Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 11:05, контрольная работа

Описание

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на
первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего
выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования толерантности у детей………6
1.1. Теоретические основы проблемы толерантности в педагогике……………6
1.2. Сущность, критерии и показатели толерантности………………………….14
1.3. Приемы воспитания основ толерантности………………………………….23
Выводы по главе I…………………………………………………………………28
Глава 2. Анализ формирования толерантности у детей
старшего дошкольного возраста на примере ДОУ № 40………………………..29
2.1. Изучение уровня толерантности в ДОУ № 40………………………………29
2.2.Система работы по формированию толерантности
у детей дошкольного возраста……………………………………………………32
Выводы по главе II…………………………………………………………………41
Заключение………………………………….……………………………………..44
Список литературы. ………………………

Работа состоит из  1 файл

Формирование толерантности.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

9)сочинение сказок  и историй самими детьми; инсценировки  сказок[11, С.201]. 

 

Выводы по главе I

 

Толерантность во все  времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала  терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека. Нетерпимость в полиэтническом, поликонфессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушениям прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.

Как показывают исследования отечественных авторов, трех-четырехлетний  ребенок уже вступает в первую стадию политического развития, когда  у него зарождается чувство национального самосознания. Но в этом возрасте его еще характеризуют эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

Задача гуманистической педагогики - сформировать у детей доброжелательное, уважительное отношение к представителям других этнических коллективов, приобщить дошкольников к культурным ценностям разных народов.

Эффективность педагогической деятельности зависит от сотрудничества детского сада с семьями воспитанников, потому что именно семья предопределяет стартовое развитие личности и поведение ребенка в будущем. 
Однако, как показывает опыт, прежде чем планировать работу с детьми и с родителями, необходимо обратиться к самим педагогам: и они нуждаются в знакомстве с этнокультурным материалом, и им необходимо расширять свои знания в области межкультурного общения.

 

 

Глава 2. Анализ формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста на примере  ДОУ № 40

 

2.1 Изучение уровня толерантности в ДОУ 40

 

Отношение людей друг к другу является центром становления  личности и соответственно определяет нравственную ценность человека. В  настоящее время довольно часто  наблюдается множество негативных и деструктивных явлений в  детском коллективе, среди которых можно выделить такие, как неспособность видеть и понимать друг друга; тяжелая адаптация в коллективе сверстников; застенчивость, замкнутость; стремление ребенка снять с себя ответственность за происходящее, даже ценой лжи; ревность к успехам других детей.

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает  особую важность ещё и потому, что  опыт восприятия окружающего мира у  них ещё невелик, отсутствуют  стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.

В детском саду воспитание толерантного отношения детей друг к другу формируется средствами социально-культурной деятельности, через  ознакомление дошкольников с культурой народа той местности, в которой они проживают, с традициями и обычаями других народов.

Доступные восприятию ребенка  элементы культуры составляют содержательную основу большинства программ дошкольного  образования.

Мы разделяем мнения тех исследователей, которые считают, что толерантность зависит не только от знаний обычаев, традиций, быта представителей иных культур, но и в преодолении эгоцентристских установок в их отношении.

Целью нашего исследования является выявить уровень толерантности у детей старшего дошкольного возраста МДОУ №458, а также предложить рекомендации по повышению уровня толерантности.

Основные задачи формирования толерантности :

- развитие коммуникативные способности как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;

- формировать представления ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности и индивидуальности других детей;

- формировать у детей навыки социальной ответственности;

- развивать понимание таких нравственно обусловленных ценностей как честность,

- справедливость, доброжелательность, взаимопомощь, сострадание;

- воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности.

В ходе проведения исследования был проведен ряд диагностических исследований, таких как входная и промежуточная диагностика уровня толерантности детей старшего дошкольного возраста. Одним из важных требований к входной диагностике мы считаем выстроенную систему критериев и показателей, позволяющих объективно зафиксировать уровень толерантности детей старшего дошкольного возраста – высокий, средний, низкий. Так, нами была произведена входная диагностика, которая позволила в процессе тестовых игр оценить уровень сформированности толерантности у дошкольников по критериям от 1 (низкий уровень) до 10 (высокий уровень).

Для её проведения использовались следующие тестовые упражнения:

- игровые тестовые упражнения «Сказка», целью которых является наблюдение за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями (К.Тейлор);

- игровой тест «Секрет» (Я.Л. Коломинский), позволяющий вычислить «уровень благополучия взаимоотношений» в детском коллективе;

- наблюдение, контрольный опрос.

Тестовые упражнения помогли выявить три уровня сформированности толерантности у дошкольников.

 

 

Рисунок 1 – Уровни сформированности толерантности

у дошкольников МДОУ №458

 

Высокий уровень (9%) умения детей проявлять вербально и  в своем поведении основные сущностно-содержательные качества толерантной личности: знание своих достоинств и недостатков; критичность к себе; способность сопереживания; способность к рефлексии; легкая адаптация в коллективе детей; стремление к личной независимости; высокая социальная активность (дифференцированная и интегральные оценки в диапазоне 8-10 баллов).

 

Средний уровень (53%) толерантности определялся средним уровнем и неустойчивостью умения детей проявлять в своем поведении основные сущностно-содержательные качества толерантной личности, средним уровнем сформированности таких нравственных и этических социальных качеств, как честность, справедливость, доброжелательность, взаимопомощь (дифференцированная и интегральные оценки в диапазоне 4-7 баллов).

Низкий уровень (38%) толерантности  определялся недостаточностью и  неустойчивостью умения ребенка  проявлять в своем поведении  основные сущностно-содержательные качества личности. В этом случае можно говорить о присущих ребенку качеств интолерантной личности, а именно: ребенок замечает у себя больше достоинств, чем недостатков. Способность ребенка к эмпатии практически не выражена; тяжелая адаптация в коллективе детей, застенчивость, замкнутость; ревность к успехам других детей; (дифференцированная и интегральные оценки в диапазоне 1-3 балла).

Таким образом, результаты экспериментальной работы выявили что у дошкольников в основном преобладает низкий и средний уровень толерантности. Поэтому необходимо разработать  систему работы по формированию толерантности у детей дошкольного возраста.

 

2.2 Система работы по формированию толерантности

у детей дошкольного  возраста

 

Особое значение организация работы по развитию толерантности имеет на базовых уровнях онтогенеза, а именно, - в дошкольном возрасте, когда «закладываются» основы духовности, нравственности, ценностных ориентаций личности. Толерантное отношение к миру, принятие его таким, какой он есть, является одним из факторов социализации ребенка и в значительной мере определяет успешность его дальнейшего жизненного пути.

Обращаясь к анализу  исследований, касающихся проблемы толерантности, следует отметить, что она находит  отражение как в работах зарубежных (Дж.Колта, С.Мадди, А.Маслоу, К.Роджерса, Д.Фрейберга, С.Френе и т.д.),  так и отечественных (В.А.Блюмкина, Е.Н.Ильина, C.И.Лысенковой, Г.К.Селевко, В.Ф.Шаталова, Н.Г.Юровских  и пр.) ученых.

Под толерантностью исследователи  понимают:

– ценностное отношение  человека к людям, выражающееся в  признании, принятии и понимании  им представителей иных культур;

– терпимость к чужим  мнениям, верованиям, поведению.

Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему  миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.

Опираясь на изученные  работы в области толерантности  личности, мы делаем вывод о том, что толерантность – это не отдельно взятое качество, а конгломерат, синтез взаимосвязанных личностных характеристик.

Основой организуемой нами системы работы по формированию толерантности у детей явился процесс целенаправленно организованного  общения. Мы не случайно обратились к данному аспекту решения обозначенной проблемы.

Несмотря на то, что  проблема общения и его влияния  на полноценное личностное развитие дошкольников не нова, до настоящего времени для системы образования она остается актуальной. Имея богатейший запас теоретических знаний, касающихся роли демократического, личностно-ориентированного общения с ребенком, далеко не всегда эти знания реализуются в практике работы с детьми.

Организуя нашу деятельность, мы спроектировали в ней три взаимосвязанных  направления работы:

- с педагогами,

- с детьми,

- с родителями.

При этом работа с педагогами не случайно «заняла» первое место. Мы исходили из того, что дети – зеркало отношений и характеров взрослых.     Толерантность у ребенка возможно развить только лишь на собственном примере, реализуя в практике работы с ним личностно- ориентированную модель общения с детьми, основой которого будет толерантное к нему отношение.

Ориентируясь на имеющийся  у педагогов нашего образовательного учреждения теоретико-практический опыт, правилами такого взаимодействия с  детьми мы определяем: не обижать ребенка; выслушивать его мнение и считаться  с ним; уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка (это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости). Нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.д. Важен диалог с ребенком. Только в этом случае у него будет развиваться доверие к взрослому, партнерские отношения с ним.

Также следует отметить, что, учитывая возрастные особенности  дошкольников, а именно, - их эмоциональную  чувствительность и восприимчивость, мы считаем целесообразным активно использовать в работе с детьми такой прием взаимодействия с детьми, как «демонстрация расположенности» к ним: спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание и пр.

Большое значение, на наш взгляд,  имеет и создание в группе обстановки, максимально приближенной к домашним условиям. Это позволит обеспечить эмоционально-благополучный микроклимат в группе.

В процессе взаимодействия с детьми, пытаемся понять их настроение, а для этого при помощи системы психолого-педагогических мероприятий (деловые игры, мини-тренинги, тренинги-этюды и пр.), которые организуются психологом нашего дошкольного образовательного учреждения, развиваем   педагогическую наблюдательность; пытаемся «взглянуть на себя со стороны», анализируя собственную  деятельность; стремимся ставить себя на место ребенка; развиваем способность признавать свои ошибки в общении с детьми.

Данные мероприятия  помогают нам выбрать правильную тактику поведения в общении  с детьми. Особое значение при этом, на наш взгляд, имеет техника  разрешения конфликтных ситуаций, используя которую мы стараемся оценить поступок, действие, которое совершил ребенок, а не его личностные особенности; не используем оценки, которые несут в себе характер иронии («Ну я так и знала, что это сделал опять ты»), возмущения («Вы только посмотрите, что вы наделали!»), негативную  оценку проявлений детей («От тебя никогда ничего хорошего не дождешься!»). Если возникает конфликтная ситуация, пытаемся разрешить ее в доброжелательном тоне, не повышая голос. При этом очень важно дать ребенку понять, что воспитатель недоволен его поведением, но это не значит, что изменилось его позитивное отношение к нему.

Анализируя процесс  общения с детьми, пытаемся найти  причины ошибок взаимодействия с ними: либо это непонимание психологической ситуации, настроения детей, либо недостаточная саморегуляция, несоответствие характера общения, выбранного педагогом эмоциональной атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе, а может быть - механическое копирование стиля общения коллеги.

Наряду с модификацией своего собственного общения, взаимодействия с детьми, отношения к ним, нами была определена и система работы с воспитанниками, ориентированная  на развитие у них толерантности.

Организуя данную деятельность, мы опирались на методы, соответствующие  задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Информация о работе Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста