Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:38, курсовая работа
Целью нашей работы было исследование психологических, дидактических и методических предпосылок формирования фонетической компетенции у учащихся первого класса.
Задачи работы:
• рассмотреть особенности обучения речи учащихся первого класса;
• определить психологические предпосылки формирования фонетической компетенции у младших школьников;
• раскрыть лингвистические особенности обучения фонетики;
• рассмотреть трудности формирования фонетической компетенции;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования фонетической компетенции у учащихся первого класса 7
1.1. Особенности обучения речи учащихся первого класса 7
1.2. Психологические предпосылки формирования фонетической компетенции у младших школьников 10
1.3. Формирование орфографического навыка 19
Глава 2. Экспериментальное изучение словообразования у первокласников 25
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 25
2.2.Результаты констатирующего эксперимента 28
Заключение 40
Список источников 43
Приложения 47
Таблица 12
Результаты выполнения задания № 1-4 в экспериментальной группе
Уровень развития |
Проценты (%) | ||||
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
Среднее значение | |
Очень высокий |
- |
- |
- |
- |
0 |
Высокий |
20% |
- |
- |
- |
5 % |
Средний |
30% |
- |
10% |
30% |
17,5 % |
Низкий |
40% |
10% |
90% |
70% |
52,5 % |
Всего |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
В результате исследования особенностей словообразования у первокласников с недоразвитием речи можно сделать следующие выводы: исследуемые контрольной и экспериментальной групп различаются с большим уровнем значимости по всем характеристикам. Таким образом, на момент эксперимента развитие словообразования у детей в контрольной и экспериментально группе, очень сильно отличаются.
Результаты исследования показали, что в экспериментальной группе количество правильных ответов было значительно меньше, чем в контрольной, следовательно, у ребят было существенное различие уровней сформированности навыков словообразования существительных.
В процессе словообразования у детей с недоразвитием речи недостаточно функционируют процессы «генерализации», т.е. выявление правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение в процессе порождения речи. Для процессов словообразования первокласников с недоразвитием речи характерна языковая асимметрия, т.е. отступление от регулярности в строении и функционировании языковых знаков. У первокласников с недоразвитием речи наблюдается большое количество смешений морфем, т.е. морфемных парафазий, не только семантически близких, но и семантически далеких, не входящих в парадигму морфем одного и того же значения.
Итак, в ходе исследования словообразования существительных были выявлены ошибки, характерные для детей с недоразвитием речи:
Таблица 14
Расчет критерия Манна-Уитни
№ |
Выборка 1 |
Ранг 1 |
Выборка 2 |
Ранг 2 |
1 |
4.75 |
18.5 |
3.25 |
10 |
2 |
4.75 |
18.5 |
2.0 |
3.5 |
3 |
4.5 |
16 |
2.25 |
6.5 |
4 |
4.75 |
18.5 |
2.5 |
8.5 |
5 |
4.0 |
13.5 |
1.5 |
1 |
6 |
3.5 |
11.5 |
2.0 |
3.5 |
7 |
3.5 |
11.5 |
2.25 |
6.5 |
8 |
4.25 |
15 |
2.0 |
3.5 |
9 |
4.0 |
13.5 |
2.5 |
8.5 |
10 |
4.75 |
18.5 |
2.0 |
3.5 |
Суммы: |
155 |
55 |
Результат: UЭмп = 0
Критические значения
UКр
p≤0.01 p≤0.05
19 27
Полученное эмпирическое значение Uэмп(0) находится в зоне значимости.
Таблица 15
Расчет t-критерия Стьюдента
№ |
Выборка 1 (В.1) |
Выборка 2 (В.2) |
Отклонения (В.1 - В.2) |
Квадраты отклонений (В.1 - В.2)2 |
1 |
4.75 |
3.25 |
1.5 |
2.25 |
2 |
4.75 |
2.0 |
2.75 |
7.56 |
3 |
4.5 |
2.25 |
2.25 |
5.06 |
4 |
4.75 |
2.5 |
2.25 |
5.06 |
5 |
4.0 |
1.5 |
2.5 |
6.25 |
6 |
3.5 |
2.0 |
1.5 |
2.25 |
7 |
3.5 |
2.25 |
1.25 |
1.56 |
8 |
4.25 |
2.0 |
2.25 |
5.06 |
9 |
4.0 |
2.5 |
1.5 |
2.25 |
10 |
4.75 |
2.0 |
2.75 |
7.56 |
Суммы: |
42.75 |
22.25 |
20.5 |
44.86 |
Результат: tЭмп = 12.1
Критические значения
tКр
p≤0.05 p≤0.01
2.26 3.25
Полученное эмпирическое значение t (12.1) находится в зоне значимости.
Результаты анализа
свидетельствует о значительном
нарушении у детей
Трудности выработки словообразовательных навыков у первокласников необходимо учитывать в коррекционно-педагогической деятельности по преодолению общего недоразвития речи.
Обучая первоклассников языка, следует придерживаться следующих рекомендаций:
• непроизвольное запоминание должен занимать надлежащее место в обучении языку, а оно продуктивное только тогда, когда материал заинтересует ученика-первоклассника;
• не использовать многократное
повторение одного и того же материала,
а распределять его в учебном
времени, именно это приведет к эффективному
самопроизвольного его запомина
• языковой материал заучивать в связном тексте;
• широко использовать наглядные пособия, которые привлекали бы внимание учащихся;
• желательно доминирования игровой деятельности, а для поддержания неустойчивой внимания учащихся постоянно менять формы деятельности на уроке
• использовать наглядно-действенное характер мышления первоклассников, связывать усвоения языкового материала с конкретными предметами и их свойствами;
• следует ограничивать использование родного языка;
• развивать мышление, обучая учеников делать правильные умозаключения, находить причинно-следственные связи.
Для успешного формирования фонетической компетенции у учащихся первого класса необходимо обратить особое внимание на овладение произношения усвоенных слов, знания и умения учащихся реализовывать основные виды интонационного оформления фраз. В этом поможет регулярное прослушивание записей иностранного вещания диктором и учителем, ведь физиологические структуры, связанные с восприятием иностранных звуков и слов, формируются в процессе длительной тренировки. Произношения научить легче, чем переучить того, что было неправильно сформированная в начальных классах. Поэтому особое внимание следует обратить на формирование фонетической компетенции в первом классе, необходимо успеть заложить базу для успешного овладения иностранным языком (и произношением, в частности) в последующие годы обучения. При формировании фонетической компетенции учащихся первого класса лицея необходимо использовать не только лингвистические, т.е. языковые, факторы, но и экстралингвистические (жесты, мимику, язык телодвижений).
Следует помнить, что принадлежность звука языка к той или иной из трех групп трудностей приводит методику его усвоения - способы ознакомления учащихся с этим звуком, выбор упражнений и их количество, которое необходимо для овладения данным звуком в рецепции и репродукции. Таким образом, существует несколько видов работы, направленных на формирование фонетической компетенции учащихся первого класса. К ним относится выполнение специальных упражнений (рецептивных и репродуктивных) и работа со стихотворными материалами. Для эффективного обучения фонетики следует учитывать разделение звуков речи на три группы в зависимости от их сходства со звуками украинского языка и трудностью усвоения.
Следовательно, для формирования фонетической компетенции на уроках языка у учащихся первого класса лицея следует использовать следующие упражнения:
• сознательная имитация на основе объяснения ученикам артикуляции звуков;
• имитация, основанная на сознании разницы в произношении звуков (ванглийском языке, в сопоставлении с украинским языком);
• простая имитация;
• дифференциация звуков на слух;
• произношение звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, предложений, связного текста, римивок, стихов, скороговорок за учителем;
• произношение за диктором;
• чтение букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний, предложений, текста;
• использование транскрипции во время чтения.
В данной работе были рассмотрены особенности формирования словообразования у детей с общим недоразвитием речи, проведено исследование этих особенностей. В результате работы над темой можно сделать следующие выводы:
Словообразование - это
процесс образования новых
Словообразование, как в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс.
Дети с общим недоразвитием
речи отличаются от своих нормально
развивающихся сверстников
По результатам исследования особенностей словообразования детей с ОНР можно сделать следующие выводы:
Овладение словообразованием старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи находится на более низком уровне, чем у нормально развивающихся сверстников. Наиболее легким и доступным для дошкольников с ОНР является образование существительных (с уменьшительно-ласкательным значением и обозначающих детёнышей животных).
Таким образом, результаты экспериментального исследования по изучению особенностей словообразования у детей с общим недоразвитием речи подтверждает гипотезу.
Информация о работе Формирование фонетических умений у первоклассников