Бинарный урок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:58, реферат

Описание

Общественное производство в связи с бурным развитием научно-технического прогресса предъявляет всё возрастающие требование к подготовке учащихся средних сельскохозяйственных профессиональных лицеев, что приводит к росту объема знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Содержание

АННОТАЦИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 4
БИНАРНЫЙ УРОК КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ТЕОРИТИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ___ 5
Интегративное обучение, реализация интегрированных связей на уроке _____________________________________________________ 5
Бинарный урок, как одна из форм интеграции __________________ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ____________________________________________ 17
ЛИТЕРАТУРА _____________________________________________ 18
ПРИЛОЖЕНИЯ ____________________________________________ 19

Работа состоит из  1 файл

1040_Бинарный урок производственное обучение.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

 

Аннотация

     Производственное обучение является  важной составной частью процесса  профессионального обучения. Формирование  будущего рабочего высокой квалификации  начинается на уроках производственного  обучения, эффективность которых  прямо зависит от того, насколько мастер реализует на уроках современные требования к организации учебно-производственной деятельности.

     Необходимо отметить, что мастерам  производственного обучения профессий  немеханического направления очень  недостает методических рекомендаций и пособий по организации производственного обучения, раскрытию современных путей и способов формирования Госстандарта по профессиям и нуждами работодателей.

    Поэтому проблема совершенствования  учебно-производственного процесса  при обучении профессии «Продавец, контролер-кассир» в работе мастера производственного обучения является главным.

      Выполненная в рамках программы  методическая разработка урока  может быть использована в  практической деятельности начинающими  мастерами производственного обучения, ведущими обучения по учебной специальности «Торговое дело». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 
 

  1. АННОТАЦИЯ
  2. ОГЛАВЛЕНИЕ
  3. ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 4
  4. БИНАРНЫЙ УРОК КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ТЕОРИТИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ___ 5
    1. Интегративное обучение,  реализация интегрированных связей на уроке _____________________________________________________ 5
    2. Бинарный урок, как одна из форм интеграции __________________ 8
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ____________________________________________ 17
  6. ЛИТЕРАТУРА _____________________________________________ 18
  7. ПРИЛОЖЕНИЯ ____________________________________________ 19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Общественное  производство в связи с бурным развитием научно-технического прогресса  предъявляет всё возрастающие требование к подготовке учащихся средних сельскохозяйственных профессиональных лицеев, что приводит к росту объема знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

  Подготовкой учащихся в Республике Беларусь занимаются ряд специализированных учебных учреждений: колледжи, училище, лицеи, срок обучения в которых зависит от выбранной профессии и уровня квалификации, ведётся обучение на базе общего среднего образования и девятилетнего образования с одновременным получением общего образования и рабочей профессии. Выпускники этих учебных заведений должны быть всесторонне развитыми и культурно образованными, а также владеть профессиональным мастерством и способными решать задачи различной сложности.

  Учебный процесс – процесс творческий. Здесь не может быть рецептов и инструкций, сковывающих деятельность преподавателей, мастеров производственного обучения, руководителей лицея. Дальнейшее совершенствование обучения и воспитания в лицеях во многом зависит от творческой деятельности педагогических коллективов, профессионального мастерства каждого работника.

     В ходе обучения реализуются  многие цели, главная из которых  – передача опыта от одного  поколения к другому. На своих  уроках производственного обучения  весь свой практический опыт, знания и умения я стремлюсь передать своим учащимся. На уроках производственного обучения я применяю различные формы и методы обучения. Применение методов обучения, активизирующих учебную деятельность, позволяет учащимся стать настоящими партнерами преподавателя, мастера по творчеству в атмосфере сотрудничества.

    Задача педагога – формировать  у учащихся способности решать  практические задачи сегодняшнего  дня. Активное обучение полностью  отвечает этому требованию. Обучение  является активным процессом,  нуждающимся в личном участии учащегося, которое является необходимым условием эффективности обучения.

    Возможности урока неисчерпаемы. Всё в лицее от него: общая культура и дружелюбие в отношении учеников с учителями, от него зависит осуществление пусть крошечной, но такой значительной в жизни приставки “СО”: сотворчество, сотрудничество, соучастие в учебном процессе. 
 

      Бинарный  урок как одна из форм интеграции теоретического и производственного  обучения

… Мы проводим на работе лучшую часть 

      своей   жизни.  Нужно   научиться   так

      работать,  чтобы    работа   была  легка

        и  постоянной   жизненной   школой …

      А.К. Гостев

1. Интегративное обучение,

реализация  интегрированных  связей на уроке

      Интеграция  в переводе с латинского – восстановление, восполнение, объединение частей в одно целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимоведение.

      Задача  интегрирования – не просто показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь, дать учащимся желанное представление о единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция превратится в поверхностную констатацию – пародию на межпредметные связи.

      Выделяется  два вида интеграции:

Горизонтальная  – объедение сходного материала в разных учебных  предметах.

Вертикальная  – объединение  одним преподавателем в своем предмете   материала , который  тематически повторяется  на разном уровне  сложности.

      Формы учебного процесса, в которых проявляются  различные уровни интеграции:

      1.       Структуры, в которых объединяются несколько предметов.

      2.       Блокирование разных разделов.

      3.       Изучение одной темы на основе двух или нескольких предметов.

      4.       Курс, объединяющий знания на основе обобщенных операций мышления.

   

Уровни  интеграции

  1. Тематическая – два-три учебных предмета раскрывают одну тему. Характер иллюстративно-объяснительный.
  2. Проблемная – одну проблему учащиеся решают возможностями ряда предметов.
  3. Концептуальная – концепция рассматривается различными предметами в совокупности всех их средств и методов.
  4. Теоретическая – философское взаимопроникновение различных теорий.
  5. Диалектический уровень – предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний, синтез конкурирующих теорий.

     Реализация интегрированных связей на уроке.

          Интегрированные уроки предполагают  обязательное развитие творческой  активности учащихся, развивают  потенциал учащихся, побуждают к  активному познанию окружающей  действительности, к осмыслению  и нахождению причинно-следственных  связей, к развитию личности, коммуникативных способностей.

      Структура интегрированных уроков отличается от классических четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе  урока, большой информативной емкостью материала.

      В подготовке квалифицированных рабочих  особое значение имеет теории и практики. Наиболее ярким проявлением этого  является связь специальных предметов (спецтехнология) и производственного  обучения.

      Если  связи между содержанием отдельных  предметов часто носят опосредованный, косвенный характер, но между производственным обучением и специальными предметами они, как правило, непосредственные - прямые и по логике построения, и по содержанию учебного материала, и по времени изучения аналогичных тем.

      Умения  и навыки учащихся при выполнении учебно-производственных заданий в процессе производственного обучения являются мерилом осознанности, прочности, эффективности усвоения знаний специальных предметов и должны рассматриваться как основной фактор обратной связи в системе «специальные предметы – производственное обучение». Несмотря на четко определенное содержание предметов в учебных программах, в практике учебной работы часто бывает так, что на уроках специальных предметов много внимания преподаватели уделяют изучению разных по сложности приемов выполнения работ. Мастера производственного обучения на вводных инструктажах так же много внимания уделяют теоретическим обоснованиям, дублируя программный материал. Такое дублирование никакой пользы не приносит, более того  отвлекает каждого от своих прямых обязанностей. Задача мастера производственного обучения – научить учащихся их профессии, задача преподавателя специального предмета – дать учащимся знания научных основ современной техники и технологии, необходимые для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией.

      Залогом качественной подготовки квалифицированных  конкурентоспособных рабочих являются не только связи между специальными предметами и производственным обучением, но и взаимосвязи в работе между  преподавателем и мастером производственного обучения.

      Особо следует остановиться на отборе учебного материала, хотя предметы взаимосвязаны, но типы и виды связей, названные  выше следует рассматривать более  детально, так как предметы в общем  комплексе дисциплин, изучаемых по профессии, занимают особое место.

      Основные  пути установления связей.

Специальные предметы

(специальная  технология)

Производственное  обучение
  Изучение  преподавателями программ производственного  обучения. Изучение мастером производственного обучения программ специальных предметов (специальной технологии).
Отбор и расположение учебного материала  с учетом содержания и последовательности производственного обучения таким  образом, чтобы теория опережала  практику. Использование знаний учащихся, полученных на уроках по специальным предметам, при производственном обучении.
 Применение при изучении предметов эффективных методов активной работы учащихся, способствующих формированию у них умений применять теоретические знания на практике  (лабораторно-практические работы, работы с производственной документацией, составление технологических карт и т.д.). Широкое применение упражнений, формирующих у учащихся умения применять на практике знания, полученные на уроках по специальным  предметам (разработка технологического процесса, обработка, сборка, выбор режимов, использование таблиц, стандартов, расчетные формулы и т.д.).

      Таким образом теоретический и практический процессы являются органически целостными.

      2. Бинарный урок, как  одна из форм  интеграции.

      По  своей природе профессиональное обучение состоит из двух частей, следовательно, оно бинарное.

      В общем смысле бинарное обучение это  такая организация учебного процесса, которая одновременно организует познавательную деятельность и формирование практических умений, навыков. Это обучение является новым синтетическим видом обучения, которому присущи закономерности, ранее не изучавшиеся педагогикой. Бинарный урок можно рассматривать как одну из форм интеграции теоретического и производственного обучения.

      Из  самой природы бинарного обучения вытекают следующие принципы:

    Функциональная  динамичность

        В ней на высоком уровне проявляется динамика реализации педагогических функций, обеспечивается смена реализации одних функций другими. Процессы усвоения и формирования взаимосвязаны, переходят друг в друга, взаимообуславливаются и находятся в постоянном динамическом равновесии. Любое отступление от этого принципа будет возврат к изолированному традиционному обучению.

Информация о работе Бинарный урок