Формирование представления у дошкольников о родословной своей семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 00:35, курсовая работа

Описание

С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива - семьи. В процессе общения с родителями - первыми своими воспитателями и наставниками, он растет, развивается. Приобретает жизненный опыт. Усваивает нормы и правила поведения. Что можно, а что нельзя, что хорошо, а что предусмотрительно, дети постигают на опыте семейной жизни. Трудно переоценить роль семьи в формировании личности ребенка.

Содержание

Введение 3
I Глава. Теоретические основы проблемы формирования интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста. 5
1.1.Проблема формирования интереса к своей семье у детей дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов. 5
1.2.Особенности формирования интереса к семье у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. 9
1.3.Педагогические условия формирования интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста на основе использования сюжетно-ролевой игры. 10
II Глава. Экспериментальная работа. 14
2.1. Констатирующий эксперимент. 15
2.2 Формирующий эксперимент. 18
Заключение 20
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ О РОДОСЛОВНОЙ СВОЕЙ СЕМЬИ.docx

— 53.47 Кб (Скачать документ)

          Педагогам необходимо  отобрать наиболее эффективные  программы и методы для воспитания  интереса к своей семье у  ребенка старшего дошкольного  возраста.

 

          1.2.Особенности  формирования интереса  к семье у детей  старшего дошкольного  возраста в условиях  детского сада.

          Семья – первый  коллектив в жизни ребенка,  оказывает на него непрерывно  формирующее воздействие. Родители  самые близкие для ребенка  люди, большое значение имеет   их любовь и авторитет. Но  ребенок воспитывается не только  в семье, а также и в специальной  педагогической среде, где с  ним работают подготовленные  педагоги и воспитание носит  научно-обоснованный характер.

         Для формирования у  детей представлений о семье  необходимо освоить комплекс методов  и приемов. Многие авторы (Р.И. Жуковская, А.А. Анцыфирова, В.М. Иванова) исследовали  возможности сюжетно-ролевых игр  в формировании у детей представлений  о семье, ее членах, их взаимоотношениях.

          В игровых действиях  дети воспроизводят поведение,  чувства, переживания своих родителей  так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные  ситуации.

          В настоящее  время остро стоит проблема  занятости родителей, что в  свою очередь негативно отражается  на их детях. Очень часто  родителям не хватает времени  на своего ребенка, а если  свободное время и появляется, не все могут использовать  его с пользой. Отсюда следует,  что задачей педагога является  формировать интерес к своей  семье у детей дошкольного  возраста, а также вовлекать родителей  в эту работу. 

         Для формирования интереса ребенка к  семье необходимо четко определить задачи, условия, методы, приемы, формы  проведения этой работы. Содержание инновационных, комплексных и парциальных программ содержат необходимую информацию.

 

         

         1.3.Педагогические  условия формирования  интереса к своей  семье  у детей  старшего дошкольного  возраста на основе  использования сюжетно-ролевой  игры.

         Игра – основной вид деятельности человека. Она возникает  в ответ на общественную потребность  в подготовке подрастающего поколения  к жизни.

         Сюжетно – ролевая  игра заключается в воспроизведении  детьми действий взрослых и отношений  между ними. Т.е. в игре ребенок  моделирует мир взрослых, их взаимоотношения. «Присмотритесь и прислушайтесь. Как  обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими лошадками и солдатиками. И вы увидите в фантазиях ребенка  отражение действительности, окружающей его жизни – отражение часто  отрывочное, странное, подобное тому, как  отражается комната в граненом хрусталике но, тем не менее, поражающее верностью  своих подробностей. У одной девочки  кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой величается на диване, принимает  гостей, заводит копилку и считает  деньги.

         … Вы купите для ребенка  светлый и красивый дом, а он сделает  из него тюрьму; вы покупаете для  него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а  он станет его сечь; он будет переделывать, и перестраивать, купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут  вливаться в него из окружающей жизни», - отмечал К.Д. Ушинский. [7; 64]

          Сюжетно –  ролевая игра возникает на  границе раннего и дошкольного  детства. Игра влияет на все  стороны психического развития. Игра имеет важное значение  в жизни ребенка, имеет тоже  значение, как у взрослого   имеет деятельность, работа, семья.  Каков ребенок в игре, таков  во многом он будет в работе  и в семье, когда вырастет. Поэтому  воспитание будущего семьянина  происходит, прежде всего, в игре.

           Еще в раннем детстве ребенок  осваивает действия с предметами  ближайшего окружения. Возрастающее  стремление к самостоятельности  и потребность поступать, как взрослый приводит к тому, что малыш стремится подражать взрослым во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, воспитывать детей. Но это в реальной жизни невозможно. Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно – ролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку.

           Сюжетно – ролевая игра имеет  социальную природу и строится  на все расширяющемся представление  ребенка о жизни взрослых. Новой  сферой действительности, которая  осваивается дошкольником в этой  игре, становятся мотивы, смыслы  жизни и деятельности родителей,  взрослых. Поведение ребенка в  игре опосредуется образом другого  человека. Дошкольник встает на  точку зрения разных людей  и вступает с другими играющими  в отношения, отражающие реальное  взаимодействие взрослых.

         К пяти годам дошкольники при правильном педагогическом влиянии, обеспечивающем своеобразное обогащение жизненного опыта, уже умеют самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры, выбирать тему игры, создавать предметно-игровую  среду, выполнять соответствующие  игровые  действия  и правила  поведения.

         У старших дошкольников совершенствуются умения совместно строить и творчески  развивать сюжеты игр с постройками.

         Известно, что сюжеты детских игр самостоятельно развиваются на основе наблюдений, а также знаний, приобретенных  на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, при просмотре  детских телевизионных телепередач.

         Сюжетно-ролевые  игры в старшем дошкольном возрасте приобретают самостоятельный характер, открывают простор для индивидуальных замыслов детей. Старшие дошкольники  имеют уже достаточно широкий  круг знаний о социальной среде. Это  представления о семейных отношениях, праздниках. Однако эти представления  не всегда носят отчетливый характер. Чтобы игры стали логически завершенными, дети обязательно должны владеть определенной суммой знаний. Ребята проявляют любознательность, живой интерес, стремление ближе соприкоснуться с явлениями, которые потом смогут отобразить в играх.

         Известна  воспитательная ценность сюжетно-ролевой  игры, ее влияние на нравственное, умственное, эстетическое и физическое развитие ребенка. С целью обогащения содержания последующих игр воспитатель  проводит беседу с детьми, праздничные  утренники («Мамин день»), встречи с  родителями («Родители в гостях у  детей»). Это способствует формированию у дошкольников более четких представлений  о взаимоотношениях взрослых людей. В силу доступности они легко  воспроизводятся в играх.

         Для старших дошкольников при правильном руководстве их игровой деятельностью  типично стремление узнать как можно  больше о том, во что они играют. Очень важно не пропустить возникших  у детей вопросов - они всегда обращены к взрослым, но воспитатель  должен чувствовать познавательный настрой играющих. Вовремя поданная реплика иногда служит ключом для  развития интереса, потребности в  знании.

         Роль  взрослого в самостоятельных  играх старших дошкольников специфична. С одной стороны, он охраняет их самостоятельную  игру, если она имеет определенную воспитательную и развивающую ценность. С другой стороны, он аккуратно направляет замысел и действия детей, используя  в основном косвенные приемы руководства (совет, вопрос, подсказка, изменение  игровой среды и т.д.) косвенные  приемы руководства оправдывают  себя, когда они применяются в  проблемных ситуациях, в которых  определяются игровые задачи. Создавая названные ситуации, воспитатель  гибко влияет на замысел игры, на развитие сюжета, на усложнение способов отображения действительности. При  этом, выступая, как равноправный партнер. Он может включаться в игру для  связи отдельных игровых моментов, или подавать со стороны реплики-советы по содержанию игры для коррекции ролевых отношений, или незаметно видоизменять игровую среду.

         Для обогащения содержания игр семейной тематики эффективными оказываются  сюжетные линии, как «В семье родился  ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей  дедушки», «Семья на даче», «Семейный  совет», «Праздники в семье», «Поэтическая гостиная», «Вместе с братом», «После работы», «Ждем маму» и другие.

 

         

         II Глава. Экспериментальная работа.     

           Цель практической части – доказать влияние сюжетно – ролевой игры на формирование интереса к своей семье  у детей старшего дошкольного возраста.

                Задачи практической части:

  1. Выявить исходный уровень развития интереса своей семье у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Апробировать в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста систему встреч, сюжетно – ролевых игр, дидактических игр, по формированию интереса к  своей семье.
  3. Выявить изменения в  уровне развития интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста и сравнить полученные результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
 

 

          2.1. Констатирующий  эксперимент.

               Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень имеющихся представлений и интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста.

              Задачи констатирующего эксперимента:

  1. Выявить уровень представлений о своей семье у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить уровень сформированности интереса у детей старшего дошкольного возраста к своей семье.

         Для реализации задачи выявления представлений о своей  семье был проведён с детьми опрос на тему «Семья» и рисуночный тест «Моя семья». Опрос проходил индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке.

              Вопросы  для опроса были следующие:

  1. Как ты думаешь, что такое семья?
  2. Перечисли мне членов твоей семьи.
  3. Знаешь ли ты имя отчество своих родителей?
  4. Знаешь ли ты, кем работают, твои  родители?
  5. Знаешь ли ты, кем работают, твои  дедушка и бабушка?
  6. Как ваша семья любит проводить свободное время?

         7.   Знаешь ли  ты с кем или с чем связан  выбор твоего имени (в честь  кого - то, любимое имя…)?

          Каждый ответ  ребенка анализировали. Для анализа  ответов продумали критерии оценок:

         1 балл ставился, когда ребенок отвечал неверно или отказывался отвечать на заданный вопрос.

         2 балла ставилось, когда ребенок ответил на вопрос правильно, но не полно и смог раскрыть ответ с помощью дополнительных вопросов

         взрослого.

         3 балла ставилось за правильный ответ на вопрос, когда ребенок раскрывал проблему полностью, без помощи взрослого.    

         После анализа ответов  детей, мы определили уровень представлений  о семье каждого ребенка. Уровни развития разработаны на основе программы  «Детство» В.И. Логиновой.

         Низкий  уровень(7 – 11 баллов) представлений имеют те  дети, которые не проявляют интереса к своей семье, у них не сформировано представление о семье, не понимают смысл слова «семья», не могут назвать членов своей семьи.

         Средний  уровень(12 – 17 баллов) представлений имеют те дети, у которых представление о своей семье, ее членах сформированы, но не в должной мере. Дети проявляют интерес к своей семье, но не называют всех членов семьи, понятие «семья» раскрывается ими не полностью.

         Высокий уровень(18 – 21 балла) представлений имеют те детей, у которых сформировано представление о семье, его членах, родственных связях. Ребенок знает смысл слова «семья», называет всех членов своей

         семьи. Ярко выражен интерес к своей  семье.

               Шкала оценок баллов:

               Низкий уровень представлений о семье - 7 – 11 баллов

               Средний уровень представлений о семье – 12 –17 баллов

               Высокий уровень представлений о семье - 18 – 21 балла

              Перед  проведением исследования с детьми  были  установлены доверительные  отношения. Ребенку задавался  вопрос, на который он давал  ответ. Дети охотно соглашались  на беседу.

Информация о работе Формирование представления у дошкольников о родословной своей семьи