Формирование орфографической зоркости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание

В данной работе рассматриваются вопросы формирования у младших школьников навыков орфографического разбора слов. Известно, как велика роль любых видов разбора на уроках русского языка в начальных классах. В процессе его проведения можно добиться сразу нескольких целей:
- повышается самостоятельность, активность мышления школьников, то есть развивается внимание к форме, значению, структуре изучаемого грамматического явления: формируется умение сравнивать, сопоставлять, противопоставлять, классифицировать, обобщать факты языка;
- грамматический разбор становится существенным компонентом занятия русского языка и используется для закрепления и углубления знаний, для проверки умений и навыков учащихся;
- осуществляется дифференцированный подход к различным группам обучаемых и индивидуальный – к каждому учащемуся.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава I. Общие положения орфографии:
Понятие орфографии и ее разделы……………………………………………..4
Основные принципы русской орфографии………………………………….…5
Глава II. Орфографический разбор слов в начальной школе как способ формирования логического мышления учащихся…………………………………………13
Глава III. Моделирования в процессе изучения орфографии в начальной школе.
3.1.Орфографическая работа в начальной школе………………..……………….19
3.2. Формирование умения ставить орфографические задачи с помощью моделирования………………………………………………………………………………23
3.3. Приемы повышения орфографической грамотности с помощью моделирования………………………………………………………………..………………..33
Заключение………………………………………………………………………….37
Список используемой литературы…………………………………..…………….39

Работа состоит из  1 файл

курсовая формирование орф. зоркости.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

    4) правописание суффикса –ок: широк  [шырок], низок [низък];

    5) правописание слов с непроизносимыми  согласными: грустно [груснъ], местный [м эсныj];

    6) правописание ассимилированных  согласных: нести [н и с т  и], травка [трафкъ].

    7) написание И после приставок  на твердый согласный и первого  корня, начинающегося с –И-  в сложносокращенном слове: пединститут [п ьдынс т и ту т], дезинформация [д ьзынф  рмацыjь].

    Единство  орфографического облика морфем достигается  тем, что на письме обозначается не произношение в том или ином случае, а фонемный состав морфемы, образуемый сильными фонемами. Поэтому основной принцип русской орфографии можно назвать и фонетическим, понимая под этим принцип передачи на письме фонемного состава морфемы.

    Отступлениями от основного принципа русской орфографии являются фонетический и традиционно-исторический принципы.

    Рассмотрим  далее фонетический принцип. Предполагается, что первоначально возникшая у разных народов звуко-буквенная письменность всегда была фонетической: каждый звук речи фиксировался так, как он звучит, так, как его слышит пишущий.  И в современном русском письме немало таких написаний, где не возникает никаких расхождений между звучанием и письмом:  «луна»; «стул», «мы», «рак» и многие другие.  В большинстве слов, наряду с проверяемыми или  непроверяемыми орфограммами, остальные звуки обозначаются буквами, в сущности, по фонетическому принципу. Так, в слове «вагон» звук [а] безударный , считается непроверяемым, буква  -а- пишется по традиции, но остальные буквы данного слова пишутся в соответствии со звучанием. В сущности, все эти написания должны называться не фонетическими, а фонетико-графическими.

    Фонетико-графические  написания не вызывают у пишущих  затруднений, поэтому обычно их просто не замечают; но в начальных классах их роль очень велика. Фонетико-графические написания не противоречат морфологическому принципу русской орфографии, так как не ведут к неодинаковому написанию морфем Но их опасность в том, что они всё же создают у учащихся иллюзию благополучия, иллюзию соответствия буквы звуку, что на самом деле бывает далеко не всегда.

    Случаи  типа «стол», «рука», «лампа» (фонетические написания) отражают фонемный состав этих слов и не противостоят морфологическому принципу орфографии.  Итак, фонетический принцип русской орфографии заключается в том, что в словах пишутся звуки так, как слышатся, т.е. написание передаёт звучание слова3.

    На  фонетическом принципе основаны:

    1) написание приставок на з-: без-, воз-, них-, из-, раз-, чрез-, через-. Так,  перед корнем, начинающимся глухим  согласным пишется буква с,  а в остальных случаях сохраняется з: бесклассовый, безвредный, известить, испить, ниспадать;

    2) написание ударяемых гласных:  дом, лес, сад;

    3) правописание гласных в приставках  раз-, рас-, роз-, рос-: под ударением  слышится О и пишется О; в  безударном положении слышится А и пишется А: розыск – разыскивать, роспись – расписка;

    4) написание Ы вместо начального  И в корне после приставок  на твёрдый согласный: играть, но сыграть, искать, но сыскать,  история, но предыстория;

    5) написание под ударением О  и в безударном положении Е в окончаниях существительных, прилагательных и наречий после шипящих:  душой, но кашей, большой, но рыжего, горячо, свежо, но певуче, бойче;

    6) написание под ударением –ОЙ,  в безударном положении –ЫЙ  в окончаниях прилагательных, причастий и порядковых числительных: большой, но новый, восьмой, но пятый;

    7) написание Ы после Ц: лисицын,  синицын, сестрицын;

    8) написание Ь после мягкого  Л: соль, уголь, сильный.

    В системе орфографических правил есть и такие, которые опираются  на  фонетический принцип и находятся в резком противоречии с ведущим, морфологическим принципом. Противоречие состоит в том, что морфемы (в данном случае – приставки на-  -з) пишутся не единообразно, а в зависимости от произношения, отражая позиционное чередование. Приставки из-, ис-, раз-, рас-, вз-, вс-, через-, черес- и другие морфологическому принципу не подчиняются. Согласно правилу, эти приставки пишутся с буквой З перед гласными или звонкими согласными, а в остальных случаях – с буквой С: «безымянный, но «бесконечный». Нетрудно заметить, что написание З- (С- в этом примере соответствует произношению, т.е. подчинено фонетическому принципу.

    Правила, опирающиеся на фонетический принцип  и противоречащие  морфологическому, вызывают у учащихся затруднения, разрушают только что начавшиеся формироваться у них представления о системе орфографии, противоречат общему принципу проверки гласных и согласных в слабых позициях.

    Поскольку правила, опирающиеся на фонетический принцип, противоречат формирующемуся у детей пониманию системы  русской орфографии и вообще, трудные для усвоения, то в курсе начальной школы они не изучаются. Но слова, содержащие такие орфограммы, младшие школьники встречают в письменной речи и пишут их,  усваивая на практической основе путём запоминания.

    Можно подчеркнуть, что случаи, подобные правописанию приставок на –з-, немногочисленны: другие принципы орфографии, в основном не противоречат, а, наоборот, поддерживают морфологический принцип прусской орфографии. Таков третий принцип – традиционный (исторический). Согласно этому принципу  многие слова пишутся по традиции, без проверки правилами.

    Не  проверяемые правилами слова  весьма многочисленны: в тексте, характерном для письменной речи  младших школьников, их число достигает 20% (многие из таких слов позднее, в старших классах, станут для учащихся проверяемыми). По преимуществу это заимствованные из других языков слова. Многие из них вошли в русский язык сравнительно недавно: «ванна» – немецк., «чемодан» - персидск., иные в давние времена: «арбуз», «балык», «тулуп» – тюркск. и др.

    Многие  написания, относимые к числу  традиционных, на самом деле могут  быть проверены на основе языка-источника:  «картон» – от латинского; «костюм» – от французского и т.д.

    Иногда  написание, считающееся традиционным, может быть проверено на основе знания истории этимологии слов и исторических изменений в фонетике русского языка: «петух» - от старорусского «пети», «горох» - содержит полногласие –оро-, в котором не бывает –а-4.

    На  традиционно-историческом принципе основано:

    1) написание Г в род.п.,ед.ч. прилагательных, причастий, неличных местоимений, порядковых числительных мужского и среднего рода: молодого (произносится – во), пятого (произносится – во). Написание Г сохранилось с тех далёких эпох, когда эти формы произносились с [г].;

    2) по традиции пишется буква И после шипящих Ж и Ш. Эти согласные были в древнерусском языке мягкими, поэтому после них было закономерным писать И,Е,Ё,Ю,Я, как слышится, но к 13 в. эти  согласные отвердели, но написание И продолжается по традиции, хотя произносятся согласные твёрдо и слышится Ы, а не И: жить, шить;

    3) по традиции пишется Ь в  окончаниях глаголов настоящего  и будущего времени во 2 л. ед.ч.: читаешь, играешь;

    4) по традиции пишется, а никак  не объясняется написание с  непроверяемыми безударными гласными: гончар, болван, корабль, собака, вокзал;

    5) суффиксы  -еньк, -тель, -очк, -ечк, -енн, -оват, -еват.

    Итак, традиционно-исторические написания  – это такие написания, которые  не зависят ни от морфем, ни от произношений, а сохраняется письмо по традиции.

    В рамках традиционного принципа, в целом не противоречащего общим правилам русского письма и ведущему принципу русской орфографии – морфологическому, есть несколько случаев, противоречащих общей системе.

    Традиционное  написание сочетаний ЖИ, ШИ,  с  буквой «и», ЧА,ЩА, с буквой «а», ЧУ, ЩУ с буквой «у» противоречит общему правилу русской орфографии, согласно которому после твердых согласных  следует писать не «и», а «ы», после мягких – не «у», «а», а «ю», «я».

    В начальных классах написание  этих сочетаний заучивается без какого-либо объяснения, и, конечно, не может не наносить ущерба формированию понятия орфографической системы в сознании учащихся.

    Морфологическому  принципу противоречит традиционное написание  отдельных слов: «калач» (по морфологическому принципу следовало бы писать «колач»).

    Если  морфологические написания проверяются  и усваиваются на основе фонетического, словообразовательного и грамматического  анализа слов и их сочетаний, то традиционные написания – в основном на запоминании, в порядке так называемой словарно-орфографической работы.  Запоминание в начальных классах играет важную роль, им нельзя пренебрегать, наоборот, нужно разрабатывать глубокую систему мотиваций, игровых методик, облегчающих детям запоминание слов с трудными написаниями.

    С развитием фонологии, с введением в научный обиход понятия фонемы, был предложен новый, фонематический принцип, который некоторые ученые-лингвисты определяют как основной принцип русской орфографии. Но, как говорилось выше, ведущая роль  в проверке орфограмм принадлежит морфологическому подходу: необходимо знать, в корне, суффиксе, приставке или окончании находится орфограмма. И без морфологического подхода фонемный способ проверки слеп и применим лишь в простейших, очевидных случаях типа «вода» - «воды» или «луг» – «луга».

    Невозможно  проверить написание слов  [р  шот], [длиный], [шыт ] и множество других орфограмм, если не прибегать к морфологическому анализу. Морфологический принцип все эти случаи объясняет; иными словами, морфологический принцип шире фонематического, он охватывает значительно большее количество орфограмм, чем фонетический. Авторы большинства учебных пособий для вузов рассматривают морфологический и фонематический принципы в тесной связи, но однако не равноправными, так как фонетический принцип есть часть морфологического5. 
 

Глава II. Орфографический разбор слов в начальной школе как способ формирования логического мышления учащихся.

    Формирование орфографической зоркости предполагает решение орфографической задачи, в процесс их разрешения выделяются этапы, которые должен пройти школьник:

    1) увидеть орфограмму в слове; 

    2) определить вид орфограммы: проверяемая  или непроверяемая; если проверяемая, то к какой грамматико-орфографической теме относится определяющее ее правило;

    3) определить способ решения орфографической задачи в зависимости от типа орфограмм;

    4) определить этапы решения орфографической  задачи и установить их последовательность. Другими словами, составить алгоритм решения орфографической задачи;

    5) решить орфографическую задачу;

    6) написать слово в соответствии с решением орфографической задачи и осуществить самопроверку.

    На  формирование орфографической зоркости у младших школьников оказывает влияние несколько факторов:

    1. Зрительный фактор. В основном, он  срабатывает при запоминании  непроверяемых написаний. Психологами доказано, что стоит ребенку хотя бы раз написать неправильно слово, как он запомнит его зрительно и рука зафиксирует неверный графический образ. В результате слово укрепится в памяти так прочно, что нужно будет написать его не один десяток раз, чтобы избавиться от ошибки.

    2. Слуховой фактор. Как известно, пишущий  человек всегда отправляется  от слышимого. Поэтому ученик  должен хорошо слышать не только  учителя, но и самого себя, когда он проговаривает подлежащий записи текст (слова, предложения). Это предполагает развитие у учащихся фонематического слуха, т.е. умения различать на слух отдельные звуки речи: гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные; свистящие и шипящие согласные и т.д.

    3. Рукодвигательный фактор. Орфографический  навык предполагает ритмичные движения пишущей руки. Рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, как бы «запоминая» его, а потом уже пишет это слово автоматически. Это значит, что младший школьник должен писать на уроке как можно больше (в разумных пределах, конечно) с тем, чтобы, во-первых, автоматизировать сам навык письма, во-вторых, чтобы «приучить» руку писать те или иные слова.

Информация о работе Формирование орфографической зоркости