Бинарный урок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:58, реферат

Описание

Общественное производство в связи с бурным развитием научно-технического прогресса предъявляет всё возрастающие требование к подготовке учащихся средних сельскохозяйственных профессиональных лицеев, что приводит к росту объема знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Содержание

АННОТАЦИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 4
БИНАРНЫЙ УРОК КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ТЕОРИТИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ___ 5
Интегративное обучение, реализация интегрированных связей на уроке _____________________________________________________ 5
Бинарный урок, как одна из форм интеграции __________________ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ____________________________________________ 17
ЛИТЕРАТУРА _____________________________________________ 18
ПРИЛОЖЕНИЯ ____________________________________________ 19

Работа состоит из  1 файл

1040_Бинарный урок производственное обучение.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

      Ясно, что при механическом заучивании, не разобравшись в сущности материала – самостоятельность в познавательном смысле низка. При бинарном уроке – необходимость заучивания отпадает, теоретическое положение переносится в область практического действия, поэтому учебная информация становится доступной, понятной для учащихся. Более простым становится путь – глубже разобраться в новом материале через имеющиеся знания и практические действия.

4.  Уменьшение у учащихся  потребности в  консультациях педагогов.

5.  Усиление самоконтроля  учащихся в процессе выполнения работы.

6.  Усиление способности  учащихся работать  по обобщенному   алгоритму.

7.  Повышение творческой активности.

8.  Устраняется дублирование в теоретическом и производственном обучении.

9.  Повышается воспитательная роль обучения -

      формируется система значимости знаний, умений, представлений о нормах деятельности и поведении формирует дисциплину, организованность, ответственность, коллективистские качества, регулирует жизнедеятельность  личности, развивает творческий потенциал.

      Обучение, как известно, само по себе выполняет  воспитательную роль, поскольку обеспечивает формирование знаний, убеждений, привычек поведения. Поэтому все потенциальные  возможности обучения достаточно используются в воспитании, но значительные перегрузки снижают интерес к знаниям, необходимость усвоения большого объема информации нередко приводит к механическому заучиванию материала, учащиеся не вдаются в его сущность. Процесс обучения становится непривлекательным, а имеющийся разрыв между теорией и практикой усугубляет это положение - учащиеся не могут овладеть даже минимумом знаний. Бинарное обучение преодолевает эти трудности. Одно дело, когда учащихся заставляют учиться и совершенно другое, когда они увлечены процессом учения.

      При раздельном обучении усилия учащегося направлены на то, чтобы заставить себя запомнить, выучить, при бинарном – учащийся старается глубже разобраться в теории, понять сущность и способы практического действия.

      Бинарное  обучение становится источником мощного  воспитательного резонанса, который рассматривается как отзвук, отклик в структуре личности. Особенно сильно влияние на формирование воспитательной мобильности – готовности и способности воспринимать педагогические требования и правильно реагировать на них. Многие учащиеся характеризуются слабой воспитательной восприимчивостью, некоторые оказывают сопротивление педагогическим усилиям. При бинарном обучении личность активизируется, формируется чувство успеха, вера в себя, интерес к знаниям, желание овладеть профессией. Между учащимися и педагогами благоприятно складывается необходимый воспитательный контакт, взаимопонимание, доверие, согласие, все это позволяет поддерживать у учащихся  предрасположенность к правильному реагированию на педагогические требования.

      Границы применения:

  • Может использоваться по всем специальностям, но в первую очередь по тем из них, где изучение спецтехнологии и других технических предметов может хорошо сочетаться с производственным обучением.
  • Может использоваться в общеобразовательной подготовке, обеспечивая гармоническое сочетание процесса усвоения новых знаний и отработку соответствующих умений, навыков.
  • Не распространяется на темы, связанные с производственной практикой учащихся на базовых предприятиях.

      Итак: бинарная форма обучения совершенствует систему профессиональной подготовки учащихся и бесспорно заслуживает внимание.

       Предлагаемый план урока, проведенного в группе «Торговое дело», является одним из бинарных уроков, проводимых преподавателем специальных предметов и мастером производственного обучения. Интегрированные занятия позволяют учащимся применять на одном уроке знания, умения и навыки, полученные на различных предметах.

       При отборе форм и методов урока нами учтены заявленные образовательные, развивающие и воспитательные цели. В основу разработки плана урока положен принцип профильности преподавания дисциплин. Мы считаем, что для их достижения традиционная форма учебной деятельности была бы неэффективна. Наиболее приемлемой формой работы учеников на уроке по достижению конечного результата урока мы видим активную, целенаправленную деятельность учащихся по достижению знаний, умений и навыков. В связи с этим оптимальной формой учебной работы на данном уроке мы выбрали бинарный урок – практическую работу в форме ролевой игры.

       Аналогичные действия по другим темам позволят ученикам успешно справиться с предложенными заданиями. На уроке также систематизируется и закрепляется лексический запас по данной теме. Развитию творческих сил и способностей учащихся будет способствовать предложенный видеоматериал и презентация

       При анализе конечного результата урока оценивались не только знания, умения, навыки как таковые, но и деятельность учащихся по овладению ими содержания учебного предмета на основе самодеятельности, самоорганизации, развития коллективизма и ответственности. Так как конечный результат урока складывается из качества работы преподавателя,  мастера производственного обучения и показателей знаний учащихся в ходе урока мы будем рассматривать их как единое целое.

       Результат работы преподавателя и мастера производственного обучения оценивался через следующие качественные характеристики:

  • отношения с учащимися доброжелательные, ровные, демократичные;
  • творчески организована познавательная деятельность учащихся;
  • уделено внимание развитию общеучебных умений и навыков (умения сопоставлять, сравнивать, анализировать, делать выводы, принимать решения);
  • через постановку проблемных заданий реализовано развитие познавательного интереса к предметам;
  • через организацию коллективной работы, распределение функций и обязанностей реализовано развитие общих способностей учеников, развивающих личность подростка.

       Результат работы учащихся определяется не тем, что мы пытались им дать, а тем, что они сами взяли в процессе обучения. Об этом свидетельствуют:

  • высокий уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке (они сами распределили роли, выбрали магазины, выполнили предложенные задания);
  • в ходе урока учащиеся активны, заинтересованы в выполнении предложенных заданий и показали стремление к достижению высоких результатов;
  • учащиеся проявили познавательный интерес к изучаемому материалу;
  • наблюдались навыки выполнения работы через организацию коллективной деятельности, отмечалось дружелюбие в отношении друг к другу, взаимопомощь, поддержка;
  • учащиеся научились применять полученные теоретические знания на практике;
  • учащиеся продемонстрировали умение устанавливать причинно-следственные связи между изученным, ранее пройденным и новым материалом.

       Урок показал, что учащиеся работали осмысленно, не просто зазубрив, выучив материал, что конечно же не позволило бы достичь поставленных целей. В перспективе нами планируется дальнейшая реализация принципа профильности преподавания специальных дисциплин и мастера производственного обучения при подготовке специалистов торговых профессий. 
 
 
 

      Заключение

      За  время работы в лицее поняла, что традиционная форма обучения себя не оправдывает. Подростки, переступив порог лицея, ждут от нас чего-то совершенно нового, необычного. Нетрадиционная форма обучения это ключ к решению учебно-комплексных задач в изучении материала с различных позиций, путь в профессионализм через профессионально – важные качества, и т.п. Производству требуется не пассивный исполнитель, а ответственный деятель, у которого активность и способность к экстренной мобилизации в условиях дефицита времени преобладает над операциями автоматизма. Если быть кратким, то наши выпускники должны быть способны развивать производство, удерживать динамику профессии, стремиться к профессионализму. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература. 

       1. «Производственное обучение в  профессионально - технических училищах».  М.А. Жиделев. Москва «Высшая  школа» 1972г. 

        2. «Педагогический процесс в училищах  профессионально-технического образования». Н. И. Макиенко Москва «Высшая школа» 1983г. 

        3.  Бардина Р.А. «Профессиональное  обучение рабочих торговли» Москва  «Высшая школа» 1987г. 

       4. Крашенникова Е.А. «О культуре  продавца» Москва «Высшая школа» 1989г. 

       5. Парфентьева Т.Р. «Оборудование торговых предприятий» Рабочая тетрадь

Москва  «Высшая школа» 2000г. 

         6. Правила торговли. Сборник документов   Владивосток 2004г. 

         7. Продавец, контролер-кассир. Учебное  пособие  Академия 2005г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 

План  урока

производственного обучения

      Тема  программы: Обслуживание покупателей (потребителей)

      Тема  урока: Обслуживание покупателей (потребителей) при продаже хлеба и хлебобулочных изделий.

          Цели урока:

      образовательная: совершенствовать знания по ассортименту хлеба и хлебобулочных изделий, с учетом Копыльских товаропроизводителей хлеба; сформировать профессиональные умения и навыки работы в отделе «Хлеб».

      В результате урока учащиеся должны:

      1. Осуществлять правильную последовательность  операций, необходимых при подготовке и обслуживании потребителей.

      2. Выполнять нарезку, упаковку, взвешивание,  маркировку и выкладку хлеба  и хлебобулочных изделий.

      3. Контролировать качество выполняемых  работ, рационально организовывать  рабочее место.

      развивающая: развивать логический стиль мышления; профессиональные умения и навыки работы с документами; способствовать развитию глазомера, точности, выполнения трудовых приемов, творческих способностей;

      воспитательная: воспитывать интерес к избранной профессии; чувство ответственного отношения при выполнении работы; коллективизма и стрессоустойчивости;

      методическая: использовать коллективные формы организации учебно-производственной деятельности в процессе освоения учащимися профессиональных умений.

         Тип урока: интегрированный урок. Урок формирования и совершенствования профессиональных компетенций.

         Методы проведения: урок с элементами блиц-опроса, логического конструирования, практического показа и деловой игры.

      Межпредметные связи:

     Товароведение продовольственных товаров (тема «Ассортимент хлеба»).

      Торговое  оборудование (тема «торговый инвентарь»).

      Организация технологии торговли (тема «Организация торгово-технологического процесса»).

      Торговые  вычисления (тема «Проценты»).

      Психология  и этика деловых отношений (тема «профессиональный этикет»).

          Литература, география, химия.

      Материально-техническое  обеспечение урока:

  • торговый инвентарь (лоток, разделочная доска, нож, щипцы, упаковочный материал);
  • натуральные образцы товаров;
  • торговое оборудование;
  • печатная продукция Копыльских хлебокомбинатов;
  • мультимедийная установка.

     Дидактический материал:

  • опорные конспекты;
  • инструкционные карты;
  • карточки-задания;
  • инструкция по охране труда;
  • учебная презентация;
  • сопроводительные документы;
  • ГОСТы;
  • Нормативно-правовые документы;
  • таблица учета и оценки учебно-производственной деятельности учащихся в течение урока.

         Оформление урока:

         На доске: плакат «Хлеб – всему голова»; картина с изображением хлеба.

         На демонстрационном столе: колосья  пшеницы; каравай на рушнике.

         На ученических столах: тематические  папки по теме «Хлеб»; буклеты  «Правила продажи товаров»; Закон  о защите прав потребителей; ГОСТы.

Информация о работе Бинарный урок