Бинарный урок как одна из форм интеграции теоретического и производственного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 21:00, статья

Описание

В Постановлении Министерства образования Российской Федерации «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионального образования» указывается, что система достигла высокого уровня развития. Актуальная задача сегодняшнего дня – усиление требований к профессиональной компетентности рабочей силы со стороны работодателей.

Работа состоит из  1 файл

урок 2.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

            Бинарная форма обучения по  своей структуре и характеру   существенно отличается от других  видов обучения, от традиционных теоретических и производственных уроков, т.к. при ней обеспечивается не только целостная связь теории с практикой, но и объединяются темы опорных знаний, имеющий технологический характер.

             Основу бинарного обучения составляет шаговая организация  познавательной и практической деятельности учащихся.

    В плане урока отражаются:

    Тема:

    Цель: формирование системы  знаний соответствующих  умений и навыков.

    Задачи: по усвоению знаний и формированию умений (их перечень перечисляется).

    Оснащение урока (техническое, методическое, дидактическое) отдельно для познавательной и практической деятельности.

    1 фаза – материал разбирается на части:

    а) подготовка (формирование у учащихся знаний).

    б) работа с новым материалом.

    2 фаза – контроль знаний.

    3 фаза – упражнения (содержание практических работ).

      Контрольные вопросы: (проверить последовательность, проверить правильность и т.д.) если это урок производственного обучения, то при такой структуре вводного инструктажа не планируется, т.к. знания приобретаются порциями и сразу закрепляются.

      Урок  может проводить  один преподаватель  или один  мастер производственного  обучения, если он по крайней мере отвечает следующим основным требованиям:

      1.       Владеет методикой обучения.

      2.       Хорошо владеет профессией, по которой ведется обучение.

      3.       Обладает наличием всех качеств, обуславливающих эффективность обучения и воспитания.

      Продолжительность занятия с перерывами может составлять 3 - 4 часа.

      Урок  можно проводить вдвоем – мастер производственного обучения и преподаватель. Продолжительность обучения в целом может составлять 4 – 5 часов. Для теории отводится 1 – 2 часа, для производственного обучения – 3 – 4 часа. Урок проводится по единому плану, в котором отражаются:

  1. Согласованные темы.
  2. Согласованные структуры.
  3. Система умственных и практических действий.
  4. Педагогические действия, обеспечивающие организацию познавательной деятельности учащихся, ее контроль, анализ, оценку, корректировку.

План-схема

Бинарного урока  по спецтехнологии

и производственному  обучению по теме: ______________________________________________________________________

Тема  урока: ____________________________________________________________

Спецтехнология  – 1 час.

Производственное  обучение – 4 часа.

Бинарное  обучение – 5 часа.

Учебные цели занятия:

а) вооружить  учащихся знаниями;

б) сформировать у учащихся умение и навыки по использованию  …, подготовке ______________________________________________________________________

Воспитательная  цель: воспитание у учащихся точности, деловитости, внимательности при выполнении производственных операций.

Структура занятия:

      1 фаза – организующее и мотивационное  объяснение занятия.

      2 фаза – проверка домашнего  задания.

      3 фаза – изучение нового материала  и ознакомление.

      4 фаза – текущее закрепление усвоенных знаний и первичных пробных 

      умений.

      5 фаза – вводный инструктаж  и проведение самостоятельных  работ.

      6 фаза – самостоятельная работа  и текущие инструктажи.

      7 фаза – уборка рабочих мест.

      8 фаза – заключительный инструктаж  и оценивание качества знаний, 

      сформированности  умений и проявление актуальных качеств (точности, 

      организованности, внимательности, дисциплинированности).

      Эффективность бинарных уроков исключительна.

      Во-первых – соединяются педагогические усилия двух педагогов, что позволяет на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого. Имеющиеся недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого.

      Во-вторых – объединение усилий двух педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности (особенно когда большая наполняемость группы). При бинарном обучении кооперированного характера педагоги располагают временем, необходимым для изучения результатов своей деятельности в прошедшем шаге, т.к. смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога другим, смена познавательных учебных шагов благоприятствует тому, чтобы педагог мог увидеть практические результаты своих действий.

      В-третьих  – усиление индивидуальности обучения. Регулярная смена учебных шагов позволяет выявить тех учащихся, которые нуждаются в особом внимании.

      В-четвертых – облегчается изучение базисных (сложных) тем. Эти уроки имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности.

      При бинарном обучении обеспечивается комплексное  сочетание разнообразных методов  обучения: диалогический, целевой ориентации, мотивационно-побудительные, коммуникативные, контроля, анализа, совершенствования.

      Они могут чередоваться, например:

      1 фаза – рассказ о целях занятия,  о роли точности, внимательности  при выполнении 

      работ.

      2 фаза – проверка теоретических  знаний (устный опрос).

      3 фаза – эвристическая беседа.

      4 фаза – проверка усвоенных  знаний (устный опрос, оценка знаний, показ упражнений, 

практических  действий, демонстрация приемов по плакату, диафильму, кинофильму и т.д.).

      5 фаза – инструктаж.

      6 фаза – упражнения, показ, разъяснение.

      7 фаза – оценивание знаний и  практических умений.

      Лучше всего сочетаются:

      1.       Метод контроля (устный опрос).

      2.       Показательный.

      3.       Диалогический (беседа с учащимися).

      4.       Алгоритмический (учащиеся получают программу действий, задания).

      5.       Частично-поисковый, исследовательский (учащийся самостоятельно подходит к конечному результату).

      6.       Аналитический (анализируется деятельность учащихся, типизируются ошибки).

      При бинарном обучении изложение нового материала не отменяется, оно имеет  другую форму и не должно растворяться в практическом действии, а наоборот – систематизироваться, образуя целостную систему по той или иной теме. Доза учебной информации не должна выходить за пределы нормальной работоспособности учащихся при усвоении материала.

      Процесс управления познавательной деятельностью  представляет собой первый шаг – обучение, второй шаг – управление процессом формирования умений. Поэтому одностороннее применение методов в принципе невозможно. Естественно, в таком случае возникает довольно сложная задача, как отбирать методы бинарного обучения, которые в комплексе в каждом шаге, в каждой фразе позволили бы успешно решать поставленные задачи. В данном случае бинарность наиболее точно выражает совместимость, поэтому методы становятся как бы качественно новыми.

      Для бинарного обучения требуется коренное изменение материальной базы - нужен класс-лаборатароия или кабинет-мастерская, чтобы переход от одного занятия к другому и смена не требовала больших затрат.

      Что дает бинарное обучение?

      1.       Повышение качества профессиональных знаний и формирование профессиональных умений, навыков.

         Это объясняется тем, что процесс  усвоения и формирования не  имеют временного разрыва. Практические  действия непосредственно вплетаются  в мыслительную познавательную  деятельность и облегчают запоминание  полученной информации. Кроме того, усвоение новых знаний как бы переходит несколько ступеней, каждая из которых является качественно новой и более высокой в отношении пройденных. Мыслительный процесс (запоминание) сменяется созерцанием наглядных средств, затем переход к предметам деятельности и практическим действиям. Знания становятся прочными, хорошо осознанными.

      Существенной  особенностью бинарного обучения является то, что оно постоянно снижает  напряжение мыслительной и практической деятельности учащихся (умственная и  практическая деятельности рационально чередуются, и спада работоспособности не происходит).

      2. Повышение познавательной и практической активности.

      Активность  – сознательно проявляемая потребность  для достижения определенной цели.

Самостоятельность – способность без внешней помощи осуществлять определенные действия значительно лучше, так как уменьшается число принуждающих действий, увеличивается число случаев, когда учащиеся «докапываются» до сущности изучаемого материала, осознают, что та информация, которая в данный момент им предложена, должна быть использована в практическом действии. Недостаточное усвоение материала приводит к затруднениям, которые в практическом действии сразу обнаруживаются.

      Повышается  готовность воспроизводить усвоенные  знания, продемонстрировать способы и приемы деятельности. Такая готовность базируется на прочности знаний. Нескованное оперирование терминами, понятиями, объяснение зависимостей, причин, правил и т.д.

      При проверке знаний учащиеся во время  урока свободно объясняют пройденный материал, испытывают меньше затруднений, если они возникают, то обращаются к практическим действиям и преодолевают трудности. Любая трудность осмысливается с двух позиций: с точки зрения того, что они знают и с точки зрения, что они умеют. Именно это и повышает самостоятельность.

      3. Снижение числа  случаев механического  заучивания материалы.

      Ясно, что при механическом заучивании, не разобравшись в сущности материала  – самостоятельность в познавательном смысле низка. При бинарном уроке  – необходимость заучивания отпадает, теоретическое положение переносится в область практического действия, поэтому учебная информация становится доступной, понятной для учащихся. Более простым становится путь – глубже разобраться в новом материале через имеющиеся знания и практические действия.

      4.  Уменьшение у учащихся  потребности в  консультациях педагогов.

      5.  Усиление самоконтроля  учащихся в процессе  выполнения работы.

      6.  Усиление способности  учащихся работать  по обобщенному   

      алгоритму.

      7.       Повышение творческой активности.

      8.       Устраняется дублирование в теоретическом и производственном обучении.

Информация о работе Бинарный урок как одна из форм интеграции теоретического и производственного обучения