Формирование фонетических умений у первоклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы было исследование психологических, дидактических и методических предпосылок формирования фонетической компетенции у учащихся первого класса.
Задачи работы:
• рассмотреть особенности обучения речи учащихся первого класса;
• определить психологические предпосылки формирования фонетической компетенции у младших школьников;
• раскрыть лингвистические особенности обучения фонетики;
• рассмотреть трудности формирования фонетической компетенции;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования фонетической компетенции у учащихся первого класса 7
1.1. Особенности обучения речи учащихся первого класса 7
1.2. Психологические предпосылки формирования фонетической компетенции у младших школьников 10
1.3. Формирование орфографического навыка 19
Глава 2. Экспериментальное изучение словообразования у первокласников 25
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 25
2.2.Результаты констатирующего эксперимента 28
Заключение 40
Список источников 43
Приложения 47

Работа состоит из  1 файл

Формирование_фонетических_умений_у_первоклассников.doc

— 506.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1

Методика «Исследование  способности словообразования» (Алексеева  М.М., Лямина В.И.)

Методика включает в  себя следующие задания:

Задание 1: Образование  существительных с использованием уменьшительно ласкательных суффиксов  –ик- , -очк-,  -онок-. женского, мужского и среднего рода, через игру «Большой маленький»

Цель: Проверить навык  образования существительных с  уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Лексический материал: Детям  предлагаются картинки с изображением предметов  животных разной  величины.

Что это? (стол) Этот стол большой, а маленький? (столик)

Что это? (шкаф) Этот шкаф большой, а маленький? (шкафчик)

Что это? (заяц) Этот заяц большой, а маленький (зайчонок)

Что это? (ваза) Эта ваза большая, а маленькая? (вазочка)

Что это? (тарелка) Эта тарелка большая, а маленькая? (тарелочка) 

Что это? (вилка) Эта вилка  большая, а маленькая? (вилочка). 

Что это? (облако) Это облако большое, а маленькое? (облачко) 

Что это? (яблоко) Это яблоко большое, а маленькое? (яблочко). 

Что это? (окно) Это окно большое, а маленькое ? (Окошечко)

Оценка результатов.

Количество набранных  баллов соответствует количеству правильных ответов на последний вопрос из серии  «Кто это?», «Какой он?», «Как его можно  назвать?». Максимальное количество 5 баллов.

Выводы об уровне развития:

5 баллов - очень высокий

4 балла - высокий

3 балла - средний

0-2 балла - низкий.

 

Задание 2: Образование  существительных с использованием суффиксов сравнительной степени  –ик-, -ищ- мужского рода, через игру «Два брата «ИК» и «ИЩ» 

Цель: Проверить навык образования суффиксов сравнительной степени. 

Лексический материал:  Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький худенький. А  другого звали ИЩ, он был высокий  и толстый. У каждого из братьев  было свое жилье. ИК имел – домик, ИЩ-большой домище.

Какой же домик был  у брата ИК? (маленький) А какой  дом был у брата ИЩ? ( большой). 

У ИКА был носик, а  у ИЩА- носище.  У Ика был  ротик, а у ИЩА- ротище  У ИКА  был глазик, а у ИЩА- глазище.  У ИКА был котик, а у ИЩА- котище  У ИКА был ключик, а  у ИЩА – ключище.

Оценка результатов.

Количество набранных  баллов соответствует количеству правильных ответов на заданные вопросы. Максимальное количество 5 баллов.

Выводы об уровне развития:

5 баллов - очень высокий

4 балла - высокий

3 балла - средний

0-2 балла - низкий.

 

Задание 3: Образование  слов из одного грамматического класса (существительных) в другой ( прилагательные)

Цель: Проверить навык  образования слов путем перехода слов из одного грамматического класса (существительных) в другой ( прилагательные) 

Лексический материал:   Детям предоставляются картинки…….

Сок из вишни какой? –  вишневый 

Сок из яблок какой? –  яблочный. 

Сок из абрикоса какой? –  абрикосовый. 

Сок из груши какой? –  грушевый. 

Сок из винограда какой? – виноградный. 

Сок из апельсина какой? – апельсиновый.

Оценка результатов.

Количество набранных  баллов соответствует количеству правильно  определенных значений слов.

Выводы об уровне развития:

5 баллов - очень высокий

4 балла - высокий

3 балла - средний

0-2 балла - низкий.

 

Задание №4. «Кто он такой» 

Цель:    Напишу допишу:           

 Лексический материал: Детям предлагается ответить  на вопросы  

Что делает строитель? –  строит 

Что делает учитель?- учит 

Что делает писатель? –  пишет 

Что делает швея? – шьет 

Что делает продавец?- продает.

Оценка результатов.

Количество набранных  баллов соответствует количеству точно  определенных неправильных словоформ. Максимальное количество 5 баллов.

Выводы об уровне развития:

5 баллов - очень высокий

4 балла - высокий

3 балла - средний


Информация о работе Формирование фонетических умений у первоклассников