Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 11:05, контрольная работа
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на
первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего
выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования толерантности у детей………6
1.1. Теоретические основы проблемы толерантности в педагогике……………6
1.2. Сущность, критерии и показатели толерантности………………………….14
1.3. Приемы воспитания основ толерантности………………………………….23
Выводы по главе I…………………………………………………………………28
Глава 2. Анализ формирования толерантности у детей
старшего дошкольного возраста на примере ДОУ № 40………………………..29
2.1. Изучение уровня толерантности в ДОУ № 40………………………………29
2.2.Система работы по формированию толерантности
у детей дошкольного возраста……………………………………………………32
Выводы по главе II…………………………………………………………………41
Заключение………………………………….……………………………………..44
Список литературы. ………………………
В первую очередь, - это методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания детей, нравственных суждений, оценок и пр. К данной категории методов нами были отнесены:
- метод беседы (например, «Как можно пожалеть?», «Как научиться всегда приходить на помощь?», «Нуждаются ли люди друг в друге?», «Знакомство с конвенцией о правах ребёнка», «Доброе слово лечит, а худое – калечит», «Дружат люди всей земли» и т.д.);
- чтение художественной литературы, что оказывает влияние не только на сознание, но и на чувства детей - дети стараются подражать понравившимся героям (сказки «Разумница», «Крошечка-Хаврошечка», произведения С.Михалкова «Равнодушная ворона», А.Барто «Вовка-добрая душа», В.Осеевой «Волшебное слово» и «Отомстила», О.Уальда «Мальчик-звезда», Р.Киплинга «Маугли» и др.). Наряду с чтением литературных произведений мы разучивали пословицы о дружбе и доброте;
- наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.
Использование данных методов способствовало формированию у детей необходимого для последующей работы багажа нравственных представлений.
Второй категорией методов, применяемых нами в работе с детьми, стали методы, направленные на формирование у детей опыта практики социально-ориентированного, толерантного поведения:
- ритуалы приветствия и прощания: «Привет другу», «Мы разные», «Дружба», «Дружат дети всей земли» и др.;
- проблемно-игровые ситуации: «Чудо-книга», «Законы дружбы», «Новый год в Европе», «Негритенок Джимми», «Если рядом с тобой кто то плачет»и др.;
- инсценировки произведений: С. Прокофьев «Самый большой друг» и др.;
- дидактические игры «Народы мира», «Путешественник», игра-интервью «Узнай о друге больше», игра-цепочка «Правила дружбы», игра-моделирование «Портрет идеального друга».
Особое значение для обеспечения опыта толерантного поведения детей, на наш взгляд, имеет активная реализация в практике работы с ними такой формы организации их жизнедеятельности, как проведение праздников, и других массовых мероприятий, знакомящих детей с культурой и традициями своего народа и народов мира, а также создание условий для театрализованной деятельности дошкольников по сценариям, в основе которых лежат сказки народов мира, сюжетно-ролевых, а также подвижных игр разных народов мира: «Салки», «Большая змея», «Гори, гори ясно», «Бояре», «Поймай за хвост дракона» и др.
Использовали мы и художественно-творческую деятельность детей:
- рисование на тему «Русский сарафан», «Люди Африки», «Хорошие и плохие поступки»; лепку по теме «Дружный хоровод», изготовление книжек-самоделок «Дружат дети всей земли», моделирование правил общения со взрослыми и детьми, составление коллажа «Какой разный мир», создание эмблемы «Дружбы народов».
В третью категорию методов,
непосредственно способствующих формированию
нравственных чувств, эмоций и отношений
у детей мы включили: игры-этюды «Поссорились-
Организуя работу по формированию эмоциональной комфортности и толерантного отношения у детей, большое значение имеет использование следующих приемов:
- предвосхищающая позитивная оценка действий, поступков ребенка (Я уверена, что ты так больше делать не будешь);
- элементы рефлексии своих проявлений самими детьми (Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват);
- определение мотива, причины несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику (Почему ты так поступил?, Расскажи, как это произошло);
- определенное значение имеет и разъяснение (Я вам сейчас расскажу, что произошло).
Учитывая роль семьи в воспитании детей, нами была спроектирована и система работы с родителями.
Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются следующие формы взаимодействия с родителями:
- участие родителей в создании мини-музея кукол, отражающих национальные мотивы;
- изготовление национальных костюмов для детей;
-спортивный досуг
«Вместе весело играем» (
- музыкальное развлечение «А у наших у ворот развесёлый хоровод» (хороводные игры и забавы).
По итогам реализации выше представленной системы работы, нами была организована диагностика уровня развития толерантности у детей.
Основными критериями оценки основ толерантного отношения детей младшего дошкольного возраста мы определили:
- доминирование у детей эмоций положительной модальности,
- устойчивое доброжелательное отношение к окружающим (взрослым и сверстникам),
- интерес к взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
Критериями оценки толерантного отношения детей старшего дошкольного возраста, на наш взгляд, являются:
- способность оптимально эффективно организовывать межличностное взаимодействие детей со своими сверстникам и с окружающими взрослыми,
- умение понимать эмоциональное состояние и настроение окружающих, учитывать их в процессе общения,
- умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации,
- адекватность самооценки.
Осуществленное нами на основе выделенных критериев диагностическое исследование детей показало следующие результаты.
Рисунок 2 – Уровни толерантности у дошкольников
МДОУ №458 после проведения эксперимента
После проведения формирующего эксперимента уровень толерантности детей повысился.
Все дети чувствуют себя комфортно, раскрепощены, «открыты» для взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми; у них преобладает устойчивый эмоционально-положительный фон в течение всего дня; у детей сформированы положительные способы сотрудничества (умение договариваться, уступать, делиться); понимают эмоциональные состояния окружающих и учитывают их в процессе взаимодействия с другими.
Таким образом, мы делаем вывод об эффективности разработанной нами системы мероприятий, направленных на развитие толерантности у детей.
Также мы считаем, что формирование толерантности каждый должен начинать с самого себя. То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от их толерантных действий, поступков, суждений. Надо уважать и принимать ребенка таким, какой он есть. А уважать – значит понимать, поддерживать, верить.
Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком», а если и придется это сделать, то только для его защиты. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый их них научился уважать и ценить и себя, и окружающих (как взрослых, так и сверстников).
Вывод по главе II
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.
В детском саду воспитание толерантного отношения детей друг к другу формируется средствами социально-культурной деятельности, через ознакомление дошкольников с культурой народа той местности, в которой они проживают, с традициями и обычаями других народов.
Целью нашего исследования является выявить уровень толерантности у детей старшего дошкольного возраста МДОУ №458, а также предложить рекомендации по повышению уровня толерантности.
Таким образом, результаты экспериментальной работы выявили что у дошкольников в основном преобладает низкий и средний уровень толерантности. Поэтому необходимо разработать систему работы по формированию толерантности у детей дошкольного возраста.
Организуя нашу деятельность, мы спроектировали в ней три взаимосвязанных направления работы:
- с педагогами,
- с детьми,
- с родителями.
Ориентируясь на имеющийся у педагогов нашего образовательного учреждения теоретико-практический опыт, правилами такого взаимодействия с детьми мы определяем: не обижать ребенка; выслушивать его мнение и считаться с ним; уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка (это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости). Нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.д. Важен диалог с ребенком. Только в этом случае у него будет развиваться доверие к взрослому, партнерские отношения с ним.
Особое значение для обеспечения опыта толерантного поведения детей, на наш взгляд, имеет активная реализация в практике работы с ними такой формы организации их жизнедеятельности, как проведение праздников, и других массовых мероприятий, знакомящих детей с культурой и традициями своего народа и народов мира, а также создание условий для театрализованной деятельности дошкольников по сценариям, в основе которых лежат сказки народов мира, сюжетно-ролевых, а также подвижных игр разных народов мира: «Салки», «Большая змея», «Гори, гори ясно», «Бояре», «Поймай за хвост дракона» и др.
Учитывая роль семьи в воспитании детей, нами была спроектирована и система работы с родителями.
Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются следующие формы взаимодействия с родителями:
- участие родителей
в создании мини-музея кукол,
отражающих национальные
- изготовление национальных костюмов для детей;
-спортивный досуг
«Вместе весело играем» (
- музыкальное развлечение «А у наших у ворот развесёлый хоровод» (хороводные игры и забавы).
По итогам реализации выше представленной системы работы, нами была организована диагностика уровня развития толерантности у детей.
После проведения формирующего эксперимента уровень толерантности детей повысился.
Все дети чувствуют себя комфортно, раскрепощены, «открыты» для взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми; у них преобладает устойчивый эмоционально-положительный фон в течение всего дня; у детей сформированы положительные способы сотрудничества (умение договариваться, уступать, делиться); понимают эмоциональные состояния окружающих и учитывают их в процессе взаимодействия с другими.
Таким образом, мы делаем вывод об эффективности разработанной нами системы мероприятий, направленных на развитие толерантности у детей.
Заключение
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других.
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.
Эффективность педагогической
деятельности зависит от сотрудничества детского сада с семьями
воспитанников, потому что именно семья
предопределяет стартовое развитие личности
и поведение ребенка в будущем.
Однако, как показывает опыт, прежде чем
планировать работу с детьми и с родителями,
необходимо обратиться к самим педагогам:
и они нуждаются в знакомстве с этнокультурным
материалом, и им необходимо расширять
свои знания в области межкультурного
общения.
Целью нашего исследования является выявить уровень толерантности у детей старшего дошкольного возраста МДОУ №458, а также предложить рекомендации по повышению уровня толерантности.
Организуя нашу деятельность, мы спроектировали в ней три взаимосвязанных направления работы:
- с педагогами,
Информация о работе Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста