Формирование фонетических умений у первоклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы было исследование психологических, дидактических и методических предпосылок формирования фонетической компетенции у учащихся первого класса.
Задачи работы:
• рассмотреть особенности обучения речи учащихся первого класса;
• определить психологические предпосылки формирования фонетической компетенции у младших школьников;
• раскрыть лингвистические особенности обучения фонетики;
• рассмотреть трудности формирования фонетической компетенции;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования фонетической компетенции у учащихся первого класса 7
1.1. Особенности обучения речи учащихся первого класса 7
1.2. Психологические предпосылки формирования фонетической компетенции у младших школьников 10
1.3. Формирование орфографического навыка 19
Глава 2. Экспериментальное изучение словообразования у первокласников 25
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 25
2.2.Результаты констатирующего эксперимента 28
Заключение 40
Список источников 43
Приложения 47

Работа состоит из  1 файл

Формирование_фонетических_умений_у_первоклассников.doc

— 506.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Таблица 2

Результаты исследования особенностей словообразования в экспериментальной  группе

Имя Ф.

Задание №1

Задание № 2

Задание № 3

Задание № 4

Среднее значение

Катя С.

4

3

3

3

3,25

Костя Е.

3

2

2

1

2,0

Оля К.

3

3

2

1

2,25

Паша П.

3

2

2

3

2,5

Денис В.

2

1

2

1

1,5

Саша Г.

3

2

2

1

2,0

Айнур З.

2

2

2

3

2,25

Витя С.

3

2

2

1

2,0

Коля А.

4

2

2

2

2,5

Максим Р.

2

2

2

2

2,0


 

При проведении тестового задания № 1 «Что это?» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 3 и таблица 4 соответственно).

Таблица 3

Результаты выполнения задания №1 в контрольной группе


Дети

 

 

 

 

 

Уровни

 

     1

 

 

 

 

      Очень  высокий

 

     6

 

 

 

 

      высокий

 

     3

 

 

 

 

      средний

   -

 

 

 

 

         низкий

 

 

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

 

НОРМА

 

 

    -

 

 

 

10

                     

 

     20

 

 

 

60

 

 

    50

 

 

 

30

 

 

    30

 

 

 

-


 

Итак, полученные результаты говорят, что количество детей в  процентном соотношении, которые имеют высокий уровень развития значительно ниже нормы (в 3 раза), в то время как средний уровень развития превышает норму в 1,6 раза, также выше нормы низкий уровень развития, в очень высокий уровень развития в этой группе вообще отсутствует.

Из таблицы 3 следует, что в контрольной группе дети очень хорошо умеют правильно называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе.

Таблица 4

Результаты выполнения задания № 1 в экспериментальной  группе

Дети

 

 

 

 

 

Уровни

     0

 

 

 

 

  Очень высокий

 

     2

 

 

 

 

          высокий

     2

 

 

 

 

          средний

 

3

 

 

 

 

         низкий

 

 

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

 

НОРМА

 

 

    -

 

 

 

10

                     

 

     20

 

 

 

60

 

 

    50

 

 

 

30

 

 

    30

 

 

 

-


 

Из таблицы 4 следует, что в этой группе также наблюдаются отклонения от нормативных показателей: большинство детей в экспериментальной группе имеют средний (50%), норма которого должна составлять лишь 30 % и низкий (30%). Высокий уровень составляет всего 20%, что в 3 раза ниже нормы, а показатели очень высокого уровня отсутствуют в группе вообще.

При проведении тестового  задания № 2 «Большой и маленький» на этапе констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 5 и таблица 6 соответственно).

 

Таблица 5

Результаты выполнения задания №2 в контрольной группе

Дети

 

 

 

 

 

Уровни

     3

 

 

 

 

      Очень  высокий

     6

 

 

 

 

      высокий

 

     1

 

 

 

 

      средний

0

 

 

 

 

         низкий

 

 

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

 

НОРМА

 

 

    30

 

 

10

                     

 

     60

 

 

60

 

 

    10

 

 

30

 

 

  0

 

 

-


 

Из таблицы 5 следует, что в контрольной группе дети имеют высокий (60%, что соответствует  нормативным требованиям) и очень  высокий (30 %, превышение нормы в 3 раза) уровень умения употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, средний уровень составляет лишь 10 %, что ниже нормы в 3 раза. В группе наблюдается тенденция повышения нормативных показателей очень высокого уровня и снижение среднего уровня, что в общем дает хорошие результаты в учебе.

Таблица 6

Результаты выполнения задания № 2 в экспериментальной  группе

Дети

 

 

 

 

 

Уровни

     0

 

 

 

 

      Очень  высокий

     0

 

 

 

 

      высокий

 

     2

 

 

 

 

      средний

8

 

 

 

 

         низкий

 

 

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

НОРМА

 

 

    0

 

10

                     

 

     0

 

60

 

 

    20

 

30

 

 

  80

 

-


 

Данные таблицы 6 свидетельствуют  о том, что подавляющая часть  детей (80 %) в экспериментальной группе имеют низкий уровень умения употреблять  в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что говорит о значительно низком уровне знаний и умений детей, низкий уровень в 8 раз превышает норму и лишь 20 % детей имеют средний уровень, нормативный показатель которого немного ниже.

Количественное выражение  результатов тестового задания №3 «Образование слов из одного грамматического класса (существительных) в другой (прилагательные)» в контрольной и экспериментальной группе представлено в таблице 7 и 8 соответственно.

Таблица 7

Результаты выполнения задания №3 в контрольной группе

Дети

 

 

 

 

 

Уровни

     50

 

 

 

 

      Очень  высокий

     50

 

 

 

 

      высокий

 

     0

 

 

 

 

      средний

0

 

 

 

 

         низкий

 

 

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

   НОРМА

 

 

    50

 

     10

                     

 

     50

 

    60

 

 

    0

 

    30

 

 

  0

 

    -


 

Из таблицы 7 следует, что в контрольной группе дети имеют очень высокий (50%) и высокий (50%) уровень умения употреблять в речи наименования предметов посуды. Согласно нормативным показателям, очень высокий уровень в 5 раз выше нормы, это наблюдается за счет нулевого уровня среднего и низкого показателей и несколько сниженного показателя высокого уровня, что говорит о высоком уровне умений преобразовывать слова из одного грамматического класса (существительных) в другой (прилагательные).

 

Таблица 8

Результаты выполнения задания № 3 в экспериментальной  группе

Дети

 

 

 

 

 

Уровни

     0

 

 

 

 

      Очень  высокий

     0

 

 

 

 

      высокий

 

     1

 

 

 

 

      средний

    9

 

 

 

 

         низкий

 

 

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

   НОРМА

 

 

    0

 

     10

                     

 

     0

 

    60

 

 

   10

 

    30

 

 

      90

 

    -


 

Подавляющее большинство  детей (90%) в экспериментальной группе не умеют употреблять в речи наименования предметов посуды, 10% детей имеют  средний уровень по этому показателю. Из результатов, представленных в таблице можем сказать, что за счет снижения уровней очень высокого и высокого, наблюдается тенденция повышения низкого уровня, что говорит о низких способностях учеников выполнять данные задания.

При проведении тестового  задания №4 «Кто он такой» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 9 и таблица 10 соответственно).

Таблица 9

Результаты выполнения задания №4 в контрольной группе

Дети

 

 

 

 

 

Уровни

     5

 

 

 

 

      Очень  высокий

     2

 

 

 

 

      высокий

 

     3

 

 

 

 

      средний

    0

 

 

 

 

         низкий

 

 

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

   НОРМА

 

 

    50

 

     10

                     

 

     20

 

    60

 

 

   30

 

    30

 

 

      0

 

    -


 

При выполнении данного  задания наблюдаем, что в контрольной  группе дети имеют очень высокий – 50 %, что в 5 раз превышает нормативный показатель, но высокий уровень развития только у 20 % учеников, он значительно ниже норматива. Показатель очень высокого уровня свидетельствует о хорошей подготовке учеников и высоком уровне языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм.

Таблица 10

Результаты выполнения задания № 4 в экспериментальной  группе

Дети

 

 

 

 

 

Уровни

     0

 

 

 

 

      Очень  высокий

     0

 

 

 

 

      высокий

 

     3

 

 

 

 

      средний

   7

 

 

 

 

         низкий

 

 

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

   НОРМА

 

 

    0

 

     10

                     

 

     0

 

    60

 

 

   30

 

    30

 

 

      70

 

    -


 

При выполнении данного  задания в экспериментальной  группе преобладает низкий уровень  языкового чутья – 70 %, что не соответствует нормативным требованиям, данная тенденция наблюдается за счет снижения до нулевого уровней очень высокого и высокого. Полученные результаты говорят о низкой подготовленности учеников к выполнению данного задания.

Таблица 11

Результаты выполнения задания № 1-4 в контрольной группе

Уровень развития

Проценты (%)

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Среднее значение

Очень высокий

10 %

30 %

50 %

50 %

35 %

Высокий

60 %

60 %

50 %

20 %

47,5 %

Средний

30 %

10 %

0 %

30 %

17,5 %

Низкий

0 %

0 %

0 %

0 %

0 %

Всего

100%

100%

100%

100%

100%

Информация о работе Формирование фонетических умений у первоклассников