Функции и направления деятельности классного руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание

Классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций: целевых, социально-психологических, организаторских и управленческих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…....3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Развитие классного руководства…………………………………………….6
1.2. Функции деятельности классного руководителя………………………….10
1.3. Направления работы классного руководителя…………………………… 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………………...21
Глава 2. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
2.1. Общая характеристика деятельности классного руководителя…………….22
2.2.Направления деятельности Светашовой Н.С. как классного руководителя……………………………..................................................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......31
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….......33

Работа состоит из  1 файл

Функции и направлениядеятельности классного руководителя.docx

— 55.62 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…....3

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ            КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

    1. Развитие классного руководства…………………………………………….6
    2. Функции деятельности классного руководителя………………………….10
    3. Направления работы классного руководителя…………………………… 17

ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………………...21           

Глава 2. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО  РУКОВОДИТЕЛЯ

2.1. Общая характеристика деятельности  классного руководителя…………….22

2.2.Направления  деятельности Светашовой Н.С.  как классного руководителя……………………………..................................................................25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......31

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….......33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В проекте  государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы указывается, что стратегической целью государственной молодежной политики является создание условий  для успешной социализации и эффективной  самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование  в интересах инновационного социально  ориентированного развития страны. К  приоритетным направлениям реализации государственной политики в данной сфере деятельности отнесены:

- вовлечение  молодежи в социальную практику  и ее информирование о потенциальных  возможностях саморазвития, обеспечение  поддержки научной, творческой  и предпринимательской активности  молодежи;

- формирование  целостной системы поддержки  обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи;

- гражданское  образование и патриотическое  воспитание молодежи, содействие  формированию правовых, культурных  и нравственных ценностей среди  молодежи.

В реализации данных направлений исключительная роль принадлежит классному руководителю общеобразовательной школы. Воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество  проблем и является исключительно  многогранной как по содержанию, так  и по разнообразию методов, форм и  средств педагогического воздействия  на учащихся.

Основная  задача классного руководителя - создать  условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и  их возрастными потребностями. Классный руководитель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих учеников и сделать  все возможное, чтобы родители и  ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.

Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной жизни, затрагивают  широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти  отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности  всех участвующих в них субъектов, с другой – дают возможность для  свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем. Эти изменения требуют  поиска новых подходов к организации  деятельности участников педагогического  процесса в образовательных учреждениях, и, прежде всего в школе, где многие проблемы уже не могут быть решены традиционными средствами. Необходимы интересные проекты и изыскания  не только в содержании образования, но и в самой структуре отношений  между педагогами и учащимися, между  администрацией школы и членами  педагогического коллектива. Их основой  должно стать сотрудничество и равноправное партнерство.

Воспитание  ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с социальной средой. Роль классного  руководителя заключается в создании таких условий, которые помогли  бы детям найти себя и свое место  в классном и школьном коллективах, свою нишу в социальной жизни. Вместе с тем, необходимо отметить, что на современном этапе развития системы образования становится актуальной проблема поиска новых условий организации, содержания деятельности классного руководителя для эффективной работы в области воспитания школьников.

Классный  руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Деятельность классного руководителя в этом направлении  характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием  и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций: целевых, социально-психологических, организаторских  и управленческих.

Объект  исследования - деятельность классного  руководителя общеобразовательной  школы.

Предмет исследования - функции и направления  деятельности классного руководителя.

Цель  исследования - раскрыть функции и направления деятельности классного руководителя.

Задачи исследования:

  1. Выявить исторические этапы развития классного руководства.
  2. Изучить цель, задачи работы, функции и направления деятельности классного руководителя.
  3. Охарактеризовать работу классного руководителя 6 «Б» класса БСОШ Филиала СГПИ в г. Железноводске Светашовой Н.С.

Методы  исследования: общенаучные общетеоретические (абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение), конкретно-научные  теоретические (анализ литературы, анализ понятийно-терминологической системы), эмпирические методы (анализ документации, обобщение индивидуального педагогического  опыта).

Методы  исследования: на теоретическом уровне в данной работе применялись метод  теоретического анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, изучения источников литературы по проблеме исследования; на эмпирическом – анализ документации, беседа,  изучение и обобщение индивидуального  педагогического опыта.

База исследования: Базовая  средняя (полная) общеобразовательная  школа Филиала СГПИ в городе Железноводске.

Структура работы: работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка литературы.

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

    1. Развитие классного руководства

 

 Классный  руководитель - педагог, занимающийся  организацией, координацией и проведением  внеурочной   воспитательной работы, в общеобразовательной школе  Российской Федерации, указывается  в педагогическом словаре. В  начальных классах обязанности  классного руководителя выполняет  учитель, ведущий этот класс.  На средней и старшей ступенях  обучения классный руководитель  назначается администрацией школы  из учителей, работающих в данном  классе. Должность классного руководителя  введена и в средних специальных  учебных заведениях. В малокомплектных  школах, школах-интернатах, профессионально  - технических училищах функции классного руководителя осуществляет воспитатель.

Институт  классных руководителей в нашей  стране имеет свою историю: с 1871 до 1917 года в гимназиях и других средних  учебных заведениях Российской империи  существовала должность классного  наставника, на которую назначались  штатные преподаватели, отвечающие за воспитание учащихся и осуществлявшие надзор над поведением [3, с. 20]. В первые годы создания Советской школы организация и проведение воспитательной работы в классе на уроках и во внеурочное время возлагалось на всех учителей, но уже в 20-е годы ХХ века в связи с необходимостью согласования и объединения воспитательной деятельности всех учителей, стихийно стали появляться руководители воспитательной работы. Они прикреплялись к учебным группам и назывались групповодами [3, с. 21].

В 1934 году, после переименования учебных групп  в классы, появилось понятие классный руководитель. Первое Положение о  классном руководителе было утверждено Наркомпросом РСФСР 28 июня 1934 года, согласно этому положению классный руководитель назначался директором школы из числа  лучших и наиболее опытных учителей IV-Х классов. Основные его функции  и обязанности сформулированы в  Уставе средней общеобразовательной  школы. Основное содержание, формы и  методы воспитательной работы классного  руководителя раскрыты в методическом письме «О работе классного руководителя».

В 1947 году МП РСФСР утвердило «Положение о  классном руководителе», согласно которому задачей классного руководителя являлась организация учащихся класса в дружный, целеустремленный, работоспособный  ученический коллектив в целях  успешного разрешения учебно-воспитательных задач, поставленных перед школой.

В 50-х  – первой половине 60-х годов велись поиски новых подходов к воспитанию ребенка, появились публикации из опыта  рабаты классных руководителей [8, с.445].

До 70-х  годов XX века, классный руководитель был в школе «мастером на все руки». В 70-е годы ситуация изменилась к лучшему: появилась возможность ввести в школе ставки, для специалистов, обеспечивающих организацию воспитательной деятельности с учащимися (педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, педагоги-психологи и т.д.), благодаря этому введению классный руководитель получил возможность работать в коллективе единомышленников. По сути это был первый вариант решения проблемы качества воспитательной работы, второй вариант, предложенный в 90-е годы, - введение должности освобожденного классного воспитателя, (классного руководителя, который занимался бы только воспитательной работой), не получил широкого распространения, потому что он необходим в сложном коллективе, где имеются дезадаптированные дети с низким уровнем воспитанности, знаний и умений, а также в ситуации перехода из начальной в среднюю школу [3, с. 23].

С 1970 года основные обязанности классного  руководителя определялись Уставом  средней общеобразовательной школы. Положение о классном руководстве  1971 году продолжило линию, выработанную в 30-е годы — ориентация на коллектив  учащихся. В основные задачи классного  руководителя входило воспитание у  учащихся идейной убеждённости, обществ, сознания и готовности к активному  участию в обществ, жизни; трудовое воспитание учащихся, подготовка их к  жизни, к сознательному выбору профессии; борьба за высокое качество успеваемости, глубокое усвоение основ наук, развитие познавательной активности; содействие эстетическому и физическому  воспитанию, укреплению здоровья детей.

Движение педагогов за реформирование системы образования, развернувшееся в конце 80-х годов, вновь привлекло  внимание к проблеме воспитания учащихся и роли классного руководителя  в её решении. С 1989 в ряде областей России проводится эксперимент по программе  «Освобождённый классный руководитель (воспитатель)», в ходе которого определились приоритетные направления в деятельности классного руководителя. В центре его внимания находится личность воспитанника, его защита и развитие. Коллектив учащихся (класс) должен стать  благоприятной средой для каждого  ученика. Содержание воспитательной работы составляют целевые программы: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». Организуя работу по этим направлениям, классный руководитель совместно с  другими учителями и родителями обеспечивает физическое, нравственное  развитие личности школьника, создаёт  условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и  самореабилитации [8, с.445].

На сегодняшний  день действует приказ № 21 Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 года, утвержденный А. Фурсенко. В приказе  были приняты «Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений».

Настоящие методические рекомендации разработаны  в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 30 декабря 2005 г. № 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ»

В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном  учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации  от 19 марта 2001 г. № 196 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 13, ст.1252), на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе [12].

В Методических рекомендациях об осуществлении  функций классного руководителя педагогическими работниками государственных  общеобразовательных учреждений  субъектов РФ и муниципальных  общеобразовательных учреждений определена цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Информация о работе Функции и направления деятельности классного руководителя