Формирование представления у дошкольников о родословной своей семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 00:35, курсовая работа

Описание

С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива - семьи. В процессе общения с родителями - первыми своими воспитателями и наставниками, он растет, развивается. Приобретает жизненный опыт. Усваивает нормы и правила поведения. Что можно, а что нельзя, что хорошо, а что предусмотрительно, дети постигают на опыте семейной жизни. Трудно переоценить роль семьи в формировании личности ребенка.

Содержание

Введение 3
I Глава. Теоретические основы проблемы формирования интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста. 5
1.1.Проблема формирования интереса к своей семье у детей дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов. 5
1.2.Особенности формирования интереса к семье у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. 9
1.3.Педагогические условия формирования интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста на основе использования сюжетно-ролевой игры. 10
II Глава. Экспериментальная работа. 14
2.1. Констатирующий эксперимент. 15
2.2 Формирующий эксперимент. 18
Заключение 20
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ О РОДОСЛОВНОЙ СВОЕЙ СЕМЬИ.docx

— 53.47 Кб (Скачать документ)

              Был  проведён рисуночный тест «Моя  семья», с целью выявления системы  представлений о семье, ее членах. Детям было дано задание «нарисуй  свою семью» без объяснения  значения слова «семья». Дети  рисовали в спокойной обстановке  и в своих рисунках изобразили  свою семью так, как они себе  ее представляют.

                 Низкий уровень представлений у тех дети, которые задание не выполнили, т.е. нарисовали рисунки на отвлеченные темы. Это значит, что они не понимают значения слова «семья» и их предпочтения с семьей не связаны.

              Средний уровень представлений у тех детей, на чьих рисунках присутствовали не все члены семьи, а это значит, что ребенок задание выполнил не полностью.

             Если ребенок  изобразил свою семью в полном  составе, т.е. нарисовал всех  членов семьи, у него  высокий уровень, так как он понял задание «нарисуй свою семью», а также можно сделать вывод, что он осознает из кого состоит его семья и проявляет интерес к членам своей семьи.

         Была проведена  «Методика выбора» (В.И.Логинова). Из трех предложенных вариантов ребенку  предлагалось выбрать  один наиболее  приемлемый  для  него.

  1. Что бы тебе хотелось нарисовать?
    • свою  семью,
    • игрушку,
    • животного.
  1. О чем бы тебе хотелось послушать рассказ?
    • о растениях,
    • о животных,
    • о семье.
  1. Во что бы тебе хотелось поиграть?
    • в шашки,
    • в дом, семью,
    • в подвижную игру.

              Для  обработки результатов «методики  выбора» нами были продуманы  уровни развития интереса.

              Низкий уровень – ребенок тему «семья» не выбирает. Средний уровень – ребенок делает выбор темы «семья», но не обосновывает свой выбор (выбор 1 раз). Высокий уровень – ребенок делает осознанный выбор темы «семья» и обосновывает свой выбор (выбор 2 – 3 раза).  

         2.2 Формирующий эксперимент.

         Цель формирующего эксперимента – сформировать интерес к своей семье у детей старшего дошкольного возраста.

          Задачи формирующего эксперимента:

         1.Сформировать представления  о своей семье у детей старшего  дошкольного возраста.

         2.Сформировать интерес  к своей семье у детей старшего  дошкольного возраста.

          Для реализации  задач формирования представлений  о своей семье и интереса  к ней была разработана система  встреч.

         Встречи построены  на основе дидактических принципов: систематичности, последовательности, целесообразности.

          Во время встреч  детям давались знания о том,  что такое имя, отчество, фамилия;  о семье, жизни и быте русских  людей – славян;  о родословной,  родословном древе семьи, семейных  традициях и праздниках и т.  д. Встречи («Моя семья», «Что  значат наши имена», «О происхождении  фамилий», «Мой дом, моя семья», «Подари мне радость» ), были разработаны  на основе программы «Мой мир»  С.А. Козловой.

          Встречам предшествовала  определенная работа, связанная  с вовлечением семьи в удовлетворение  познавательных интересов ребенка.

          После каждой  встречи проводилась работа на  закрепление полученных представлений  и развитие творчества детей  в самостоятельных сюжетно –  ролевых играх. Тематика и цель  игр указана в перспективном  плане работы.

          Сюжетно –  ролевая игра заключается в  воспроизведении детьми действий  взрослых и отношений между  ними. Т.е. в игре ребенок моделирует  мир взрослых, их взаимоотношения.

          Для формирования  у детей представлений о семье  мы использовали комплексный  метод руководства сюжетно –  ролевыми играми С.Л. Новоселовой  и Е.В. Зворыгиной. Многие авторы (Р.И. Жуковская, А.А. Анцыфирова, В.М. Иванова) исследовали возможности  сюжетно-ролевых игр в формировании  у детей представлений о семье,  ее членах, их взаимоотношениях.

          В игровых действиях  дети воспроизводили поведение,  чувства, переживания своих родителей  так, как они себе их представляют, отображали различные жизненные  ситуации.

           Дошкольники вставали на позицию  других людей, причем не одного, а разных. В пределах одного  сюжета ребенок «смотрели» на  ситуацию глазами нескольких  людей. Сегодня девочка играла  роль мамы, а завтра - роль дочки.  Она поняла, как важно, чтобы  дочка была послушной. Таким  образом, перед детьми открылись  и правила поведения, и их  значение для установления и  поддержания положительных взаимодействий  с другими  людьми.

           Исполняя роль, дети сдерживали  свои непосредственные побуждения, побуждались личными желаниями  и демонстрировали общественно  одобряемый образец поведения,  выражали нравственные оценки.

         Сюжетно-ролевые  игры в старшем дошкольном возрасте приобретают самостоятельный характер, открывают простор для индивидуальных замыслов детей. Старшие дошкольники  имеют уже достаточно широкий  круг знаний о социальной среде. Это  представления о семейных отношениях, праздниках. Однако эти представления  не всегда носят отчетливый характер. Чтобы игры стали логически завершенными, дети обязательно должны владеть  определенной суммой знаний, и эти  знания дети получали во время наших  встреч. Ребята проявляли любознательность, живой интерес, стремление ближе  соприкоснуться с явлениями, которые  потом смогли отобразить в играх.

 

         

         Заключение

         Семья, по признанию  ученых - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю  историю своего существования.

         Представление о  природе, человеке, обществе, в том  числе семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах определяют значимость того образца семьи, который первоначально  формируется у ребенка.

         Исследования многих педагогов и психологов (Макаренко  А.С., Лесгафт П.Ф., Грабаровская Л.В., Бабунова Е.С., Баринова Т.М. и др.) свидетельствуют  о скудной информированности  детей о своих близких, о недостаточном  интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов своей семьи.

         Многие авторы (Р.И. Жуковская, А.А. Анцыфирова, В.М. Иванова) исследовали возможности сюжетно-ролевых  игр в формировании у детей  представлений о семье, ее членах, их взаимоотношениях.

         Таким образом, анализируя психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что необходимо использовать в процессе воспитания интереса к своей семье  у детей старшего дошкольного  возраста сюжетно- ролевые игры. 

 

         

         Список  литературы

  1. Аюева И. Патриотическое воспитание// Ребенок в детском  саду. – 2001. - №5. – с. 69-75
  2. Дошкольная педагогика: Пособие для студентов педагогического училища, колледжа/ сост. Н.А. Носкова – С.:1994. – 92 с.
  3. Зверева О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебное пособие для студентов – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 160 с.
  4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов. – М.: издательский центр Академия, 1999
  5. Пастюк О. История моей семьи// Ребенок в детском саду, 2001. - №5. – с. 73
  6. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова,    т. 2. – М.: Изд. «Советская энциклопедия», 1965. – 911 с. 
  7. Психология дошкольника. Хрестоматия/ сост. Г.А. Урунтаева. – М.: издательский центр «Академия», 1997. – 384 с.
  8. Советский Энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклоп., 1979. – 1600с.

Информация о работе Формирование представления у дошкольников о родословной своей семьи