Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 11:05, контрольная работа

Описание

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на
первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего
выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования толерантности у детей………6
1.1. Теоретические основы проблемы толерантности в педагогике……………6
1.2. Сущность, критерии и показатели толерантности………………………….14
1.3. Приемы воспитания основ толерантности………………………………….23
Выводы по главе I…………………………………………………………………28
Глава 2. Анализ формирования толерантности у детей
старшего дошкольного возраста на примере ДОУ № 40………………………..29
2.1. Изучение уровня толерантности в ДОУ № 40………………………………29
2.2.Система работы по формированию толерантности
у детей дошкольного возраста……………………………………………………32
Выводы по главе II…………………………………………………………………41
Заключение………………………………….……………………………………..44
Список литературы. ………………………

Работа состоит из  1 файл

Формирование толерантности.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

В первую очередь, - это  методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания детей, нравственных суждений, оценок и пр. К данной категории методов нами были отнесены:

- метод беседы (например, «Как можно пожалеть?», «Как научиться всегда приходить на помощь?», «Нуждаются ли люди друг в друге?», «Знакомство с конвенцией о правах ребёнка», «Доброе слово лечит, а худое – калечит», «Дружат люди всей земли» и т.д.);

- чтение художественной  литературы, что оказывает влияние  не только на сознание, но и  на чувства детей - дети стараются  подражать понравившимся героям (сказки «Разумница», «Крошечка-Хаврошечка», произведения С.Михалкова «Равнодушная ворона», А.Барто «Вовка-добрая душа», В.Осеевой «Волшебное слово» и «Отомстила», О.Уальда «Мальчик-звезда», Р.Киплинга «Маугли» и др.). Наряду с чтением литературных произведений мы разучивали пословицы о дружбе и доброте;

- наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.

Использование данных методов  способствовало формированию у детей  необходимого для последующей работы багажа нравственных представлений.

Второй категорией методов, применяемых нами в работе с детьми, стали методы, направленные на формирование у детей опыта практики социально-ориентированного, толерантного поведения:

- ритуалы приветствия  и прощания: «Привет другу», «Мы разные», «Дружба», «Дружат дети всей земли» и др.;

-  проблемно-игровые  ситуации: «Чудо-книга», «Законы дружбы», «Новый год в Европе», «Негритенок Джимми», «Если рядом с тобой кто то плачет»и др.;

-   инсценировки  произведений: С. Прокофьев «Самый большой друг» и др.;

-  дидактические игры «Народы мира», «Путешественник», игра-интервью «Узнай о друге больше», игра-цепочка «Правила дружбы», игра-моделирование «Портрет идеального друга».

Особое значение для  обеспечения опыта толерантного поведения детей, на наш взгляд, имеет активная реализация в практике работы с ними такой формы организации их жизнедеятельности, как проведение праздников, и других массовых мероприятий, знакомящих детей с культурой и традициями своего народа и народов мира, а также создание условий для театрализованной деятельности дошкольников по сценариям, в основе которых лежат сказки народов мира, сюжетно-ролевых, а также подвижных игр разных народов мира: «Салки», «Большая змея», «Гори, гори ясно», «Бояре», «Поймай за хвост дракона» и др.

Использовали мы и художественно-творческую деятельность детей:

- рисование на тему «Русский сарафан», «Люди Африки», «Хорошие и плохие поступки»; лепку по теме «Дружный хоровод», изготовление книжек-самоделок «Дружат дети всей земли», моделирование правил общения со взрослыми и детьми, составление коллажа «Какой разный мир», создание эмблемы «Дружбы народов».

В третью категорию методов, непосредственно способствующих формированию нравственных чувств, эмоций и отношений  у детей мы включили: игры-этюды «Поссорились-помирились», «Дружная семейка»; прослушивание «Песенки о дружбе» Е.Теличеевой, «Мы дружные ребята» С.Разоренова, «Верные друзья» А.Полозова, а также игры на сплочение «Письмо», «Сиамские близнецы» и др.

Организуя работу по формированию эмоциональной комфортности и толерантного отношения  у детей, большое значение имеет использование следующих приемов:

- предвосхищающая позитивная  оценка действий, поступков ребенка (Я уверена, что ты так больше делать не будешь);

- элементы рефлексии своих проявлений самими детьми (Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват);

- определение мотива, причины несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику (Почему ты так поступил?, Расскажи, как это произошло);

- определенное значение имеет и разъяснение (Я вам сейчас расскажу, что произошло).

Учитывая роль семьи  в воспитании детей, нами была спроектирована и система работы с родителями.

Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются следующие  формы взаимодействия с родителями:

- участие родителей  в создании мини-музея кукол, отражающих национальные мотивы;

- изготовление национальных  костюмов для детей;

-спортивный досуг  «Вместе весело играем» (национальные  игры);

- музыкальное развлечение  «А у наших у ворот развесёлый  хоровод» (хороводные игры и забавы).

По итогам реализации выше представленной системы работы, нами была организована диагностика  уровня развития толерантности у  детей.

Основными критериями оценки основ толерантного отношения детей  младшего дошкольного возраста мы определили:

- доминирование у детей эмоций положительной модальности,

- устойчивое доброжелательное отношение к окружающим (взрослым и сверстникам),

- интерес к взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

Критериями оценки толерантного отношения детей старшего дошкольного  возраста, на наш взгляд, являются:

- способность оптимально эффективно организовывать межличностное взаимодействие детей со своими сверстникам и с окружающими взрослыми,

- умение понимать эмоциональное состояние и настроение окружающих, учитывать их в процессе общения,

- умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации,

- адекватность самооценки.

Осуществленное нами на основе выделенных критериев диагностическое  исследование детей показало следующие  результаты.

 

 

 

Рисунок 2 – Уровни толерантности  у дошкольников

МДОУ №458 после проведения эксперимента

 

После проведения формирующего эксперимента уровень  толерантности  детей повысился.

Все дети чувствуют себя комфортно, раскрепощены, «открыты» для взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми; у них преобладает устойчивый эмоционально-положительный фон в течение всего дня; у  детей сформированы положительные способы сотрудничества (умение договариваться, уступать, делиться); понимают эмоциональные состояния окружающих и  учитывают их в процессе взаимодействия с другими.

Таким образом, мы делаем вывод об эффективности разработанной  нами системы мероприятий, направленных на развитие толерантности у детей.

Также мы считаем, что  формирование толерантности каждый должен начинать с самого себя. То, насколько  будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от их толерантных действий, поступков, суждений. Надо уважать и принимать ребенка таким, какой он есть. А уважать – значит понимать, поддерживать, верить.

Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком», а если и придется это сделать, то только для его защиты. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый их них научился уважать и ценить и себя, и окружающих (как взрослых, так и сверстников).

 

 

Вывод по главе II

 

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает  особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.

В детском саду воспитание толерантного отношения детей друг к другу формируется средствами социально-культурной деятельности, через ознакомление дошкольников с культурой народа той местности, в которой они проживают, с традициями и обычаями других народов.

Целью нашего исследования является выявить уровень толерантности у детей старшего дошкольного возраста МДОУ №458, а также предложить рекомендации по повышению уровня толерантности.

Таким образом, результаты экспериментальной работы выявили  что у дошкольников в основном преобладает низкий и средний уровень толерантности. Поэтому необходимо разработать  систему работы по формированию толерантности у детей дошкольного возраста.

Организуя нашу деятельность, мы спроектировали в ней три взаимосвязанных  направления работы:

- с педагогами,

- с детьми,

- с родителями.

Ориентируясь на имеющийся  у педагогов нашего образовательного учреждения теоретико-практический опыт, правилами такого взаимодействия с  детьми мы определяем: не обижать ребенка; выслушивать его мнение и считаться  с ним; уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка (это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости). Нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.д. Важен диалог с ребенком. Только в этом случае у него будет развиваться доверие к взрослому, партнерские отношения с ним.

Особое значение для  обеспечения опыта толерантного поведения детей, на наш взгляд, имеет  активная реализация в практике работы с ними такой формы организации их жизнедеятельности, как проведение праздников, и других массовых мероприятий, знакомящих детей с культурой и традициями своего народа и народов мира, а также создание условий для театрализованной деятельности дошкольников по сценариям, в основе которых лежат сказки народов мира, сюжетно-ролевых, а также подвижных игр разных народов мира: «Салки», «Большая змея», «Гори, гори ясно», «Бояре», «Поймай за хвост дракона» и др.

Учитывая роль семьи  в воспитании детей, нами была спроектирована и система работы с родителями.

Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются следующие  формы взаимодействия с родителями:

- участие родителей  в создании мини-музея кукол,  отражающих национальные мотивы;

- изготовление национальных  костюмов для детей;

-спортивный досуг  «Вместе весело играем» (национальные  игры);

- музыкальное развлечение  «А у наших у ворот развесёлый  хоровод» (хороводные игры и забавы).

По итогам реализации выше представленной системы работы, нами была организована диагностика уровня развития толерантности у детей.

После проведения формирующего эксперимента уровень  толерантности  детей повысился.

Все дети чувствуют себя комфортно, раскрепощены, «открыты»  для взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми; у них преобладает устойчивый эмоционально-положительный фон в течение всего дня; у  детей сформированы положительные способы сотрудничества (умение договариваться, уступать, делиться); понимают эмоциональные состояния окружающих и  учитывают их в процессе взаимодействия с другими.

Таким образом, мы делаем вывод об эффективности разработанной  нами системы мероприятий, направленных на развитие толерантности у детей.

 

 

 

Заключение

 

Толерантность во все  времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала  терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других.

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает  особую важность ещё и потому, что  опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.

Эффективность педагогической деятельности зависит от сотрудничества детского сада с семьями воспитанников, потому что именно семья предопределяет стартовое развитие личности и поведение ребенка в будущем. 
Однако, как показывает опыт, прежде чем планировать работу с детьми и с родителями, необходимо обратиться к самим педагогам: и они нуждаются в знакомстве с этнокультурным материалом, и им необходимо расширять свои знания в области межкультурного общения.

Целью нашего исследования является выявить уровень толерантности  у детей старшего дошкольного  возраста МДОУ №458, а также предложить рекомендации по повышению уровня толерантности.

Организуя нашу деятельность, мы спроектировали в ней три взаимосвязанных  направления работы:

- с педагогами,

Информация о работе Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста