Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 11:05, контрольная работа
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на
первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего
выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования толерантности у детей………6
1.1. Теоретические основы проблемы толерантности в педагогике……………6
1.2. Сущность, критерии и показатели толерантности………………………….14
1.3. Приемы воспитания основ толерантности………………………………….23
Выводы по главе I…………………………………………………………………28
Глава 2. Анализ формирования толерантности у детей
старшего дошкольного возраста на примере ДОУ № 40………………………..29
2.1. Изучение уровня толерантности в ДОУ № 40………………………………29
2.2.Система работы по формированию толерантности
у детей дошкольного возраста……………………………………………………32
Выводы по главе II…………………………………………………………………41
Заключение………………………………….……………………………………..44
Список литературы. ………………………
При фасилитативном подходе основное внимание уделяется поиску адекватной психолого-педагогической тактики развития толерантности на создании наиболее благоприятных условий для выработки каждым собственной, самостоятельной и независимой позиции, для естественного, рефлексивного и индивидуального становления толерантности[17, С.69].
При попытке выяснить научное значение понятия «толерантность» были проанализированы справочные и энциклопедические материалы, поскольку данное понятие используется в самых разных областях знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, медицине и др., в результате чего были выявлены рядоположенные определяемые понятия. К раскрывающим сущность понятия «толерантность» относятся слова: терпимость, терпение, признание, уважение, великодушие в отношении других, прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другому, выносливость, готовность к примирению и др.
Ряд авторов раскрывают понятие «толерантность» на основе рассмотрения его противоположного значения «интолерантность».
Интолерантность понимается как качество личности, характеризующееся негативным, враждебным отношением к особенностям культуры той или иной социальной группы, к иным социальным группам в общем или к отдельным представителям данных групп.
Что же касается этимологии слова «толерантность», то оно происходит, как показывают исследования, от латинского слова tolerantia - терпение. Наибольшее распространение это понятие получает в Западной Европе в эпоху средневековых религиозных войн между католиками и протестантами. В России первые правила нравственного толерантного поведения учащихся отражены в школьных азбуковниках, которые от лексико-энциклопедических отличались тем, что акцентуации в них делались на нормы взаимоотношений между учащимися, на особом, уважительном отношении к учителю, к родителям. Нередко к азбуковникам писались приложения, в которых подобного рода сведения дополнялись отрывками из Священного писания, комментариями к ним, религиозно-нравственными поучениями, педагогическими советами, в том числе и по формированию милосердия, кротости, смирения, главным образом, в процессе домашнего воспитания и самообразования.
Историографический анализ систем образования в России показал, что развитие идеи толерантности тесно связывалось с развитием гуманистических систем, одной из первых среди которых явилась воспитательная система 1-го кадетского корпуса в г. Санкт-Петербурге, особенно когда на должность главного директора кадетского корпуса был назначен в 1765 году Ива Иванович Бецкой. В десяти главах Устава корпуса, составленного И.И. Бецким, было много положений, взятых из «Эмиля» Жан-Жака Руссо. На первое место он выводил гуманистическое воспитание, а подготовку военных кадров считал делом второстепенным. В 1772 году Бецкой И.И. составил «Наставление воспитателям», в котором большое место отводит роли воспитательной среды, которая должна демонстрировать перед детьми образцы высоких моральных качеств. В создании такой благонравной, очищенной от всего плохого среды заключается, по его мнению, «самое труднейшее и важнейшее дело для составления истинного благонравия, ибо без всего этого все наставления никуда не годятся. Когда хороших наставников не будет, то и доброго, чистого воспитания осуществить мы не в состоянии. Воспитатели должны обходиться с воспитанниками со всей тихостью и учтивостью, кои должны быть неразлучны с воспитанием» [19, С.9].
В условиях развития российского общества в тот период, когда в соответствии с требованиями «Домостроя» требовалось «беспрекословное подчинение родителям, мужчине - главе семьи, когда ...для воспитания детей рекомендовались суровые меры подавления воли, телесные наказания «учтивость и тихость» в воспитании были инновацией в духовно-нравственном становлении личности, новыми ценностными педагогическими идеалами.
В настоящее время
в российском обществе практически
отсутствуют объективные
К субъективным факторам относятся индивидуальные особенности детей: их психофизиологические свойства, генетические особенности, задатки и способности, личностные характеристики, практический жизненный опыт, уровень усвоения нравственной культуры и развитость сознания.
Исследование влияния этих факторов на процесс развития толерантности показало, что осознание и учет их способствуют повышению эффективности социального развития. Умелое использование этих факторов зависит от знания условий, влияющих на становление толерантной личности воспитанников, т.е. составных частей или характеристики среды, в которой развивается ребенок. Система всех факторов и условий жизнедеятельности образует среду обитания ребенка, которая является важным условием мировоспитания его личности, ибо создает актуальный образ в сфере межличностных отношений, в основе которых лежит толерантность.
Теоретическая разработка проблемы формирования толерантности на современном этапе ведется достаточно интенсивно в педагогике и во всех смежных науках: философии, психологи, культурологии, социологии и т.д.
Формирование толерантности
требует педагогического
1.2 Сущность, критерии и показатели толерантности
Во многих культурах
понятие «толерантность»
Толерантность (от латинского - терпение) - это отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.
Справочники по социологии определяют толерантность как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Безусловно, актуальность терпения отражает закономерность приоритета общечеловеческих ценностей. Не секрет, что нетерпимость к образу жизни, манере поведения, культуре и иных социальных слоев населения обостряется в периоды экономической и политической нестабильности. Проблема состоит в том, чтобы определить каким образом и возможно ли максимально сгладить имеющиеся коллизии между ценностными ориентациями различных социальных групп с одной стороны, а с другой — согласовать вербальные утверждения нравственности с вариантом объективного выбора поведенческой стратегии субъектов[18, С.12].
Действенность социального терпения обнаруживается на уровне мировоззренческих позиций и отражается в поступках. В обзоре толерантности можно выделить взаимосвязанные понятия человеколюбия, умеренности, разумности, мудрости, добродетели, дружбы, прощения, равенства, милосердия, компромисса, сотрудничества и согласия[13, С.17].
В системе этических взглядов Древнего мира принципиальным считалось развитие умеренности, нашедшее свое обоснование в учении Демокрита и воззрениях Сократа. Последнему Платон приписывает высказывания о значимой чувственной толерантности, базирующейся на представлении о том, что красота одного тела родственна красоте любого другого. Апелляция к Богу, ориентация на перспективу наказания за грехи, тождественны нарушению установленных норм — таков типичный для Средневековья актуальный метод контролирования поведения и вариант закрепления терпимости в жизни общества. Достоинства принципа ахисмы, связанного с «законом любви» и «законом страдания» получили подтверждение в борьбе народа Индии за независимость. Неру утверждал, что понятие ахисмы вкладывается конкретный смысл, раскрывающийся на примере стремления личности обуздать гнев и ненависть, избежав агрессивных намерений. А. Г. Зиммель вероятно первый европейский социолог, который обратился к конкретным взаимодействиям между людьми, фактически определил тактичность как действующую установку толерантности, которая заключается в «ограничении индивидуальных порывов там, где этого требуют права других» [13, С.18].
Существование и развитие человеческой культуры убеждает, что терпение (толерантность) в качестве морального основания для построения человеческих отношений сохраняет свою значимость постоянно. Следует подчеркнуть, что толерантность в истории культуры выполняет функцию идеальной модели формирования взаимоотношений в обществе. Поэтому оказывается закономерным наличие рассогласования между декларативным и действительным, поведенческим вариантом принятия данной ценности. Для разрешения выделенного противоречия существует несколько условий, среди которых важнейшими являются: активное пропагандирование социального терпения на уровне культурных традиций общества; знание особенностей восприятия этических моделей; использование имеющихся социально-психологических механизмов закрепления толерантности в сознании с помощью акцентирования, рефлексии.
Многие авторы понимают социокультурную толерантность как моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной, либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, правам, привычкам. Социокультурная толерантность необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения заявления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Структурными компонентами социокультурной толерантности, составляющими так называемую «триаду толерантности» являются уважение, симпатия (эмпатия), доброт[20, С.10].
Декларация определяет толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государствам. Она определяет положение толерантности по отношению к международным инструментам защиты прав человека, выработанных на протяжении 50 лет. Декларация подчеркивает, что государствам следует разрабатывать новое законодательство, при возникновении необходимости обеспечения равенства в обращении и в возможностях для всех групп людей и отдельных членов общества.
Активная нравственная
позиция и психологическая
Естественно, что эти компоненты не возникают на пустом месте, ниоткуда, и не являются - как и любое социальное качество - врожденными. Следовательно, и активная нравственная позиция вместе с психологической готовностью формируются, стимулируются (прежде всего - «изнутри») и корректируются. Целью формирования данных социально-психологических качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентаций.
В педагогической литературе
понятие «взаимодействие» определяется
как универсальная форма
Данная типология (автор Л.В.Байбородова) представляет следующие типы взаимодействия:
- диалог,
- сотрудничество,
- опека,
- подавление,
- индифферентность,
- конфронтация,
- конфликт.
Позитивной толерантности соответствуют первые три типа взаимодействия [4, С.45].
В диалоге проявляется
индивидуальность и постигается
своеобразие другого, т.к. именно диалоговое
взаимодействие подразумевает равенство
позиций в общении. В структуре диалогового
взаимодействия преобладают эмоциональный
и когнитивный компоненты, которые могут
быть охарактеризованы через высокий
уровень эмпатии, чувство партнера, умение
принять его таким, каков он есть, отсутствие
стереотипности в восприятии других, гибкость
мышления; а также через умение «видеть»
свою индивидуальность, умение адекватно
«принимать» (оценивать) свою личность.
Подобная характеристика диалогового
взаимодействия является фундаментом
толерантности и уровнем толерантных
убеждений. Своеобразие диалогового взаимодействия
выявлено еще древним философом Платоном.
Всем известно его высказывание «Познай
себя!», которое может трактоваться как
«узри себя в других» (понимая других,
пойми себя). Такому диалоговому взаимодействию
следует учить с раннего детства, ибо оно
является первоосновой позитивного социального
опыта.
Второй тип взаимодействия - сотрудничество - подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Это уровень толерантного поведения, который может быть охарактеризован следующими признаками:
- контактность;
- доброжелательность (отсутствие агрессии, в том числе и самоагрессии);
- отсутствие тревожности;
- мобильность действий;
- вежливость (учтивость);
- терпение;
- доверительность;
- социальная активность.
Опека является видом взаимодействия, также соотносимым с понятием толерантности. Опека подразумевает заботу, причем эта забота не унижает достоинства опекаемого, являясь естественной нормой субъекта и объекта. Данный вид взаимодействия возможен только тогда, когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся. Данный уровень толерантных отношений характеризуется следующими признаками:
Информация о работе Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста