Формирование орфографической зоркости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание

В данной работе рассматриваются вопросы формирования у младших школьников навыков орфографического разбора слов. Известно, как велика роль любых видов разбора на уроках русского языка в начальных классах. В процессе его проведения можно добиться сразу нескольких целей:
- повышается самостоятельность, активность мышления школьников, то есть развивается внимание к форме, значению, структуре изучаемого грамматического явления: формируется умение сравнивать, сопоставлять, противопоставлять, классифицировать, обобщать факты языка;
- грамматический разбор становится существенным компонентом занятия русского языка и используется для закрепления и углубления знаний, для проверки умений и навыков учащихся;
- осуществляется дифференцированный подход к различным группам обучаемых и индивидуальный – к каждому учащемуся.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава I. Общие положения орфографии:
Понятие орфографии и ее разделы……………………………………………..4
Основные принципы русской орфографии………………………………….…5
Глава II. Орфографический разбор слов в начальной школе как способ формирования логического мышления учащихся…………………………………………13
Глава III. Моделирования в процессе изучения орфографии в начальной школе.
3.1.Орфографическая работа в начальной школе………………..……………….19
3.2. Формирование умения ставить орфографические задачи с помощью моделирования………………………………………………………………………………23
3.3. Приемы повышения орфографической грамотности с помощью моделирования………………………………………………………………..………………..33
Заключение………………………………………………………………………….37
Список используемой литературы…………………………………..…………….39

Работа состоит из  1 файл

курсовая формирование орф. зоркости.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

Содержание: 
 

Введение……………………………………………………………………………..2

Глава I. Общие положения орфографии:

    1. Понятие орфографии и ее разделы……………………………………………..4
    2. Основные принципы русской орфографии………………………………….…5

Глава II. Орфографический разбор слов в начальной школе как способ формирования логического мышления учащихся…………………………………………13

Глава III. Моделирования в процессе изучения орфографии в начальной школе.

3.1.Орфографическая  работа в начальной школе………………..……………….19

3.2. Формирование  умения ставить орфографические  задачи с помощью моделирования………………………………………………………………………………23

3.3. Приемы повышения орфографической грамотности с помощью моделирования………………………………………………………………..………………..33

Заключение………………………………………………………………………….37

Список  используемой литературы…………………………………..…………….39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    В данной работе рассматриваются вопросы формирования у младших школьников навыков орфографического разбора слов. Известно, как велика роль любых видов разбора на уроках русского языка в начальных классах. В процессе его проведения можно добиться сразу нескольких целей:

    - повышается самостоятельность, активность  мышления школьников, то есть  развивается внимание к форме,  значению, структуре изучаемого  грамматического явления: формируется умение сравнивать, сопоставлять, противопоставлять, классифицировать, обобщать факты языка;

    - грамматический разбор становится  существенным компонентом занятия  русского языка и используется  для закрепления и углубления  знаний, для проверки умений и навыков учащихся;

    - осуществляется дифференцированный подход к различным группам обучаемых и индивидуальный – к каждому учащемуся.

    Проблема  обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в  педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа –  это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.

    Предметом нашего исследования является орфографический разбор.

    Орфографический разбор в начальной школе имеет свою специфику. Во-первых, исходя из уровня знаний младших школьников и особенностей их мышления, на этом этапе имеет место только частичный орфографический разбор. Во-вторых, орфографический разбор в начальных классах обязательно связывается с фонетическим и графическим разбором, поскольку формирование навыков орфографического разбора идет параллельно с формированием навыков звуко - буквенного разбора, являющегося основой обучения чтению и письму, то есть основой обучения грамоте. В связи с этим в начальной школе проводится фонетико-орфографический разбор.

    Фонетико-орфографический  разбор был предложен П.С. Жедек. Его сущность заключается в формировании умения обнаруживать орфограммы на основе их опознавательных признаков. Не научившись изначально видеть в слове орфограмму, ученик не считает нужным прибегать к проверке написания того или иного слова. В итоге при обучении русскому языку пропускается целый этап, причем начальный, на котором учащиеся самостоятельно искали бы и выделяли орфограммы в момент письма.

    Формирование  умения быстро находить орфограмму в  слове или, другими словами, формирование орфографической зоркости, умения решать орфографическую задачу – это первый этап орфографического анализа в начальной школе. Именно орфографическая зоркость, а точнее уровень ее развития предопределяет появление орфографических ошибок или их отсутствие. Даже хорошее владение правилом и умение применять его на практике (что характерно для сравнительно небольшого количества учащихся) не спасает младшего школьника от ошибок, если у него слабо развита орфографическая зоркость: ребенок просто не увидит места, требующего внимания.

    Главной задачей, за счет которой мы достигнем  целей является  выявление наиболее эффективных приёмов работы по выработке орфографических навыков у младших школьников.

    В процессе работы над исследованием  были использованы следующие методы и приемы:

    - метод наблюдения и описание  его результатов;

    - анализ учебников и письменных  работ учащихся;

    - проведение экспериментов и анализ  его результатов.

Глава I. Общие положения орфографии.

    1. Понятие орфографии и ее разделы.
 

    «Современное  письмо состоит из трёх частей, построенных  одна на другой: алфавита, графики и  орфографии»; в начальных классах  необходимо обучать детей письму во всех элементах, в их взаимосвязи. И методика правописания не должна отгораживаться от букварной работы, от обучения графике, от формирования у школьников графических умений и навыков. Выбор написания из числа вариантов, допускаемых графикой, - это уже область орфографии, правила, которые обеспечивают единообразие написания родственных слов, единообразие обозначения грамматических форм, единообразие обозначения собственных имён, в отличие от нарицательных и пр. Все написания , которые устанавливаются правилами – указаниями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснование, чаще всего связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью и формой1.

    Орфография  – это:

    1) исторически сложившаяся система  единообразных написаний, которую  принимает и которой пользуется общество;

    2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны разные написания;

    3) соблюдение принятых написаний,  частных и подчиняющихся определенным правилам;

    4) часть науки о языке (в его  письменной форме), изучающая написание и устанавливающая их единообразие.

    В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе  положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. В начальных классах необходимо обучать детей письму во всех его элементах, в их взаимосвязи. И методики правописания не должна отгораживаться от букварной работы, от обучения графике, от формирования у школьников графических умений и навыков.

    Правила орфографии определяют выбор написаний  в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов  орфографии:

    1) при обозначении звуков буквами  в словах: правила правописания безударных гласных в корнях слов, в приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях, в корнях слов и других морфемах; двойных согласных на стыке морфем и тому подобное;

    2) при выборе слитного или раздельного написания слов, а также так называемого полуслитного (дефисного) написания;

    3) при употреблении прописных и  строчных букв в начале предложения  и в именах собственных;

    4) при переносе слов, их частей  с одной строки на другую;

    5) при аббревиатуре, то есть неграфическом сокращении слов.

    Природу русской орфографии обычно определяют с лингвистических позиций – с точки зрения фонологии, морфемики и прочее. Разные орфографические явления, типы орфограмм при этом подводятся под морфологический, фонетический, традиционный и иные принципы, что помогает в выборе методов и приёмов обучения не орфографии вообще, а каждому конкретному типу орфограмм. Понимание природы орфографии, её свойств раскрывается через её принципы, то есть основные положения и теории. 

1.2 Основные принципы русской орфографии. 

    Современное русское правописание опирается  на определенные принципы. Понять принцип орфографии – значит увидеть её систему и воспринять каждое её отдельное правило как часть системы, понять орфографическое правило и каждую орфограмму во взаимосвязях грамматики, этимологии, истории языка. В теории русской орфографии указываются морфологический, фонетический, традиционный принципы, а также дифференцирующие написания.

    Морфологический принцип орфографии предполагает единообразное, одинаковое написание морфем – корня, приставки, суффикса, окончания, независимо от фонетических изменений в звучащем слове,  происходящих при образовании родственных слов или форм слова, то есть независимо от позиционных чередований, других традиционных несоответствий письма и произношения. К числу таких несоответствий относятся: все случаи безударных гласных в разных морфемах – корне, приставке, суффиксе, окончании, оглушение звонких согласных и озвончание глухих перед парными глухими и звонкими согласными, оглушение в абсолютном конце слова; орфоэпическое, традиционное произношение многих слов и сочетаний2.

    Проверка  орфограмм, пишущихся по морфологическому признаку, включает в себя: во-первых: понимание значения проверяемого слова или словосочетания, без чего невозможно подобрать родственное проверочное слово, определить падежную форму, собственное имя и т.п.; во-вторых: анализ морфологического состава слова, умение определить место орфограммы, что важно для выбора и применения правила; в-третьих: фонетический анализ, определения слогового состава, ударяемого и безударных слогов, выделение гласных и согласных, уяснение слабых и сильных позиций фонем, позиционных чередований и их причин; в-четвертых, грамматический анализ слова (словосочетания) – определение части речи, формы слова, например: имя существительное, первого склонения, стоит в д.п., ед.ч., и т.д.

    Ведущее положение морфологического принципа русской орфографии определяет и методику  обучения правописанию: последняя строится на сознательном, аналитическом подходе к языку, на понимании значений слов и их сочетаний, текста, грамматических категорий и форм, фонемного состава слова.

    Морфологическому  принципу соответствуют следующие  орфографические темы, изучаемые  в начальных классах: правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, кроме непроверяемых слов, которые пишутся по другому принципу; правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в приставках и суффиксах, на стыках морфем (кроме отдельных случаев, например, приставок на «-з», которые пишутся по другому принципу, этот случай в начальных классах не изучается); правописание безударных гласных в окончаниях словоформ: в падежных окончаниях 1-го, 2-го и 3-го склонений имён существительных, в падежных окончаниях имён прилагательных, в личных окончаниях глаголов 1-го и 2-го спряжений настоящего и будущего времени; перенос слов со строки на строку, поскольку при переносе соблюдается не только слоговое, но и морфемное деление слов; в определённой мере морфологический принцип действует и в слитно-раздельных написаниях слов, в частности, в различении приставок и предлогов, а также в употреблении «Ъ» после приставок, поскольку применение соответствующих правил требует морфемного анализа слов и определение их морфологических признаков.

    Даже  такие орфографические темы, как  обозначение мягкости согласных  на письме, употребление заглавной буквы в именах, двойные согласные, также опираются на морфологические знания и умения детей.

    Итак, морфологический принцип является основным принципом русской орфографии. Как было сказано выше, суть его заключается в том, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флексии), повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся в том или ином положении.

    Таким образом, на морфологическом принципе основано:

    1) написание проверяемых безударных  гласных и звонких конечных  согласных в корнях слов: сад [сат], сады [с ды], садовод [cъд  вот], ход [хот];

    2) правописание приставок, исключая приставки на  з-: поиграть [пъиграт], пропустил [пръпустил], заход [з  хот].

    3) правописание безударных окончаний   существительных: в городе [в - горъдь],  над столом [нът –  ст  лом];

Информация о работе Формирование орфографической зоркости