Бинарный урок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:58, реферат

Описание

Общественное производство в связи с бурным развитием научно-технического прогресса предъявляет всё возрастающие требование к подготовке учащихся средних сельскохозяйственных профессиональных лицеев, что приводит к росту объема знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Содержание

АННОТАЦИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 4
БИНАРНЫЙ УРОК КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ТЕОРИТИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ___ 5
Интегративное обучение, реализация интегрированных связей на уроке _____________________________________________________ 5
Бинарный урок, как одна из форм интеграции __________________ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ____________________________________________ 17
ЛИТЕРАТУРА _____________________________________________ 18
ПРИЛОЖЕНИЯ ____________________________________________ 19

Работа состоит из  1 файл

1040_Бинарный урок производственное обучение.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

    Принцип опережающей роли познавательной деятельности

       Вооружение учащихся теми или иными знаниями – не самоцель, а главное – подготовить человека к практическим действиям. Знания – ориентировочная основа. Без умений нет навыков. Навыки – база умений и основа их развития. Умения без знаний невозможны. «Знания непосредственно питают умения и ориентируют действия личности» - так практикует педагогика. С этим нельзя не согласиться. Человек не в состоянии выполнять те или иные действия, не приобретя ориентировочную основу в собственных действиях. Иначе, чтобы действовать, нужно знать, как действовать. Нарушение этой логики может быть допущено при создании проблемных педагогических ситуаций. В этом случае практическое действие направлено не столько на отработку умений, навыков, сколько на формирование познавательной самостоятельности через решение учебной проблемы. Во всех других познавательная деятельность опережает.

    Принцип возрастающей интеграции знаний, умений, навыков

       Общеизвестно, что главный смысл обучения вообще заключается в подготовке человека к самостоятельной практической деятельности. Интегрируясь в единое целое, приобретают прочность. При раздельном обучении этот процесс замедляется. При бинарном – протекает как непрерывная смена шагов в обучении. Усваиваемые знания не являются однородными, они развернутого характера – вся их совокупность переводится в плоскость практического действия. Такая логика возрастающей интеграции не должна нарушаться, иначе каждое нарушение вызовет учебные затруднения. Характер учебной информации изменяется в зависимости от фазы урока. Он также претерпевает интеграцию. В литературе встречаются явно противоположные точки зрения относительно того, как должно вестись обучение – индуктивно или дедуктивно? Думается, что ни один из этих путей в отдельности не является верным. Нельзя обойтись без изложения учебного материала по частям, чтобы прийти к общему выводу. Точно также невозможно, не опираясь на некоторые выводы, не идти к объяснению частей. Бинарное обучение – процесс индуктивно-дедуктивный: от частностей к обобщению и от обобщений к новым частностям. Информация всегда будет носить интегрированный характер, всегда будет качественно новой. Умея применять усвоенные знания и обладая соответствующими навыками, будущий специалист в конечном счете приобретает профессиональную самостоятельность. Такая самостоятельность именно и есть интегративные знания, умения, навыки. В соответствии с этим принципом педагог дозирует учебный материал и деятельность учащихся таким образом, чтобы переход от одного учебного шага к другому, от одной фразы к другой был не простой сменяемостью, а был подчинен обеспечению возрастающей интеграции.

       Бинарная форма обучения по своей структуре и характеру  существенно отличается от других видов обучения, от традиционных теоретических и производственных уроков, т.к. при ней обеспечивается не только целостная связь теории с практикой, но и объединяются темы опорных знаний, имеющий технологический характер.

       Основу бинарного обучения составляет шаговая организация  познавательной и практической деятельности учащихся.

    В плане урока отражаются:

    Тема:

    Цель: формирование системы  знаний соответствующих  умений и навыков.

    Задачи: по усвоению знаний и формированию умений (их перечень перечисляется).

    Оснащение урока (техническое, методическое, дидактическое) отдельно для познавательной и практической деятельности.

    1 фаза – материал разбирается на части:

    а) подготовка (формирование у учащихся знаний).

    б) работа с новым материалом.

    2 фаза – контроль знаний.

    3 фаза – упражнения (содержание практических работ).

      Контрольные вопросы: (проверить последовательность, проверить правильность и т.д.) если это урок производственного обучения, то при такой структуре вводного инструктажа не планируется, т.к. знания приобретаются порциями и сразу закрепляются.

      Урок  может проводить  один преподаватель или один  мастер производственного обучения, если он по крайней мере отвечает следующим основным требованиям:

    • Владеет методикой обучения.
    • Хорошо владеет профессией, по которой ведется обучение.
    • Обладает наличием всех качеств, обуславливающих эффективность обучения и воспитания.

      Продолжительность занятия с перерывами может составлять 3 - 4 часа.

      Урок  можно проводить вдвоем – мастер производственного обучения и преподаватель. Продолжительность обучения в целом  может составлять 4 – 5 часов. Для теории отводится 1 – 2 часа, для производственного обучения – 3 – 4 часа. Урок проводится по единому плану, в котором отражаются:

  1. Согласованные темы.
  2. Согласованные структуры.
  3. Система умственных и практических действий.
  4. Педагогические действия, обеспечивающие организацию познавательной деятельности учащихся, ее контроль, анализ, оценку, корректировку.

План-схема

Бинарного урока по товароведению и производственному обучению по теме: __________________________________________________________________

Тема  урока:____________________________________________________

  • Товароведение – 1 час.
  • Производственное обучение – 4 часа.
  • Бинарное обучение – 5 часа.

Учебные цели занятия:

  • вооружить учащихся знаниями;
  • сформировать у учащихся умение и навыки по использованию …, подготовке…

    Воспитательная  цель: воспитание у учащихся точности, деловитости, внимательности при выполнении производственных операций.

Структура занятия:

  • 1 фаза – организующее и мотивационное объяснение занятия.
  • 2 фаза – проверка домашнего задания.
  • 3 фаза – изучение нового материала и ознакомление.
  • 4 фаза – текущее закрепление усвоенных знаний и первичных пробных умений.
  • 5 фаза – вводный инструктаж и проведение самостоятельных работ.
  • 6 фаза – самостоятельная работа и текущие инструктажи.
  • 7 фаза – уборка рабочих мест.
  • 8 фаза – заключительный инструктаж и оценивание качества знаний,  сформированности умений и проявление актуальных качеств (точности,  организованности, внимательности, дисциплинированности).

      Эффективность бинарных уроков исключительна.

      Во-первых – соединяются педагогические усилия двух педагогов, что позволяет на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого. Имеющиеся недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого.

      Во-вторых – объединение усилий двух педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности (особенно когда большая наполняемость группы). При бинарном обучении кооперированного характера педагоги располагают временем, необходимым для изучения результатов своей деятельности в прошедшем шаге, т.к. смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога другим, смена познавательных учебных шагов благоприятствует тому, чтобы педагог мог увидеть практические результаты своих действий.

      В-третьих  – усиление индивидуальности обучения. Регулярная смена учебных шагов позволяет выявить тех учащихся, которые нуждаются в особом внимании.

      В-четвертых – облегчается изучение базисных (сложных) тем. Эти уроки имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности.

      При бинарном обучении обеспечивается комплексное  сочетание разнообразных методов  обучения: диалогический, целевой ориентации, мотивационно-побудительные, коммуникативные, контроля, анализа, совершенствования.

      Они могут чередоваться, например:

  • 1 фаза – рассказ о целях занятия, о роли точности, внимательности при выполнении  работ.
  • 2 фаза – проверка теоретических знаний (устный опрос).
  • 3 фаза – эвристическая беседа.
  • 4 фаза – проверка усвоенных знаний (устный опрос, оценка знаний, показ упражнений,  практических действий, демонстрация приемов по плакату, диафильму, кинофильму и т.д.).
  • 5 фаза – инструктаж.
  • 6 фаза – упражнения, показ, разъяснение
  • 7 фаза – оценивание знаний и практических умений.

      Лучше всего сочетаются:

  • Метод контроля (устный опрос).
  • Показательный.
  • Диалогический (беседа с учащимися).
  • Алгоритмический (учащиеся получают программу действий, задания).
  • Частично-поисковый, исследовательский (учащийся самостоятельно подходит к конечному результату).
  • Аналитический (анализируется деятельность учащихся, типизируются ошибки).

      При бинарном обучении изложение нового материала не отменяется, оно имеет  другую форму и не должно растворяться в практическом действии, а наоборот – систематизироваться, образуя целостную систему по той или иной теме. Доза учебной информации не должна выходить за пределы нормальной работоспособности учащихся при усвоении материала.

      Процесс управления познавательной деятельностью  представляет собой первый шаг – обучение, второй шаг – управление процессом формирования умений. Поэтому одностороннее применение методов в принципе невозможно. Естественно, в таком случае возникает довольно сложная задача, как отбирать методы бинарного обучения, которые в комплексе в каждом шаге, в каждой фразе позволили бы успешно решать поставленные задачи. В данном случае бинарность наиболее точно выражает совместимость, поэтому методы становятся как бы качественно новыми.

      Что дает бинарное обучение?

1.Повышение качества профессиональных знаний и формирование профессиональных умений, навыков.

         Это объясняется тем, что процесс  усвоения и формирования не  имеют временного разрыва. Практические  действия непосредственно вплетаются  в мыслительную познавательную  деятельность и облегчают запоминание полученной информации. Кроме того, усвоение новых знаний как бы переходит несколько ступеней, каждая из которых является качественно новой и более высокой в отношении пройденных. Мыслительный процесс (запоминание) сменяется созерцанием наглядных средств, затем переход к предметам деятельности и практическим действиям. Знания становятся прочными, хорошо осознанными.

      Существенной  особенностью бинарного обучения является то, что оно постоянно снижает напряжение мыслительной и практической деятельности учащихся (умственная и практическая деятельности рационально чередуются, и спада работоспособности не происходит).

2. Повышение познавательной и практической активности.

      Активность  – сознательно проявляемая потребность  для достижения определенной цели.

Самостоятельность – способность без внешней  помощи осуществлять определенные действия значительно лучше, так как уменьшается  число принуждающих действий, увеличивается число случаев, когда учащиеся «докапываются» до сущности изучаемого материала, осознают, что та информация, которая в данный момент им предложена, должна быть использована в практическом действии. Недостаточное усвоение материала приводит к затруднениям, которые в практическом действии сразу обнаруживаются.

      Повышается  готовность воспроизводить усвоенные  знания, продемонстрировать способы  и приемы деятельности. Такая готовность базируется на прочности знаний. Нескованное  оперирование терминами, понятиями, объяснение зависимостей, причин, правил и т.д.

      При проверке знаний учащиеся во время  урока свободно объясняют пройденный материал, испытывают меньше затруднений, если они возникают, то обращаются к  практическим действиям и преодолевают трудности. Любая трудность осмысливается с двух позиций: с точки зрения того, что они знают и с точки зрения, что они умеют. Именно это и повышает самостоятельность.

3. Снижение числа  случаев механического  заучивания материалы.

Информация о работе Бинарный урок