Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 11:05, контрольная работа

Описание

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на
первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего
выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования толерантности у детей………6
1.1. Теоретические основы проблемы толерантности в педагогике……………6
1.2. Сущность, критерии и показатели толерантности………………………….14
1.3. Приемы воспитания основ толерантности………………………………….23
Выводы по главе I…………………………………………………………………28
Глава 2. Анализ формирования толерантности у детей
старшего дошкольного возраста на примере ДОУ № 40………………………..29
2.1. Изучение уровня толерантности в ДОУ № 40………………………………29
2.2.Система работы по формированию толерантности
у детей дошкольного возраста……………………………………………………32
Выводы по главе II…………………………………………………………………41
Заключение………………………………….……………………………………..44
Список литературы. ………………………

Работа состоит из  1 файл

Формирование толерантности.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

- эмоциональная стабильность;

- высокий уровень эмпатии;

- экстравертность;

- социальная активность;

- умение прийти на помощь.

Все перечисленные признаки характеризуют человека, свободного от догм, стереотипов, страхов, от чрезмерной потребности в опеке и стремления к подавлению окружающих [4, С.45].

Следовательно, диалог и  сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как «свобода» (такую  связь можно проследить в работах  многих ученых, в частности С.Соловейчика, В.Матвеева, О.Газмана, И.Иванова).

Характеризуя эту связь, необходимо уделить внимание ведущей  мысли теоретиков и практиков  педагогики сотрудничества: «Если предоставить детям полную свободу, но не создать  при этом отношения сотрудничества, то выпадает главное в воспитании внутренне свободного человека - обострение совести. Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям».

В межнациональном сотрудничестве «тонкая игра усилий» - необходимое, базовое понятие, определяющее толерантное отношение взаимодействующих сторон, т.к. «совестливое отношение к людям», которое формируется благодаря этим усилиям, является основой демократического полинационального государства.

Основные критерии «толерантности»  и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия (толерантность - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды). Следовательно, признаки: диалоговое взаимодействие, сотрудничество и опеку с целью формирования толерантных убеждений и поведения, могут рассматриваться и в качестве критериев.

Таблица 1 – Критерии толерантности

Критерии

Показатели

Устойчивость 
личности

-эмоциональная стабильность; 
-доброжелательность, вежливость, терпение; 
-социальная ответственность; 
-самостоятельность; 
-социальная релаксация

Эмпатия

-чувствительность партнера; 
-высокий уровень сопереживания; 
-учтивость; 
-экстравертность; 
-способность к рефлексии

Дивергентность 
мышления

-отсутствие стереотипов, предрассудков; 
-гибкость мышления; 
-критичность мышления

Мобильность 
поведения

-отсутствие напряженности в поведении; 
-отсутствие тревожности; 
-контактируемость, общительность (коммуникабельность); 
-умение найти выход из сложной ситуации; 
-автономность поведения; 
-прогностицизм; 
-динамизм

Социальная  
активность

-социальная самоидентификация; 
-социальная адаптированность; 
-креативность; 
-социальный оптимизм; 
-инициативность


 

Эти критерии можно развить, уточнив, что:

- устойчивость личности - сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей;

- эмпатия - адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека;

- дивергентность поведения - способность необычно решать обычные проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);

- мобильность поведения - способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств;

- социальная активность - готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе.

Основные идеи и принципы образовательной  стратегии  
формирования толерантности заключаются в следующем.

Древние философы предостерегали: «Трех  вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения». Опираясь на это высказывание, можно определить основные идеи образовательной стратегии формирования толерантности.

Согласно общим положениям о правах человека, изложенным в  Декларации ООН по правам человека и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, необходимо создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде - в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом) [18, С.69].

Образовательная стратегия  должна распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело-черных цветах), национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки, искусства, государства; позитивные черты характера). 
Образовательная стратегия должна реализовывать идею привития детям и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах.

Образовательная стратегия  должна способствовать созданию благоприятного микрокосма культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищено и способен к открытому взаимодействию с миром[14, С.47].

Реализовать вышеперечисленные идеи образовательной стратегии позволяет выполнение педагогами следующих принципов:

- в течение жизни личность развивает в себе социальные качества, определяющие ее принадлежность к виду «homo sapiens», поэтому ребенка нужно обучать культуре мира (общечеловеческим законам бытия), опираясь на естественную природу ребенка, дабы не нарушить хрупкий мир детства;

- ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной, национальной среде, которая имеет множество позитивных черт; опора на позитивный социально-культурный опыт этноса - важнейший принцип образовательной стратегии;

- принцип межнационального общения предполагает создание условий для позитивного взаимодействия и взаимообогащения детей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп; 
- принцип самоценности ребенка предполагает принятие ребенка таким, какой он есть;

- ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и издевательство над другими, поэтому принцип нравственной атмосферы («социального комфорта»), предполагающий обеспечение защиты детей от насилия, издевательств и бойкотирования в детском коллективе, является основополагающим;

- принцип «социального урока» предполагает активизацию детей в поиске решений проблемы детской агрессии (ребенок оказывается в позиции обиженного, отвергнутого или ставится в позицию агрессора и пытается решить проблему).

 

1.3 Приемы воспитания  основ толерантности

 

В последнее время  часто возникают дискуссии о  толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

В.В.Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».

В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей[12, С.198].

В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...». Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». И далее: «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей».

Дошкольное детство - это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Формирование толерантности  целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным  для воспитания нравственности и  толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В формировании толерантности  у дошкольников необходимо опираться  на игровые методы воспитания, так  как игра является основным видом  деятельности детей дошкольного  возраста[12, С.198].

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также – это огромная каждодневная работа педагогов.

Одним из важных звеньев  по воспитанию основ толерантности  у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка  трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений [8, С.52].

Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее  время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.

Наша Россия – это  многонациональная страна. Издавна  на ее территории проживает множество  народов, каждый из которых по–своему  самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерантности. На страницах хрестоматийных книг подробно рассказывается о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока. Эти богатые источники информации активно используются педагогами в детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей[16, С.96].

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью  знакомства детей с культурой  и традициями своего народа  и народов мира; б) театрализованную  деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры  дошкольников, основной целью которых  является освоение и практическое  применение детьми способов толерантного  взаимодействия;

3) русские народные подвижные игры, такие как «Гори, гори ясно», «Бояре» и другие;

4) проведение русских  народных праздников, например таких  как «Масленица, Рождество» в соответствии с народным календарем;

5) изучение народных  праздников ближайших стран-соседей,  скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;

6) знакомство детей  с традициями народов разных  стран;

7) с традициями празднования  Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных  странах;

8) игры-занятия, созданных  на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

Информация о работе Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста