Бинарный урок как одна из форм интеграции теоретического и производственного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 21:00, статья

Описание

В Постановлении Министерства образования Российской Федерации «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионального образования» указывается, что система достигла высокого уровня развития. Актуальная задача сегодняшнего дня – усиление требований к профессиональной компетентности рабочей силы со стороны работодателей.

Работа состоит из  1 файл

урок 2.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

      Бинарный  урок как одна из форм интеграции теоретического и производственного  обучения

      Л. И. Лупоок, ГОУ НПО ПУ № 8, г . Киселевск

… Мы проводим на работе лучшую часть 

      своей   жизни.  Нужно   научиться   так 

      работать,  чтобы    работа   была  легка

        и  постоянной   жизненной   школой …

      А.К. Гостев

      В Постановлении Министерства образования  Российской Федерации «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионального  образования» указывается, что система  достигла высокого уровня развития. Актуальная задача сегодняшнего дня – усиление требований к профессиональной компетентности рабочей силы со стороны работодателей.

      Рынок труда, с точки зрения специфического механизма самоуправления, представляет собой комплекс социально-экономических отношений, способствующих установлению и соблюдению интересов между трудящимися, работодателями и государством.

      Рынок труда имеет свою структуру, которая  включает цену труда, спрос и предложение  рабочей силы, конкуренцию. Взаимодействие указанных элементов происходит в результате государственного регулирования рынка труда, конкуренции работников за рабочее место, а работодателей – за наем работников. Поэтому сегодня современная педагогическая мысль не только отечественная, но и зарубежная – вся в интенсивном движении, в поиске новых методических приемов. Так как от рабочего современная действительность требует высокого уровня профессионального мастерства, глубоких профессиональных знаний, доведенных до мастерства умениями и навыками по своей профессии, что позволит ему активно включиться в трудовую деятельность.

      Одновременно  важно, чтобы он обладал разносторонними  общеобразовательными знаниями, являющимися  базой для овладения другими  профессиями и для узкой специализации. Только при этом рабочий сможет быть мобильным, т.е. готовым и способным успешно выполнять обязанности по конкретной специальности и перестраиваться (с изменением техники и технологии производства) на овладение новой профессией.

      В результате исследований качества подготовки выработана программа формирования умений и навыков, как основа нового содержания профессионального образования и выполнения Государственных образовательных стандартов.

      Новый подход к решению проблемы подготовки рабочих высокой квалификации, развития профессионально-важных качеств (свойств памяти, внимания, мотивации, характера и других личностных особенностей). Сущность заключается в том, что овладение профессией и основами наук должно составлять единый учебно-воспитательный процесс: образовательные предметы служат базой для изучения общетехнических и специальных предметов, а последние помогают закреплению знаний по общеобразовательным предметам, дополняют и углубляют их.

      Поиск путей обновление учебно-воспитательного  процесса целенаправленно идет через  углубление интегративной деятельности мастера, преподавателей общеобразовательного и профессионально-технического циклов.

2.1. Интегративное обучение, реализация интегрированных  связей на уроке

      Интеграция  в переводе с латинского – восстановление, восполнение, объединение частей в одно целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимоведение.

      Задача  интегрирования – не просто показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь, дать учащимся желанное представление о единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция превратится в поверхностную констатацию – пародию на межпредметные связи.

      Выделяется  два вида интеграции:

      Горизонтальная  – объедение сходного материала в разных учебных 

      предметах.

      Вертикальная  – объединение  одним преподавателем в своем предмете  

      материала , который тематически  повторяется на разном уровне 

      сложности.

      Формы учебного процесса, в которых проявляются  различные уровни интеграции:

      1.       Структуры, в которых объединяются несколько предметов.

      2.       Блокирование разных разделов.

      3.       Изучение одной темы на основе двух или нескольких предметов.

      4.       Курс, объединяющий знания на основе обобщенных операций мышления.

Уровни  интеграции

  1. Тематическая – два-три учебных предмета раскрывают одну тему. Характер иллюстративно-объяснительный.
  2. Проблемная – одну проблему учащиеся решают возможностями ряда предметов.
  3. Концептуальная – концепция рассматривается различными предметами в совокупности всех их средств и методов.
  4. Теоретическая – философское взаимопроникновение различных теорий.
  5. Диалектический уровень – предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний, синтез конкурирующих теорий.

Реализация  интегрированных  связей на уроке.

          Интегрированные уроки предполагают  обязательное развитие творческой  активности учащихся, развивают  потенциал учащихся, побуждают к  активному познанию окружающей  действительности, к осмыслению  и нахождению причинно-следственных  связей, к развитию личности, коммуникативных способностей.

      Структура интегрированных уроков отличается от классических четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе  урока, большой информативной емкостью материала.

      В подготовке квалифицированных рабочих  особое значение имеет теории и практики. Наиболее ярким проявлением этого  является связь специальных предметов (спецтехнология) и производственного  обучения.

      Если  связи между содержанием отдельных  предметов часто носят опосредованный, косвенный характер, но между производственным обучением и специальными предметами они, как правило, непосредственные - прямые и по логике построения, и по содержанию учебного материала, и по времени изучения аналогичных тем.

      Умения  и навыки учащихся при выполнении учебно-производственных заданий в процессе производственного обучения являются мерилом осознанности, прочности, эффективности усвоения знаний специальных предметов и должны рассматриваться как основной фактор обратной связи в системе «специальные предметы – производственное обучение». Несмотря на четко определенное содержание предметов в учебных программах, в практике учебной работы часто бывает так, что на уроках специальных предметов много внимания преподаватели уделяют изучению разных по сложности приемов выполнения работ. Мастера производственного обучения на вводных инструктажах так же много внимания уделяют теоретическим обоснованиям, дублируя программный материал. Такое дублирование никакой пользы не приносит, более того  отвлекает каждого от своих прямых обязанностей. Задача мастера производственного обучения – научить учащихся их профессии, задача преподавателя специального предмета – дать учащимся знания научных основ современной техники и технологии, необходимые для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией.

      Залогом качественной подготовки квалифицированных  конкурентоспособных рабочих являются не только связи между специальными предметами и производственным обучением, но и взаимосвязи в работе между  преподавателем и мастером производственного обучения.

      Особо следует остановиться на отборе учебного материала, хотя предметы взаимосвязаны, но типы и виды связей, названные  выше следует рассматривать более  детально, так как предметы в общем  комплексе дисциплин, изучаемых по профессии, занимают особое место.

      Основные  пути установления связей.

      Таблица 1.

Специальные предметы

(специальная  технология)

Производственное  обучение
1 2
 

   Изучение  преподавателями программ производственного  обучения.

   Изучение мастером производственного обучения программ специальных предметов (специальной технологии).
   Отбор  и расположение учебного материала  с учетом содержания и последовательности  производственного обучения таким  образом, чтобы теория опережала  практику.    Использование знаний учащихся, полученных на уроках по специальным предметам, при производственном обучении.
 

      Применение  при изучении предметов эффективных  методов активной работы учащихся, способствующих формированию у  них умений применять теоретические знания на практике  (лабораторно-практические работы, работы с производственной документацией, составление технологических карт и т.д.).

   Широкое применение  упражнений, формирующих у учащихся  умения применять на практике  знания, полученные на уроках  по специальным предметам (разработка технологического процесса, обработка, сборка, выбор режимов, использование таблиц, стандартов, расчетные формулы и т.д.).

      Таким образом теоретический и практический процессы являются органически целостными.

      2. Бинарный урок, как одна из форм интеграции. 

      По  своей природе профессиональное обучение состоит из двух частей, следовательно, оно бинарное.

      В общем смысле бинарное обучение это  такая организация учебного процесса, которая одновременно организует познавательную деятельность и формирование практических умений, навыков. Это обучение является новым синтетическим видом обучения, которому присущи закономерности, ранее не изучавшиеся педагогикой. Бинарный урок можно рассматривать как одну из форм интеграции теоретического и производственного обучения.

      Из  самой природы бинарного обучения вытекают следующие принципы:

    Функциональная  динамичность

             В ней на высоком уровне  проявляется динамика реализации  педагогических функций, обеспечивается  смена реализации одних функций другими. Процессы усвоения и формирования взаимосвязаны, переходят друг в друга, взаимообуславливаются и находятся в постоянном динамическом равновесии. Любое отступление от этого принципа будет возврат к изолированному традиционному обучению.

    Принцип опережающей роли познавательной деятельности

             Вооружение учащихся теми или  иными знаниями – не самоцель, а главное – подготовить человека  к практическим действиям. Знания  – ориентировочная основа. Без  умений нет навыков. Навыки  – база умений и основа их развития. Умения без знаний невозможны. «Знания непосредственно питают умения и ориентируют действия личности» - так практикует педагогика. С этим нельзя не согласиться. Человек не в состоянии выполнять те или  иные действия, не приобретя ориентировочную основу в собственных действиях. Иначе, чтобы действовать, нужно знать, как действовать. Нарушение этой логики может быть допущено при создании проблемных педагогических ситуаций. В этом случае практическое действие направлено не столько на отработку умений, навыков, сколько на формирование познавательной самостоятельности через решение учебной проблемы. Во всех других познавательная деятельность опережает.

    Принцип возрастающей интеграции знаний, умений, навыков

            Общеизвестно, что главный смысл обучения вообще заключается в подготовке человека к самостоятельной практической деятельности. Интегрируясь в единое целое, приобретают прочность. При раздельном обучении этот процесс замедляется. При бинарном – протекает как непрерывная смена шагов в обучении. Усваиваемые знания не являются однородными, они развернутого характера – вся их совокупность переводится в плоскость практического действия. Такая логика возрастающей интеграции не должна нарушаться, иначе каждое нарушение вызовет учебные затруднения. Характер учебной информации изменяется в зависимости от фазы урока. Он также претерпевает интеграцию. В литературе встречаются явно противоположные точки зрения относительно того, как должно вестись обучение – индуктивно или дедуктивно? Думается, что ни один из этих путей в отдельности не является верным. Нельзя обойтись без изложения учебного материала по частям, чтобы прийти к общему выводу. Точно также невозможно, не опираясь на некоторые выводы, не идти к объяснению частей. Бинарное обучение – процесс индуктивно-дедуктивный: от частностей к обобщению и от обобщений к новым частностям. Информация всегда будет носить интегрированный характер, всегда будет качественно новой. Умея применять усвоенные знания и обладая соответствующими навыками, будущий специалист в конечном счете приобретает профессиональную самостоятельность. Такая самостоятельность именно и есть интегративные знания, умения, навыки. В соответствии с этим принципом педагог дозирует учебный материал и деятельность учащихся таким образом, чтобы переход от одного учебного шага к другому, от одной фразы к другой был не простой сменяемостью, а был подчинен обеспечению возрастающей интеграции.

Информация о работе Бинарный урок как одна из форм интеграции теоретического и производственного обучения