Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:38, курсовая работа
Целью нашей работы было исследование психологических, дидактических и методических предпосылок формирования фонетической компетенции у учащихся первого класса.
Задачи работы:
• рассмотреть особенности обучения речи учащихся первого класса;
• определить психологические предпосылки формирования фонетической компетенции у младших школьников;
• раскрыть лингвистические особенности обучения фонетики;
• рассмотреть трудности формирования фонетической компетенции;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования фонетической компетенции у учащихся первого класса 7
1.1. Особенности обучения речи учащихся первого класса 7
1.2. Психологические предпосылки формирования фонетической компетенции у младших школьников 10
1.3. Формирование орфографического навыка 19
Глава 2. Экспериментальное изучение словообразования у первокласников 25
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 25
2.2.Результаты констатирующего эксперимента 28
Заключение 40
Список источников 43
Приложения 47
Таблица 2
Результаты исследования особенностей словообразования в экспериментальной группе
Имя Ф. |
Задание №1 |
Задание № 2 |
Задание № 3 |
Задание № 4 |
Среднее значение |
Катя С. |
4 |
3 |
3 |
3 |
3,25 |
Костя Е. |
3 |
2 |
2 |
1 |
2,0 |
Оля К. |
3 |
3 |
2 |
1 |
2,25 |
Паша П. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2,5 |
Денис В. |
2 |
1 |
2 |
1 |
1,5 |
Саша Г. |
3 |
2 |
2 |
1 |
2,0 |
Айнур З. |
2 |
2 |
2 |
3 |
2,25 |
Витя С. |
3 |
2 |
2 |
1 |
2,0 |
Коля А. |
4 |
2 |
2 |
2 |
2,5 |
Максим Р. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,0 |
При проведении тестового задания № 1 «Что это?» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 3 и таблица 4 соответственно).
Таблица 3
Результаты выполнения задания №1 в контрольной группе
Дети
Уровни |
1
Очень высокий |
6
высокий |
3
средний |
-
низкий |
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
НОРМА |
-
10 |
20
60 |
50
30 |
30
- |
Итак, полученные результаты говорят, что количество детей в процентном соотношении, которые имеют высокий уровень развития значительно ниже нормы (в 3 раза), в то время как средний уровень развития превышает норму в 1,6 раза, также выше нормы низкий уровень развития, в очень высокий уровень развития в этой группе вообще отсутствует.
Из таблицы 3 следует, что в контрольной группе дети очень хорошо умеют правильно называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе.
Таблица 4
Результаты выполнения задания № 1 в экспериментальной группе
Дети
Уровни |
0
Очень высокий |
2
высокий |
2
средний |
3
низкий |
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
НОРМА |
-
10 |
20
60 |
50
30 |
30
- |
Из таблицы 4 следует, что в этой группе также наблюдаются отклонения от нормативных показателей: большинство детей в экспериментальной группе имеют средний (50%), норма которого должна составлять лишь 30 % и низкий (30%). Высокий уровень составляет всего 20%, что в 3 раза ниже нормы, а показатели очень высокого уровня отсутствуют в группе вообще.
При проведении тестового задания № 2 «Большой и маленький» на этапе констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 5 и таблица 6 соответственно).
Таблица 5
Результаты выполнения задания №2 в контрольной группе
Дети
Уровни |
3
Очень высокий |
6
высокий |
1
средний |
0
низкий |
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
НОРМА |
30
10 |
60
60 |
10
30 |
0
- |
Из таблицы 5 следует, что в контрольной группе дети имеют высокий (60%, что соответствует нормативным требованиям) и очень высокий (30 %, превышение нормы в 3 раза) уровень умения употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, средний уровень составляет лишь 10 %, что ниже нормы в 3 раза. В группе наблюдается тенденция повышения нормативных показателей очень высокого уровня и снижение среднего уровня, что в общем дает хорошие результаты в учебе.
Таблица 6
Результаты выполнения задания № 2 в экспериментальной группе
Дети
Уровни |
0
Очень высокий |
0
высокий |
2
средний |
8
низкий |
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
НОРМА |
0
10 |
0
60 |
20
30 |
80
- |
Данные таблицы 6 свидетельствуют
о том, что подавляющая часть
детей (80 %) в экспериментальной группе
имеют низкий уровень умения употреблять
в речи существительные с уменьшительн
Количественное выражение результатов тестового задания №3 «Образование слов из одного грамматического класса (существительных) в другой (прилагательные)» в контрольной и экспериментальной группе представлено в таблице 7 и 8 соответственно.
Таблица 7
Результаты выполнения задания №3 в контрольной группе
Дети
Уровни |
50
Очень высокий |
50
высокий |
0
средний |
0
низкий |
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
НОРМА |
50
10 |
50
60 |
0
30 |
0
- |
Из таблицы 7 следует, что в контрольной группе дети имеют очень высокий (50%) и высокий (50%) уровень умения употреблять в речи наименования предметов посуды. Согласно нормативным показателям, очень высокий уровень в 5 раз выше нормы, это наблюдается за счет нулевого уровня среднего и низкого показателей и несколько сниженного показателя высокого уровня, что говорит о высоком уровне умений преобразовывать слова из одного грамматического класса (существительных) в другой (прилагательные).
Таблица 8
Результаты выполнения задания № 3 в экспериментальной группе
Дети
Уровни |
0
Очень высокий |
0
высокий |
1
средний |
9
низкий |
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
НОРМА |
0
10 |
0
60 |
10
30 |
90
- |
Подавляющее большинство детей (90%) в экспериментальной группе не умеют употреблять в речи наименования предметов посуды, 10% детей имеют средний уровень по этому показателю. Из результатов, представленных в таблице можем сказать, что за счет снижения уровней очень высокого и высокого, наблюдается тенденция повышения низкого уровня, что говорит о низких способностях учеников выполнять данные задания.
При проведении тестового задания №4 «Кто он такой» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 9 и таблица 10 соответственно).
Таблица 9
Результаты выполнения задания №4 в контрольной группе
Дети
Уровни |
5
Очень высокий |
2
высокий |
3
средний |
0
низкий |
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
НОРМА |
50
10 |
20
60 |
30
30 |
0
- |
При выполнении данного задания наблюдаем, что в контрольной группе дети имеют очень высокий – 50 %, что в 5 раз превышает нормативный показатель, но высокий уровень развития только у 20 % учеников, он значительно ниже норматива. Показатель очень высокого уровня свидетельствует о хорошей подготовке учеников и высоком уровне языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм.
Таблица 10
Результаты выполнения задания № 4 в экспериментальной группе
Дети
Уровни |
0
Очень высокий |
0
высокий |
3
средний |
7
низкий |
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
НОРМА |
0
10 |
0
60 |
30
30 |
70
- |
При выполнении данного задания в экспериментальной группе преобладает низкий уровень языкового чутья – 70 %, что не соответствует нормативным требованиям, данная тенденция наблюдается за счет снижения до нулевого уровней очень высокого и высокого. Полученные результаты говорят о низкой подготовленности учеников к выполнению данного задания.
Таблица 11
Результаты выполнения задания № 1-4 в контрольной группе
Уровень развития |
Проценты (%) | ||||
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
Среднее значение | |
Очень высокий |
10 % |
30 % |
50 % |
50 % |
35 % |
Высокий |
60 % |
60 % |
50 % |
20 % |
47,5 % |
Средний |
30 % |
10 % |
0 % |
30 % |
17,5 % |
Низкий |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
Всего |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
Информация о работе Формирование фонетических умений у первоклассников