация  и воспитание классного коллектива, обеспечение сотрудничества и координации воспитательной деятельности учителей учителей-предметников, работающих в его классе; организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы, контакт с родителями учащихся.

Глава 2. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

2.1. Общая характеристика деятельности  классного руководителя

 

Светашова Наталья Сергеевна - учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, классный руководитель 6 «б» класса Базовой средней (полной) общеобразовательной школы Филиала ГБОУ  ВПО СГПИ в г. Железноводске.

 Наталья Сергеевна как классный руководитель характеризуется высоким уровнем профессионализма. Н.С. Светашову отличает доброе, чуткое, внимательное отношение к детям и коллегам. Она строга в требованиях, но справедлива, умеет создавать на уроке, во внеклассной, воспитательной деятельности положительный эмоциональный фон, выстраивать доверительные отношения, слушать и слышать учащихся, адекватно реагировать на их высказывания. Наталья Сергеевна умело анализирует причины поступков и поведения детей, верно определяет сильные стороны и перспективы развития каждого ребёнка.

Педагог прогнозирует результаты воспитательной работы, учитывает при этом реальные возможности  учеников и имеющиеся резервы. В практической деятельности реализует концепцию развивающего и дифференцированного обучения, основной задачей считает привитие интереса к языку и художественному слову, а также создание условий для творческой деятельности.  Большое внимание уделяет развитию речи учащихся, умению точно и образно выражать свои мысли. Использует разнообразные формы уроков: урок-путешествие, урок-игра, урок-исследование, интегрированные уроки. При постановке целей и задач Наталья Сергеевна учитывает возрастные и индивидуальные особенности школьников, а также уровень их обученности и воспитанности.

Н.С. Светашова  обладает высокими показателями по самоорганизации. Она внутренне дисциплинированна, может работать эффективно без внешнего контроля и проверок, способна самостоятельно ставить цели деятельности и оперативно вносить коррективы в способы  достижения планируемого результата.

Наталья Сергеевна не останавливается на достигнутом,  критически относится  к себе,  правильно видит перспективы  своей работы. Среди коллег и родителей  пользуется уважением, добиться которого ей позволили такие личностные качества, как: порядочность, интеллигентность, искренность, доброжелательность, отзывчивость. Н.С. Светашова деликатна в общении, обладает широким кругозором и педагогическим тактом.

Н.С. Светашова  проводит уроки продуктивно, создавая проблемные ситуации, стимулирующие  познавательную активность учащихся, помогая справиться с трудностями, преодолеть неуверенность.  Педагог  отмечает даже самые маленькие успехи школьников, демонстрирует их родителям  и одноклассникам учащихся.

Наталья Сергеевна считает главной задачей  развитие и поддержание интереса школьников к учению. Она выстраивает  деятельность на уроке с учётом уровня развития учебной мотивации; владеет  большим спектром материала и  заданий, способных вызвать интерес  школьников к изучаемому материалу; активизирует творческие возможности  детей; демонстрирует практическое применение изучаемого материала; поощряет любознательность школьников, выходя за рамки требований программы при  подготовке заданий. Н.С. Светашова  знает требования, обозначенные в  законодательных и нормативных документах по вопросам образования, владеет методикой преподавания русского языка и литературы, старается идти в ногу со временем, её привлекает всё новое, передовое.

Каждый  урок учитель строит с учётом современных  требований, предъявляемых педагогической наукой, жизнью и практикой работы в школе. Он успешно осуществляет межпредметные связи, учитывает  психологические особенности детей  подросткового  возраста, умело сочетает словесные, наглядные, практические, репродуктивные и поисковые методы обучения, а  также различные формы коллективной и индивидуальной работы. На занятиях педагог создаёт ситуации активного  общения, позволяющие ученикам выразить себя, проявить инициативу.

Уроки Натальи  Сергеевны отличаются научностью, эмоциональностью, разумным оснащением учебного процесса дидактическими материалами, ИКТ, что  обеспечивает достаточно высокий уровень  реализации программно-методических требований к уроку.

Информация о работе Функции и направления деятельности классного руководителя