Формирование фонетических умений у первоклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы было исследование психологических, дидактических и методических предпосылок формирования фонетической компетенции у учащихся первого класса.
Задачи работы:
• рассмотреть особенности обучения речи учащихся первого класса;
• определить психологические предпосылки формирования фонетической компетенции у младших школьников;
• раскрыть лингвистические особенности обучения фонетики;
• рассмотреть трудности формирования фонетической компетенции;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования фонетической компетенции у учащихся первого класса 7
1.1. Особенности обучения речи учащихся первого класса 7
1.2. Психологические предпосылки формирования фонетической компетенции у младших школьников 10
1.3. Формирование орфографического навыка 19
Глава 2. Экспериментальное изучение словообразования у первокласников 25
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 25
2.2.Результаты констатирующего эксперимента 28
Заключение 40
Список источников 43
Приложения 47

Работа состоит из  1 файл

Формирование_фонетических_умений_у_первоклассников.doc

— 506.50 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 12

Результаты выполнения задания № 1-4 в экспериментальной  группе

Уровень развития

Проценты (%)

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Среднее значение

Очень высокий

-

-

-

-

0

Высокий

20%

-

-

-

5 %

Средний

30%

-

10%

30%

17,5 %

Низкий

40%

10%

90%

70%

52,5 %

Всего

100%

100%

100%

100%

100%


 

В результате исследования особенностей словообразования у первокласников с недоразвитием речи можно сделать следующие выводы: исследуемые контрольной и экспериментальной групп различаются с большим уровнем значимости по всем характеристикам. Таким образом, на момент  эксперимента развитие словообразования у детей в контрольной и экспериментально группе, очень сильно отличаются.

Результаты исследования показали, что в экспериментальной группе количество правильных ответов было значительно меньше, чем в контрольной, следовательно, у ребят было существенное различие уровней сформированности навыков словообразования существительных.

В процессе словообразования у детей с недоразвитием речи недостаточно функционируют процессы «генерализации», т.е. выявление правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение в процессе порождения речи. Для процессов словообразования первокласников с недоразвитием речи характерна языковая асимметрия, т.е. отступление от регулярности в строении и функционировании языковых знаков. У первокласников с недоразвитием речи наблюдается большое количество смешений морфем, т.е. морфемных парафазий, не только семантически близких, но и семантически далеких, не входящих в парадигму морфем одного и того же значения.

Итак, в ходе исследования словообразования существительных  были выявлены ошибки, характерные  для детей с недоразвитием речи:

  1. при словообразовании имен существительных наблюдается употребление лишь некоторых уменьшительно-ласкательных суффиксов, которые наиболее близки и понятны им (придают эмоциональную окраску), но при этом можно наблюдать большое количество ошибок и неточностей в употреблении морфем. Например, «зайчик» вместо «зайчонок», «вазка» вместо «вазочка», «окошко» вместо «окошечко».
  2. дети смешивают уменьшительно-ласкательные и уничижительные оттенки слов (например: «домичек» вместо «домик»; «глазенок» вместо «глазик», «ключичек» вместо «ключик»), и иногда заменяют уменьшительные названия другими словами (например: «избушка» вместо «домик»).
  3. суффиксы для обозначения предметов по действию и качеству встречаются в речи очень редко. Отмечаются неудачные попытки образования правильных названий детенышей животных. Особенно тяжело даются те преобразования, которые требуют смены основы: чаще дети образуют только самые употребляемые, более сложные вызывают у них затруднение.
  4. дети «выпускают» наименование предмета и пытаются вновь обозначить его, но уже через какое-то более понятное или запоминающееся действие или признак, образуя новое слово к уже существующему: квадратный – квадрата.

 

 

 

Таблица 14

Расчет критерия Манна-Уитни

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

4.75

18.5

3.25

10

2

4.75

18.5

2.0

3.5

3

4.5

16

2.25

6.5

4

4.75

18.5

2.5

8.5

5

4.0

13.5

1.5

1

6

3.5

11.5

2.0

3.5

7

3.5

11.5

2.25

6.5

8

4.25

15

2.0

3.5

9

4.0

13.5

2.5

8.5

10

4.75

18.5

2.0

3.5

Суммы:

 

155

 

55


 

Результат: UЭмп = 0

Критические значения

UКр

p≤0.01 p≤0.05

19  27

Полученное эмпирическое значение Uэмп(0) находится в зоне значимости.

 

 

 

 

Таблица 15

Расчет t-критерия Стьюдента 

Выборка 1

(В.1)

Выборка 2

(В.2)

Отклонения

(В.1 - В.2)

Квадраты отклонений

(В.1 - В.2)2

1

4.75

3.25

1.5

2.25

2

4.75

2.0

2.75

7.56

3

4.5

2.25

2.25

5.06

4

4.75

2.5

2.25

5.06

5

4.0

1.5

2.5

6.25

6

3.5

2.0

1.5

2.25

7

3.5

2.25

1.25

1.56

8

4.25

2.0

2.25

5.06

9

4.0

2.5

1.5

2.25

10

4.75

2.0

2.75

7.56

Суммы:

42.75

22.25

20.5

44.86


 

Результат: tЭмп = 12.1

Критические значения

tКр

p≤0.05 p≤0.01

2.26  3.25

 

 

Полученное эмпирическое значение t (12.1) находится в зоне значимости.

Результаты анализа  свидетельствует о значительном нарушении у детей экспериментальной  группы как семантического, так и  формально-языкового уровня словообразовательных процессов. И главная проблема заключается в том, что не развиты даже продуктивные модели-типы, отсутствует словообразовательная парадигма.

Трудности выработки  словообразовательных навыков у первокласников необходимо учитывать в коррекционно-педагогической деятельности по преодолению общего недоразвития речи.

 

 

 

Заключение

 

Обучая первоклассников  языка, следует придерживаться следующих  рекомендаций:

• непроизвольное запоминание  должен занимать надлежащее место в  обучении языку, а оно продуктивное только тогда, когда материал заинтересует ученика-первоклассника;

• не использовать многократное повторение одного и того же материала, а распределять его в учебном  времени, именно это приведет к эффективному самопроизвольного его запоминания;

• языковой материал заучивать  в связном тексте;

• широко использовать наглядные  пособия, которые привлекали бы внимание учащихся;

• желательно доминирования  игровой деятельности, а для поддержания  неустойчивой внимания учащихся постоянно  менять формы деятельности на уроке

• использовать наглядно-действенное  характер мышления первоклассников, связывать  усвоения языкового материала с  конкретными предметами и их свойствами;

• следует ограничивать использование родного языка;

• развивать мышление, обучая учеников делать правильные умозаключения, находить причинно-следственные связи.

Для успешного формирования фонетической компетенции у учащихся первого класса необходимо обратить особое внимание на овладение произношения усвоенных слов, знания и умения учащихся реализовывать основные виды интонационного оформления фраз. В этом поможет регулярное прослушивание записей иностранного вещания диктором и учителем, ведь физиологические структуры, связанные с восприятием иностранных звуков и слов, формируются в процессе длительной тренировки. Произношения научить легче, чем переучить того, что было неправильно сформированная в начальных классах. Поэтому особое внимание следует обратить на формирование фонетической компетенции в первом классе, необходимо успеть заложить базу для успешного овладения иностранным языком (и произношением, в частности) в последующие годы обучения. При формировании фонетической компетенции учащихся первого класса лицея необходимо использовать не только лингвистические, т.е. языковые, факторы, но и экстралингвистические (жесты, мимику, язык телодвижений).

Следует помнить, что  принадлежность звука языка к  той или иной из трех групп трудностей приводит методику его усвоения - способы  ознакомления учащихся с этим звуком, выбор упражнений и их количество, которое необходимо для овладения данным звуком в рецепции и репродукции. Таким образом, существует несколько видов работы, направленных на формирование фонетической компетенции учащихся первого класса. К ним относится выполнение специальных упражнений (рецептивных и репродуктивных) и работа со стихотворными материалами. Для эффективного обучения фонетики следует учитывать разделение звуков речи на три группы в зависимости от их сходства со звуками украинского языка и трудностью усвоения.

Следовательно, для формирования фонетической компетенции на уроках языка у учащихся первого класса лицея следует использовать следующие упражнения:

• сознательная имитация на основе объяснения ученикам артикуляции  звуков;

• имитация, основанная на сознании разницы в произношении звуков (ванглийском языке, в сопоставлении с украинским языком);

• простая имитация;

• дифференциация звуков на слух;

• произношение звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, предложений, связного текста, римивок, стихов, скороговорок за учителем;

• произношение за диктором;

• чтение букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний, предложений, текста;

• использование транскрипции во время чтения.

В данной работе были рассмотрены  особенности формирования словообразования у детей с общим недоразвитием речи, проведено исследование этих особенностей. В результате работы над темой можно сделать следующие выводы:

Словообразование - это  процесс образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством  принятых в данном языке формальных способов.

Словообразование, как  в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный  процесс.

Дети с общим недоразвитием  речи отличаются от своих нормально  развивающихся сверстников особенностями  психических процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.

По результатам исследования особенностей словообразования детей  с ОНР можно сделать следующие выводы:

Овладение словообразованием  старшими дошкольниками с общим  недоразвитием речи находится на более низком уровне, чем у нормально  развивающихся сверстников. Наиболее легким и доступным для дошкольников с ОНР является образование существительных (с уменьшительно-ласкательным значением и обозначающих детёнышей животных).

Таким образом, результаты экспериментального исследования по изучению особенностей словообразования у детей  с общим недоразвитием речи подтверждает гипотезу.

 

Список источников

 

  1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и общеобразовательная функция оценки учения школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.
  2. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования. Филологические науки, 1999.
  3. Бессонова Т.П. Методы обследования речи у детей. – М., 1992. - 169 с.
  4. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - с.34-40.
  5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб: Детство-Пресс, 2003. - 144 с.
  6. Волкова Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии. Практическое руководство. - Новосибирск, НГПУ, 2003.
  7. Волкова Л.С., Туманова Т.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи – М: ВЛАДОС, 2003.
  8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
  9. Гончарова В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР. // Логопед в детском саду, -2005- 1(4). – 9 -15с.
  10. Горчакова A.M. Пути преодоления фонематического недоразвития у первокласников // Практическая психология и логопедия. 2006. № 5 (22). С. 3-12.
  11. грамматического строя речи // Методы обследования Нарушения речи у детей/ Под ред. Власовой Т.А. и др. – М., 1982.
  12. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).
  13. Дети с проблемами в развитии. Комплексная диагностика и коррекция. // Ред. Л. П. Григорьева. - М., ИКЦ, 2002.
  14. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). - М., Педагогика, 1985.
  15. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. - М., - 1994. – 134 с.
  16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург: Литур, 2004. - 320 с.
  17. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. - 320 с.
  18. Кириллова Е.В. Формирование предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической симптоматикой // Там же. № 2 (19). С. 5-9.
  19. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. - Спб., «Каро», 2002.
  20. Корнев А.П. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб., 2006.
  21. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с
  22. Костромина Н.В., Николаева К.А., Ставская Г.М., Ширяев Е.Н. Русский язык. – М.: Просвещение, 1989. - 288 с.
  23. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004. - 224 с.
  24. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 2004.
  25. Лурия А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. М., 1996.
  26. Методы обследования речи детей / Под ред. Чиркиной Г.В. –М.: АРКТИ, 2005. – 240с.
  27. отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. 3-е изд., доп. Издательский центр "Академия", 2001.
  28. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.В.Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд., стереотип. Издательский центр "Академия", 2001.
  29. Психология. Словарь / Под общ.ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – С. 61.
  30. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку             на начальном этапе в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – 223с.
  31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Изд. 2-е. – М.,1946. – 520 с.
  32. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В.  Обследование лексического запаса и
  33. Туманова Т.В. Нарушения процессов словообразования в устной и письменной речи. - М., 2005. - 143 с.
  34. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., 2000. - 114 с.
  35. Туманова Т.В. Экспериментальное исследование состояния словообразовательной компетенции у детей с ОНР // Традиции и новаторство в теории логопедии. -2005- №1 – 21 - 29с.
  36. Ушакова Г. Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка // Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. М., 1970. - с. 125.
  37. Филичева Т.Б. «Особенности речевого развития дошкольников» // «Дети с проблемами в развитии», 2004 №1.
  38. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999. - С. 94 - 128.
  39. Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 2004.
  40. Хомская Е.Д. Нейропсихология. 4-е изд. СПб., 2005.
  41. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологи-ческой диагностики детей. 3-е изд., испр. и доп. М., 2000. 128 с.
  42. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000. – 240 с.
  43. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974. - 428 с.
  44. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. - М., «Индрик», 2001.

Информация о работе Формирование фонетических умений у первоклассников