Функции и направления деятельности классного руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание

Классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций: целевых, социально-психологических, организаторских и управленческих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…....3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Развитие классного руководства…………………………………………….6
1.2. Функции деятельности классного руководителя………………………….10
1.3. Направления работы классного руководителя…………………………… 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………………...21
Глава 2. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
2.1. Общая характеристика деятельности классного руководителя…………….22
2.2.Направления деятельности Светашовой Н.С. как классного руководителя……………………………..................................................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......31
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….......33

Работа состоит из  1 файл

Функции и направлениядеятельности классного руководителя.docx

— 55.62 Кб (Скачать документ)

  Интенсивные  занятия, направленные на самообразование,  позволяют ей использовать и  апробировать в своей работе  передовой опыт коллег, проводить  собственные методические исследования, осуществлять сравнительный анализ  учебных программ по русскому  языку и литературе, выявлять  особенности работы над отдельными  темами по различным программам, составлять методические рекомендации  по изучению отдельных тематических  блоков школьного курса. Для  реализации поставленных целей  работает в тесном контакте  с учителями истории, музыки, изобразительного  искусства.

          Важной стороной педагогической  деятельности Натальи Сергеевны  является воспитательная работа  в классе и во внеурочное  время по предмету. Учитель регулярно  проводит различные мероприятия:  конкурсы, игры, праздники, экскурсии;  организует посещение театра, музеев, литературных мест. Эта работа  позволяет педагогу формировать  дружный детский коллектив, который  отличается сознательной дисциплиной,  доброжелательным отношением друг  к другу, высокими результатами  в учёбе.

 

 

 

 

2.2. Направления деятельности Светашовой С.В. как классного руководителя

 

 Наталья  Сергеевна является классным руководителем 6 «б» класса Базовой средней (полной) общеобразовательной школы Филиала СГПИ в г. Железноводске. Ее педагогический стаж составляет 11 лет.

В 6 «б»  классе обучается 24 учащихся, из них 10 девочек, 14 мальчиков. Возраст учащихся 11-12 лет. Данный классный коллектив начал формироваться в 2007 году. Общий интеллектуальный уровень (умственный, духовный) школьников -  высокий. Учащиеся относятся к учёбе положительно, осознают ее важность  в дальнейшей жизни. Большинство ребят добросовестно выполняют домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы. Учащиеся не пропускают занятия без уважительных причин.

Для ознакомления с опытом работы классного руководителя были изучены: план воспитательной работы в 6Б классе Базовой средней (полной) общеобразовательной школы Филиала СГПИ в городе Железноводске на 2012-2013 годы, представление на учителя в аттестационную комиссию Ставропольского края, разработки классного руководителя по самоуправлению, визитка класса.

Целью воспитательной работы в классе является создание условий для саморазвития, самореализации личности обучающегося и успешной социализации в обществе. Светашова Н.С. реализует следующие воспитательные задачи как классный руководитель:

  1. Формирование и развитие коллектива класса;
  2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  3. Приобщение учащихся к социально-культурным и образовательным ценностям;
  4. Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  5. Формирование здорового образа жизни;
  6. Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  7. Защита прав и интересов учащихся;
  8. Организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся;
  9. Организация единства воспитательных воздействий школы, семьи, общественности.

Светашова Н.С. осуществляет организацию классного коллектива, индивидуальную работу с учащимися, взаимодействие с формами ученического самоуправления, взаимодействие с учителями, работающими в классе, руководителями кружков, секций. Наталья Сергеевна выполняет все функции классного руководителя:

  1. Организационно-координирующие:

- Обеспечение связи школы с семьей; установление контактов с родителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, по телефону); проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся по различным темам. Спланирована тематика родительских собраний на учебный год:

Первые проблемы подросткового возраста.

Нервно-психическое  здоровье подростка.

О культуре семейных отношений.

Трудный диалог с учебой, или как помочь своему ребенку учиться.

Наталия Сергеевна использует такие формы  работы с родителями, как:

заседание общешкольного родительского комитета; дни открытых дверей; привлечение  родителей к совместной деятельности по организации общешкольных и классных мероприятий; оказание родителям психолого-педагогической помощи; организация диагностической  работы по изучению семей подростков; содействие родителей в материально-техническом  оснащении кабинета класса; координация  работы родительского комитета в  самоуправлении школы.

Светашова Н.С. осуществляет взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом школы;

- организацию в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала каждого ученика в рамках деятельности общешкольного коллектива;

- организацию воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

- стимулирование и учет разнообразной деятельности учащихся, в том числе - в системе дополнительного и внешкольного образования детей;

- взаимодействие с каждым учеником и всем коллективом класса в целом.

- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

  1. Особое внимание уделяет Светашова Н.С. коммуникативным функциям классного руководителя:  регулированию межличностных отношений между обучающимися; установлению взаимодействия между педагогическими работниками и учащимися; содействию установлению общего благоприятного психологического климата в коллективе класса; оказанию помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

От стиля  руководства классом, от стиля общения  классного руководителя с детьми во многом зависит то, какие взаимоотношения  складываются у ребят с учителем и между собой. Демократический  стиль, при котором ученик рассматривается  как равноправный партнер в общении, учитывается его мнение в принятии решений, поощряется самостоятельность  суждений, способствует созданию в  классе непринужденной, дружелюбной, творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

Основной  формой работы классного руководителя с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые возникают  по мере необходимости и планируются  так, чтобы предупредить возможные  трудности и конфликты. Такие беседы проводятся как совместные размышления, поиск решения той или иной проблемы.

 Классный  руководитель изучает стиль, основные  методы и приемы работы своих  коллег с учащимися, выявляет  успехи, проблемы, достижения, эффективные  способы работы учителей со  школьниками и родителями, организует  обмен опытом педагогической  работы, поддерживает, стимулирует  стремление учителей оказать  педагогическую поддержку ребенку,  установить сотруднические отношения  с родителями. В то же время  он заинтересованно принимает  предложения учителей, проявление  их инициативы, реагирует на замечания,  проблемы, поставленные учителями.   

  1. Аналитико-прогностические функции классного руководителя требуют от Н.С. Светашовой знания возрастной и педагогической психологии, педагогики для изучения индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определения состояния и перспектив развития коллектива класса.
  2. Проектно-организаторская деятельность заключается в определении направлений и содержания воспитательной работы (на основе диагностики) учащихся, в соответствии с планом воспитательной работы школы; разработке совместно с учащимися правил жизнедеятельности класса; определении системы управления и самоуправления в классе; создании совместно с детьми системы трудовой деятельности (дежурство, уборка), обучении анализу и самоанализу результатов спроектированной и организованной воспитательной работы совместно с детьми; разработке программ индивидуальной поддержки различных категорий учащихся. 

Наталья Сергеевна проводит работу с одарёнными детьми: изучает  интересы учащихся с целью определить их в кружки, факультативы по интересам; вовлекает способных учащихся в подготовку и проведение интегрированных мероприятий;  проводит индивидуальные беседы с родителями одарённых учащихся с целью создания условий для развития детей.

В классе есть дети со слабой успеваемостью, в этом случае руководитель ставит перед собой задачи: на основе диагностики выделить учащихся с низким уровнем знаний по предметам с целью посещения дополнительных занятий по предметам; помочь учащимся с низким интеллектом в освоении школьных программ по предметам; контролировать выполнение домашних заданий этими учениками; проводить индивидуальные беседы с целью повышения качества знаний; формировать учебную мотивацию; развивать познавательные интересы и способности.

  1. Контролирующая функция классного руководителя заключается в осуществлении контроля над успеваемостью каждого обучающегося и контроля за посещаемостью учебных занятий.

Основными формами деятельности Светашовой Н.С. в соответствии с циклограммой является:

- Проведение различных классных часов, собраний, соревнований, мероприятий (классные часы, посвященные успеваемости, умению рационально использовать свободное время; посвященные здоровому образу жизни, профилактике наркомании и курения; посвященные правовой культуре, изучению Конвенции о правах ребенка);

- Еженедельная проверка дневников;

- Работа с классным журналом;

- Тестирование, анкетирование и совместный анализ результатов;

- Постоянный мониторинг развития личности учащихся;

- Индивидуальные и общеклассные беседы на нравственно-этические темы;

- Проведение предметных олимпиад, викторин, участие в школьных и районных олимпиадах;

- Организация походов, прогулок в лес;

-Организация помощи учителям начальных классов в проведении мероприятий;

- Организация дежурства по классу, проведение генеральных урок;

- Оформление классных газет;

- Организация совета класса;

Ребята  принимают участие  в общешкольных мероприятиях, занимают призовые места, умеют радоваться успехам друг друга, интересуются жизнью класса. Школьники  переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При  проведении общественных мероприятий  стараются держаться вместе. Физически  класс развит хорошо, ребята с желанием участвуют в спортивных соревнованиях,  трудовых десантах, уборке класса, школы. 

Большинство учеников класса открыты и легки  в общении, идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются  в различные виды деятельности. В  классе формируются обычаи и традиции, которые скрепляют классный коллектив, развивают положительные качества всего коллектива и отдельного ребёнка  в нём. В этом есть заслуга Светашовой Натальи Сергеевны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На сегодняшний  день известны разные варианты классного  руководства: традиционный, когда учитель-предметник попутно осуществляет и функции  классного руководителя; должность  освобожденного классного руководителя; куратор параллели классов.

Анализ  психолого-педагогической литературы показал, что существуют различные  точки зрения относительно определения  направлений и содержания деятельности классного руководителя, но все они  сходятся в том, работа классного  руководителя должна охватывать такие  стороны жизнедеятельности классного  коллектива, как здоровье, обучение, общение и воспитание.

Результат работы классного руководителя зависит  от ряда условий:

1) стратегической  устремленности и долгосрочной  перспективы планирования процесса  воспитания;

2) направленности  содержания воспитательной деятельности  на развитие детей;

3) системности  осуществления воспитательного  взаимодействия;

4) ориентации  воспитательного процесса на  развитие индивидуальности детей;

5) технологичности  работы педагога-воспитателя;

6) диагностической  оснащенности деятельности классного  руководителя.

 Четкое  знание классным руководителем  своих функций, направлений и  содержания работы, условий для  повышения эффективности воспитательного  процесса позволяет качественно  выполнять возложенную на него  миссию. В своей работе классный  руководитель использует богатый  арсенал различных форм деятельности  как в работе с учащимися,  так и в работе с коллегами-учителями  и с родителями учеников.

Эффективность работы классного руководителя оценивается  на основании разрабатываемых критериев  относительно ведущих направлений  деятельности самим педагогом и  администрацией образовательного учреждения.

Выделяются три основные группы функций классного руководителя:

- функции  воздействия на ребенка: изучение  индивидуальных особенностей развития, окружения, интересов; программирование  воспитательных воздействий; реализация  комплекса методов и средств;  анализ эффективности воспитательных  воздействий;

Информация о работе Функции и направления деятельности классного руководителя