Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:38, курсовая работа
Целью нашей работы было исследование психологических, дидактических и методических предпосылок формирования фонетической компетенции у учащихся первого класса.
Задачи работы:
• рассмотреть особенности обучения речи учащихся первого класса;
• определить психологические предпосылки формирования фонетической компетенции у младших школьников;
• раскрыть лингвистические особенности обучения фонетики;
• рассмотреть трудности формирования фонетической компетенции;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования фонетической компетенции у учащихся первого класса 7
1.1. Особенности обучения речи учащихся первого класса 7
1.2. Психологические предпосылки формирования фонетической компетенции у младших школьников 10
1.3. Формирование орфографического навыка 19
Глава 2. Экспериментальное изучение словообразования у первокласников 25
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 25
2.2.Результаты констатирующего эксперимента 28
Заключение 40
Список источников 43
Приложения 47
Приложения
Приложение 1
Методика «Исследование способности словообразования» (Алексеева М.М., Лямина В.И.)
Методика включает в себя следующие задания:
Задание 1: Образование
существительных с
Цель: Проверить навык образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Лексический материал: Детям предлагаются картинки с изображением предметов животных разной величины.
Что это? (стол) Этот стол большой, а маленький? (столик)
Что это? (шкаф) Этот шкаф большой, а маленький? (шкафчик)
Что это? (заяц) Этот заяц большой, а маленький (зайчонок)
Что это? (ваза) Эта ваза большая, а маленькая? (вазочка)
Что это? (тарелка) Эта тарелка большая, а маленькая? (тарелочка)
Что это? (вилка) Эта вилка большая, а маленькая? (вилочка).
Что это? (облако) Это облако большое, а маленькое? (облачко)
Что это? (яблоко) Это яблоко большое, а маленькое? (яблочко).
Что это? (окно) Это окно большое, а маленькое ? (Окошечко)
Оценка результатов.
Количество набранных баллов соответствует количеству правильных ответов на последний вопрос из серии «Кто это?», «Какой он?», «Как его можно назвать?». Максимальное количество 5 баллов.
Выводы об уровне развития:
5 баллов - очень высокий
4 балла - высокий
3 балла - средний
0-2 балла - низкий.
Задание 2: Образование
существительных с
Цель: Проверить навык образования суффиксов сравнительной степени.
Лексический материал: Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел – домик, ИЩ-большой домище.
Какой же домик был у брата ИК? (маленький) А какой дом был у брата ИЩ? ( большой).
У ИКА был носик, а у ИЩА- носище. У Ика был ротик, а у ИЩА- ротище У ИКА был глазик, а у ИЩА- глазище. У ИКА был котик, а у ИЩА- котище У ИКА был ключик, а у ИЩА – ключище.
Оценка результатов.
Количество набранных баллов соответствует количеству правильных ответов на заданные вопросы. Максимальное количество 5 баллов.
Выводы об уровне развития:
5 баллов - очень высокий
4 балла - высокий
3 балла - средний
0-2 балла - низкий.
Задание 3: Образование слов из одного грамматического класса (существительных) в другой ( прилагательные)
Цель: Проверить навык образования слов путем перехода слов из одного грамматического класса (существительных) в другой ( прилагательные)
Лексический материал:
Детям предоставляются
Сок из вишни какой? – вишневый
Сок из яблок какой? – яблочный.
Сок из абрикоса какой? – абрикосовый.
Сок из груши какой? – грушевый.
Сок из винограда какой? – виноградный.
Сок из апельсина какой? – апельсиновый.
Оценка результатов.
Количество набранных баллов соответствует количеству правильно определенных значений слов.
Выводы об уровне развития:
5 баллов - очень высокий
4 балла - высокий
3 балла - средний
0-2 балла - низкий.
Задание №4. «Кто он такой»
Цель: Напишу допишу:
Лексический материал: Детям предлагается ответить на вопросы
Что делает строитель? – строит
Что делает учитель?- учит
Что делает писатель? – пишет
Что делает швея? – шьет
Что делает продавец?- продает.
Оценка результатов.
Количество набранных баллов соответствует количеству точно определенных неправильных словоформ. Максимальное количество 5 баллов.
Выводы об уровне развития:
5 баллов - очень высокий
4 балла - высокий
3 балла - средний
Информация о работе Формирование фонетических умений у первоклассников