Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 11:05, контрольная работа

Описание

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на
первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего
выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования толерантности у детей………6
1.1. Теоретические основы проблемы толерантности в педагогике……………6
1.2. Сущность, критерии и показатели толерантности………………………….14
1.3. Приемы воспитания основ толерантности………………………………….23
Выводы по главе I…………………………………………………………………28
Глава 2. Анализ формирования толерантности у детей
старшего дошкольного возраста на примере ДОУ № 40………………………..29
2.1. Изучение уровня толерантности в ДОУ № 40………………………………29
2.2.Система работы по формированию толерантности
у детей дошкольного возраста……………………………………………………32
Выводы по главе II…………………………………………………………………41
Заключение………………………………….……………………………………..44
Список литературы. ………………………

Работа состоит из  1 файл

Формирование толерантности.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)


Формирование толерантности  у детей старшего дошкольного  возраста

 

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты  формирования толерантности у детей………6

1.1. Теоретические основы проблемы  толерантности в педагогике……………6

1.2. Сущность, критерии и показатели  толерантности………………………….14

1.3. Приемы воспитания основ толерантности………………………………….23

Выводы по главе I…………………………………………………………………28

Глава 2. Анализ формирования толерантности  у детей 

старшего дошкольного возраста на примере ДОУ № 40………………………..29

2.1. Изучение уровня толерантности  в ДОУ № 40………………………………29

2.2.Система работы по формированию  толерантности 

у детей дошкольного возраста……………………………………………………32

Выводы по главе II…………………………………………………………………41

Заключение………………………………….……………………………………..44

Список литературы. ……………………………………………………………….46

 

Введение

 

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на 
первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего 
выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею 
терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Толерантность – это  миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, 
политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».

Толерантность – это  человеческая добродетель: искусство  жить в мире 
разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.

В то же время, толерантность –  это не уступка, снисхождение или  потворство, а активная жизненная  позиция на основе признания иного.

Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных.

Российский ребенок, который воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры, а общение в социальной среде и обучение его в детском саду или школе с каждой из культур составляет с одной стороны,  его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность.

В связи с этим актуализируется  задача создания педагогических условий  для формирования у воспитанников  опыта толерантных отношений  и толерантного поведения. Мы определяем условия не только как совокупность факторов и обстоятельств, от которых  зависит эффективность процесса разрешения интолерантной ситуации или конфликта, но и как среду, как совокупность стимулов, привлекательных средств этой среды, в которой протекает процесс формирования толерантности.

Творческий поиск в  этом направлении продиктован необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современного воспитательно-образовательного процесса в детском доме – саду:

- между потребностями  общества и государства в формировании  толерантных личностей и недостаточной  реальной практикой конструирования педагогического процесса как средства развития толерантности у воспитанников;

- между потенциальными  воспитательными возможностями  детского сада в преодолении  интолерантного поведения и недостаточной  теоретической и практической  разработанностью технологий её формирования;

- между темпами совершенствования  новых востребованных технологий  и готовностью школы, детского  дома к внедрению их в свою  деятельность.

Недостаточность теоретической  и практической разработанности  проблемы в этом направлении обусловили выбор темы данного исследования.

Объект – толерантность у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет -   методы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель курсовой работы – исследование  развития толерантных способов поведения у воспитанников детского сада. Развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия, уникальных особенностях мира вещей, природы, человека.

Задачи курсовой работы:

1) изучить теоретические  основы формирования толерантности у детей

2) проанализировать формирование  толерантности у детей старшего  дошкольного возраста на примере  ДОУ № 40.

Гипотеза работы - можно предположить, что развитию толерантных способов поведения способствует правильная организация учебной и  воспитательной работы.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  формирования толерантности у детей

 

1.1 Теоретические основы проблемы толерантности в педагогике

 

Проблема толерантности является предметом изучения философии, социологии, психологии, этнографии, истории, религиоведения, культурологии и др. наук. Для педагогики она приобрела особое значение в последнее десятилетие в условиях гуманистического воспитания. Для истории педагогики идея толерантности не является абсолютно новой. И возникновение ее связывают с поисками альтернативы явления талиона: «Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу». Талион (лат. talio - возмездие, равное по силе преступлению) вошел в историю развития нравов и нравственного воспитания, во-первых, как воплощение уравнительной справедливости, а во-вторых, как исторически первая форма легитимного насилия. Это был древний обычай, регулировавший взаимоотношения в оскорблении и обязывавший ограничиваться в воздаянии ущербном, точно соответствующим нанесенному вреду. Примерно в тот же период возникает одно из первых древних нормативных требований, которое можно рассматривать как противовес талиону «золотое правило нравственности»: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Исторически это требование фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, правило, заповедь, основной принцип, поговорка, предписание и т.д. Термин «золотое правило» закрепился с конца I века[13, С.17].

Первые упоминания о  «золотом правиле» содержатся в Махабхарате, в изречениях Будды, трудах Конфуция, Гомера, Геродота. Новый Завет отвергает  все формы насилия не только над  человеком, но и над живым существом вообще. Буддизм безоговорочно осуждает насилие, зло, лицемерие, человеконенавистничество. В Коране «Золотое правило» не зафиксировано. В Библии «золотое правило» упоминается в ветхозаветной книге Товита и дважды в Евангелиях при изложении Нагорной проповеди. В Евангелии прямо подчеркивается необходимость дискуссии с Талионом: «Вы слышали, что сказано: око за око, а зуб за зуб». «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». И далее - дискуссия еще с одним положением Талиона: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». «А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Исходя из этого, внимание педагогов, должно быть, обращено на степень представленности в культурах разных народов таких показателей, как уступчивость, компромиссность, а с другой стороны, на стремление к независимости, готовности пойти на риск, агрессивность. В.С.Кукушин указывает, что этническая общность выбирает ту или иную практику воспитания в зависимости от качеств, необходимых для выживания человека в данной культуре, формирование которых в значительной степени зависит от жизни людей во взрослой жизни: «среди членов земледельческих и скотоводческих общин, прежде всего, требуются и ценятся добросовестность, ответственность, заботливость, а для обществ кочевников, охотников, собирателей необходимы независимость, самостоятельность, готовность пойти на риск, агрессивность. Соответственно в этих обществах выбирается разный тип воспитания, формируются и закрепляются из поколения в поколение определенные черты национального характера» [20, С.10].

Если анализировать  русскую культуру, то она складывалась как земледельческая, требовавшая  совместных трудовых усилий людей в  условиях суровой природы, поэтому  детей воспитывали так, чтобы  у них росла вера не столько  в собственные силы, сколько в совместные усилия и помощь членов группы, стремление к послушанию и коллективизму. Во всех культурах, в том числе и в русской, признается «золотое правило», которое и генетически, и по существу представляет собой отрицание талиона, расставляет акценты на отношении человека к себе через его отношение к другим. Понимается, что человек необходимо должен и хочет руководствоваться нормами, которые имеют достоинство всеобщности, т.е. не разрушают связей с другими людьми, а открывают перспективу сотрудничества с ними. Для этого человеку необходимо мысленно поставить себя на место другого (других), а другого поставить на свое собственное место.

Сравнительные исследования канадского ученого У.Ламберта особенностей воспитания в 11 странах показали, что  жесткость и требовательность родителей больше зависит не от их этнической принадлежности, а от их социального положения. Во всех странах родители рабочие были склонны к большей требовательности, чем представители среднего класса, что, по-видимому, является функциональным для воспитания послушания у будущих наемных работников. В странах, где преобладают нуклеарные семьи (США, Мексика, Германия) дети чаще проявляли дружественные формы поведения, усваивали товарищеские нормы, редко были агрессивными. И, наоборот, в культурах с множеством социальных ролей и иерархической структурой, где даже родственники часто выступают в роли конкурентов, у детей воспитывается дух соперничества, умение добиваться помощи для достижения своих целей, эгоистическая доминантность, конкурентность [14, С.45].

Так, в Индии, Кении, Японии, где сохранились традиции большой  семьи, в которой интересы родственников  могли и не совпадать и требовалась  авторитетность для сохранения порядка  в семье, дети проявляли агрессию по отношению друг к другу: делали замечания, скандалили при достижении целей, нападали, стремились командовать младшими братьями и сестрами. В простых культурах (Филиппины, Мексика) чаще предлагается детьми помощь и поддержка друг другу, проявляется заботливость, родственная или соседская взаимопомощь. Правда, есть отдельные исследования, доказывающие этнические причины, приводящие к агрессивному поведению. При изучении межэтнической или внутриэтнической агрессии, доказывает, что при поощрении межэтническая агрессивность поднимает общий уровень агрессивности всего этноса и увеличивает число людей, которые обладают психологической готовностью перейти от враждебности к агрессии. Подобные исследования свидетельствуют о том, что толерантность и агрессия все же часто идут рядом, но выступают антиподами друг другу; что проявления того или иного поведения по критерию толерантности часто в тех или иных культурах или у тех или иных этносов неодинаковы.

Исследование проблемы толерантности и ее формирования значительно расширилось в последнее время, хотя философское осмысление проблемы находило отражение еще в трудах Гераклита и Сенеки, а позднее - Дж. Локка, Ф. Вольтера, В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева и других[17, С.69].

В нашем исследовании понятие «толерантность» рассматривается с позиций экзистенциально-гуманистического, диверсификационного, когнитивного, бихевиорального, диалогического и фасилитативного подходов.

Экзистенциально-гуманистический  подход трактует толерантность как  осознанную, осмысленную и ответственную  толерантность, не сводимую к автоматизмам или стереотипным действиям. Это ценность и жизненная позиция, реализация которой в каждой конкретной ситуации имеет определенный смысл и требует от субъекта толерантности поиска этого смысла и ответственного решения. Таким образом, проявление толерантности образует аксиологическую модель, которая имеет синкретический характер. Это проявляется в том, что ценность - цель определяет ценности-средства, а ценности отношения к «Другому» зависят от ценностей-качеств, ценностей-знаний.

С позиции диверсификационного  подхода понятие толерантность  не сводится к однозначной дефиниции, одной тематике или характеристике. Толерантность - это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий  множество линий проявления и  развития, и потому пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни человека, является важным измерением практически любого психологического процесса и состояния, одним из ключевых «экзистенциалов» человеческой жизни. Диверсификационный подход проявляется также в многообразии форм и видов толерантности.

С позиций когнитивного подхода толерантность в основе своей имеет знания и рациональные доводы, которые признают сложность, многомерность и многообразие, а  также невозможности сведения всего  многообразия точек зрения к «общей истине» и неизбежной множественности индивидуальных картин мира.

Бихевиоральный подход трактует толерантность как особое поведение человека, направленное на конструктивное взаимодействие с этим «другим»; как качество, характеризующее  отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства непринятия, вызванного всем тем, что знаменует в «другом» иное.

Диалоговый подход обусловливает  важный тип толерантности - межличностная  толерантность - особый способ построения взаимоотношений, межличностного взаимодействия и общения с другими людьми, в том числе - «иными». Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности - как с точки зрения ее изучения, так и с точки зрения развития и обучения.

Информация о работе Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста